Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для зачета 2 страница




Эти две системы различаются по признаваемым ими источникам права. Если в государствах первой группы основным источником является нормативно-правовой акт, то в государствах второй группы - судебная практика (судебный прецедент). Под судебным пре­цедентом понимается судебное решение по конкрет­ному делу, которому государство придает общеобя­зательное значение при разрешении судеб­ных дел, т.е. такое решение имеет характер право­вой нормы.

В некоторых арабских и других мусульманских государствах источником признается мусульманское право.

Определенное значение имеет в различных госу­дарствах в предпринимательской деятельности обы­чай - санкционированное правило поведения, кото­рое сложилось в результате длительной повторяю­щейся практики.

Рассматривая виды нормативных актов в совре­менной России и место других источников права в ее правовой системе следует учитывать два фак­тора: 1) принадлежность правовой системы России к романо-германской системе права; 2) федеративное устройство современной России. К нормативным ак­там - главному источнику права в России относятся акты правотворчества, в которых содер­жатся нормы права - общие правила поведения, ко­торые созда­ются и охраняются государством. Это, во-первых, законы, принимаемые Федеральным собра­нием или пу­тем референдумов, законы субъектов РФ, иные правовые акты. Их можно подразде­лить на: а) основные (Конституция РФ); б) феде­ральные консти­туционные законы, принимаемые по предметам веде­ния РФ (ст.71) и по вопросам прямо указанным в Конституции РФ (например, в отношении установле­ния отдельных ограничений прав и свобод граждан и защиты конституционного строя (ст.56). Эти законы имеют прямое действие на всей территории России (ст.76 Конституции): в) феде­ральные законы (по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. (ст.71-72 Конституции России 1993 г.). Эти законы не могут противоре­чить федеральным конституцион­ным законам. Феде­ральные законы по предметам ве­дения РФ имеют пря­мое действие на всей территории России (п.1, ст.76), т.е. по этим вопросам субъ­екты РФ не вправе принимать своих законодательных актов (например, по вопросам федеральной государ­ствен­ной собственности, кредитного, таможенного регу­лирования, федерального бюджета, внешнеэконо­миче­ских отношений).

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ не могут противоречить соответствующим федераль­ным законам, а в случае противоречия между ними действует федеральный закон (п.2, п.5. СТ.76).

г) Конституции республик в составе Российской Фе­дерации и уставы и иные законы субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным за­коном и нормативно-правовым актом субъекта РФ, принятым вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ст.73, п.4 и 6 ст.76 Конституции РФ).

д) федеративный договор и иные договоры о разгра­ничении предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти РФ и ее субъектов (п.3 ст.11). Следует отметить, что заключение та­ких договоров не может приводить к неравенству субъектов РФ, поскольку, как уже упоминалось, все субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти равноправны между собой (п.4 ст.5). В этой же связи можно обратить внимание на 4.2 ст.1 раздела второго Конституции РФ, согласно которой в случае несоответствия Кон­ституции РФ Федеративного договора и других дого­воров о разграничении предметов ведения и полно­мочий между федеральными органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ действуют положения Конституции РФ.

Во-вторых особое место в системе источников права России занимает международный договор. По­скольку международное право и внутреннее право (в частности России) - две различные системы, сущест­вующие не изолированно друг от друга, а в тесном взаи­модействии, возникает вопрос об их соотношении. Известны три теории их соотношения: 1) дуалистическая, 2) теория примата международ­ного права, 3) теория примата внутреннего права. Наиболее приемлемой из них в целом является дуа­листическая теория с учетом признания тесного взаимодействия двух указанных самостоятельных систем. Каждое государство может определять ме­тоды и средства осуществления своих международных обязательств, если иное не предусмотрено в самом международном договоре. В п.4 ст.15 Конституции России указано, что общепризнанные нормы и прин­ципы международного права являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем преду­смотрены законом, то применяются правила междуна­родного договора.

В-третьих, к источникам права в России отно­сятся подзаконные акты, включая нормативные указы президента РФ, которые не должны противоречить федеральным законам (п.3 ст.90); постановления и распоряжения Правительства РФ и отдельных ведомств, имеющие норматив­ный характер. В случае их противоречия Конститу­ции РФ, федеральным законам и указам президента России они могут быть им отменены (п.3 ст.115).

В-четвертых, ограниченное значение в России как источник права имеет обычай. Согласно ст.5 Граждан­ского кодекса России обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в ка­кой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законода­тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового обо­рота не применяется, если он противоречит обяза­тельным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.

Судебная практика в российской системе права не является источником права. Следует рассмотреть, однако, роль Конституционного суда РФ, Вер­ховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ в области применения права.

Если Конституционный суд РФ признает не соот­ветствующими Конституции РФ федеральные норматив­ные акты, нормативные акты субъектов РФ или дого­воры между органами государственной власти РФ и ее субъектов либо договоры между органами госу­дарственной власти субъектов РФ, то соответствую­щие акты или их отдельные положения утрачивают юриди­ческую силу.

Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ дают разъяснения по делам, рассмотрение которых входит в их компетенцию.

В каждом государстве существует объективно сложившаяся внутренняя структура права, первич­ным элементом которой является норма права. Сис­тема права подразделяется на определенные отрасли (гражданское право, уголовное право и т.д.). Ос­новным критерием для разделения системы права на отрасли является предмет правового регулирования - специфические общественные отношения, регули­руемые данной отраслью. Дополнительный критерий для разделения отраслей - метод правового регули­рования, т.е. совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется право­вое регулирование качественно однородных общест­венных отношений.

В правовом институте - части отрасли права юридические нормы группируются по их содержанию, т.е. по регулированию самостоятельных видов однородных общественных отношений (например, право собственности).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите, что есть «право», каково его значение?

2. Как проявляется связь права с государством, политикой, моралью, экономикой?

3. Перечислите источники права. В каком смысле употребляется термин «источники» в праве?

4. Что есть судебный прецедент? В каких странах он является источником права? Где он таковым не признается?

5. Какова роль разъяснений Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ? Решений Конституционного суда РФ?

6. Дайте определение понятия «закон».

7. Что представляет собой кодификация, консолидация, инкорпорация? Цели систематизации.

8. Назовите основные отрасли права.

9. Что такое правовой институт?

10.Назовите и дайте краткую характеристику основных правовых систем, известных сегодня в мире.

11.Источники международного права. Что такое примат международного права?

12.Что такое инкорпорация? Кодификация?

 

Тема 4. Нормативный характер права

Понятие и признаки правовых норм, отличие их социальных норм и норм морали.

Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Классификация правовых норм. Императивные и диспозитивные нормы.

Пределы действия норм правовых: во времени, пространстве, по кругу лиц.

 

Задание.

Изучить: I2. 1: Глава 5. 3.4: темы 11.3 - 11.5; темы 3.10 и 3.15.

Методические указания к теме:

Нормативный характер права.

Норма права - правило поведения, имеющее об­щий характер, т.е. относящееся не к конкретной ситуации, а рассчитанное на неоднократное приме­нение в отношении неопределенного числа лиц. Можно отметить следующие отличительные черты пра­вовой нормы: 1) норма права устанавливается (санкционируется) государством, 2) норма права является регулятором типовых общественных отноше­ний, 3) реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения.

Правовая норма состоит из гипотезы (предположения), диспозиции (распоряжения) и санкции (взыскания). В гипотезе указывается, при каких обстоятельствах следует руководствоваться данным правилом поведения. В диспозиции указано, каким может или должно быть поведение участников правоотношения при наличии условий, предусмотрен­ных гипотезой. В санкции определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к лицу, нарушившему правило, предусмотренное диспо­зицией.

Следует иметь в виду что не все правовые нормы имеют структуру, состоящую из указанных трех элементов. Например, почти все нормы Консти­туции РФ имеют гипотезу и диспозицию и не имеют санкции (см. ст.105).

Цель изучения материала по данному вопросу должна состоять в том, чтобы научить студента са­мостоятельно назвать элементы любой правовой нормы.

Не все элементы правовой нормы содержатся, как правило в одной статье того или иного нормативного акта. Существуют три способа изложения элементов право­вой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный.

Классификация правовых норм может быть прове­дена по различным критериям: 1) по отраслям права (например, нормы государственного права, нормы гражданского права), 2) по функциям правовых норм (регулятивные, охранительные), 3) по характеру правил поведения: а) обязывающие (возвратить долг, выполнить работу), б) запрещающие (нарушать какие-либо права граждан), в) управомочивающие (право граждан объединяться в общественные орга­низации, владеть определенным имуществом), 4) по степени определенности изложения элементов право­вой нормы: а) абсолютно-определенные (например, установленный в УПК РФ определенный перечень ус­ловий для отмены приговора суда), б) относи­тельно-определенные (например, установление санк­ций за совершение уголовного преступления на срок от 1 года до 5 лет), в) альтернативные (см. ст.503 ГК РФ устанавливающую альтернативные права покупателя при продаже ему некачественного то­вара, 5) по кругу лиц: а) общие нормы, действующие в отношении всех лиц, б) специальные (распространяющиеся на военнослужащих, пенсионе­ров и т.д.), 6) по степени свободы воли их испол­нителей (императивные нормы и диспозитивные нормы). От императивной нормы стороны не вправе отступать при заключении ими договора, а диспози­тивная норма применяется в том случае, если в до­говоре, заключенном сторонами, не предусмотрено иное. Большинство норм гражданского права носит диспо­зитивный характер.

Иногда выделяют так называемые специализированные нормы, которые не устанавливают определенных правил по­ведения, а носят как бы до­полнительный характер, и дефинитивные нормы, в которых сформулированы определения юридических понятий (например, поня­тия «преступление» в ст.14 УК РФ).

Различают пределы действия правовых норм: 1) во времени, 2) в пространстве, 3) по кругу лиц.

1) В российской практике правовая норма дей­ствует либо с момента, указанного в самом правовом акте, либо с момента принятия правового акта (при наличии в нем соответствующего положения) либо в иных случаях - по источении 10 дней с мо­мента опуб­ликования правового акта в официальном издании (в России - в «Российской газете»).

2) Федеральные нормативные акты действуют, как правило, на всей территории России а акты субъектов РФ - только на их территориях.

3) Большинство нормативных актов относится ко всем лицам; однако некоторые из них действуют лишь в отношении определенной группы (категории) лиц (военнослужащих, пенсионеров и т.д.).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие правовой нормы и определите ее место в системе социальных норм.

2. Назовите пределы действия правовой нормы.

3. Какие вы знаете нормы права по признаку свободы волеизъявления? По способу регулирования? По целевому назначению? По предмету правового регулирования?

4. Что такое гипотеза? Диспозиция? Санкция?

5. Что понимается под законодательной техникой? Каков порядок принятия законов, в том числе федеральных?

6. Кто обладает законодательной инициативой в РФ?

Тема 5. Правоотношение. Формы реализации права

Понятие правоотношений и его виды. Понятие и классификация юридических фактов.

Структура (элементы) правоотношения. Субъекты правоотношения (физическое лицо, юридическое лицо, государство). Понятие правосубъ­ектности и правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Объ­екты правоотношений. Субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

Формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использова­ние, применение.

Акты применения норм права, их признаки и классификация. Отличие акта применения от нормативно - правового акта. Толкование норм права.

Пробелы в праве и пути их восполнения. Аналогия права и аналогия закона.

 

Задание.

Изучить: 3.4: темы 3.6 - 3.12,12,15,19.

 

Методические указания к теме:

Правоотношение. Форма реализации норм права.

В отличие от других отношений, возникающих между людьми (отношения дружбы, участия в общест­венных организациях), правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязан­ностями, охраняемыми государством (например, от­ношения сторон по заключенному ими договору ку­пли-продажи, отношения по обязательствам из при­чинения вреда).

Возникновение, изменение и прекращение право­отношения связаны с юридическими фактами - кон­кретными жизненными обстоятельствами (факт дос­тижения совершеннолетия, факт совершения преступ­ления).

Юридические факты можно подразделить на собы­тия, которые происходят независимо от воли людей (достижение совершеннолетия, стихийные явления) и действия, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

Действия подразделяются в свою очередь на а) правомерные и б) неправомерные(правонарушения).

Правомерные действия подразделяются на юриди­ческие акты и юридические поступки.

Юридические акты совершаются людьми с целью их вступления в определенные правоотношения (например, решение органа соцобеспечения о назна­чении пенсии, постановление следователя о возбуж­дении уголовного дела). Юридические поступки спе­циально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношения, но могут повлечь за собой такие последствия. Например, инженер на­шел решение технической задачи, но оказалось, что это решение представляет собой изобретение, кото­рое может быть запатентовано.

Неправомерные действия (правонарушения) - юридические факты, которые не соответствуют тре­бованиям правовых норм. Они подразделяются на:

1) преступления и 2) проступки (гражданские пра­вонарушения, административные правонарушения, дисциплинарные проступки).

Правоотношение имеет следующую структуру: субъекты, объект, субъективные права и юридиче­ские обязанности.

Субъектами правонарушения могут быть физиче­ское лицо, юридическое лицо, государство. Приме­нительно к субъекту правоотношения следует разли­чать такие понятия как «Правоспособность», «дееспособность», «правосубъектность», «деликтоспособность».

Правоспособность - закрепленная в законода­тельстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она возни­кает у физических лиц с момента рождения и пре­кращается в момент смерти.

Дееспособность - признаваемая законодательст­вом способность субъекта правоотношения самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обя­занности. Момент наступления право - и дееспо­собности у физического лица не совпадает, по­скольку дееспособность наступает при достижении им определенного возраста. Право - и дееспособ­ность юридического лица возникает с момента его регистрации в реестре юридических лиц и прекраща­ется с момента исключения из этого реестра.

Под правосубъектностью понимается право - и дееспособность участника правоотношений. Деликто­способность - способность лица нести самостоя­тельную ответственность за свои действия. Так, по российскому гражданскому праву малолетние - т.е. лица, не достигшие 14 лет, является по общему правилу, недееспособными. Сделки за них совершают родители, усыновители, опекуны. Несмотря на за­крепленное за малолетними право совершать мелкие бытовые сделки, эти лица не обладают деликтоспо­собностью, и ответственность за их действия несут их законные представители.

Наступление дееспособности зависит, в частно­сти от таких факторов: как

n возраста физического лица (18 лет - по граж­данским делам, и 16 лет по трудовым правоотно­шениям). Ограниченную гражданскую дееспособность имеют несовершеннолетние от 14 до 18 лет;

n состояние здоровья. Так, по ГК РФ определенные лица могут быть признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Объект правонарушения - фактическое поведение его участников (например, поведение, направленное на осуществление поставки товара).

Субъективное право - предоставляемая и охра­няемая государством возможность субъекта по сво­ему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены правом в объективном смысле.

Юридическую обязанность можно определить как предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость должного поведения участника правоотношения в интересах управомочен­ного субъекта (совершить действие или воздер­жаться от его совершения).

Важное значение имеет изучение проблемы реа­лизации норм права, т.е. воплощения их предписа­ний в конкретное поведение людей. Существует не­сколько форм такой реализации, осуществляемой са­мими участниками правоотношений и не требующей вмешательства компетентных органов власти и управления: 1) осуществление (использование) прав (например, права на участие в выборах); 2) испол­нение обязанностей (например, обязанность возвра­тить долг); 3) соблюдение обязанностей (например, не нарушать правил дорожного движения).

При невозможности реализации норм прав с по­мощью указанных форм возникает необходимость в использовании такой формы как применение права. Оно осуществляется компетентными государственными и муниципальными органами в конкретных случаях и в отношении определенных лиц. Органы, специально уполномоченные применять право (суды, арбитражи, мэрии, префектуры и т.д.), на основе действующих правовых норм издают индивидуальные предписания - правоприменительные акты (например, решения и приговоры судов) в отношении конкретных лиц.

Вмешательство компетентных органов в право­применительную деятельность необходимо таким об­разом в случаях: 1) когда юридические права и обязанности у конкретных участников правоотноше­ния не могут возникнуть без участия указанных ор­ганов (например, получение ордена на квартиру); 2) когда у конкретного лица возникают трудности при использовании его субъективного права (например, в отношении использования квартиры); 3) при невыполнении лицом добровольно своих юри­дических обязательств (например, при невыполнении условий договора поставки); 4) при совершении правонарушения и возникающей в связи с этим необ­ходимости определить меру взыскания в суде или ар­битраже.

Акт применения права (правоприменительный акт) можно определить как официальный правовой документ, содержащий индивидуальное предписание компетентного органа по применению норм права в отношении определенного лица при рассмотрении конкретного вопроса. Такой акт охраняется прину­дительной силой государства, должен соответство­вать нормам права и издаваться в установленной законом форме (приговор суда, решение органа соц­обеспечения).

В отличие от правового нормативного акта акт применения права не является источником права, поскольку не носит общего характера, а представ­ляет собой индивидуальный правовой акт, устанав­ливающий права и обязанности конкретных лиц.

При применении норм права возникает иногда необходимость их толкования, т.е. уяснения их со­держания. Так, ст.33 КЗОТ, касающуюся оснований увольнения работника по инициативе администрации, следует толковать ограничительно, имея в виду, что увольнение по этим основаниям согласно ст.35 возможно только по согласованию с компетентным профсоюзным органом.

Проводят также различие между официальным и неофициальным толкованием. Первое дается компе­тентными органами. Так, согласно п.5 ст.125 Конституции РФ, Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Прави­тельства РФ, органов законодательной власти субъ­ектов РФ дает толкование Конституции РФ.

Официальное толкование подразделяется на нор­мативное и каузальное. Первое представляет собой официальное разъяснение, обязательное для всех лиц и органов, применяющих определенную норму. Каузальное толкование дается компетентным органом в связи с рассмотрением конкретного дела и обяза­тельно только для этого конкретного случая.

Официальное судебное толкование - это разъяс­нение высших судебных органов по вопросам приме­нения права.

Неофициальное толкование исходит от граждан, организаций, ассоциаций (его разновидностью является доктринальное толкование). Оно не носит обязатель­ного характера, но может оказывать помощь компетентным органам в практике применения правовых норм.

При отсутствии правовой нормы для разрешения конкретного дела, т.е. в случае пробелов в праве возникает вопрос о восполнении права. Основным его способом является издание правового акта, содержащего норму, существование которой требует жизнь. Если пробел в праве не устранен таким спо­собом, то применяется аналогия закона, т.е. при отсутствии нормы, прямо регулирующей какие-либо отношения, к ним применяется норма, регламенти­рующая сходные отношения. Если пробел в праве не­возможно устранить с помощью аналогии закона, то используется аналогия права, т.е. решение по кон­кретному делу принимается на основе общих начал и смысла права (см., например, ст.6 ГК РФ).

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему говорят, что правоотношение - это реализация правовой нормы? Что такое правовое отношение?

2. Как классифицируются правоотношения?

3. Дайте краткую характеристику элементов правоотношения?

4. Что такое юридические факты? На какие группы они подразделяются?

5. Что такое правоспособность? Правосубъектность?

6. Чем отличается дееспособность от деликтоспособности?

7. Является ли государство субъектом права?

8. Какими нормативными актами определяется правовой статус общественных организаций, религиозных объединений?

9. Назовите способы (виды) толкования и проиллюстрируйте на конкретных примерах.

10.Что такое формальное, аутентичное толкование?

11.Что представляет собой бланкетный метод толкования?

12.Что представляет собой такая форма реализации правовых норм как соблюдение?

13.Раскройте содержание понятия «исполнение» правовых норм?

14.Что понимается под «использованием» правовых норм?

15.Раскройте содержание понятия «применение правовых норм»?

16.Что такое акты применения? Приведите примеры.

17.Что понимается под юридическими лицами?

18.Что понимается под физическими лицами? Гражданами? Апатридами? Бипатридами?

Тема 6. Правовой статус личности (2 часа).

Понятие гражданства. Принципы гражданства РФ. Основания приоб­ретения и прекращения гражданства.

Правовой статус гражданина. Система основных прав, свобод и обя­занностей человека и гражданина.

Правовой статус общественных объединений.

 

Задание.

Изучить: I.1-1.4; I2.1 (гл. 2), 2.6. 3.4: тема 13,27,31.

 

Методические указание к теме:

Правовой статус личности.

В России признаются права и свободы личности, закрепленные в заключенных с ее участием между­народных договорах, в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Все указанные права и свободы закреплены в Конституции РФ (глава 2). В частности, в ней про­возглашается, что основные права и свободы чело­века неотчуждаемы и принадлежат каждому от рожде­ния (п.2 ст.17).

Ограничения прав и свобод личности могут в­водится только федеральным законом - в государст­венных общественных интересах в целях защиты кон­ституционного строя, обеспечения обороны страны и федеральным конституционным законом - в усло­виях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и конституционного строя. При этом не могут ограничиваться право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свободное использование своих способностей для предпринимательской или иной экономической деятельности, свободы совести, вероисповедания, право на жилище, право на судебную защиту. В за­коне должны быть установлены сроки и пределы дей­ствия этих ограничений.

Права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, можно условно подразделить на: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) экономические, социальные и культурные права.

К личным правам и свободам относятся, в част­ности, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосно­венность частной жизни, право на свободу передви­жения.

К политическим правам относятся: свобода слова, право на объединение, право на участие в управлении делами государства. К социальным, эко­номическим и культурным правам относятся, в част­ности, право быть собственником, свобода труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование.

Механизм реализации указанных прав включает в себя правовые гарантии, т.е. свободы имеющие про­цессуальный характер. Такими свободами являются, в частности, право защищать свои права и свободы всеми способами, право на справедливое и гуманное судопроизводство, право на возмещение государст­вом вреда, причиненного органами власти путем со­вершения ими преступлений или злоупотреблений властью.

Помимо прав и свобод граждане РФ имеют сле­дующие обязанности: соблюдать законы, платить на­логи и сборы, охранять природу, защищать Отече­ство и нести военную службу, получать среднее об­разование, сохранять историческое и культурное наследие.

Проживающие на территории России иностранцы и лица без гражданства (апатриды) пользуются правами и свободами личности, за исключением некоторых прав, которые принадлежат только гражданам России (например, право быть выбранным в представитель­ные органы власти, право занимать должности госу­дарственного служащего и т.д.).

Гражданство - это устойчивая политико-право­вая связь человека с государством, на которой ос­нованы их взаимные права и обязанности. Государ­ство обязано защищать своих граждан, а граждане - исполнять законы своего государства.

Вопросы гражданства в России регулируются За­коном РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 г. с последующими изменениями. Необхо­димо четко представлять себе содержание принципов гражданства России. Во-первых, гражданин РФ не может быть лишен российского гражданства или права изменить его, а также не может быть выслан из государства или выдан другому государству кроме как на основании закона или международного договора; во-вторых гражданство России сохраня­ется за лицами, проживающими за границей, не изме­няется в зависимости от заключения или расторже­ния брака, изменения гражданства одним из супру­гов; в-третьих в России действует принцип единого и равного гражданства, независимо от оснований его приобретения.

В упомянутом Законе «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрены следующие основания при­обретения гражданства России: 1) по рождению; 2) по признанию; 3) в результате приема в российское гражданство по решению президента РФ; 4) в по­рядке регистрации; 5) в порядке восстановления; 6) в результате выбора гражданства при изменении границ России (оптации).

В основу решения вопроса о приобретении граж­данства России по рождению положен «принцип крови» - ребенок, родившийся от граждан РФ приоб­ретает российское гражданство независимо от места его рождения. Субсидиарное (дополнительное) значение имеет «принцип почвы» - если один супруг - граж­данин РФ, а другой гражданин (гражданка) другого государства и они не пришли к письменному согла­шению о выборе гражданства ребенка, последний приобретает российское гражданства в случае рож­дения в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.