Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Недоразвитие речи и причины его возникновения




Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных внешних воздействий. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию.

Особенно серьезные нарушения возникают вследствие повреждения корковых отделов головного мозга, особенно височных и лобных долей левого полушария: афазия, алалия.

К общему недоразвитию речи относятся и нарушения, обусловленные анатомо-физиологическими нарушениями речевого аппарата - ринолалия, а также причиной, которых является недостаточная иннервация речевого аппарата - дизартрия.

Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер.

На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиморфизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем, как отмечает Т.Б. Филичева, является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту [37].

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Р.Е.Левиной и сотрудниками (1968) была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Первый уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельной речи использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки, некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Характерным для этих детей является многоцелевое использование имеющихся у них средств языка. Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность. Это дети, которые не владеют фразовой речью,

не могут общаться с помощью предложений. По периодизации А.Н. Гвоздева фраза соответствует периоду «Однословное предложение». Они используют:

- лепетные слова, обрывки лепетных слов (ту-ту, бух, би-би, няма…);

- аморфные слова-корни

(тина, сина- машина, гуси – игрушки…). Преимущественно сохраняют корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Часто лепетное слово не похоже не свой оригинал, т.к. ребенок может передать лишь просодические особенности его произнесения - ударение, количество слогов (наиболее простых слов), интонацию (тутя – рука).

- звукокомплексы и звукоподражания

(ку-ку, тук, ду-ду, тпрррр…).

- обрывки лепетных предложений

(ля гуля, мама пи…).

- небольшое количество правильно произносимых слов

(мама, папа, баба, ляля).

диффузные слова (звукокомплексы)

(кофту, свитер, шарф называет одним словом – кыя).

Звуконаполняемость и слоговая структура нарушены грубо и диффузно.

Нестойкость в произношении звуков, диффузность. В речи преобладают 1-2 сложные слова. При попытке произнести более сложные слоговые структуры количество слогов сокращается до 2-3 («ко» - «кошка, «исит – кушает», «апа – лопата», «агу – огурец».

Это усугубляет неразборчивость речи ребенка.

Словарный запас.

Крайне ограничен (15-20 единиц). Такая бедность словаря провоцирует некоторые специфические явления:

- множественные лексические замены, когда одно и то же слово (звукокомплекс) обозначает название нескольких предметов, действий, признаков. Так, например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, может означать: «машина», «едет», «клаксон - бибикает».

- активное использование невербальных (паралингвистических, паравербальных) средств общения – жестов, мимики, интонаций, пантомимы.

(«Ни тя» + отриц. жест+ мимика (отрицательно крутя головой и хмуря лицо – означает «Не буду спать»).

(«Дай куклу» – ребенок говорит «Да…», сопровождая слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.