Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Тождество и отличие




Признак тождества: дхарма неявляемости разным (отдельным).

С точки зрения рода называемого этим звуком (словом), [тождество] подразделяется на: тождество по обратно тождественному себе, тождество по сущности, тождество по роду.

Признак тождества по обратно тождественному себе: дхарма неявляемости разным по обратно тождественному себе. Сам кувшин и умозрительный кувшин – оба – «не являющееся тем, что не является кувшином», т.е. с точки зрения своих обратно тождественных являются одним и тем же – обратно тождественным кувшину – тождественны по обратно тождественному себе (- кувшину).

Основа признака: два - произведенное и произведенное.

Признак тождественного по обратно тождественному себе с предметом познания: дхарма, не являющаяся разной по обратно тождественному себе с предметом познания.

Основа признака: предмет познания.

Признак тождества по сущности: дхарма неявляемости разными сущностями. У каждой дхармы имеется своя собственная сущность. Если сущности двух дхарм являются одной сущностью, то будет одна дхарма. Значит, здесь имеется в виду некая третья дхарма с ее сущностью, в состав которой входят те две в качестве второстепенных признаков. Тогда две дхармы будут иметь одну и ту же общую для них сущность – сущность дхармы, в состав которой они включены (признак тождественен дхарме, а та – своей сущности) – таковы все равнозначные (don gcig) дхармы. Произведенное и непостоянное входят в кувшин (в качестве его второстепенных признаков) – тождественны по сущности.

10. Некто сказал (Н): Сущность предмета познания и сущность существующего - два, являются тождественными, так как предмет познания и существующее - два, являются тождественными по сущности

А: Не охватывается [- правильно]

Донец: Одностороннее тождество по сущности – «золотой кувшин тождественен по сущности кувшину, так как является кувшином (обладает всеми признаками кувшина – включенного в качестве второстепенного признака в состав золотого кувшина), поэтому сущность золотого кувшина будет в то же время и сущностью кувшина, но не наоборот. Этот подвид тождества используется при определении вида (частного)».

Сущность золотого кувшина будет сущностью кувшина, и наоборот, но связь тождества по сущности будет односторонней: золотой кувшин связан тождеством по сущности с кувшином, а кувшин не связан тождеством по сущности с золотым кувшином (см. 2 диспут из 9 темы).

Тождество по сущности, тождество по бытию, тождество по самостности - тождественны по смыслу.

Признак тождественного по бытию с существующим: дхарма, не являющаяся разной по бытию с существующим.

Основа признака: постоянное.

Кувшин и столб тождественны по сущности с познаваемым, но сами не тождественны по сущности друг другу.

Признак тождества по субстанции: дхарма рождения [в качестве] не являющегося разным с точки зрения субстанции - частный случай тождества по сущности.

Основа признака: произведенное и непостоянное - два.

Соединившееся, тождественное по самостности, и тождественное по субстанции - два - тождественны по смыслу.

Тождество по реализации – одновременно возникающие, пребывающие и прекращающиеся, которые входят в состав одной дхармы, имеют общую сущность (белый цвет и сладкий вкус сахара), но не являются тождественными по сущности.

Тождество субстанционально по реализации – частный случай тождества по субстанции – некоторые: одно и то же с тождеством по реализации (например, восьмерицы частиц-субстанций, образующих кувшин, – субстанции, имеют общую сущность – атома или кувшина, одновременно рождаются, пребывают и прекращаются). А. Таши – не совпадают (белый цвет и сладкий вкус сахара тождественны по реализации, но не тождественны субстанционально по реализации, так как не являются субстанционально тождественными, так как наблюдаются и порознь (белый цвет и сладкий вкус), так как являются отличными по сущности), Донец: требуется еще возникновение от одной субстанциональной причины (например, звук и его непостоянство).

Признак тождества по роду: дхарма неявляемости разным с точки зрения рода.

Оно подразделяется на два: тождество по роду субстанции и тождество по роду обратно тождественного.

Род чего-то – то, что делает возможным это или способное породить это. Таким образом, род вещи – это то, благодаря чему имеет место эта вещь, источник ее существования, включающий совокупность ее причин и условий. Такой «род» подразделяется на два: субстанциональная причина или признак (признак делает возможным (т.е. является родом) существование дхармы, определяемой как «держатель-носитель собственного признака», указывает на дхарму, выявляет ее. Выдеделенный из дхармы признак – «обратно тождественное смыслу». Если у двух дхарм такие признаки «в чистом виде» совпадают, то их полагают тождественными по роду обратно тождественного). Поэтому выделяются два вида тождества по роду.

Признак тождества по роду субстанции: взаимоотличные соединившиеся (произведенные собранием), чьи субстанциональные причины имеют место [как] объединяющая основа, и которые родились из (от) одной собственной субстанциональной причины.

Тождество по роду субстанции, подобие по роду субстанции, соответствие по роду субстанции - тождественны по смыслу.

Оно (тождественное по роду субстанции) подразделяется на три: чувственное, сознание и непсихические элементы-соединители.

Первое: два отличных [друг от друга] семени, рожденных от одного обратно тождественного причины обладаемого (субстанциональной причины).

Второе: два - различающееся сознание и [главный] ум.

Третье: два - произведенность звука и непостоянство звука.

Тождество по роду обратно тождественного – «по роду обратно тождественного смыслу», т.е. признаку, выделенному умозрительно из дхармы. Если у двух дхарм такие признаки «в чистом виде» совпадают, то они будут тождественными по роду обратно тождественного. Признак является дхармой, которая может быть утверждением или отрицанием (см. тему 18). Так, способность выполнять функцию будет утверждением, а неустанавливаемость верным познанием - отрицанием. Если «чистые признаки» двух дхарм совпадают и характеризуются как утверждения, то отношение между этими дхармами определяется как тождество по роду обратно тождественного, являющегося утверждением:

Признак тождества по роду обратно тождественного, являющегося утверждением: взаимоотличные дхармы, о которых индивид, понимающий или не понимающий термины-обозначения, может подумать, что "это и это подобны", которые он только что воспринял (т.е. может подумать, что "это и это подобны", сразу же после того, как направил на них ум).

«Ожерелье»: «дхарма способности спонтанного рождения мысли, что "это и это подобны", у любого индивида, только что воспринявшего [нечто], направив [на это свой] ум».

Являющееся тем (тождественным по роду обратно тождественного, являющегося утверждением) также существует [в] трех [видах]: чувственное, сознание и непсихические элементы-соединители.

Первое: два - звук колокольчика и звук флейты.

Второе: два - сознание глаза, воспринимающее-признающее синий, и сознание глаза, воспринимающее-признающее ястреба.

Третье: два - непостоянство кувшина и непостоянство колонны.

Признак тождества по роду обратно тождественного, являющегося отрицанием: отличные [друг от друга] отрицания [типа] "не существует", которые лишь отрицают тождественные по роду отрицаемые [объекты].

Основа признака: два - несуществование самости индивида [у] кувшина и несуществование самости индивида [у] колонны.

Признак отличия: дхарма [являемости] разным (дхарма разности, отдельности).

Оно подразделяется на три: отличие по обратно тождественному себе, отличие по сущности, отличие по роду.

Признак отличия по обратно тождественному себе: дхарма [являемости] разным по обратно тождественному себе.

Основа признака: два - постоянное и непостоянное.

Признак отличия по обратно тождественному себе от действительного: дхарма [являемости] разным по обратно тождественному себе с действительным. Основа признака: звук.

Признак отличия по сущности: дхарма [являемости] разными сущностями.

Отличие по сущности, отличие по самостности, отличие по бытию - тождественны по смыслу.

Признак отличия по сущности c постоянным: дхарма [являемости] разным по сущности c постоянным.

Основа признака: произведенное, например.

Признак отличия по субстанции: дхарма рождения [в качестве] разного с точки зрения субстанции.

Соединившееся, отличное по сущности, и отличное по субстанции - тождественны по смыслу.

Признак отличия по роду: дхарма [являемости] разным по роду.

Отличие по роду, дхарма неоднородности, дхарма неподобия по роду, дхарма несоответствия по роду, дхарма несхожести по роду - тождественны по смыслу.

Существует два [вида] этого (отличия по роду): отличное по роду обратно тождественного, являющегося утверждением, и отличное по роду обратно тождественного, являющегося отрицанием.

Первое: два - чувственное [и] психическое.

Второе: два - несуществование самости индивида и пространство – несоединившееся.

Две дхармы, тождественные в 1 отношении, могут быть отличными в другом (медный кувшин и глиняный кувшин – тождественны по роду обратно тождественного, но отличны по роду субстанции). Конь и бык могут быть отличны по роду обратно тождественного как разные животные, но тождественны по роду обратно тождественного как относящиеся к роду животных. Две дхармы, тождественные в одном отношении, могут быть тождественны и в другом (два кувшина одинакового размера, формы и цвета, сделанные из одно кома глины, тождественны по роду субстанции и по роду обратно тождественного). Две дхармы, отличные в одном отношении, могут быть отличными и в другом (конь и бык отличны по роду субстанции и по роду обратно тождественного).

Тождество по сущности, но отличие по обратно тождественному себе – особый тип отношения, имеющий большое значение. Например, моменты одного потока, жизни одного индивида, сансара и нирвана, абсолютная истина и относительная истина и т.д.

«Нагрим ченмо»: «Эта пара – мудрость, познающая неабсолютное существование, и сознание йоги божества – является одной сущностью, но разделяется как следствия. Таким образом, с относительной точки зрения метод и мудрость различаются, хотя и являются одной сущностью. Сказано, что они отличаются в том, что метод является исключением не-метода, а мудрость является исключением не-мудрости».

Диспуты

Тождественное по сущности не обязательно является тождественным. Тождественной данной дхарме будет дхарма, являющаяся одной с ней:

1. Некто сказал (Н): Если [нечто] является тождественным по сущности, [оно] охватывается [тем, что] является тождественным

А: Два - постоянное и существующее, не являются тождественными, так как являются отличными, так как являются взаимоотличными, так как постоянное является отличающимся от существующего [и] существующее является отличающимся от постоянного. Постоянное является отличающимся от существующего, так как оно существует и не является одним с существующим. Постоянное не является одним с существующим, так как является частным (разновидностью) существующего. Существующее является отличающимся от постоянного, так как оно является общим постоянного

 

1. Два: действительное и непостоянное являются тождественными, так как являются тождественными по сущности.

Два: действительное и непостоянное не являются тождественными, так как являются множеством, так как являются взаимоотличными, так как действительное является отличным от непостоянного и непостоянное является отличным от действительного. Каждый аргумент обоснован, так как являются несуществованием самости

 

Отличающееся от чего-то не обязательно является взаимоотличным от того же:

2. Некто сказал (Н): Предмет познания; если [нечто] является отличающимся от него, [оно] охватывается [тем, что] является взаимоотличным от него

А: Заячьи рога, предмет познания является взаимоотличным от них, так как предмет познания является отличающимся от них. Предмет познания является отличающимся от заячьих рогов, так как является основой отрицания заячьих рогов, так как имеет место [в качестве] основы.

Предмет познания не является взаимоотличным от заячьих рогов, так как является несуществованием самости (заячьи рога не являются отличающимися от предмета познания, так как не существуют)

Не являющееся отличным не обязательно является тождественным:

3. Некто сказал (Н): Если [нечто] является не отличным, [оно] охватывается [тем, что] является тождественным

А: Заячьи рога и несуществование самости индивида - два, являются тождественными, так как являются не отличными, так как не являются отличными, так как заячьи рога не являются существующими - охватывается, так как если [нечто] является одним из [двух]: тождественным или отличным, [оно] охватывается существованием

А: Заячьи рога и несуществование самости индивида - два, не являются тождественными, так как заячьи рога являются несуществующими

 

Тождественное по сущности не обязательно является тождественным по субстанции:

2. Если некоторые говорят: если [нечто] является тождественным по сущности, [оно] охватывается [тем, что] является тождественным по субстанции

[тогда] приходим к тому, что:

Два: предмет познания и постоянное являются тождественными по субстанции, так как являются тождественными по сущности, так как являются тождественными по самостности, так как предмет познания является тождественным по самостности с постоянным и постоянное является тождественным по самостности с предметом познания. Предмет познания является тождественным по самостности с постоянным, так как является постоянным. Постоянное тождественно по самостности с предметом познания, так как является предметом познания.

Два: предмет познания и постоянное не являются тождественными по субстанции, так как не являются субстанциями, так как не являются действительными. Охватывание существует, так как два: действительное и субстанция являются тождественными по смыслу.

 

Кувшин и обратно тождественное кувшина являются тождественными по сущности (кувшин тождественен сам себе по сущности через обратно тождественное себе), но не являются тождественными по субстанции:

5. А: Кувшин и обратно тождественное кувшина - два, являются тождественными по субстанции, так как являются тождественными по сущности, так как он имеет место [в качестве] основы

А: Кувшин и обратно тождественное кувшина - два, не являются тождественными по субстанции, так как обратно тождественное кувшина не имеет места субстанционально, приходим к этому, так как оно является постоянным

 

6. Некто сказал (Н): Если [нечто] является тождественным по субстанции, [оно] охватывается [тем, что] является тождественным по роду субстанции

А: Колонна и колонна - два, являются тождественными по роду субстанции, так как являются тождественными по субстанции, так как являются тождественными действительными – соединившимися (произведенными собранием).

А: Колонна и колонна - два, не являются тождественными по роду субстанции, так как не являются взаимоотличными - охватывается, так как если [нечто] является тождественным по роду субстанции, [оно] должно являться взаимоотличным.

Здесь имеется в виду одна и та же колонна - тождественная самой себе (через обратно тождественное себе или одно с собой в аспекте самой колонны - действительного) по сущности, стало быть, и по субстанции, так как в определении тождества по сущности (= по субстанции) не оговорено, что дхармы должны быть разными (иначе невозможно было бы определять дхармы как тождественные себе по сущности), а в тождестве по роду субстанции оговорено, что дхармы должны являться взаимоотличными, поэтому колонна и колонна (одна и та же колонна) не являю(е)тся тождественн(ой)ыми по роду субстанции

Две дхармы, тождественные по субстанции с некой третьей дхармой, не обязательно являются тождественными по субстанции друг другу:

3. Если некоторые говорят: если [нечто] является тождественным по субстанции с действительным, [оно] охватывается [тем, что] является тождественным по субстанции

[тогда] приходим к тому, что:

Два: колонна и кувшин являются тождественными по субстанции, так как являются тождественными по субстанции с действительным, так как являются частными (видами) действительного.

Два: колонна и кувшин не являются тождественными по субстанции, так как являются отличными по субстанции, так как являются действительными, [имеющими] иной [по отношению друг к другу] (разный) смысл с несуществующей взаимосвязью [своих] субстанций

 

8. Если некоторые говорят: если [нечто] является тождественным по реализации, [оно] охватывается [тем, что] является тождественным субстанционально по реализации

[тогда] приходим к тому, что:

Два: цвет патоки и запах патоки являются тождественным субстанционально по реализации, так как являются тождественным по реализации, так как являются одновременными по реализации, одновременными по пребыванию, одновременными по разрушению.

Патока; два: её цвет и её запах являются одновременными по реализации, одновременными по пребыванию, одновременными по разрушению, так какона является образованием [из] соединенных восьми частиц-субстанций.

Два: цвет патоки и запах патоки не являются тождественными субстанционально по реализации, так как не являются тождественными по субстанции, так как являются отличными по субстанции, так какона является образованием [из] соединенных восьми частиц-субстанций.

 

1. Некто сказал (Н): Произведенность звука* (Непостоянство колонны) и непостоянство звука - два, являются утверждениями, так как являются тождественными по роду обратно тождественного, являющегося утверждением

А: Не охватывается [- правильно]. Согласие невозможно, так как являются отрицаниями, приходим к этому, так как являются отрицаниями [типа] "не является" («непостоянство» - отрицание, отрицающее постоянство и выдвигающее само непостоянство на месте своего отрицаемого, но непостоянство колонны и непостоянство звука – два, являются тождественными по роду обратно тождественного, являющегося утверждением, так как их «обратно тождественные смыслу», т.е. их признаки в качестве рода, являются утверждениями, так как их признак – мгновенность, являющаяся утверждением (см. 3 тему – признак непостоянного, и 18 тему об утверждении и отрицании)).

* - возможно, опечатка. По смыслу должно быть: непостоянство колонны и непостоянство звука

2. Некто сказал (Н): Колонна и кувшин - два, являются тождественными по роду обратно тождественного, так как являются тождественными по обратно тождественному, так как являются тождественными по обратно тождественному с двумя - колонной и кувшином.

А: Не охватывается [- правильно] (колонна и кувшин – два, являются тождественными по обратно тождественному с двумя - колонной и кувшином, т.е. обратно тождетвенное двум – колонне и кувшину совпадает с обратно тождетвенным двум – колонне и кувшину, но обратно тождественное смыслу, относящееся к колонне (признак колонны) не совпадает с обратно тождественным смыслу, относящимся к кувшину, поэтому они не являются тождественными по роду обратно тождественного):

Н: Колонна и кувшин - два, не являются тождественными по роду обратно тождественного, так как являются не тождественными по роду обратно тождественного, так как являются не подобными по роду обратно тождественного

 

3. Некто сказал (Н): Колонна и кувшин - два, являются тождественными по обратно тождественному, так как являются существующими, не являющимися отличными по обратно тождественному, так как не являются отличными по обратно тождественному двух - колонны и кувшина.

А: Не охватывается [- правильно] (колонна и кувшин – два, не являются отличными по обратно тождественному двух - колонны и кувшина, так как являются тождественными по обратно тождественному с двумя - колонной и кувшином, но обратно тождественное колонне не совпадает с обратно тождественным кувшину, поэтому они не являются тождественными по своим обратно тождественным)

Не являются отличными по обратно тождественному двух - колонны и кувшина, так как не является множеством обратно тождественное двух - колонны и кувшина, так как не имеет места множеством обратно тождественное двух - колонны и кувшина. Колонна и кувшин - два, его обратно тождественное не имеет места множеством, так как оно имеет место [в качестве] основы

 

4. Некто сказал (Н): Колонна и кувшин - два, являются тождественными по роду субстанции, так как являются соединившимися (произведенными собранием), рожденными от (из) одной собственной субстанциональной причины

А: Не охватывается [- правильно] (колонна и кувшин – два – каждое из них является рожденным от (из) одной собственной субстанциональной причины, но они не являются тождественными по роду субстанции)

Н: Колонна и кувшин - два, родились от (из) одной собственной субстанциональной причины, так как существует одна собственная субстанциональная причина, так как существует их субстанциональная причина.

А: В вышестоящем [заключении] согласие невозможно, так как не существует объединяющей основы - субстанциональной причины двух - колонны и кувшина (как единого предмета рассмотрения).

Если не согласен, [тогда] кувшин является тождественным по роду субстанции, так как родился от (из) одной собственной субстанциональной причины - охватывание признается. Согласие невозможно, так как не является отличным (от самого себя)

 

6. Некто сказал (Н): Отрицаемые [объекты] двух - пространства кувшина и несуществования самости индивида [у] кувшина, существуют, так как не тождественны по роду

А: Не охватывается [- правильно] (отрицаемые [объекты] – не существуют, иначе отрицать их было бы заблуждением. Несуществующее не может быть отличным или тождественным чему-либо)

 

7. Некто сказал (Н): Тождественные по потоку (относящиеся к потоку одного индивида) божество и человек - два, являются тождественными по роду, так как являются тождественными по роду субстанции

А: Не охватывается [- правильно]

Тождественные по потоку божество и человек - два, являются тождественными по роду субстанции, так как они являются отличными соединившимися (произведёнными собранием), рожденными из (от) одной собственной субстанциональной причины, чьи субстанциональные причины существуют [как] объединяющая основа (- один поток)

Тождественные по потоку божество и человек - два, не тождественны по роду, так как божество и человек - два, не тождественны по роду (божество относится к роду божеств, а человек – к роду людей)

 

Если две дхармы являются тождественными по роду обратно тождественного и отличными по роду субстанции, то про них нельзя сказать, что они не являются тождественными по роду:

1. Некоторые говорят: приходим к тому, что два: золотой кувшин и медный кувшин являются тождественными по роду, так как являются тождественными по роду обратно тождественного.

Если согласен, то приходим к тому, что:

Два: золотой кувшин и медный кувшин не являются тождественными по роду, так как являются отличными по роду, так как являются отличными по роду субстанции.

Если так говорят, то не охватывается.

Два: золотой кувшин и медный кувшин являются отличными по роду субстанции, так как являются родившимися из (от) разных собственных непосредственных субстанциональных [причин] и являются отличными [друг от друга] соединившимися [дхармами]. Два: золотой кувшин и медный кувшин являются родившимися из (от) разных собственных непосредственных субстанциональных [причин], так как тот золотой кувшин является родившимся из (от) золота, но не является родившимся из (от) меди, [а] тот медный кувшин является родившимся из (от) меди, но не является родившимся из (от) золота.

 

Не являющиеся разными по субстанции не обязательно являются тождественными по субстанции:

2. Если некоторые говорят: приходим к тому, что два: предмет познания и постоянное являются тождественными по субстанции, так как являются дхармами, не являющимися разными по субстанции,

то не охватывается.

Два: предмет познания и постоянное являются дхармами, не являющимися разными по субстанции, так как не являются разными по субстанции и являются дхармами. Два: предмет познания и постоянное не являются разными по субстанции, так как не являются отличными по субстанции, так как не являются субстанциями, так как являются постоянными.

 

4 тема, 2. Н: Постоянное [и] действительное - два, являются отличными по обратно тождественному, так как произведенное [и] непостоянное - два, являются отличными по обратно тождественному, так как произведенное [и] непостоянное - два, являются отличными по обратно тождественному [и] тождественными по сущности, так как существуют как полагаемые [такими] дхармами, [которые] отличны по обратно тождественному [и] тождественны по сущности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.