Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Связная речь и ее формирование в дошкольном возрасте




Лекция 6.

Достаточно часто маленькие дети ошибаются и в употреблении падежных окончаний имён существительных.

Возьмем все стулы и сделаем поезд, – предлагает один ребенок другому.

– Нет, нельзя, – возражает тот, – здесь мало стулов.

Образование творительного падежа может происходить ошибочно из-за присоединения к корню существительного окончания -ом неза­висимо от рода существительного (иголк ом, ложк ом, кошк ом и т.п.), «скопированного» с других вариантов словоизменения.

 

Нередко в речи детей отмечаются ошибки в употреблении форм рода имён существитель­ных (лошадиха, людь, коров вместо бык; кош вместо кот и др.).

 

Часто дети ошибочно образуют сравнительную степень имён прилагатель­ных (хорошее – плохее, высокее – коротее) по примеру общепринятых форм (сильн ее, весел ее, длинн ее). То же касается образования сравнительной степени «отыменных» прилагательных, например: А наш лес всё равно соснее вашего.

 

 

Ошибки при усвоении языка – явление совершенно естественное для нормально протекающего онтогенеза речевой деятельности. В то же время ошибки, «типичные» для нормального языкового развития, нельзя оставлять без внимания; необходимо поправ­лять ребенка, внося коррективы в его речь.

 

Если взрослый не обращает на них внимания, речь ребёнка может долго оста­ваться неправильной в грамматическом отношении. Некоторые педагоги полагают, что не следует повторять за детьми ошибочно произносимые ими слова и фразы как «смешные нелепости», особенно в присутствии самих детей.

 

 

Некоторые дети испытывают удовольствие от того, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают уже намеренно говорить неправильно. Все случаи неправильного оформления речевых высказываний детей должны быть предметом самого пристального внимания педагогов.

 

Дошкольный период является одним из главных в речевом развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного запаса. У детей растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

 

Таким образом, наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка – это период от 1,5 до 3 лет. Если ребенок не получил должного речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное.

 

В четыре года дети начинают составлять первые небольшие рассказы – описания любимых игрушек по картинкам, сюжет которых интересен и хорошо знаком детям.

 

К 5-6 годам дети не только правильно произносят, но и различают все фонемы родного языка. К 5 годам связная речь достигает более высокого уровня. Дети начинают овладевать основными типами монологической речи: рассказом, пересказом.

 

В 6 лет свободно составляют рассказы по картине, серии картинок, по представлению. К этому времени у них формируются умения составлять рассказ по памяти, на заданную тему, из личного опыта, пересказывать. В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление. К концу дошкольного периода у детей сформирована самостоятельная связная речь.

 

К школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

 

К подростковому возрасту, дети оказываются способными усваивать и осмысливать слова четвертой степени обобщения, такие как состояние, признак, предметность и т.д.

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря.

 

В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

Этиология речевых нарушений многообразна. Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных внешних воздействий. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию.

Особенно серьезные нарушения возникают вследствие повреждения корковых отделов головного мозга, особенно височных и лобных долей левого полушария: афазия, алалия.

К общему недоразвитию речи относятся и нарушения, обусловленные анатомо-физиологическими нарушениями речевого аппарата - ринолалия, а также причиной, которых является недостаточная иннервация речевого аппарата - дизартрия.

Возникновение обратимых форм общего недоразвития речи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с не резко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер.

На основании представленных данных можно сделать общее заключение о сложности и полиморфизме этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Р.Е.Левиной и сотрудниками была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.