Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Формирование психофизиологических механизмов устной речи




Существует несколько концепций усвоения языка. В отечественной науке речь рассматривается как социокультурный феномен, а также с позиций различных отраслей научных знаний: физиологии, психологии, педагогики, психолингвистики.

Учебные вопросы.

Тема I. Онтогенез речи как предмет научного изучения

1. Предмет, цели и задачи дисциплины, её место среди других научных дисциплин. Исторические сведения по теории вопроса.

2. Исследования детской речи в отечественной психологии и психолингвистике (А.А.Леонтьев, И.Н.Горелов, Е.И.Исенина, М.М.Кольцова и др.), а также в зарубежной психолингвистике.

3. Проблема генезиса речевой деятельности. Значение слова как центральная категория онтогенеза речи и мышления.

 

1. Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного вхождения его в социум.

 

Онтогенез речевой деятельности занимает центральное место в системе целого ряда научных дисциплин, таких как психофизиология, нейропсихология, психология, лингвистика, психолингвистика, логопедия.

 

Среди трудов отечественных ученых, занимающихся вопросами онтогенетического развития речи, следует, прежде всего, назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Г.Л. Розенгард-Пупко, Р.М. Боскис и др.

 

«Детская речь» - это особый этап онтогенетического развития речи. Первые систематические описания речевого онтогенеза в психологии речи представлены в дневниках, документальных записях А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева и др.

Исследования детской речи в отечественной психологии и психолингвистике представлены в работах А.А.Леонтьева, И.Н.Горелова, Е.И.Исениной, М.М.Кольцовой, Е.С.Кубряковой, М.И.Лисиной, Т.Н.Ушаковой, С.Н.Цейтлин, А.М.Шахнаровича, Д.Б.Эльконина. Базовой теорией речи и речевой деятельности является концепция Л.С.Выготского о развитии речи как специфической деятельности, опосредованной языковыми знаками.

В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи оп­ределена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до семи лет (А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, С.Н. Цейт­лин, A.M. Шахнарович).

 

В психолингвистике закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезеявляются предметом специального исследования; в последнее время, они составили отдельную область этой науки - психолингвистику развития.

 

 

 

 

Естественнонаучные труды отечественных ученых (И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна и др.) раскрывают сложные физиологические механизмы речи, рассматривают сущность двух качественно различных уровней развития высшей нервной деятельности человека - первой и второй сигнальных систем и их взаимодействия.

Взаимодействие первой и второй сигнальных систем обеспечивает единство чувственного и абстрактного познания, адекватное взаимодействие людей с окружающим миром и обществом.

 

Вторая сигнальная система связана с функциями специфических речевых зон в коре больших полушарий головного мозга: моторные функции локализуются в задних отделах лобных извилин левого полушария (у правшей) головного мозга (центр Брока), а сенсорная сторона речи обеспечивается функционированием зон в левой задней височной извилине (центр Вернике).

 

Одной из современных концепций речевого онтогенеза является когнитивная теория усвоения языка, представителями которой являются М.Брауэрман, М.Гринфилд, Е.Кларк. Авторы выдвинули гипотезу «семиотического развития» ребенка как основы когнитивного подхода к трактовке речевого онтогенеза. Проведенные исследования сенсомоторного интеллекта позволили определить характер его влияния на развитие речи ребенка. Приводится анализ когнитивных факторов, способствующих усвоению языка.

 

 

Важный вклад в понимание взаимосвязи мышления и речи внес Л.С. Выготский. Автор рассматривает значение слова как центральную категорию онтогенеза речи и мышления. Он указывает на то, что слово содержит все основные свойства, присущие речевому мышлению в целом, так как характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно, и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово – это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи.

 

Л.С. Выготский полагает, что генетические корни мышления и речи различны: речь «вырастает» из общения, а мышление - из предметно-практической деятельности. Сначала линии развития мышления и речи параллельны, а в возрасте около 2-х лет эти линии переплетаются, и речь становится интеллектуализированной, мышление – речевым.

Проблема формирования значений и их репрезентация в языковых формах отражена в исследованиях А.К.Марковой, которая рассматривает развитие речи в разные возрастные периоды по следующим признакам:

а) новые функции речи, появляющиеся в каждый период;

б) их связь с ведущей деятельностью данного возраста;

в) овладение ребенком в рамках этого возраста формами речи - языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций;

г) осознание ребенком этих функций и форм.

 

Автор выделяет следующее соотношение функций и форм речи в различные возрастные периоды.

Младенческий возраст (от 0 до 1,0) знаменуется появлением индикативной и номинативной функций (называние признака предмета и предметная отнесенность слова) и связанной с ними с игнификативной функции (замещение словом наглядных впечатлений). Функция ранних речевых реакций состоит в установлении связи со взрослыми и в воздействии на взрослого, поддержании эмоционального контакта (А.С.Запорожец и М.Л.Лисина, Г.Л.Розенгарт-Пупко и др.).

Ранний преддошкольный возраст (от 1,0 до 3,0). В этом возрасте складывается обобщающая функция слова и происходит усвоение детьми его символической роли, когда оно перестает выступать для ребенка одним из свойств предмета и становится его символом, заместителем сущности предмета данного класса (А.К.Маркова). Дальнейшее развитие функции называния предметов определяется его сотрудничеством со взрослым. При этом, слоговой состав слов (контур, число звуков, ударение) усваивается детьми раньше, чем точное воспроизведение звукового состава слова, т.к. этого оказывается достаточно для первичного общения. Активное общение и усложнение деятельности приводит к необходимости уточнения звукового состава слова и наполнения слов - контуров более точными звуками. К концу второго года жизни (Н.Х.Швачкин) у ребенка уже достаточно развит фонематический слух, что позволяет понимать речь окружающих.

Развитие грамматического строя также осуществляется в тесной взаимосвязи общения и обобщения и идет путем усложнения и дифференциации значений.

Социально-прагматическое направление в изучении предпосылок усвоения языка, авторами которого являются Дж.Брунер, М.Холлидей, Дж. Грин и др., согласно которому опережающая интерпретация взрослого рассматривается как ведущий фактор развития языка. Приводятся исследования прагматики дословной коммуникации, а именно изучение закономерностей взаимодействия матери и ребенка. Выделяются стадии развития языка «действие – жест – слово».

 

Теория знаковой регуляции человеческого поведения А.Р.Лурия, его теория о движущих силах развития речевой деятельности у дошкольников, согласно которой речь рассматривается не только как средство общения, не только как орудие мышления, но и как важнейшее средство управления человеческим поведением, выступающее сначала в форме внешней речи, затем - внутренней (А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, А.А.Люблинская, А.К.Маркова, Г.Д.Розенгарт-Пупко, Д.Б.Эльконин и др.).

 

 

Теория врожденных знаний Н.Хомского, Д.Макнилла, Д.Слобина (50-60 гг.). Учеными разработан исследовательский аппарат трансформационной генеративной грамматики и его использование для объяснения закономерностей речевого онтогенеза. Н.Хомский отмечал важную роль усвоения грамматических правил в овладении языком. Н. Хомским был выдвинут тезис «о врождённости языковых структур», в основе которого лежит постулат о том, что способность человека к освоению языка является врождённой.

 

Однако позднее, даже некоторые представители школы Н. Хомского и Дж. Миллера, в частности Д. Слобин, Т. Бивер в 70-80-х гг. прошедшего столетия при­шли к выводу, что так называемые «врожденные знания», ответственные за усвоение языка, на самом деле имеют социальную и когнитивную природу.

 

 

В отечественной науке наиболее признанной является социо-биологическая теория усвоения языка. Согласно этой теории, ребенок, обладая врожденной способностью к символизации (в том числе языковой) и получая от взрослых материал того или иного языка, «перерабатывает» его и по мере развития активно и, в значительной мере, самостоятельно усваивает ряд сменяющих друг друга систем «детского» языка, постепенно приближая их к системе языка взрослых.

 

По определению И.А. Зимней, речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом).

 

 

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, про­цесса общения взрослых с ребенком, с другой - процесса развития предмет­ной и познавательной деятельности ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.