Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды воздушного пространства и их правовой режим




Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В международном праве нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим.

Существует три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования.

1. Воздушное пространство над открытым морем - подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция поморскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов.

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов.

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства - это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвенции) «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств» (ст. 6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:

право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;

право нерегулярных полетов - основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.

Договор по открытому небу 1992 г., участниками которого являются 24 государства - члена ОБСЕ, в том числе и РФ.

 

58. Международное экономическое право: понятие, принципы, источники. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974г.

Международное экономическое право – это отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права. Предмет международного экономического права составляют международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма. В международном экономическом праве существуют свои подотрасли – это международное торговое право, международное промышленное право, международное транспортное право, международное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собственности.

Наряду с основными принципами международного публичного права в международных экономических отношениях применяются и специальные принципы.

Принцип недискриминации – это право государства на предоставление ему со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам. Данное право не затрагивает предоставление правомерно применяемых особых льготных, более благоприятныхусловий.

Режим благоприятствования – это юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны.

Национальный режим – это приравнивание прав физических и юридических лиц иностранного государства к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений.

Принцип взаимной выгоды – это когда отношения между государствами, не являющиеся взаимно выгодными, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

Преференциальный режим – это принцип, при котором не должно существовать не взаимовыгодных отношений между государствами, а существует лишь справедливое распрелеление выгод и обязательств соответствующего объема.

Субъектами международного экономического права являются субъекты международного права. В зависимости от субъективного состава можно выделить следующие разновидности субъектов:

1) межгосударственные – универсальные и локальные;

2) между государствами и международными организациями;

3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государствам.

Источниками международного экономического права являются источники международного права.

Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года —— документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году. Хартия 1974 года должна была сформулировать международно-правовые основы современного регулирования экономических отношений государств. Она не стала документом, который действительно (и формально, и фактически) закрепил бы принципы международного экономического права обязывающего характера (jus cogens), хотя в главе I Хартии и присутствует некий перечень принципов (преимущественного общего порядка).

 

59. Международная экологическое право: понятие, источники, принципы.

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.

Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.

Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

Основными источниками данного права являются Конвенции:

-об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;

-об охране биологического разнообразия 1992 г.;

-о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;

-по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г.

Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.

Объектами являются: животный и растительный мир; Мировой океан;

атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.

К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы:

-территориальная целостность государств;

-сотрудничество государств;

-уважение государственного суверенитета;

-мирное разрешение международных споров;

-международно-правовая ответственность и т. д.

К специальным принципам относятся следующие принципы:

-защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

-экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

-запрет использования в военных и любых иных враждебных целях;

-принцип защиты экологических систем Мирового океана;

-недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

-недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.

 

60. Международное космическое право: понятие, принципы, источники.

Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.

Источниками космического права являются:

1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.;

2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;

3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами,1972 г.;

4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 г.;

5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Предметом международного космического права являются правоотношения субъектов при запуске космических объектов, в процессе использования космической техники для практических целей.

Объектом международного космического права являются космическое пространство, планеты Солнечной системы, Луна, искусственные космические объекты и их составные части, космические экипажи, деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, результаты космической деятельности.

Выделяют следующие принципы международного космического права: исследование и использование космоса на благо всего человечества, равное право всех государств на исследование и использование космоса, запрещение национального присвоения космоса, соответствие космической деятельности международному праву, свобода космоса для научных исследований, использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях, международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность.

Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем необходимо учитывать и различия в режимах космического пространства и небесных тел. Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.

 

61. Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники.

Право вооруженных конфликтов – это совокупность принципов и норм международного права, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм.

Специальными принципами права вооруженных конфликтов являются принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения войны, принципы защиты прав комбатантов и некомбатантов, принципы защиты прав гражданского населения, а также определяющие правовой режим гражданских объектов, принципы нейтралитета и отношений между воюющими и нейтральными государствами.

К числу наиболее важных источников права на ведение войны следует отнести Петербургскую декларацию об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны и некоторые другие.

К важнейшим международным соглашениям о средствах и методах ведения войны относятся: Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и др.

Предметом регулирования правил ведения войны являются специфические общественные отношения, складывающиеся между его субъектами в ходе вооруженных конфликтов.

Международный вооруженный конфликт – это вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т. е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства.

Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженное столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо одного государства.

Статья 48 Дополнительного протокола I к Женевской конвенции 1949 г. устанавливает: «Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.