Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к выполнению контрольных работ




За период изучения дисциплины «Международное космическое право» студенты должны выполнить контрольную работу согласно вариантам, выбор которых определяется по первой букве фамилии автора:

1 вариант - фамилии, начинающиеся с букв от А до Е;

2 вариант - от Е до К;

3 вариант - от Л до П;

4 вариант - от Р до Ц;

5 вариант - от Ч до Ы;

6 вариант - от Э до Я.

Объем работы до 20 машинописных страниц (через два интер­вала). Формулировать ответы на вопросы следует лаконично. Этапы написания контрольной работы:

- составление плана;

- подбор литературы и источников;

- формулирование основных выводов;

- литературное и редакционно-техническое оформление.

Подбор литературы и нормативных источников помогут осуще­ствить каталоги библиотек.

При выполнении работы необходимо ссылаться на используе­мые источники (международно-правовые акты, нормативно-правовые акты РФ, монографии, учебники, учебные пособия, науч­ные статьи). Сведения об источниках помещаются в сносках внизу страницы в соответствии с существующими библиографическими стандартами.

Титульный лист контрольной работы должен отражать сле­дующую информацию:

- наименование учебного заведения;

- наименование кафедры;

- наименование дисциплины, по которой выполнена работа;

- номер варианта работы;

- номер группы;

- фамилия и инициалы студента.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант № 1

1. Понятие и принципы международного космического права.

2. Международно-правовое положение небесных тел Солнеч­ной системы.

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса следует начать с определения понятия международного космического права как особой отрасли общего международного права. При этом рекомендуется обратить внимание на исторические причины формирования системы между­народно-правовых норм, образовавших рассматриваемую отрасль международного права. К ним относятся, в первую очередь, начало практической деятельности по исследованию и освоению космиче­ского пространства и небесных тел и, в связи с этим, возникновение объективной необходимости в создании правовых норм, регули­рующих эту деятельность. Необходимо особо подчеркнуть, что ме­ждународное космическое право как отрасль международного пуб­личного права является неотъемлемой частью последнего, а поэтому его поступательное развитие происходит неразрывно с общим меж­дународным правом.

Далее следует определить понятие принципов международного космического права как концентрированно выраженных и обобщен­ных общепризнанных норм поведения субъектов международных отношений, связанных с осуществлением ими космической дея­тельности.

С этой целью рекомендуется показать систему принципов об­щего международного права, подразделяющихся на основные прин­ципы международного права и отраслевые принципы. В связи с тем, что международное космическое право является неотъемлемой ча­стью общего международного права, принципы последнего в равной степени действуют и при международно-правовом регулировании космической деятельности.

Следует описать процесс формального закрепления в междуна­родно-правовых актах отраслевых принципов международного кос­мического права: принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г. «Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использо­ванию космического пространства», Договора о принципах дея­тельности государств по исследованию и использованию космиче­ского пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 ян­варя 1967 г.

В завершение рассмотрения первого вопроса надлежит указать отраслевые принципы международного космического права и их значение.

Во втором вопросе необходимо показать процесс становления международно-правового положения небесных тел Солнечной сис­темы и исторические причины, обусловившие необходимость при­нятия международно-правовых актов, устанавливающих правовой режим Луны и других небесных тел.

Далее следует рассмотреть основные международно-правовые положения, образующие этот режим, к которым относятся: исследо­вание и использование Луны и других небесных тел на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития; свобода исследования и использования не­бесных тел при свободном доступе во все районы небесных тел; за­прещение национального присвоения Луны и других небесных тел

Солнечной системы и другие. При этом рекомендуется, обратить внимание на те международно-правовые нормы, которые определя­ют отличие международно-правового положения небесных тел от международно-правового положения собственно космического про­странства.

Вариант № 2

1. Соотношение международного космического права и нацио­нального законодательства о космической деятельности.

2. Процедурные правоотношения, возникающие вследствие спора о возмещении ущерба, причиненного космическим объектом.

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса рекомендуется начать с анализа процесса формирования и эволюции системы правовых норм, регу­лирующих космическую деятельность, осуществляемую субъектами международного права. При этом следует отметить, что космиче­ское право, как стройная система специальных норм, на первом эта­пе своего развития появляется как совокупность международно-правовых положений, регулирующих деятельность по исследова­нию и использованию космического пространства и небесных тел. Параллельно с процессом нормообразования в международном пра­ве, происходит зарождение и национальных правовых систем, регу­лирующих космическую деятельность. Следует определить понятия «международное космическое право» и «национальное космическое право», иллюстрируя приводимые определения понятий наиболее значимыми правовыми актами из рассматриваемых правовых сис­тем. Рекомендуется обратить внимание на развитие национального законодательства в наиболее развитых государствах, осуществляю­щих космическую деятельность: Швеции, Великобритании, США. Затем необходимо провести анализ развития космического законо­дательства, регулирующего космическую деятельность в Россий­ской Федерации. При этом следует особо отметить положение п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающего, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и ме­ждународные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В рамках второго вопроса следует отметить, что процедурные правоотношения, возникающие вследствие спора о возмещении ущерба, причиненного космическим объектом, между субъектами международного права складываются в результате причинения ущерба, с одной стороны, и отсутствием согласия по поводу его возмещения - с другой. Необходимо подчеркнуть, что международ­ные отношения такого рода регулируются нормами Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использо­ванию космического пространства, включая Луну и другие небес­ные тела от 27 января 1967 г. и Конвенции о международной ответ­ственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г.

Студенту следует отметить, что споры, связанные с претензия­ми о компенсации за ущерб, причиненный космической деятельно­стью - это специфическая категория межгосударственных споров имущественного характера. Далее необходимо показать, какие пра­вовые средства предусматривает международное космическое право для разрешения возникающих споров о возмещении ущерба: пре­тензия, направляемая по дипломатическим каналам одним субъек­том международного права другому, переговоры, как основное средство разрешения споров, Комиссия по рассмотрению претензий.

Вариант № 3

1. Международные космические правовые отношения.

2. Проведение переговоров как средство разрешения споров о возмещении ущерба, причиненного космическим объектом.

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса предполагает анализ отдельных элементов космических правоотношений как особой разновидности межгосударственных отношений, урегулированных принципами и нормами международного права. Следует определить понятие субъ­екта космических правовых отношений и из всей совокупности та­ких субъектов выделить их основные группы. Далее необходимо рассмотреть государство, как основной субъект международных космических правоотношений, международные межправительст­венные организации как вторичные (производные) субъекты меж­дународных космических правоотношений. Здесь же следует особо отметить, что международные неправительственные космические организации в связи с особенностями своего правового статуса к категории субъектов международного космического права не от­носятся. В завершении рассмотрения данного вопроса надлежит оп­ределить объект международных космических правоотношений, международную космическую правоспособность и дееспособность, международную космическую правосубъектность.

При рассмотрении второго вопроса следует отметить, что про­ведение переговоров как средство разрешения споров, связанных с компенсацией за ущерб в международном космическом праве пре­дусмотрено в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г.

Необходимо особо подчеркнуть, что в Конвенции о проведении переговоров говорится лишь в косвенной форме и детально их про­ведение не урегулировано, однако именно переговоры надлежит выделить как основное средство разрешения споров в международ­ном космическом праве. Рекомендуется при ответе на вопрос выде­лить то, что проведение любых международных переговоров, в том числе и в международном космическом праве, должно основываться на соблюдении основных принципов международного права, уста­новленных ст. 2 Устава ООН, к которым относятся: суверенное ра­венство всех членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применения и другие. Необходимо также указать, какие сро­ки проведения переговоров установлены Конвенцией об ответст­венности 1972 г. В завершение рассмотрение второго вопроса сле­дует определить перечень положений, по которым проводятся меж­дународные переговоры, связанные с возмещением ущерба, причи­ненного космическим объектом.

Вариант № 4

1. Источники международного космического права.

2. Международно-правовое регулирование деятельности Ко­миссии по рассмотрению претензий в международном космическом праве.

Методические указания

Проработку первого вопроса следует начать с рассмотрения ис­точников общего международного права: как основных, так и вспо­могательных. Затем рекомендуется отметить, что в международном космическом праве, как в неотъемлемой составной части общего международного права могут быть выделены такие же источники. Особое внимание следует уделить основным источникам междуна­родного космического права: международному договору и между­народно-правовому обычаю. Необходимо провести классификацию международных договоров изучаемой отрасли международного права по таким критериям, как круг участников международных договоров, объект правового регулирования, и другим. Рассмотре­ние той части вопроса, которая посвящается договорам междуна­родного космического права, следует завершить перечнем основных международно-правовых актов, регулирующих космическую дея­тельность субъектов международного права.

Затем следует рассмотреть международно-правовой обычай как особый источник международного космического права. Необходимо отметить положение п. 1 «Ь» ст. 38 Статута Международного Суда Организации Объединенных Наций, определяющее международный обычай «как доказательство всеобщей практики, признанной в каче­стве правовой нормы». При этом следует изложить имеющиеся в международно-правовой доктрине определения понятия междуна­родного обычая и привести примеры таких обычаев в международ­ном космическом праве.

В начале рассмотрения второго вопроса следует отметить, что международно-правовое регулирование деятельности Комиссии по рассмотрению претензий в международном космическом праве осуществляется на основании Конвенции о международной ответст­венности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г.

Необходимо особо подчеркнуть, что такая Комиссия создается участниками спора о возмещении ущерба лишь в том случае, когда в ходе проведенных переговоров согласия о возмещении ущерба достигнуто не было. При проведении анализа правового положения Комиссии по рассмотрению претензий следует уделить внимание установленному в международном космическом праве порядку формированию такой Комиссии и процессуально-правовым аспек­там ее деятельности.

Особо надлежит проанализировать юридическую обязатель­ность решений, выносимых Комиссией по рассмотрению претензий, в зависимости от соглашения спорящих сторон, принимаемого в стадии формирования Комиссии. Здесь студенту следует указать, что Комиссией по результатам рассмотрения спора по существу может выноситься либо окончательное определение рекомендатель­ного характера, либо окончательное решение, обязательное для спо­рящих сторон.

В завершение рассмотрения данного вопроса следует указать заключительные положения, связанные с работой Комиссии по рас­смотрению претензий, а именно: опубликование вынесенного реше­ния либо определения, уведомление Генерального секретаря ООН о результатах рассмотрения спора и др.

Вариант № 5

1. Международно-правовое положение космического про­странства.

2. Ответственность в международном космическом праве и ее особенности.

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса рекомендуется начать с анализа источников международного космического права. Этот анализ по­зволит сделать вывод о том, что ни один из документов этой отрас­ли международного права не содержит четкого определения право­вого понятия «космическое пространство», которое в международ­ном космическом праве используется наиболее часто. Далее предла­гается проанализировать положения Боготской декларации об объ­явлении суверенитета на сегменты геостационарной орбиты 1976 г. и увязать сам факт подписания этого международного документа экваториальными странами с отсутствием как в международном воздушном, так и в международном космическом праве установлен­ной высотной границы, отделяющей воздушное пространство от собственно космического пространства. Следует рассмотреть пред­ложения, разрабатываемые в науке международного космического права, о проведении делимитации воздушного и космического про­странств: юрисдикционная линия Теодора фон Кармана, простран­ственный и функциональный подходы к делимитации и др.

Рекомендуется также отразить позицию международной непра­вительственной организации - Международной авиационной феде­рации к определению границы космоса. Далее необходимо рассмот­реть основные шаги, предпринятые членами международного сооб­щества, направленные на определение границы космического про­странства, в том числе инициативы Союза ССР.

Анализ международно-правового положения космического про­странства следует проводить посредством рассмотрения конкрет­ных правовых положений международных соглашений, устанавли­вающих определенные права субъектов международного права, осуществляющих космическую деятельность, а также вводящих ог­раничения и запреты. Например, право свободно исследовать и ис­пользовать космическое пространство, запрет размещать в космиче­ском пространстве объекты с оружием массового уничтожения, за­прет на производство ядерных испытаний в космосе и т.д. При рас­смотрении каждого из элементов, составляющих международно-правовой режим космического пространства, следует указывать конкретную статью правового акта, на которой основывается тот или иной элемент международно-правового положения космоса.

Изучение данного вопроса рекомендуется дополнить анализом международно-правового положения такой части космического пространства, как геостационарная орбита, получившей весьма ак­тивное применение в связи с коммерциализацией околоземного космического пространства.

При рассмотрении второго вопроса следует отметить, что от­ветственность в международном космическом праве - это частное проявление ответственности в общем международном праве. В свя­зи с этим рекомендуется дать определение понятия ответственности в международном праве в. целом. Далее следует выделить виды от­ветственности в международном космическом праве, такие как по­литическая ответственность и материальная ответственность, указав возможные случаи их наступления. Затем рекомендуется рассмот­реть возможные формы реализации ответственности в международ­ном космическом праве, как в пределах политической ответственно­сти, так и в пределах материальной ответственности. При этом ответ на вопрос выиграет, если студент сможет самостоятельно проиллю­стрировать возможные случаи применения той или иной формы от­ветственности.

Рекомендуется уделить внимание особенностям ответственно­сти в международном космическом праве. Необходимым представ­ляется рассмотреть вопросы, связанные с основаниями ответствен­ности в международном космическом праве, а также вопросы, ка­сающиеся определения абсолютной ответственности в международ­ном космическом праве и деликта космического права.

 

Вариант № 6

1. Международно-правовое положение космических объектов.

2. Международно-правовое регулирование спасания и возвра­щения космонавтов.

Методические указания

При ответе на первый вопрос следует обратить внимание на то, что в современном международном космическом праве отсутствует четкое определение правового понятия «космический объект». По­пытки определить данное понятие были предприняты международ­ным сообществом при разработке и принятии Конвенции о между­народной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 г. Од­нако содержащееся в ст. I каждой из приведенных конвенций поло­жение, закрепляющее, что «термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его дос­тавки и его части», нельзя признать удовлетворительным правовым определением рассматриваемого понятия.

Анализ содержания международно-правового положения кос­мического объекта следует проводить на основании специальных норм, действующих в современном международном космическом праве. Рекомендуется при выполнении контрольной работы рас­смотреть разновидности космических объектов, закрепленных в различных международно-правовых актах: космический объект, космический аппарат, необитаемая космическая станция на небес­ном теле, обитаемая космическая станция на небесном теле и др.

Важным элементом правомерной космической деятельности в соответствии с положениями международного космического права является международная и национальная регистрация космических объектов, которая также подлежит детальному изучению студентом, выполняющим контрольную работу данного варианта.

Далее, необходимо особо рассмотреть вопросы юрисдикции и контроля, осуществляемые государством регистрации над запущен­ным космическим объектом, а также вопросы, касающиеся прав собственности на такие объекты.

В процессе изучения вопросов, касающихся прав собственности на космические объекты, необходимо проанализировать действую­щие международно-правовые нормы, устанавливающие обязанность государств по спасанию и возвращению космических объектов дру­гих субъектов международного права. Здесь же следует уяснить ус­тановленные правовые условия возвращения космического объекта одним субъектом международного космического права другому.

При ответе на второй вопрос необходимо отметить, что спаса­ние и возвращение космонавтов является неотъемлемым элементом международно-правового статуса космонавта. Рекомендуется под­черкнуть, что международно-правовые основы спасания и возвра­щения космонавтов заложены в ст. V Договора о принципах дея­тельности государств по исследованию и использованию космиче­ского пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 ян­варя 1967 г., а более детальное урегулирование этого же вопроса было достигнуто при принятии Соглашения о спасании космонав­тов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущен­ных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. Основной ча­стью ответа на поставленный вопрос станет описание правового по­рядка деятельности, направленной на спасание и возвращение кос­монавтов иностранного государства со ссылками на статьи приве­денного Соглашения от 22 апреля 1968 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.