КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для очной формы обучения. Тематический план учебной дисциплины
Тематический план учебной дисциплины Тема 16. Международный коммерческий арбитраж Тема 14. Международный гражданский процесс Содержание понятия «международный гражданский процесс», доктрина о соотношении международного гражданского процесса и международного частного права. Вопросы, относящиеся к международному гражданскому процессу, их правовое регулирование, роль международных договоров. Понятие «международная подсудность», основные системы ее определения, существующие в настоящее время. Пророгационные соглашения, условия их действительности. Конфликт юрисдикций: понятие, способы преодоления, роль автономии воли сторон. Процессуальное положение неграждан в различных странах. Понятие и цели института судебного налога. Особенности процессуального положения государства и международных организаций.
Тема 15. Правовые основы взаимодействия судов, арбитражей и нотариата различных стран: современное состояние Понятие и виды сотрудничества государств в сфере правовой помощи по гражданским, семейным и трудовым делам. Международно-правовые акты, регламентирующие формы, средства и объём правовой помощи. Понятие, виды и способы исполнения иностранных судебных поручений. Условия и процедура исполнения решений иностранных судов по законодательству различных государств. Вопросы исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации: порядок, условия, компетенция российских судов. Правовые основы и содержание деятельности нотариата в различных правовых системах. Нотариальные действия с иностранным элементом в РФ, роль органов внешних сношений. Способы обеспечения действительности официальных документов за рубежом. Легализация: понятие, процедура, органы. Апостиль: понятие, процедура и органы, его проставляющие.
Содержание терминов «арбитраж» и «международный коммерческий арбитраж». Основные теории юридической природы арбитража. Виды арбитража. Правовая регламентация деятельности арбитражных (третейских) судов. Основные центры международного арбитражного рассмотрения. Способы, процедура и юридические последствия передачи спора на разрешение арбитражного (третейского) суда. Международный коммерческий арбитраж в РФ: виды, правовая регламентация. Механизм признания и исполнения иностранных арбитражных решений. Проблемы российского законодательства по данному вопросу. Распределение часов дисциплины по разделам, темам и видам занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина «Международное частное право» преподается студентам уже имеющим опыт обучения в высшем учебном заведении и обладающим знаниями по ряду юридических дисциплин. Основная сложность при изучении данного предмета заключается в появлении новых, ранее неизвестных студентам правовых терминов и понятий, а также необходимости анализа обширного круга законодательных актов зарубежных стран и текстов международных правовых актов. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на доступность изложения материала. Лекция представляет собой одну из важнейших форм вузовского образовательного процесса и призвана решать следующие задачи: когнитивную – дать студентам определенную систему теоретических знаний по изучаемой дисциплине; развивающую – способствовать выработке навыков самостоятельной познавательной деятельности и мышления; воспитательную. Лекция представляет собой логическое изложение материала в соответствии с планом, который сообщается студентам в начале каждой лекции и имеет законченную форму, т.е. содержит пункты, позволяющие охватить весь адресованный студентам материал. Содержание каждой лекции имеет определенную направленность и учитывает уровень подготовки студентов. Перед лектором в ходе подготовки и проведения лекции стоят следующие задачи: 1) передача знаний студентам и формирование умений по применению полученных знаний; 2) определение дидактических единиц, рассматриваемых в процессе чтения лекции; 3) выявление междисциплинарных связей с другими гуманитарными и естественными науками;
4) оценка знаний и умений, полученных студентами на предыдущих занятиях; 5) предоставление студентам ссылок на учебно-справочную и методическую литературу для самостоятельного изучения дисциплины; 6) воспитание в студентах собственной мировоззренческой позиции и умение самостоятельно ориентироваться в современном мире. Основными требованиями, предъявляемыми к лекции, являются: – научность и информативность (современный научный уровень) предлагаемого в лекции материала; – четкая структура раскрытия темы, последовательность изложения вопросов; – доказательность и аргументированность, достигаемые логикой и теоретическим обоснованием положений лекции, а также достаточным количеством ярких и убедительных примеров; – наличие нравственного, ценностного подхода при объективном освещении различных позиций, особенно по дискуссионным проблемам; – активизация мышления слушателей путем постановки вопросов для осмысления, обращения в ходе лекций к повторению уже изученных тем; – методическая обработка материала: выведение главных положений, подчеркивание основной мысли, формулирование выводов; – ясный и доступный язык изложения, разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Для решения названных задач при подготовке лекции преподавателю целесообразно: 1) сформулировать цель и задачи лекции; 2) определить содержание лекции и план ее проведения так, чтобы это отвечало поставленным задачам; 3) разработать методы активизации познавательной деятельности студентов с учетом уровня их знаний; 4) продумать возможности использования изучаемого материала в рамках других дисциплин и в практической деятельности; 5) предоставить студентам ссылки на источники для самостоятельного изучения материала; 6) по материалу лекции сформулировать задачи с целью подготовки студентов к семинарам. Тематика и содержание лекции определяются рабочей программой, составленной в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Можно выделить несколько разновидностей лекций. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, обозначаются вехи развития науки и практики и достижения в этой сфере, сообщаются имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. Кроме того, обращается внимание на методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, уточняются сроки и формы отчетности. Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в высшей школе. Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, которая допускает большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметных и межпредметных связей, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов. Проблемная лекция вводит новое знание через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа точек зрения. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по принципу «вопросы–ответы». Лектор в течение лекционного времени отвечает на вопросы студентов по всему разделу или курсу. Второй вариант такой лекции, проводящейся по принципу «вопросы–ответы–дискуссия», сочетает в себе три элемента: изложение лектором новой учебной информации, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на эти вопросы. По своей структуре лекции могут быть разнообразны – это зависит от содержания и характера излагаемого материала. Однако существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план включаются наименования узловых вопросов лекции, которые могут послужить основой для составления экзаменационных билетов. В начале изложения полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение рассматриваемой темы в изучаемой дисциплине и в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод, переходя от примеров, фактов к научным выводам. Можно также использовать метод дедукции: сначала разъяснение общих положений, затем показ возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции необходимо подвести итог. При подготовке лекции преподаватель планирует управление вниманием слушателей с помощью педагогических приемов. Излагая материал, он должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Необходимость записи лекций диктуется рядом причин: – каждый преподаватель читает свой авторский курс, по материалам которого студенту предстоит сдавать экзамен или зачет; – запись лекций является главной формой усвоения основного материала. Средствами, помогающими конспектированию, являются: акцентированное изложение материала, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий. Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей и ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию заметок на полях и знака NB – «nota bene». Таким образом, руководство работой студентов со стороны преподавателя осуществляется в следующих формах: – требование вести конспекты, обучение конспектированию; – контроль за выполнением, просмотр конспектов (в течение лекции, после ее окончания, на семинарских занятиях); – использование приемов управления вниманием: контрольные и риторические вопросы, варьирование интонации, другие ораторские приемы; – применение приемов закрепления: повторение основных положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы к аудитории на проверку внимания. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует работоспособность и мышление, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к предмету. К основным видам аудиторных учебных занятий наряду с лекциями отнесены семинарские (практические) занятия. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. В процессе семинарских (практических) занятий студенты выполняют одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с содержанием учебного материала. Семинарские (практические) занятия имеют целью: – обобщение, систематизацию, углубление, закрепление теоретических знаний по конкретным темам дисциплины; – формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; – развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов; – выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. Темы, по которым планируются семинарские (практические) занятия и их объемы, определяются учебно-методическим комплексом. В нем зафиксированы также перечень занятий и вопросы для обсуждения. При планировании содержания таких занятий следует исходить из того, что основной дидактической целью семинарских занятий является углубленное изучение дисциплины и овладение методологией применительно к особенностям международного частного права как отрасли права, а ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, то есть способности выполнять определенные действия, операции, которые будут необходимы в последующей профессиональной деятельности. В соответствии с этим содержание практических занятий включает в себя решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), работу с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление специальной документации и др. При разработке содержания семинарских (практических) занятий следует иметь в виду, что в совокупности они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентировано международное частное право, а в совокупности по всем учебным дисциплинам – охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист. На семинарских (практических) занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и производственной, преддипломной практики. Состав заданий для семинарского (практического) занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов. Важными структурными элементами семинарского (практического) занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются анализ и оценка выполненных ими работ, степени овладения необходимыми умениями. Этому предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания. Семинарские (практические) занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны цель работы, порядок ее выполнения, даны пояснения, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не сообщается порядок выполнения действий; такие работы требуют от студентов самостоятельного выбора в справочной литературе способов их выполнения. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. При планировании семинарских (практических) занятий необходимо оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ для обеспечения высокого уровня интеллектуальной деятельности. Существуют следующие формы организации студентов на семинарских, практических, лабораторных занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме одна и та же работа выполняется бригадами по 2–5 человек. При индивидуальной форме каждый студент выполняет индивидуальное задание. Формы проведения семинарских (практических) занятий зависят от предмета и методики ведения занятий, избранной преподавателем. К ним относятся: подготовка студентами докладов, сообщений; написание эссе; организация дискуссий; разбор практических ситуаций; решение задач, выполнение упражнений; проведение тестирования; организация деловых игр и др. Оценки, выставленные студентам на семинарских (практических) занятиях, могут учитываться как показатели их текущей успеваемости.
Методические указания для студентов
Освоение курса «Международное частное право» предполагает взаимодействие различных форм обучения: лекционных и семинарских занятий, самостоятельной работы, включая подготовку курсовых работ, участие в научных и научно-практических конференциях. Программой дисциплины предусматривается изучение нормативно-правовых актов Российской Федерации, зарубежного законодательства, международно-правовых документов, а также учебной и научной литературы российских и иностранных авторов. В ходе лекций студенты знакомятся с теоретическими основами международного частного права, законодательством, действующим в РФ и иностранных государствах, мировыми тенденциями развития международного частного права и опытом применения его норм в судебной и арбитражной практике. На семинарских занятиях предполагается углубленное изучение различий в законодательстве иностранных государств по предмету регулирования отрасли, заслушивание докладов и сообщений по дискуссионным вопросам науки и правоприменительной практики. Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение дополнительной литературы и анализ судебных и арбитражных решений в РФ и за рубежом. Одной из эффективных форм самостоятельной работы студентов является написание курсовой работы по наиболее актуальным теоретическим и практическим проблемам международного частного права. В курсовой работе подводятся итоги научно-исследовательской деятельности студента, отражается позиция автора по дискуссионным вопросам международного частного права. Примерная тематика курсовых работ приведена в УМК, но по согласованию с преподавателем может быть избрана и иная тема. Подготовка курсовой работы проходит под непосредственным руководством преподавателя: согласовывается название и план работы, определяются источники (правовые акты и литература), обсуждается и формулируется позиция студента по дискуссионным вопросам, конкретизируются предложения по совершенствованию законодательства. Требования к оформлению курсовой работы изложены в Положении о курсовой работе.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |