Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Объект и обладатель объекта 1 страница




Признак объекта: то, что постигается (рассматривается (оценивается)) верным познанием – подобно признакам нижеперечисленных равнозначных дхарм:

Объект – (особенности понимания этих равнозначных дхарм:) внутренний процесс верного познания, предмет рассмотрения (gzhal bya) – рассматривается неконцептуальным и концептуальным верным познанием, существующее (предмет познания) – постоянное, находящееся в фокусе внимания концептуального ума, необязательно верного познания, называемое (brjod bya), дхарма – постоянное или непостоянное, оцениваемое любым видом концептуального познания, в т.ч. и ошибочным - тождественны по смыслу.

С точки зрения сущности объект подразделяется на два: дхарма - соединившееся ('dus byas kyi chos) и дхарма - несоединившееся ('dus ma byas kyi chos) или действительное и постоянное.

Дхарма - соединившееся (действительное) подразделяется на пять: скандха чувственного, скандха ощущения, скандха различения, скандха элементов-соединителей, скандха различающегося сознания.

Скандха – то, что представляет собой «соединяющее-объединяющее» множество своих частей.

Существует основание называть пять скандх - чувственное и так далее - "скандхами", которое заключается в том, что этим названием обозначается собрание (соединение) ('dus) или нагромождение (spung) вместе [того, что возникло от] множества (разных) собственных причин и условий.

Признак скандха чувственного - то, что возможно [в качестве] чувственного, [представляющее собой] соединение множества собственных частей. Скандха чувственного и чувственное тождественны по смыслу (см. 1 тему).

Признак скандхи ощущения: собрание множества собственных частей, [относящихся к] вторичному уму "вкушения" (переживания), которые собственными силами "вкушают" собственный объект.

Скандха ощущения и ощущение - два - тождественны по смыслу.

Она подразделяется на два: телесное ощущение (lus tshor) и умственное ощущение (sems tshor).

Телесное ощущение и ощущение, возникающее от сознания органов [чувств] - два - тождественны по смыслу.

[Оно] подразделяется на пять: от ощущения, обусловленного соединением и соприкосновением глаза [со своим объектом] до ощущения, обусловленного соединением и соприкосновением тела [со своим объектом].

Умственное ощущение и ощущение, возникающее от сознания умственного - два - тождественны по смыслу.

Основа признака: ощущение, обусловленное соединением и соприкосновением ума [со своим объектом].

Шире [скандха ощущения] подразделяется на восемнадцать: от ощущения - спутника различающегося сознания глаза до ощущения - спутника различающегося сознания умственного - шесть, [и] каждое из [них бывает] трех [видов]: блаженство, страдание и индифферентное.

Когда орган (индрия) вступает в контакт, или соединяется (‘dus pa), с соответствующим ей объектом, ум «входит в обладание» (spyod pa) им. Данное вхождение называют соприкосновением (reg pa), при нем происходит первичное исследование (dpyod pa) и оценивание (gcod pa) объекта. Но этот контакт не является чем-то нейтральным; он всегда относящийся, т.е. оценочный: признанные соответствующими (mthun) объекты оцениваются как привлекательные (sdug) или приятные (yid 'ong), несоответствующие (mthun min) - как непривлекательные (mi sdug) или неприятные (yid mi 'ong), не являющиеся ни соответствующими, ни несоответствующими - как нейтральные (bar ma). Затем начинается процесс «вкушения»: приятный объект «вкушается» как доставляющий удовольствие (sim pa), неприятный «вкушается» как доставляющий неудовольствие (gdung ba), нейтральный же «вкушается» как нейтральное (bar ma). Переживание удовольствия называется блаженством, неудовольствия – страданием, нейтральное переживание – индифферентностью.

Признак скандхи различения: собрание множества собственных частей, [относящихся к] вторичному уму, который определяется как воспринимающий-признающий собственными силами собственный объект в признаках.

Скандха различения и различение - два - тождественны по смыслу.

Она подразделяется на два: различение, воспринимающее-признающее в качестве признаков смысл (предмет) [как свой объект], и различение, воспринимающее-признающее в качестве признаков номинальное [как свой объект].

Первое: различение, воспринимающее-признающее синий [цвет] посредством мысли (snyam du) о синем [цвете].

Второе: различение, воспринимающее-признающее посредством мысли "это – мужчина", "это - женщина" ('di ni skyes pa'o. 'di ni bud med do snyam du 'dzin pa'i 'du shes).

Или на два: различение, воспринимающее-признающее [свой объект] в признаках, и различение, воспринимающее-признающее [свой объект] в целом.

Существует устанавливаемое [как] различение, воспринимающее-признающее [свой объект] в признаках, так как им является пятерка: от различения, возникшего от соприкосновения собрания глаза [со своим объектом], до различения, возникшего от соприкосновения собрания тела [со своим объектом].

Существует устанавливаемое [как] различение, воспринимающее-признающее [свой объект] в целом, так как им является различение, возникшее от соприкосновения собрания ума [со своим объектом].

Шире она (скандха различения) также подразделяется на шесть: от различения - спутника различающегося сознания глаза до различения - спутника различающегося сознания умственного.

Признак скандхи элементов-соединителей: собрание множества собственных частей, [относящихся к] действительному, не являющихся ни одним из четырех: чувственным, ощущением, различением, различающимся сознанием.

Элементы-соединители и скандха элементов-соединителей - два - тождественны по смыслу.

Чандракирти: элементы-соединители вызывают явное соединение; Цонкапа: вызывают реализацию соединившегося (санскрита) – вещей. Это означает, что они обусловливают возникновение феноменального, вынуждая дхармы являться на мгновение, соединяясь в группы атомов и потоки моментов.

Она подразделяется на два: элементы-соединители, обладающие сходством (психические элементы-соединители) и элементы-соединители, не являющиеся схожими (непсихические элементы-соединители).

Признак психических элементов-соединителей: элементы-соединители, совершенно отличающиеся существованием сходства с самим [главным умом по пяти параметрам].

Психические элементы-соединители состоят из всего, [относящегося к] вторичному уму (sems byung), что не является ощущением и различением.

sems byung (sems las byung ba'i chos), caitta - вторичный ум – психическое (сознание-познание), ведающее иное, существующее [в качестве] спутника главного ума (gtso sems), входящего в объект. Обладает сходством (mtshungs ldan, samprayukta) по пяти параметрам (или видам - rnam pa) с главным умом, которому сопутствует, и воспринимает особенности (khyad par) его объекта.

Сходство [главного] ума и вторичного ума: 1. сходство в объекте; 2. времени своего явления (dus); 3. опоре (rten); 4. виде (rnam pa); 5. субстанции (rdzas).

Абхидхармакоша: 1. имеют один и тот же объект, например, чувственное; 2. возникают одновременно 3 благодаря одной и той же внутренней базе (ayatana), или одному и тому же органу (indriya) 4 обладают одинаковым видом (видом «синего», например, при восприятии синего объекта) 5 и субстанциональным тождеством (rdzas gcig).

Абхидхармасамуччая: 1. имеют одну и ту же объективную соотнесенность; 2. возникают, пребывают и исчезают одновременно; 3. сходство в Сфере и ступени (khams sa) – сознание и психический элемент должны относиться к одной и той же из девяти ступеней трех Сфер; 4. если сознание квалифицируется как непорочное (zag med), то таковым же должен быть и психический элемент; 5. они должны быть субстанционально однородны (rigs 'dra, rigs mthun).

Тождественны субстанционально (= по сущности), но отличны по обратно тождественным себе.

Признак непсихических элементов-соединителей (не являющихся обладающими [сходством]) (ldan min 'du byed): элементы-соединители, совершенно отличающиеся несуществованием сходства с самим [главным умом].

Непсихические элементы-соединители и элементы-соединители, не являющиеся схожими - тождественны по смыслу.

Например, когда гончар изготовил кувшин, то ум выделяет элемент «появления впервые» данного кувшина, отличая его от самого кувшина. Этот элемент называют «рождением». Поскольку рождение устанавливается верным познанием, то относится к категории «существующее». А поскольку оно возникает благодаря причине, осуществляющей порождение кувшина, то относится к категории «вещь». «Рождение» не обладает признаками материального и психического, не имеет сходста с сознанием, поэтому относится к особой категории элементов-соединителей, не связанных с сознанием.

Основа признака: действительное – само по себе, безотносительно к конкретным вещам.

Подразделяется на два: элементы-соединители, не связанные [с главным умом] и являющиеся индивидом – те, которые «обладают жизнью (srog ldan)»; подразделяется на два: Будды (sangs rgyas) и живые существа (sems can, sattva), подразделяемые на два: святой индивид и обычное существо и т.д., и элементы-соединители, не связанные [с главным умом] и не являющиеся индивидом – те, которые не «обладают жизнью»; подразделяются на четырнадцать (Абхидхармакоша) или на двадцать три (Абхидхармасамуччая) (см. «словарь буддийских терминов»)

Признак скандхи различающегося сознания: собрание множества собственных частей сознания, познающих иное (не себя), и имеющих в качестве своих спутников вторичный ум.

Скандха различающегося сознания и различающееся сознание - тождественны по смыслу.

Она подразделяется на шесть: от различающегося сознания глаза до различающегося сознания умственного.

Признак обладателя объекта (субъекта) (yul can): дхарма, "входящая" (или дхарма вхождения (применения, вовлечения)) в свой объект.

Поскольку «объект» и «дхарму» полагают равнозначными, все «обладатели объекта» - в качестве относящихся к категории «дхарма» - могут рассматриваться и как объекты.

Обладатель объекта подразделяется на три: психическое (сознание-познание), обладатель объекта, относящийся к чувственному, и обладатель объекта, относящийся к непсихическим элементам-соединителям.

Признак психического (сознания-познания): ясность и ведание.

Психическое, ум, ведание - тождественны по смыслу.

Психическое (сознание-познание) подразделяется на два: ведающее себя (самопознание) и ведающее иное.

Признак ведающего себя (самопознания): вид [сознания] воспринимающего-признающего (вид воспринимающего) ([сознание, имеющее] вид воспринимающего).

Самопознание и непосредственное [восприятие] в качестве самопознания - тождественны по смыслу.

Основа признака: самопознание, вкушающее в опыте (переживающее) сознание глаза.

Чувственное познание внешних предметов осуществляется посредством промежуточного фактора – вида (искл. Вайбхашику), который принимает сознание в процессе познания. Подобный вид имеет двойственную природу: с одной стороны сознание является в нем как объект (yul snang), принимая вид воспринимаемого (gzung rnam), а с другой – является в качестве себя самого (rang snang), принимая вид воспринимающего ('dzin rnam). Некий аналог такой репрезентации (вида) постигаемого объекта, очевидно, имеет место и при умственном (концептуальном) познании. Таким образом, у каждого познания выделяют две стороны (cha) - направленность вовне и направленность вовнутрь - ведание иного и себя (самопознание). Дхармакирти: «Всякое сознание и всякое психическое явление самопознающи». В системе Дигнаги-Дхармакирти непосредственное самопознание рассматривается как выполняющее две функции: 1. благодаря ему индивид сознает, что в данный момент он познает такой-то объект; 2. самопознание служит необходимым условием самоидентификации личности через память (сейчас это познается мной, который ранее познавал то-то), не требуя наличия Я (самости).

Ведающее иное - собрание множества собственных частей, [относящихся к] психическому (сознанию-познанию), ведающему иное и имеющему своими спутниками психические элементы - это и сознание-познание (виджняна), когда рассматривается с т.з. его объективного содержания, и читта (sems) - с т.з. субъективного содержания как пребывания и разворачивания кармических отпечатков; и манас (yid) – тот же предмет, взятый в отношении своего последующего момента, опорой которого служит.

Психическое (познание), ведающее иное, подразделяется на два: [главный] ум и вторичный ум.

Признак [главного] ума: ведание, [которое] собственными силами в основном ведает образы собственных объектов по отдельности. Или признак различающегося сознания (см. выше).

Признак вторичного ума (психические процессы, элементы – не путать с психическими элементами-соединителями): психическое (познание), ведающее иное, существующее [в качестве] спутника главного ума, [входящего] в объект.

Главный ум ведает сущность предмета (объекта), а вторичный ум – признаки (особенности) этого предмета.

Вторичный ум подразделяется на пятьдесят один: пять вездесущих (kun 'gro), пять определяющих объект (yul nges), одиннадцать благих (dge ba), шесть коренных клеш (rtsa nyon), двадцать второстепенных клеш (nye nyon), четыре изменяющихся (gzhan 'gyur).

Пять вездесущих (всегда имеющиеся): ощущение (tshor ba), различение ('du shes), активность ума (sems pa), задействование в уме (yid du byed pa), соприкосновение (reg pa).

Пять определяющих объект (Абхидхармакоша: в благом, или в неблагом направлении, исключая нейтральное направление, что определяется благим или неблагим объектом; Абхидхармасамуччая: сопутствуют только благим видам сознания, поэтому называются «пять истинных объектов» (Донец); их аналоги в отношении неблагих объектов сводятся к клешам): стремление ('dun pa), заинтересованность-признавание (mos pa), памятование (dran pa), сосредоточение (ting nge 'dzin), мудрость (shes rab).

Одиннадцать благих: убежденность, доверие (dad pa), совесть (ngo tsha shes pa), чувство стыда (khrel yod pa), отсутствие страсти (ma chags pa) и остальных из трех [отсутствие гнева, ненависти (zhe sdang med pa), отсутствие невежества (gti mug med pa)], усердие (устремлённость к благому) (brtson 'grus), полная очищенность (shin tu sbyangs pa), серьезность (осмотрительность) (bag yod), равностное отношение (btang snyoms), полная безвредность (rnam par mi 'tshe ba).

Шесть коренных клеш: страсть ('dod chags), ненависть (khong khro), гордость (nga rgyal) (гордыня), неведение (ma rig), [ложные] воззрения (lta ba), сомнение (the tshom).

Если подразделять [ложные] воззрения, то существует пять [их видов], так как существует пять: воззрение на [совокупность] разрушимого ('jig lta), воззрение, [признающее] крайности (mthar lta), ложное воззрение (log lta), воззрение, признающее [ложное] воззрение высшим (lta ba mchog 'dzin gyi lta ba), воззрение, признающее нравственность и подвижничество высшими (tshul khrims brtul zhugs mchog 'dzin gyi lta ba).

Двадцать второстепенных клеш: гнев (khro ba), злопамятность, мстительность (возмущение) ('khon 'dzin), сокрытие [пороков и неблагих поступков] ('chab pa), раздражительность, необузданность, вспыльчивость ('tshig pa), зависть (phrag dog), жадность (ser sna), притворство, обман (sgyu), лицемерие (gyo), высокомерие, самодовольство, надменность (rgyags pa), вредоносность, зловредность (rnam par 'tshe ba), бессовестность (ngo tsha), бесстыдство (khrel med pa), апатия, заторможенность, вялость (rmugs pa), чувственное побуждение, возбужденность (rgod pa), недоверие (ma dad pa), лень (le lo), неосмотрительность, отсутствие бдительности (bag med pa), забывчивость (brjed nges), невнимательность (отсутствие самоконтроля, осознанности) (shes bzhin ma yin pa), рассеянность, отвлекаемость (rnam par gyeng ba).

Четыре изменяющихся (в зависимости от условий могут сопутствовать любому из трех видов сознания – благому, неблагому и нейтральному): сонливость (gnyid), сожаление ('gyod pa), получение общего представления, направленность ума на объект (концептуализация) (rtog pa), исследование (dpyod pa).

Согласно вышеперечисленному получается пятьдесят один.

Обладатель объекта, относящийся к чувственному, подразделяется на два: органы чувств обладателя чувственного и звук называющий.

Первое устанавливается посредством пятерки - от органа глаза до органа тела.

Второе устанавливается посредством пары – Словом [Будды] (bka') и Шастрами (bstan bcos).

Обладатель объекта, относящийся к непсихическим элементам-соединителям, устанавливается посредством всех индивидов.

Психическое (познание) также подразделяется на два: верное познание и не являющееся верным познанием.

Верное познание подразделяется на два: непосредственное верное познание и опосредованное верное познание (умозаключение).

См. ниже описание объектов.

Признак непосредственного верного познания: первичное (познающее в первый момент) неконцептуальное необманывающееся ведание.

Если подразделять непосредственное верное познание, то существует шесть [его видов], так как существует шесть: от непосредственного верного познания в качестве сознания глаза до непосредственного верного познания в качестве сознания умственного.

Или: непосредственное верное познание подразделяется на четыре: чувственное, умственное, ведающее себя (самопознание), йогческое – последние два тоже умственные.

Признак опосредованного верного познания (умозаключения): первичное (познающее в первый момент) необманывающееся ведание признаваемого, воспринимающее-признающее [благодаря] способности соединять смысл со звуком.

Оно подразделяется на три: умозаключение непосредственной силы (dngos stobs rjes dpag), умозаключение [на основе] известного (grags pa'i rjes dpag), умозаключение по доверию (yid ches rjes dpag).

Первое: умозаключение, постигающее непостоянство звука.

Второе: умозаключение, постигающее возможность говорить: "Луна - имеющая зайца", [поскольку это известно людям в Тибете].

Третье: верное познание [на основе] авторитета.

В любой когнитивной ситуации могут быть выделены постигаемые прямо (непосредственно) объекты (dngos yul) и постигаемые по смыслу (don gyis rtogs pa), или косвенно (brgyud gyis), причем первые подразделяются на постигаемые прямо (dngos su) и непрямо (shugs la). Например, когда некто в поисках кувшина смотрит на пустой стол, то этот стол будет непосредственным и прямым объектом, отсутствие на нем кувшина – непосредственным и непрямым объектом, постигаемым путем простого обращения внимания ума к этому предмету и не требующим для своего установления отдельного акта познания, а наличие кувшина в некотором другом месте будет постигаемым косвенно объектом, требующим отдельного акта познания (типа умозаключения: «Поскольку кувшина нет на столе, то он находится в шкафу»). Второй объект присутствует как бы явно и может быть четко осознан путем простого перемещения фокуса внимания на него. А третий присутствует неявно и четко устанавливается только благодаря отдельному акту познания («Лучи»: непрямой объект непосредственного [восприятия], постоянное, дхарма – несоединившееся, общий признак являются тождественными по смыслу).

Ум, не являющийся верным познанием подразделяется на три: не постигающий [ум], ложное концептуальное (log rtog) (ложное мышление), сомнение (the tshom).

Не постигающий ум (ma rtogs pa'i blo) устанавливается посредством всех [состояний] ума, не определяющего явленное.

Признак ложного познания (log shes): ведание, ошибающееся в собственном действительном объекте (объекте способа восприятия-признавания).

Оно подразделяется на два: неконцептуальное ложное познание и концептуальное ложное познание.

Основы признаков каждого: первое: сознание органов [чувств], [воспринимающее] явление двух лун [вместо] одной луны, сознание органов, [воспринимающее] снежные горы синими, и сознание органов [чувств], воспринимающее миражную воду. Второе: концептуальное восприятие-признавание постоянного звука, и воззрение, воспринимающее-признающее самость индивида.

Признак сомнения: вторичный ум, совершенно отличающийся предположением двух возможностей [пребывания] своего объекта.

По роду называемого этим звуком (словом) ("сомнение") подразделяется на три: сомнение, близкое к смыслу, сомнение, отдаленное от смысла, равноудаленное сомнение.

Основы признаков каждого соответственно: первое: сомнение, думающее в основном: "постоянный звук или непостоянный?", но склоняющееся к непостоянному. Второе: сомнение, думающее в основном: "постоянный звук или не постоянный?", но склоняющееся к постоянному. Третье: сомнение, думающее в соответствии: "постоянный звук или непостоянный?"

Признак явного [объекта]: то, что прямо постигается непосредственным верным познанием.

Явный [объект] и действительное - два - тождественны по смыслу.

Признак скрытого [объекта]: то, что прямо постигается опосредованным верным познанием (умозаключением).

Ожерелье: существующее и скрытый объект – равнозначны (оба являются тем, что прямо постигается опосредованным верным познанием). В сферу деятельности опосредованного познания, познающего скрытое, включаются все объекты. А объект и существующее – равнозначны, поэтому объект – подобно существующему – тоже подразделяется на вещь и постоянное. Однако вещь в данном случае подразделяется иначе – на пять скандх.

snang yul, abhasavisaya (pratibhasavisaya) - являющийся объект - то, что познается (rig bya) при его явлении (snang ba) уму (являет свой вид - rnam pa shar ba) обладателю объекта. Поскольку являться уму объект может при чувственном или умственном восприятии, то выделяют два вида этих объектов. При чувственном восприятии являющимися объектами будут цветоформа, звук, запах, вкус, осязаемое (т.е. соответствующие виды - rnam pa), а при умственном – представления (концепты): общее смысла (don spyi, artha samanya) или общее звука (sgra spyi, sabda samanya). Так, например, при чувственном восприятии кувшина являющимся объектом будет кувшин, а при умственном – концепт кувшина.

Тождественно по смыслу: явление самой [вещи] (rang snang), обычный предмет рассмотрения, основа явления при чувственном верном познании (Прасангика).

gzung yul (bzung yul), grhayavisaya - воспринимаемый (идентифицируемый) объект (gzung - буд. вр. bzung - прошл. вр. от 'dzin) - то, что воспринимается при его ясном явлении уму. В случае чувственного восприятия этот объект совпадает с являющимся, а при умственном не совпадает, так как, хотя уму непосредственно является (и воспринимается им) представление о кувшине (концепт кувшина), но ум полагает, что воспринимает сам кувшин. Это осуществляется благодаря умственной операции приписывания (sgro 'dogs), в результате которой ум воспринимает представление о кувшине как не являющееся иным, нежели кувшин (как обратно тождественное кувшину – ldog pa). А это обратно тождественное кувшина в одном из своих аспектов, по мнению сторонников Гелуг, является самим кувшином. Данный объект умственного восприятия представляет собой сложное образование, состоящее из двух частей: самого предмета, который может быть постоянным или непостоянным, и «идеального» предмета, полагаемого постоянным. Поскольку предмет и воспринимаемый объект концептуального ума могут одинаково трактоваться в качестве обратно тождественного предмету, то их полагают тождественными по обратно тождественному (ldog gcig pa). Это делает приемлемым концептуальное познание, ибо позволяет утверждать, что при концептуальном постижении, например, существующего умозрительно (идеально) кувшина (воспринимаемого объекта концептуального ума) имеет место (в силу указанного тождества) постижение сущеcтвующего реально кувшина.

'dzin stangs kyi yul, grahakavisaya - объект способа восприятия-признавания (действительный объект) - полагаемый двойственным познанием (умом) действительно имеющим место в качестве основы явления (Прасангика), или именно так, как является и воспринимается.

При чувственном восприятии обычно совпадает с являющимся и воспринимаемым. Однако в некоторых случаях действительный объект не идентичен двум другим. Так, например, когда из-за некоторых атмосферных процессов видят на небе две луны, то они будут являющимся объектом и воспринимаемым объектом, а действительным объектом будет одна луна, существующая в действительности. В случае несовпадения этих объектов чувственное восприятие квалифицируют как ошибочное познание органов чувств (dbang shes 'khrul ba can) или сознание органов чувств в качестве неконцептуального ложного познания(rtog med log shes su gyur ba'i dbang shes).

При умственном восприятии действительный объект не совпадает с являющимся объектом, но может совпадать или не совпадать с воспринимаемым объектом. Так, при умственном восприятии кувшина этот кувшин будет и воспринимаемым объектом и действительным объектом. А при умственном восприятии заячьих рогов такие рога будут воспринимаемым объектом, но не действительным объектом. Восприятие в подобных случаях квалифицируется как концептуальное ложное познание (rtog pa log shes).

Если было проведено исследование объекта и установлено истинное в его отношении, то восприятие объекта именно так, как было установлено, характеризует способ восприятия-признавания объекта. Наличие определенного способа восприятия-признавания обнаруживается не только у концептуального познания (в виде способа [концептуального] признавания - zhen tshul, zhen stangs), но и у неконцептуального (в виде способа восприятия-признавания - 'dzin tshul, 'dzin stangs).

В отношении являющегося объекта чувственного познания обязательно должен быть задействован определенный способ его восприятия-признавания, благодаря которому данный объект будет восприниматься как тождественный некоторой основе явления - действительному объекту. Обычное озеро и миражное являются видящему их человеку одинаково. Однако их чувственные верные познания отличаются способами восприятия-признавания: первое воспринимается-признается как реальное, а второе - как иллюзорное, так как первое в качестве являющегося объекта идентифицируется с настоящим озером как действительным объектом, а второе в качестве являющегося объекта отождествляется с миражом как действительным объектом. Наличие способа восприятия-признавания в чувственном непосредственном познании приводит к мысли, что здесь (по аналогии с умственным концептуальным восприятием) должен иметь место процесс приписывания, благодаря которому являющийся объект относят к определенной основе явления - действительному объекту, идентифицируют с ним.

Также, один и тот же объект - индивид - воспринимается-признается по-разному мудростью, непосредственно постигающей его лишенность самости, Я - истинности наличия, и неведением, видящим его как имеющего место истинно (наделенного истинностью наличия - самостью, Я). Эти два способа восприятия-признавания несовместимы (обладание истинностью наличия и лишенность истинности наличия - дхармы, несовместимые по типу прямой несовместимости взаимного отвержения, и поэтому не могут относиться к одному и тому же главному предмету рассмотрения), поэтому являются несовместимыми по типу прямой несовместимости непребывания вместе и не могут одновременно существовать в уме одного и того же индивида.

Тождественно по смыслу: главный предмет рассмотрения

zhen yul, abhinivesavisaya - признаваемый объект - то, что ведается (rig bya) посредством признавания (zhen pa). Устанавливается только для умственного (концептуального - Прасангика) восприятия. При умственном восприятии кувшина признаваемым объектом будет кувшин, так как здесь ум воспринимает кувшин через признавание, а именно: хотя непосредственно воспринимается только представление о кувшине, но вследствие приписывания ум отождествляет его с самим кувшином и признает подобный кувшин как бы существующим в действительности и воспринимаемым им. Поэтому считается, что концептуальный ум ошибается в являющемся объекте (то есть ошибочно принимает представление о вещи за саму вещь). Хотя концептуальный ум и ошибается в отношении своего являющегося объекта, но может оказаться безошибочным в отношении признаваемого объекта, если тот будет соответствовать действительному объекту. Точнее, признаваемый объект – это существующий умозрительно (идеально) объект концептуального ума, который может совпадать («кувшин» и «кувшин») или не совпадать («заячьи рога» и «заячьи уши») с действительным объектом.

Этот объект обычно совпадает с воспринимаемым объектом, но не всегда совпадает с действительным объектом, так как тот может отсутствовать. Заячьи рога являются только признаваемым объектом, так как помимо умозрительного признавания они не существуют.

Тождественно по смыслу: главный объект

'jug yul, pravrittivisaya - объект вхождения – объект, на который направлено сознание, или то, во что ум, по его мнению, "входит" при познании; принципиальный объект ума (например, кушин при концептуальном познании кувшина).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.