Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персонал дипломатического представительства 2 страница




В состав Совета входят главы государств-участников и Главноко­мандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный сек­ретарь Совета, а также Главнокомандующий Вооруженными Силами государств — участников Договора.

Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, кото­рые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также Объединенные Вооруженные Силы Содружества — войска, силы и органы управления ими, выделенные из Вооруженных Сил государств Содружества и оперативно подчи­ненные Главному командованию ОВСС, остающиеся, однако, в не­посредственном подчинении органов военного управления своих го­сударств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону по ст. 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил прини­мается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

Место пребывания Совета — г. Москва.

 

47. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью- как актуальная необходимость.

В настоящее время в мире отмечается значительный рост пре­ступности, в том числе имеющей международный характер. Государ­ства координируют свои действия по борьбе с преступностью — за­ключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осу­ществляют совместные меры по предотвращению и пресечению пре­ступлений и привлечению виновных к ответственности. Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в современном международ­ном праве сформировалась самостоятельная отрасль — «право меж­дународного сотрудничества в борьбе с преступностью» (иногда ее называют «международное уголовное право», что, на мой взгляд, не совсем точно).

Источниками данной отрасли являются:

конвенции о борьбе с международными преступлениями и пре­ступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);

договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

договоры, регулирующие деятельность международных органи­заций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

Обязательства государств по вышеуказанным договорам заклю­чаются прежде всего в определении международных уголовно нака­зуемых деяний, мерах по предупреждению и пресечению таких пре­ступлений, обеспечению ответственности преступников, установле­нию правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уго­ловным делам и регулировании взаимоотношений государств и меж­дународных правоохранительных организаций.

 

48. Классификация и анализ уголовных преступлений международного характера

В гл. IX указывалось, что ответственность государств и других субъектов международного права, обозначаемая термином «междуна­родная ответственность», по своему существу и видам (формам) в корне отличается от юридической ответственности по внутригосудар­ственному праву, где она выступает в качестве уголовной, гражданской и административной ответственности.

В общем вопрос о характере юридической ответственности по на­циональному и международному праву сводится к вопросу о субъектах этих двух систем права.

Так, вполне очевидно, что субъектами международной (междуна­родно-правовой) ответственности за нарушения международно-право­вых предписаний являются государства и иные субъекты международ­ного права.

Соответственно, индивиды, физические лица, не будучи субъекта­ми международного права, не являются и не могут являться субъекта­ми международно-правовой ответственности вообще и тех видов меж­дународно-правовых санкций в отношении государств, о которых шла речь в главе об их ответственности, в частности.

Конкретнее, уголовная ответственность, которую несут индивиды в соответствии с внутригосударственным правом за предусмотренные этим правом преступления, в принципе не применима к государству.

Однако уяснение этой, казалось бы, очевидной вещи — не столь простое дело при столкновении с некоторыми явлениями междуна­родной действительности, требующими правовой оценки. Так, неко­торые авторы, в том числе отечественные, утверждали, что современ­ное международное право якобы устанавливает в некоторых случаях наряду с ответственностью государств юридическую ответственность физических лиц, в частности за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Высказывались также мнения о формировании некоего международного уголовного права.

Однако высказывания о том, что международное право якобы ус­танавливает в некоторых случаях наряду с международной ответствен­ностью государств международную ответственность индивидов, явно ошибочны. Никакой особой международной (международно-правовой) ответственности индивидов не существует. Ее не установили, ибо вполне достаточно существующих форм уголовной ответственности индивидов (от взятия под стражу до пожизненного тюремного заклю­чения и смертной казни) в соответствии с национальными системами уголовного права.

Не существует и международной уголовной юстиции и междуна­родных пенитенциарных средств исполнения приговоров по уголов­ным делам. Факт образования и деятельности двух специальных меж­дународных военных трибуналов — Нюрнбергского и Токийского, — а также возможность учреждения международных судебных инстанций в силу некоторых иных универсального характера межгосударствен­ных соглашений — явление редкое, исключительное, не изменяющее общего положения о том, что уголовная ответственность индивидов существовала и продолжает существовать как их ответственность по национальному уголовному праву государств, подлежащая преследо­ванию национальными судами с соблюдением национальных процес­суальных норм применительно ко всем уголовным преступлениям, подпадающим под юрисдикцию данного государства.

Уголовная юрисдикция государства в принципе территориальна в том смысле, что она принадлежит органам правосудия того государст­ва, в пределах территории или юрисдикции которого совершено уго­ловное преступление. Иными словами, все лица (кроме пользующихся соответствующим иммунитетом), совершившие в таком случае пре­ступление в соответствии с внутренним правом государства, подлежат его уголовной юрисдикции.

Государства устанавливают также свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных их гражданами и вне пределов их уголов­ной юрисдикции, иначе – персональную юрисдикцию, обычно лишь в отношении ограниченной категории тяжких преступлений. Но осу­ществление персональной юрисдикции возможно, естественно, лишь тогда, когда соответствующее лицо окажется во власти государства его гражданства.

Поэтому издавна существует сотрудничество государств в деле превенции и наказания за совершаемые индивидами преступления, как правило, тяжкого или особо тяжкого характера, ибо борьба с такими преступлениями требует объединения усилий заинтересованных госу­дарств на двустороннем, локальном или универсальном уровнях путем заключения между ними международных договоров. Такие договоры устанавливают обязательства государств, касающиеся розыска предпо­лагаемого преступника, уголовного преследования его в соответствии с их внутренним законодательством либо выдачи другому государству, казания иной правовой помощи. Именно в этом и состоит причаст­ность международного права к делу борьбы с уголовными преступле­ниями.

Наконец, в силу сложившегося международного обычая или об­щепризнанных положений универсальных международных договоров определенные преступления индивидов составляют ныне особую кате­горию, которую целесообразно именовать уголовными преступления­ми международного характера или иным образом.

Необходимость соответствующей терминологии предопределяет­ся тем, что термин «преступление» обозначает ныне в международ­но-правовых актах одну из категорий международно-противоправ­ных деяний государств, о чем говорилось в гл. IX. Следовательно, терминологически надо различать преступления государств и пре­ступления индивидов. Словосочетание «уголовные преступления» достаточно четко обозначает, что речь идет именно о преступлениях индивидов.

Кроме того, речь идет о преступлениях, социально опасных не толь­ко для данного государства или нескольких государств, заключивших соглашения о совместных мерах борьбы с ними, но и для сообщества государств или человечества в целом. Терминологически это преступ­ления международного характера. Последнее словосочетание («меж­дународного характера») призвано обозначить их социальную опас­ность для человечества в целом.

Конечно, возможна и иная терминология. Беда, однако, в том, что сколько-нибудь устоявшейся терминологии не существует. Каждый автор предлагает свою, и терминологическая неразбериха в этом вопро­се вполне очевидна.

Таким образом, уголовные преступления международного харак­тера — это особая категория преступлений физических лиц (группы лиц), которые являются социально опасными преступлениями для че­ловечества в целом и в отношении которых международное сообщество государств установило особую компетенцию (обязанность) каждого государства в деле борьбы с такими преступлениями.

Такая особая компетенция (обязанность) государств установлена по общему международному праву, либо в силу соответствующего международного обычая, либо, чаще, в силу общепризнанных положе­ний универсальных международных договоров. Более конкретно это сводится в основном к следующему.

Во-первых, на международном уровне определяется состав уголов­ных преступлений международного характера, в уголовно-правовой оборот вводятся определенные виды таких преступлений (например, преступления против мира, преступления против человечности, пре­ступления апартеида, геноцида и т.д.).

Во-вторых, международное право обязывает государство преследо­вать по своему национальному праву лиц, виновных в уголовных пре­ступлениях международного характера, коль скоро они находятся в его власти, устанавливая экстерриториальную и эксперсональную юрис­дикцию государства по таким преступлениям, иначе — универсальную юрисдикцию, т.е. юрисдикцию, действующую независимо от места со­вершения преступления международного характера и независимо от гражданской принадлежности преступника.

Неотвратимость наказания за уголовные преступления междуна­родного характера достигается, кроме того, обязанностью каждого го­сударства либо судить такого преступника, либо выдать его для судеб­ного преследования государству, в пределах юрисдикции которого со­вершено данное преступление, или государству национальной принад­лежности данного преступного лица, а также сотрудничеством госу­дарств по обнаружению предполагаемого преступника и в деле приня­тия практически осуществимых мер по предотвращению указанных преступлений.

Возможно также заключение универсальных международных до­говоров о неприменимости срока давности к уголовным преступлени­ям международного характера. Так, в частности, в 1968 г. была разра­ботана и заключена Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности.

Повторим, что, как правило, устанавливается обязанность госу­дарств преследовать за уголовные преступления международного ха­рактера по своему национальному праву. Возможность же учреждения по некоторым конвенциям международного уголовного суда весьма проблематична, практически нереальна. Например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. предусматривают возможность юрисдикции международного уголовного суда для сторон, признавших такую юрисдикцию. Однако такие суды учреждены не были.

Большинство же других международных конвенций о предупреж­дении и пресечении уголовных преступлений международного харак­тера вообще не предусматривают возможности учреждения междуна­родных судебных инстанций.

Тем не менее следует иметь в виду, что существует определенная связь между тяжкими международно-противоправными деяниями го­сударства, обозначаемыми ныне термином «преступление государства», и сопутствующими ему преступлениями международного харак­тера индивидов, в частности руководящих должностных лиц. Это со­здает впечатление, что уголовная ответственность таких лиц, как и ответственность государства, возникает непосредственно на основании международного права и является одной из форм ответственности го­сударства за его международное преступление. В действительности же, преступления государства и преступления физических лиц, в том числе уголовные преступления международного характера, — явления совер­шенно разноплановые. Ответственность государства существует на ос­новании и в соответствии с международным правом, а уголовная от­ветственность индивида — в соответствии с внутренним правом госу­дарства, коль скоро она таковым предусмотрена.

Кроме того, определенная взаимосвязь между преступлениями го­сударств и преступлениями международного характера физических лиц отнюдь не абсолютна. Ее вообще может не существовать и дейст­вительно во многих случаях не существует.

Например, преступления индивидов против мира, как они опреде­лены в ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала, безусловно связаны с совершенным государством преступлением агрессии. Но военные пре­ступления и преступления против человечности могут совершаться не только вооруженными силами и агентами государства-агрессора и не только в ходе международного вооруженного конфликта. Преступле­ние геноцида может совершаться индивидами самостоятельно, вне связи с международным преступлением геноцида, совершаемым госу­дарством. Имеют место также преступления государств, в связи с ко­торыми международное право не предусматривает обязанности уго­ловного преследования индивидов. И наоборот, обязанность госу­дарств преследовать по своему национальному праву (или выдать) за многие виды уголовных преступлений международного характера ус­тановлена ныне в соответствии с общепризнанными положениями со­временного международного права вне какой-либо связи с преступле­ниями государств.

Таким образом, обязанность государств в соответствии с общепри­знанными положениями современного международного права пресле­довать лиц, совершивших уголовные преступления или подозреваемых в их совершении, установлена ныне в отношении преступлений, тер­минологически обозначенных автором как уголовные преступления международного характера.

 

49. Роль международных организаций и конференций в борьбе с преступностью.

 

 

50. Интерпол: цели, главные органы и основные направления деятельности.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголов­ной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

обеспечение широкого взаимодействия всех национальных орга­нов уголовной полиции;

развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятель­ность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол имеет следующую организационную структуру.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых госу­дарствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы дея­тельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сес­сии ежегодно.

Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-Президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ас­самблеей (Президент на четыре года, остальные лица — на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком соби­рается на заседания не реже одного раза в год.

Постоянно действующим органом Интерпола является Генераль­ный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет) и технического и администра­тивного персонала (назначается Генеральным секретарем).

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государст­во-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Органи­зацией.

Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Фран­ция).

Основные направления деятельности Интерпола следующие.

1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих между­народный характер.

2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произ­ведений искусства, оружия и др.).

В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и «международных преступни­ках».

В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государ­ствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности, собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень «Подделки и подлоги») и др.

РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола.

НЦБ Интерпола в РФ — это подразделение криминальной мили­ции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.

В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят:

обеспечение эффективного международного обмена информа­цией об уголовных преступлениях;

оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными догово­рами РФ;

наблюдение за исполнением международных договоров по во­просам борьбы с преступностью, участниками которых является Рос­сийская Федерация.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимо­действия с правоохранительными и иными государственными орга­нами РФ, а также международными правоохранительными организа­циями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая пре­ступлений, носящих политический, военный, религиозный или расо­вый характер.

НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретари­ат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные пору­чения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, арес­та и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осущест­вления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от пре­ступной деятельности, похищенных предметов и документов, прове­дения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;

принимает меры по исполнению международными правоохрани­тельными организациями и правоохранительными органами госу­дарств — членов Интерпола запросов из РФ;

определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязатель­ным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных госу­дарств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ;

иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.

 

51. Понятие экстрадиции. Правовая помощь по уголовным делам.

Экстрадиция - выдача лица от одного государства другому для следствия и суда; возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Правовая помощь по уголовным делам на основе международных договоров РФ включает экстрадицию, производство процессуальных, следственных и судебных действий, уголовное преследование, передачу предметов, передачу осужденных для исполнения приговора иностранного суда.

В настоящее время общепризнано, что выдача преступников - это право государства, а не его обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий. Государство, направляя требование о выдаче, берет на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственности и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена. Собственно экстрадиция преступника или подозреваемого государству, на территории которого он совершил преступление, - дело довольно длительное, состоящее из множества формальностей. В большинстве случаев данная процедура осуществляется с помощью Интерпола. Прокуратура страны, требующей выдачи своего гражданина, должна направить в штаб-квартиру Интерпола запрос-ориентировку с разъяснением, в чем он обвиняется и на каком основании. Затем Интерпол принимает решение об объявлении человека в международный розыск. Если лицо, на арест которого есть санкция Интерпола, задержано на территории какого-либо государства, суд этого государства должен принять решение о выдаче разыскиваемого. Только после принятия положительного решения судом происходит собственно передача преступника. Весь процесс сопровождается гигантской бюрократической перепиской между странами и занимает обычно несколько месяцев. Впрочем, участие Интерпола не является обязательным, и экстрадиция может осуществляться на основе двусторонних соглашений. Процедура при этом выглядит примерно так же. Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица.

Под правовой помощью по уголовным делам понимаются про­цессуальные действия, осуществляемые правоохранительными орга­нами на основании запросов учреждений юстиции иностранных го­сударств в соответствии с положениями международных договоров.

 

52. Правовое понятие территории. Виды правовых режимов территории.

Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, от­граниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.

В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с по­нятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных бо­гатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международ­ного и национального права, касающихся природопользования.

Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая кон­фигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как пра­вило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это при­мерно 110 км.

Космическое пространство можно условно подразделить на близ­лежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее преде­лах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно ус­ловны.

Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство, со­ставляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

Такие пространства — государственная территория и негосударст­венная (международная) территория — отделены друг от друга границами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим лини­ям вертикальные поверхности до границы земного пространства с кос­мосом и теоретически — до центра Земли в глубь ее недр, а практичес­ки — на достигнутую для проникновения в недра глубину.

Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздуш­ное пространство над земной поверхностью в пределах государствен­ной и негосударственной территории, правовой режим которых и ус­ловия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, со­ставляя, в частности, предмет регулирования международного морско­го и воздушного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.