Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Противоположное являющемуся и противоположное не являющемуся 1 страница




Существующее подразделяется на два: действительное (вещь) и постоянное.

Признак действительного (вещи): способное выполнять функцию (выполнить функцию, осуществить действие) - порождать свой плод (последующее в своем потоке и познание), выполнять свою ф-цию - приводить к достижению цели.

Действительное, собственный признак, абсолютная истина, явное (явный объект), рожденное, непостоянное, паратантра (- букв. "власть иного" - зависимое от иного) - тождественны по смыслу.

Признак непостоянного: мгновенное - важный раздел Дхармы - Кшаникавада (Донец, "Базовая система дхармических категорий…", стр. 46, стр. 68, прим.101).

Подразделяется на три: материальное, психическое (сознание-познание), непсихические элементы-соединители.

Материальное\чувственное подразделяется на два: грубое чувственное и мелкое чувственное.

Основа признака первого - кувшин. Основа признака второго - неделимый атом.

Или на два: внешнее чувственное и внутреннее чувственное.

Признак ума - ведание. Ум, ведание, психическое, ясность - тождественны по смыслу.

Признак непсихических элементов-соединителей (не являющихся обладающими [сходством]): элементы-соединители, совершенно отличающиеся отсутствием сходства с самим [главным умом].

Действительное, не являющееся ни материальным, ни психическим, и непсихические элементы-соединители - оба - тождественны по смыслу.

Основа признака - личность.

Признак постоянного: основа, объединяющая дхарму и не являющееся мгновенным.

Постоянное, несоединившееся (непроизведенное собранием), недействительная дхарма, общий признак, относительная истина (kun rdzob bden pa - "полностью затемняющая истина"), дхарма, не являющаяся явным [объектом], дхарма, входящая в состав одного из двух - парикальпиты (kun btags - "полностью признаваемое (целиком умозрительное)") и паринишпанны (yongs grub - "полностью имеющее место") - тождественны по смыслу.

Если подразделять постоянное, то существует два: постоянное во всех отношениях и постоянное иногда. Существует устанавливаемое [как] постоянное во всех отношениях, так как им являются два: предмет познания и существующее.

Существует устанавливаемое [как] постоянное иногда, так как им являются два: обратно тождественное кувшину и обратно тождественное колонне - существует при определенных условиях - наличии кувшина; или пространство какого-либо предмета; или нирвана конкретного индивида - не возникает, а происходит просто прекращение связи индивида с рождением и уничтожением, при этом прекращение имеет причину и является непостоянным, а прекращенность является постоянным и не имеет причины.

Или на два: являющееся [и] возможное (предмет познания (некий предмет мысли как предмет познания в его аспекте постоянства)) и являющееся [и] не возможное (два: постоянное и вещь).

Или подразделяется на четыре (подразделение "несоединившегося" - не возникающего от своих причин и условий): пространство, прекращенность, постигаемая каждым [индивидуально], прекращенность, не [относящаяся к] постигаемой каждым [индивидуально] - неполная лишенность клеш, препятствование не всем видам рождения - эти три являются постоянным во всех отношениях, следующий вид - постоянное иногда: дхарма - несоединившееся, не являющаяся ни одним из этих трех. Основы признака четвертого [вида]: несуществование самости индивида, обратно тождественное чувственного, чувственное, являющееся определяемым, возможное [в качестве] чувственного, являющееся признаком, являющееся возможным [в качестве] чувственного, отличным от чувственного, каковым [является] кувшин и т.д., а также иное, подобное [этому].

Хотя пространство является постоянным, что равнозначно существующему условно (дхарма, обоснованная лишь как признаваемая концептуально [в концептуальном] восприятии-признавании ее самой) (см. 12 тему), но пространство не является только лишь концептом, так как иначе оно ничем не отличалось бы от несуществующих рогов зайца и относилось бы к четвертому виду несоединившегося – концептам (то же самое относится и к непсихическим элементам-соединителям - действительному).

Кедруб Чже, «Большой тонтун»:

«В трактате «Открывающий установленный и подлежащий установлению [смыслы]» (drang nges rnam ‘byed) сказано:

«Однако, если нечто является устанавливаемым лишь [в силу] имени и термина, [вайбхашик и саутрантик] принимают, что это не может быть причиной [и] плодом. /57/ Эти два реалиста [считают], что если отрицать, что чувственное и так далее как основа концептуального признавания и как местопребывание приписанного термина имеет место благодаря свалакшане (rang mtshan), тогда оно не может определяться как существующее. Это не относится к свалакшане, которую признают логики (tshad ma pa)».

Хотя в [этом тексте Цонкапы] утверждается, что это не относится к свалакшане, которую признают логики, это не означает, что два реалиста не принимают, что тот самый предмет, который явлен как основа наименований типа чувственное и так далее в безошибочном сознании органов чувств, является свалакшаной, которая подразумевается в таких высказываниях [логиков] как: [29Б] «поскольку [имеется] два предмета рассмотрения (gzhal bya), постольку [имеется] два верных познания» (первая строфа «Праманаварттики» Дхармакирти), так как в этом высказывании из коренного текста указывается, что способное выполнять функцию (don byed nus pa) охватывается [тем, что имеет место] благодаря собственному признаку и так как Махатма (Дхармакирти) принимает, что для саутрантика невозможно принять общую основу, являющуюся непосредственным являющимся объектом (dngos kyi snang yul) безошибочного сознания органов чувств, [и] являющуюся также не способным выполнять функцию.

Здесь, [когда он говорит], что если бы саутрантики и так далее отрицали, что местопребывания приписанных терминов имеют место благодаря свалакшане, то они не могли бы определять их как существующие, [тогда эта свалакшана] не задействуется как та свалакшана, которая подразумевается самими саутрантиками в таких высказываниях как: «поскольку [имеется] два предмета рассмотрения» и так далее [и которая охватывает вещь]. /58/ Поскольку саутрантики не принимают пространство, являющееся основой вхождения имени пространства, как вещь (dngos po), [для них та свалакшана, при отрицании которой отрицается существование,] не является той свалакшаной, которая [подразумевается] в таких высказываниях как «поскольку [имеется] два предмета рассмотрения» и так далее, [и которая охватывает вещь]. Однако они определяют [такое пространство] как существующее, [а значит, и обладающее свалакшаной, которая не охватывает вещь]. Хотя и так, они принимают, что пространство в качестве основы вхождения имени пространства имеет место в силу собственной реальности пространства (nam mkha’ rang gi gnas tshod), [что и является свалакшаной, которая не охватывает вещь], и что если оно не имеет места таким образом, пространство не может определяться как существующее.

[30А] Саутрантики принимают, что пространство и нирвана, как местопребывания, в которые входят имена пространства и истощения порочности, имеют место в силу собственной реальности пространства и нирваны, но, хотя сами саутрантики при этом не упоминают имя свалакшана (то есть они не говорят «имеют место благодаря свалакшане»), однако в соответствии с читтаматринами смысл сводится к тому, что саутрантики принимают это («в силу собственной реальности») как смысл свалакшаны. Понять это крайне важно».

А. Кляйн, «Знание и освобождение»:

«Пример чего-то признаваемого концептуально, но не явля­ющегося (ложным) приписыванием - это связь между определением (признаком) и определя­емым (этим признаком). Такая взаимосвязь считается признаваемой концептуально, по­скольку мышление постигает это поэтапно; вначале следует определение, а затем определяемое. И поскольку такая связь существует - это не (ложное) приписывание.

Дхармы, признаваемые концептуально (rtog раs btags ра), обя­зательно постоянны и являются являющимися объектами мышления, но не непосредственного восприятия.

 

«Лучи солнечного света»: существующее условно, обратно тождественная дхарма, постоянное - три, являются тождественными по смыслу

 

«Ожерелье»: Индивид не является существующим субстанционально, способным восприниматься-признаваться независимо, так как является существующим условно, не способным восприниматься-признаваться независимо.

Три: существующее условно, обратно тождественная дхарма и постоянное тождественны по смыслу.

 

Что касается идей Саутрантики, то трудно точно установить ста­тус таких оценочных качеств как «хорошее», «плохое», «большое», «маленькое» и т.д. Когда видят человека и думают о нем плохо, то сознание глаза видит лишь цвет и форму, и именно концептуальное умственное сознание принимает в качестве своего объекта «по­рочность» этого индивида. Кто-то другой, видя того же челове­ка, может видеть его как «хорошего». Реагируя на личность или на вещь как на плохую или хорошую, на самом деле и главным образом реагируют на образ своего собственного ума, возможно, даже не осоз­навая того, что такой образ имеется. На основании этого делается вывод, что такие качества как «хорошее», «слишком маленькое» или «слишком большое» не являются собственными признаками и, следовательно, не могут проявляться для сознания глаза. И поскольку такие качества не яв­ляются субстанционально тождественными по реализации ­являющемуся объекту, нет никакого противоречия в том, что они не проявляются для ума, входящего утверждающе, такого как сознание гла­за, которое по определению должно воспринимать все факторы, со­путствующие являющемуся объекту по месту, времени и бытию. Например, образ хорошего автомобиля, который проявляется как про­тивоположность не-хорошего автомобиля, принимается как явля­ющийся объект мышления, тогда как сам объект - автомобиль - проявляется для сознания глаза.

Однако Саутрантика не может категорически утверждать, что субъективные качества, такие как плохое и хорошее, являются всего лишь признаваемыми мышлением. Такие качества должны также быть признаны существующими со своей собственной стороны. Иначе про­стого утверждения положительных или отрицательных качеств буд­ет вполне достаточно для установления достоинства или недостатка определенного объекта. Далее, если бы достоинства и пр. были про­стым признаванием, они являлись бы постоянными, а это неприем­лемо. Ясного представления статуса таких субъективных качеств са­утрантики не дают. Чтобы обсуждать это более детально, необходимо прежде изучить Читтаматру, в которой все объекты и их качества воз­никают из скрытых тенденций ума, и особенно Мадхьямаку, где лич­ность, а также любые хорошие качества и т.д. одинаково рассматриваются как простое концептуальное признавание».

Признак недействительного (не-вещи): лишенное способности выполнять функцию.

Недействительное, не рожденное (не возникшее), несоединившееся, не являющееся действительным тождественны по смыслу.

Недействительная дхарма - постоянное, а недействительное - лишенное способности выполнять функцию, подразделяется на два: несуществующее и постоянное.

Цель изучения этой темы - подготовка к изучению обратно тождественного.

Цель изучения обратно тождественного (подробнее - в 4 теме): все концептуальное познание основано на этом. Апохавада – исключение иного – выдвинута Дигнагой для объяснения того, каким образом возможно концептуальное познание дхарм при фактическом отсутствии их явления (или при их непребывании в том виде, в котором они явлены концептуальному познанию, и как при этом осуществляется координация между всегда ошибающимся концептуальным познанием и реальностью, обеспечивающая достижение целей).

Противоположное = обратное = не являющееся:

Два: противоположное являющемуся существующим и не являющееся существующим являются равнооохватывающими [по типу] "является", так как если [нечто] является противоположным являющемуся существующим, [оно] охватывается [тем, что] не является существующим, [и], если [нечто] не является существующим, [оно] охватывается [тем, что] является противоположным являющемуся существующим.

Противоположное не являющемуся существующим, противоположное являющемуся противоположным являющемуся существующим, не являющееся не являющимся существующим, являющееся существующим являются равноохватывающими (взаимоохватывающими) [по типу] "является", так как если [нечто] является противоположным не являющемуся существующим, [оно] охватывается [тем, что] является существующим, [и], если [нечто] является существующим, [оно] охватывается [тем, что] является противоположным не являющемуся существующим.

 

Диспуты

Противоположное, не являющееся – отрицания – два (четыре, шесть и т.д.) отрицания взаимоуничтожаются, но указывают на абстрагирование, на концептуальное познание:

1. Некто сказал(Н): Если [нечто] является противоположнымне являющемуся одним из [двух:] существующим [или] несуществующим (= Если [нечто] является одним из [двух:] существующим [или] несуществующим), [оно] охватывается [тем, что] является противоположнымне являющемуся существующим (= [оно] охватывается [тем, что] является существующим)

2. Некто сказал(Н): Если [нечто] является противоположным являющемуся не существующим (= Если [нечто] является существующим), [оно] охватывается [тем, что] является противоположным являющемуся не произведенным (= [оно] охватывается [тем, что] является произведенным )

7. Некто сказал (Н): Если [нечто] является противоположным являющемуся противоположным являющемуся постоянным (= Если [нечто] является постоянным), [оно] охватывается [тем, что] является противоположным являющемуся постоянным

9. Некто сказал (Н): Если [нечто] является противоположнымне являющемусяпротивоположным являющемуся не существующим (= Если [нечто] является существующим), [оно] охватывается [тем, что] является противоположнымне являющемусяпротивоположным являющемуся не действительным (= [оно] охватывается [тем, что] является действительным)

Если не существует являющееся им (нечто), [оно] охватывается несуществованием противоположного не являющемуся им (нечто), так как, например, [являющееся одновременно] двумя - определяемым [и] определением, таковы.

Если не существует не являющееся им (нечто), [оно] охватывается несуществованием противоположного являющемуся им (нечто), так как, например, несуществование самости индивида, таково.

4. Некто сказал (Н): Если существует противоположное не являющемуся им, [оно] охватывается существованием противоположного являющемуся им

5. Некто сказал (Н): Если существует противоположное являющемуся им, [оно] охватывается существованием противоположного не являющемуся им

 

Только постоянное и постоянное - два - являются равноохватывающими (взаимоохватывающими) [по типу] "является", однако не тождественны по смыслу, так как [постоянное существует, но] не существует только постоянное и существует дхарма в качестве не являющегося постоянным.

Существующее не подобно [рассмотренному выше только постоянному], так как только существующее существует, так как дхарма в качестве не являющегося существующим, не существует:

11. Некто сказал (Н): Если существует противоположное не являющемуся им (нечто), оно (нечто) охватывается существующим

А: Только действительное; оно существует, так как существует противоположное не являющемуся им

 

Хотя противоположное не являющемуся действительным охватывается [тем, что] является противоположным не являющемуся действительным, но противоположное являющемуся постоянным не охватывается [тем, что] является противоположным являющемуся постоянным:

10. Если некоторые говорят: если [нечто] является противоположным являющемуся постоянным, то [это] противоположное являющемуся постоянным охватывается [тем, что] является противоположным являющемуся постоянным.

Противоположное являющемуся постоянным не является противоположным являющемуся постоянным, так как противоположное являющемуся постоянным является противоположным не являющемуся постоянным, так как противоположное являющемуся постоянным является постоянным.

11. Если некоторые говорят: если [нечто] является противоположным не являющемуся противоположным не являющемуся действительным, то [это] противоположное не являющемуся действительным охватывается [тем, что] является противоположным не являющемуся действительным.

Противоположное не являющемуся действительным не является противоположным не являющемуся действительным, так как противоположное не являющемуся действительным является противоположным являющемуся действительным, так как противоположное не являющемуся действительным не является действительным, так как противоположное не являющемуся действительным является постоянным.

15. А: Обратно тождественное кувшина; противоположное являющемуся постоянным является противоположным не являющемуся постоянным, так как противоположное являющемуся постоянным является постоянным

 

Хотя являющееся действительным является действительным, однако не являющееся не являющимся действительным является постоянным, приходим к этому, так как [оно - "не являющееся не являющимся действительным"] существует [как] одно (единственное) отрицание [типа] "не существует", лишь отсекающее (bcad tsam) всё [то, что] не является действительным, приходим к этому, так как [оно] существует [как] одно (единственное) отрицание [типа] "не существует", лишь отсекающее всё [то, что] не является [например,] кувшином, приходим к этому, так как то отрицание [типа] "не существует", лишь отсекающее всё [то, что] не является кувшином, является исключением иного – отрицанием [типа] "не существует", [относящимся к] кувшину (bum pa'i med dgag gi gzhan sel) [и поэтому является постоянным]

 

14. А: Охватывание существует, так как если [нечто] не является постоянным, [оно] охватывается не являющимся тем, [что определяется через] сколько угодно раз [повторяющееся -] противоположное не являющемуся противоположным не являющемуся постоянным, так как если [нечто] является постоянным, [оно] охватывается являющимся тем, [что определяется через] сколько угодно раз [повторяющееся -] противоположное не являющемуся противоположным не являющемуся постоянным

 

15. А: Обратно тождественное кувшина является противоположным являющемуся противоположным являющемуся постоянным, так как является постоянным - охватывается, так как если [нечто] является постоянным, [оно] охватывается являющимся тем, [что определяется через] два [повторения -] противоположное являющемуся противоположным являющемуся постоянным; охватывается не являющимся тем, [что определяется через] три [повторения]; охватывается являющимся тем, [что определяется через] четыре [повторения].

 

11. Некто сказал (Н): Если существует противоположное не являющемуся им (нечто), оно (нечто) охватывается существующим

А: Только действительное; оно существует, так как существует противоположное не являющемуся им, так как существует являющееся им, так как сознание является тем (являющимся только действительным)

А: Действительное; не существует только оно, так как существует дхарма, не являющаяся им, так как непроизведенное является тем (дхармой, не являющейся действительным)

 

Хотя существующее является постоянным, а постоянное - существующим, но:

9. Если некоторые говорят: если [нечто] является существующим, [оно] охватывается [тем, что] является постоянным

[тогда] приходим к тому, что:

Всеведение является постоянным, так как является существующим.

 

Хотя недействительное подразделяется на два: несуществующее и постоянное, но:

3. А: Недействительное является существующим, так как является осознаваемым верным познанием

 

6. из "Ожерелья": Существующее не является способным выполнять функцию, так как не является способным породить собственный плод.

 

5. Некто сказал (Н): Предмет познания является противоположным не являющемуся плоским, так как является не являющимся не являющимся плоским

А: Не охватывается [- правильно], если "противоположное не являющемуся плоским" понимать как обратно тождественное плоскому - тогда предмет познания (постоянное) не является обратно тождественным плоскому, хотя предмет познания действительно является не являющимся "не являющимся плоским", где "не являющееся плоским" - одна из восьми разновидностей формы, и предмет познания, конечно же, является не являющимся одной из восьми разновидностей формы.

Но "не являющееся не являющимся плоским", кроме понимания в качестве не являющегося одним из восьми разновидностей формы ("не являющееся плоским"), может пониматься и как равнозначное "противоположному не являющемуся плоским", т.е. обратно тождественному плоскому:

6. Некто сказал о проведенном [выше диспуте] (Н): Плоское является равноохватывающим (взаимоохватывающим) [по типу] "является" с двумя - противоположным не являющемуся им и не являющимся не являющимся им, так как оно является несуществованием самости - является тем, с чем нужно соглашаться.

 

4 тема. Обратно тождественное и одно с …

Цель изучения обратно тождественного: все концептуальное познание основано на этом. Апохавада – исключение иного – выдвинута Дигнагой для объяснения того, каким образом возможно концептуальное познание дхарм при фактическом отсутствии их явления (или при их непребывании в том виде, в котором они явлены концептуальному познанию, и как при этом осуществляется координация между всегда ошибающимся концептуальным познанием и реальностью, обеспечивающая достижение целей).

 

Признак обратно тождественного той дхармы: дхарма, противоположная отличающемуся от той дхармы.

Признак обратно тождественного действительного: дхарма, противоположная отличающемуся от действительного.

Основа признака: действительное.

Два: обратно тождественное кувшину и одно с кувшином являются равнооохватывающим [по типу] "является", так как если [нечто] имеет место [в качестве] основы (см. 2 тему), оно охватывается [тем, что] является обратно тождественным ему самому, и, если [нечто] имеет место [в качестве] основы, оно охватывается [тем, что] является одним с ним самим, так как если [нечто] имеет место [в качестве] основы, оно охватывается [тем, что] не является отличающимся от него самого.

Обратно тождественное себе действительного, обратно тождественное действительного и одно с действительным – три – являются тождественными по смыслу [дхармами], перечисляемыми [разными] именами.

Обратно тождественное некой дхарме - обратное (противоположное) не являющемуся той дхармой или не являющееся не являющимся той дхармой или не являющееся тем, что не является той дхармой или не являющееся иным, нежели та дхарма, т.е. являющееся той дхармой.

Все дхармы – обратно тождественные себе. Существует устанавливаемое [как] обратно тождественное кувшину, так как им является кувшин.

 

Сам непостоянный кувшин не является тем, что не является кувшином, т.е. является обратно тождественным кувшину и кувшином.

Обратно тождественное кувшину, само будучи концептуальным конструктом, и потому постоянным, не исчерпывается самим кувшином, но включает также (может указывать также и на) мыслимый концептуально и существующий умозрительно кувшин – он тоже не является тем, что не является кувшином, поэтому: «обратно тождественное дхарме (как умозрительный кувшин или сам концептуальный конструкт) не является обратно тождественным дхарме (в качестве самого кувшина), так как является отличающимся от дхармы»:

 

5. Обратно тождественное кувшину не является обратно тождественным кувшину, так как не является кувшином, так как не является действительным, так как является постоянным

 

(то же самое – в отношении «одного с»):

Ожерелье: 4. Одно с кувшином (как умозрительный кувшин или сам концептуальный конструкт) не является обратно тождественным кувшину (в качестве самого кувшина), так как не является одним с кувшином (в качестве самого кувшина), так как является отличающимся от кувшина (в качестве самого кувшина), так как является постоянным

5. А: Обратно тождественное звука не является обратно тождественным звука, так как оно не обратно не являющемуся звуком, так как оно является не являющимся звуком, так как оно является постоянным

 

Обратно тождественное и «одно с …» - сами по себе – чисто концептуальные образования (конструкты) (постоянное, не сама вещь), но под обратно тождественным или «одним с» может пониматься и сама вещь (т.е. они могут указывать на то и на другое, так как оба – умозрительный кувшин и сам кувшин - "не являются тем, что не является кувшином"). Также обратно тождественное и «одно с …» могут пониматься в целом. Поэтому под обратно тождественным или «одним с» может пониматься «(сама) вещь» или «являющееся вещью», «отличающееся от вещи», а в целом – «одно с вещью» и равнозначное «одному с вещью» (равноохватывающее с одним с вещью).

Благодаря обратно тождественному и «одному с» можно определить дхарму как тождественную самой себе (сущность дхармы), так как категории тождества и отличия характеризуют отношение одной дхармы к некоторой другой дхарме.Поэтому для определения тождественности данной дхармы самой себе необходима некая другая дхарма, которая была бы и тождественна первой, и – раз она иная – отличной от нее. На роль этой другой дхармы идеально подходят «обратно тождественное» и «одно с», так как они могут трактоваться и как полностью тождественные данной дхарме, и как отличные от нее иные дхармы.

Обратно тождественное также позволяет выделить из любой дхармы любой из ее элементов и рассматривать его как самостоятельную дхарму.

С точки зрения рода называемого [этим] звуком (словосочетанием), "обратно тождественное" подразделяется натри (в связи с тремя: определяемым (тем, что определяется признаком), признаком (определяющим определяемое) и основой признака):

Обратно тождественное себе (= общее обратно тождественное = обратно тождественное) – обратно тождественное определяемому (вещь (как определяемое своим признаком) является обратно тождественным самой вещи).

Обратно тождественное смыслупризнак, выделенный умозрительно из дхармы – обратно тождественное признаку (способность выполнять функцию (как признак, определяющий вещь) является обратно тождественным смыслу вещи).

Признак той дхармы и обратно тождественное смыслу той дхармы – подобны.

Обратно тождественное основеобратно тождественное основе признака (кувшин (как основа признака вещи) является обратно тождественным основе вещи).

Итак, обратно тождественное вещи может пониматься трояко: 1. сама вещь или являющееся вещью (обратно тождественное в значении вещи), 2. одно с вещью или обратное отличающемуся от вещи или равнозначное вещи (обратно тождественное в общем), 3. отличающееся от вещи (обратно тождественное в значении концепта вещи);

Аналогично:

Обратно тождественное смыслу вещи: 1. признак вещи, 2. одно с признаком вещи, 3. отличающееся от признака вещи;

Обратно тождественное основе вещи: 1. основа признака вещи, 2. одно с основой признака вещи, 3. отличающееся от основы признака вещи.

Сам кувшин и кувшин, явленный в концепте, являются тождественными по обратно тождественным себе (по своим обратно тождественным) (см. следующую тему), так как обратно тождественное самому кувшину - не являющееся иным, нежели кувшин - и обратно тождественное кувшину, явленному в концепте, - не являющееся иным, нежели кувшин – полностью идентичны.

В силу этого происходит концептуальное познание того, что не существует, по крайней мере, в том виде, в котором явлено концептуальному уму, а с другой стороны, концептуальное познание способно приводить к целесообразной деятельности:

Хотя при концептуальном восприятии кувшина уму является непосредственно только концепт кувшина, который не является (самим) кувшином, но вследствие приписывания он воспринимается (идентифицируется) как не являющееся иным, нежели кувшин, т.е. как обратно тождественное кувшину, которое в одном из своих значений является самим кувшином. На этом его значении и делается акцент концептуальным умом при концептуальном восприятии кувшина.

А. Кляйн, «Знание и освобождение»:

«Что касается описания пути к освобождению от страдания, то мышле­ние имеет здесь особую значимость. Благодаря тренировке мышле­ния в развитии определенных концептуальных образов, таких как тон­кое непостоянство, можно прийти к пониманию истин, которые иначе никогда бы не были постигнуты. Мышление, таким образом, рассмат­ривается как жизненно важный инструмент для достижения освобождающего знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.