Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену. 1. Наследование по закону и по завещанию в законодательстве Европейских континентальных го




Тема 14. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ

Тема 13. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Тема 12. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Тема 11. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

1. Наследование по закону и по завещанию в законодательстве европейских континентальных государств.

2. Институт наследования в англо-саксонской правовой системе.

3. Наследственное право Российской Федерации.

4. Коллизионные вопросы наследования.

1. Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в об-ласти трудовых отношений.

2. Трудовые права иностранцев в России.

3. Трудовые права российских граждан за границей.

 

1. Понятие и правовое регулирование международного гражданского процесса

2. Процессуальное положение иностранных граждан и иностранных ор-ганизаций в Российской Федерации.

3. Определение подсудности и пророгационные соглашения.

4. Признание и исполнение решений иностранных судов.

 

1. Понятие и нормативное регулирование международного коммер-ческого арбитража.

2. Процедура арбитражного рассмотрения споров, осложненных иност-ранным элементом.

3. Признание и приведение в исполнение арбитражных решений.

 

 

 

  1. Понятие международного публичного права. Предмет и метод.

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения.

Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права. Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами:

а) между государствами- двусторонние и многосторонние;

б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

г) между международными межправительственными организациями.

П р е д м е т о м правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А м е т о д о м правового регулирования является метод согласования воль государств и других субъектов международного права.

 

  1. Соотношение международного публичного и международного частного права.

Международное публичное право и международное частное право, хотя и имеют разные предметы регулирования, но все равно имеют общие точки соприкосновения. Международное частное право устанавливает общеобязательные правила поведения и взаимоотношений для участников международных отношений негосударственного характера. Однако указанные правила содержатся не только во внутригосударственном праве, под юрисдикцией которого находится физическое или юридическое лицо, но и в международных договорах, международных обычаях.

Международное частное право как совокупность правовых норм регулирует международные отношения гражданско-правового характера. Однако в процессе регулирования данных правоотношений не должны нарушаться нормы международного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитии межгосударственных договоров.

На сегодняшний момент соотношение международного права и международного частного права характеризуется сближением и взаимопроникновением. Современное международное право характеризуется расширением сферы применения.

Отличие международного частного права от международного публичного права состоит в следующем:

• По предмету регулирования

Регламентируемые международным публичным правом отношения носят межгосударственный характер.

В свою очередь, международным частным правом регулируется особая группа частноправовых отношений, которые имеют международный характер. Это имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

• По субъектам отношений

Субъектами международного публичного права являются государства, международные организации и нации, борющиеся за свое освобождение.

Субъектами международного частного права выступают юридические и физические лица, иногда и государство как равный субъект. Например, государство может являть­ся наследником имущества, которое осталось за границей.

• По методу правового регулирования

В международном публичном праве основным методом правового регулирования является согласование воль государств.

В международном частном праве применяется два спе­цифических метода правового регулирования - коллизионный и материально-правовой.

• По источникам

В международном публичном праве на первом месте стоит международный договор, а в международном частном праве основным источником является, прежде всего, национальное (внутреннее) законодательство.

• По ответственности

В международном публичном праве — международ­но-правовая ответственность, в международном частном праве — гражданско-правовая ответственность, носящая имущественный характер.

• По сфере действия

В международном публичном праве — это глобаль­ная сфера действия, в международном частном праве — национальная.

 

  1. Соотношение международного публичного и внутригосударственного права.

Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Международное право, в свою очередь, влияет на внутригосударственное законодательство. В некоторых странах международное право является составной частью национального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В законах многих государств устанавливается, что в случае расхождений между положениями закона и между народными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.

В теории международного права существуют дуалистическая и монистическая концепции в отношении вопроса о взаимосвязи международного права и внутригосударственного права.

Дуалистическая концепция рассматривает международное право и внутригосударственное право как самостоятельные, не имеющие общих точек соприкосновения комплексы.

Монистическая теория предполагает, что международное право и внутригосударственное право являются составными частями единого правопорядка. В рамках монистической теории существует концепция примата международного права над внутригосударственным правом и концепция примата внутригосударственного права над международным правом.

Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

 

  1. Система международного права.

СМП - совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права. Эти нормы как первичные элементы С.м.п. неодинаковы по кругу субъектов (универсальные, обязательные для всех государств, и локальные, обязательные для ограниченного круга государств) и по их юридической силе (диспозитивные и императивные). Поскольку нормы международного права взаимосвязаны, содержание каждой из них должно рассматриваться в контексте всей С.м.п. Виды отраслей, их место в С. м. п. и взаимодействие между ними определяются как объективными, так и субъективными факторами. С.м.п. в определенной степени обусловливает систему науки международного права, но не совпадает с ней. С.м.п., имеющая объективный характер, включает в себя основные принципы международного права и его отрасли: право международных договоров; принципы и нормы, регулирующие статус населения; принципы и нормы, устанавливающие режим государственной и иных территорий, международное морское право, международное воздушное право: международное космическое право; дипломатическое право, консульское право; право международных организаций; мирные средства разрешения международных споров; международно-правовые средства обеспечения мира и предотвращения войны; законы и обычаи войны; международно-правовая ответственность. С.м.п. характеризуется динамизмом, для нее одновременно свойственны относительная стабильность и непрерывное развитие. С.м. п.-система открытого типа. Поскольку сфера действия международного права, как по кругу субъектов, так и по объекту регулируемых им вопросов постоянно расширяется, постольку развивается и сама С.м. п. Это происходит и в результате развития существующих отраслей международного права, и путем формирования новых. Среди новых отраслей можно назвать право международной безопасности, международное гуманитарное право, международную защиту прав человека, международное экономическое право, международное трудовое право, право охраны окружающей среды, международное атомное право и др.

 

  1. Понятие и виды норм международного права.

Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать. Императивными нормами являются основные принципы международного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо.

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы (устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества), нормы-определения (раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве), нормы-правомочия (предоставляют их адресатам определенные субъективные права), нормы-обязанности (устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений), нормы-запреты (фиксируют запрет указанного в них поведения).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий) и охранительные нормы (выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям).

По содержанию правил поведения международные нормы делятся на материальные (фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д.) и процессуальные (регламентируют порядок реализации материальных норм).

По сфере действия различают универсальные (охватывает своим участием большинство государств мира, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия), региональные (действуют в пределах стран одного региона, например, право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ) и локальные нормы международного (права регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права, например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

По форме объективирования: договорные и обычно-правовые; по юридической силе: императивные нормы и диспозитивные нормы.

 

  1. Источники международного права.

Источники международного права это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных от­ношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы. Источники международного права – это формы существования международных правовых норм.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай.

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права.

Под понятием «общие принципы права» понимаются определенные принципы, которые являются едиными для правовых систем государств.

К вспомогательным источникам международного права относятся акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний, решения международных судов, а также доктрина международного права.

Акты международных организаций будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права. К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.

Судебные решения включают в себя решения всех органов международной юстиции, призванной по согласию государств разрешать споры.

 

  1. Принципы международного права.

Принципы международного права – это руководящие, основополагающие начала, в соответствии с которыми строится система международных отношений между субъектами международного права. Принципы международного права носят общеобязательный характер для всех субъектов международных отношений.

Основные принципы международного права сформулированы в уставе Организации Объединенных Наций, их конкретизации посвящена Декларация о принципах международного права принятая Генеральной ассамблеей ООН 24 октября 1970 года.

К основным принципам международного права относятся принципы:

1) суверенного равенства государств, включающий элементы: – государства юридически равны; – каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; – каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; – терр. целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; – каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; – каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами;

2) добросовестного выполнения принятых на себя обязательств;

3) разрешения международных споров мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергались угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4) воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы, каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость, органи зации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными;

5) нерушимости государственных границ. Существующие границы признаются юридически установленными в соответствии с международным правом, государства отказываются от посягательств на существующие границы;

6) территориальной целостности государств;

7) невмешательства во внутренние дела государства. Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства. Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства;

8) всеобщего уважения прав человека;

9) самоопределения народов – все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право;

10) сотрудничества, предполагающий что государства оказывают друг другу всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых в соответствии с их договоренностями и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

 

 

  1. Субъекты международного права.

это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе МП и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
Основными субъектами международного права являются:

Первичные
1. Государство.

2. Нации, борющиеся за государственную независимость.

Производные субъекты международного права

1. Международные организации.


2. Государственно-подобные образования.
Государство - главная политическая организация современного общества, создатель и гарант соблюдения норм международного права. Государства юридически не подчинены друг другу, что является выражением их суверенитета, имеющим внутреннюю и внешнюю стороны:- территориальное верховенство;- независимость в международных отношениях.
Виды государств как субъектов МП:
1. Простое или унитарное государство (единая система органов власти, конституция, система права, единое гражданство. Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, хотя административная автономия может присутствовать.)
Здесь только государство в целом выступает как субъект международного права. К унитарным государствам относятся Франция, Италия, Швеция, Япония, большинство стран Африки и Латинской Америки.
2. Сложное государство - конфедерация и федерация.
- Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения определенных задач.
Члены конфедерации остаются субъектами международного права, им может быть и конфедерация в целом, если государства при ее создании возложили на нее определенные права и обязанности.Классическая конфидерация не является субъектом междун.права.Международной правоспособностью обладают лишь ее члены что не исключает возможности создания в рамках конфидерации некоторых общих органов.
В прошлом конфедерациями являлись: США (1776-1787 гг.), Швейцария (1291-1848г.г), Германия (1815-1866 гг.).Устойчивые конфидерации имеют тенденцию перерастать в федерации.
- Федерация - это не просто союз государств, а союзное государство. Федеральная власть распространяется на всю территорию и население государства, хотя члены федерации обладают определенной самостоятельностью, у них отсутствует внешняя сторона суверенитета.Степень самостоятельности определяется федеративным договором и законодательством федерации(конституцей).Как субъекты межд.права члены федерации могут выступать в случае признания законодательством федерации право от собственного имени заключать договоры обмениваться делегациями.Их международная правосубъектность не зависит от суверенитета конституцией федерации.
Федерация сама является субъектом международного права. К федеративным государствам относятся - РФ, США, Канада, ФРГ, Бразилия, Индия и др.
Вторым субъектом международного права являются нации и народы, борющиеся за независимость. В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающих международными правами и обязанностями (ФНОА, СВАПО, ООП)
Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:
- вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов;
- отсутствие суверенитета и территории;
- вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;
- постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;
- ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;
- любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.

Государства могут объединяться в многочислен.ассоциации союзы лиги организации создаваемые на основеразличных принципов с учетом объема глобальных межрегиональных и др.задач возникающих между ними.В числе междунар.орг-ций выделяют:универсальные-открытые для всех стран мира(ООН);специализированные(ВОЗ);межрегиональные(Шанхайская Организация Сотрудничества);региональные;торгово-экономические(ОПЭК);военно-политические(НАТО);этнические(Лига Арабских Государств);религиозные(Организация Исламская Конференция);правозащитные(совет Европы)
Специфика государственно-подобного образования как субъекта МП состоит в том, что в основе его образования лежит договор заинтересованных государств, закрепляющий особенности его международно-правового статуса (Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Мальтийский орден)

 

  1. Понятие и виды признания государств.

Изменения, непрерывно происходящие в мире воздействуют на состав субъектов международных отношений, в т.ч. субъектов международного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридических вопроса:
- о признании новых субъектов международного права;
- о правопреемстве.
Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной.
Такой стороной может быть:
- вновь возникшее государство;
- новое правительство;
- нация или НОД, борющиеся за независимость;
- восставшая или воюющая сторона;
- международная организация.
Можно говорить о двух доктринах признания:
- конституитивная - признание рассматривается как конституирование нового субъекта МП;
- декларативная - признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.
Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания. Формы признания:
1. Юридическая, которая выступает в двух видах:
- Де-юре - признание в полном объеме, когда устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов.Признание де-юре влечет как правило установление дипломатических отношений
- Де-факто - когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер.Признание де-факто выражение неуверенности что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны.
2. Фактическое, или признание ad hoc - признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений.
Способы признания:
1. Явно выраженное.
2. Молчаливое (подразумеваемое).
Юридические последствия признания:
- создание правовых условий для сотрудничества;
- возможность установления дипломатических отношений и заключения международных договоров;
- признание национального законодательства друг друга;
- наступление судебного иммунитета;
- решение вопросов правопреемства.
Межгосударственным правопреемством называется переход международных прав и обязанностей одного государства к другому. Это может затрагивать и других субъектов МП, в частности, международные организации.
Вопросы преемства урегулированы в двух международных договорах:
1. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.
2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Объектом правопреемства выступают:
- международные договоры;
- государственная собственность, долг, архивы;
- границы;
- членство в международных организациях.
Вопрос о правопреемстве возникает:
1) при появлении нового государства в результате социальной революции;
2) при деколонизации;
3) при разделении или отделении частей государства;
4) при объединении нескольких государств в единое;
5) при частичных территориальных изменениях государства.

 

  1. Правопреемство государств.

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.