КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для зачета 2 страницаЭти две системы различаются по признаваемым ими источникам права. Если в государствах первой группы основным источником является нормативно-правовой акт, то в государствах второй группы - судебная практика (судебный прецедент). Под судебным прецедентом понимается судебное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение при разрешении судебных дел, т.е. такое решение имеет характер правовой нормы. В некоторых арабских и других мусульманских государствах источником признается мусульманское право. Определенное значение имеет в различных государствах в предпринимательской деятельности обычай - санкционированное правило поведения, которое сложилось в результате длительной повторяющейся практики. Рассматривая виды нормативных актов в современной России и место других источников права в ее правовой системе следует учитывать два фактора: 1) принадлежность правовой системы России к романо-германской системе права; 2) федеративное устройство современной России. К нормативным актам - главному источнику права в России относятся акты правотворчества, в которых содержатся нормы права - общие правила поведения, которые создаются и охраняются государством. Это, во-первых, законы, принимаемые Федеральным собранием или путем референдумов, законы субъектов РФ, иные правовые акты. Их можно подразделить на: а) основные (Конституция РФ); б) федеральные конституционные законы, принимаемые по предметам ведения РФ (ст.71) и по вопросам прямо указанным в Конституции РФ (например, в отношении установления отдельных ограничений прав и свобод граждан и защиты конституционного строя (ст.56). Эти законы имеют прямое действие на всей территории России (ст.76 Конституции): в) федеральные законы (по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. (ст.71-72 Конституции России 1993 г.). Эти законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные законы по предметам ведения РФ имеют прямое действие на всей территории России (п.1, ст.76), т.е. по этим вопросам субъекты РФ не вправе принимать своих законодательных актов (например, по вопросам федеральной государственной собственности, кредитного, таможенного регулирования, федерального бюджета, внешнеэкономических отношений). Законы и иные нормативные акты субъектов РФ по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ не могут противоречить соответствующим федеральным законам, а в случае противоречия между ними действует федеральный закон (п.2, п.5. СТ.76). г) Конституции республик в составе Российской Федерации и уставы и иные законы субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, принятым вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ст.73, п.4 и 6 ст.76 Конституции РФ). д) федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов (п.3 ст.11). Следует отметить, что заключение таких договоров не может приводить к неравенству субъектов РФ, поскольку, как уже упоминалось, все субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти равноправны между собой (п.4 ст.5). В этой же связи можно обратить внимание на 4.2 ст.1 раздела второго Конституции РФ, согласно которой в случае несоответствия Конституции РФ Федеративного договора и других договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ действуют положения Конституции РФ. Во-вторых особое место в системе источников права России занимает международный договор. Поскольку международное право и внутреннее право (в частности России) - две различные системы, существующие не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии, возникает вопрос об их соотношении. Известны три теории их соотношения: 1) дуалистическая, 2) теория примата международного права, 3) теория примата внутреннего права. Наиболее приемлемой из них в целом является дуалистическая теория с учетом признания тесного взаимодействия двух указанных самостоятельных систем. Каждое государство может определять методы и средства осуществления своих международных обязательств, если иное не предусмотрено в самом международном договоре. В п.4 ст.15 Конституции России указано, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. В-третьих, к источникам права в России относятся подзаконные акты, включая нормативные указы президента РФ, которые не должны противоречить федеральным законам (п.3 ст.90); постановления и распоряжения Правительства РФ и отдельных ведомств, имеющие нормативный характер. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам президента России они могут быть им отменены (п.3 ст.115). В-четвертых, ограниченное значение в России как источник права имеет обычай. Согласно ст.5 Гражданского кодекса России обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота не применяется, если он противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору. Судебная практика в российской системе права не является источником права. Следует рассмотреть, однако, роль Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ в области применения права. Если Конституционный суд РФ признает не соответствующими Конституции РФ федеральные нормативные акты, нормативные акты субъектов РФ или договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектов либо договоры между органами государственной власти субъектов РФ, то соответствующие акты или их отдельные положения утрачивают юридическую силу. Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ дают разъяснения по делам, рассмотрение которых входит в их компетенцию. В каждом государстве существует объективно сложившаяся внутренняя структура права, первичным элементом которой является норма права. Система права подразделяется на определенные отрасли (гражданское право, уголовное право и т.д.). Основным критерием для разделения системы права на отрасли является предмет правового регулирования - специфические общественные отношения, регулируемые данной отраслью. Дополнительный критерий для разделения отраслей - метод правового регулирования, т.е. совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. В правовом институте - части отрасли права юридические нормы группируются по их содержанию, т.е. по регулированию самостоятельных видов однородных общественных отношений (например, право собственности).
Вопросы для самоконтроля: 1. Определите, что есть «право», каково его значение? 2. Как проявляется связь права с государством, политикой, моралью, экономикой? 3. Перечислите источники права. В каком смысле употребляется термин «источники» в праве? 4. Что есть судебный прецедент? В каких странах он является источником права? Где он таковым не признается? 5. Какова роль разъяснений Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ? Решений Конституционного суда РФ? 6. Дайте определение понятия «закон». 7. Что представляет собой кодификация, консолидация, инкорпорация? Цели систематизации. 8. Назовите основные отрасли права. 9. Что такое правовой институт? 10.Назовите и дайте краткую характеристику основных правовых систем, известных сегодня в мире. 11.Источники международного права. Что такое примат международного права? 12.Что такое инкорпорация? Кодификация?
Тема 4. Нормативный характер права Понятие и признаки правовых норм, отличие их социальных норм и норм морали. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Классификация правовых норм. Императивные и диспозитивные нормы. Пределы действия норм правовых: во времени, пространстве, по кругу лиц.
Задание. Изучить: I2. 1: Глава 5. 3.4: темы 11.3 - 11.5; темы 3.10 и 3.15. Методические указания к теме: Нормативный характер права. Норма права - правило поведения, имеющее общий характер, т.е. относящееся не к конкретной ситуации, а рассчитанное на неоднократное применение в отношении неопределенного числа лиц. Можно отметить следующие отличительные черты правовой нормы: 1) норма права устанавливается (санкционируется) государством, 2) норма права является регулятором типовых общественных отношений, 3) реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Правовая норма состоит из гипотезы (предположения), диспозиции (распоряжения) и санкции (взыскания). В гипотезе указывается, при каких обстоятельствах следует руководствоваться данным правилом поведения. В диспозиции указано, каким может или должно быть поведение участников правоотношения при наличии условий, предусмотренных гипотезой. В санкции определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к лицу, нарушившему правило, предусмотренное диспозицией. Следует иметь в виду что не все правовые нормы имеют структуру, состоящую из указанных трех элементов. Например, почти все нормы Конституции РФ имеют гипотезу и диспозицию и не имеют санкции (см. ст.105). Цель изучения материала по данному вопросу должна состоять в том, чтобы научить студента самостоятельно назвать элементы любой правовой нормы. Не все элементы правовой нормы содержатся, как правило в одной статье того или иного нормативного акта. Существуют три способа изложения элементов правовой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный. Классификация правовых норм может быть проведена по различным критериям: 1) по отраслям права (например, нормы государственного права, нормы гражданского права), 2) по функциям правовых норм (регулятивные, охранительные), 3) по характеру правил поведения: а) обязывающие (возвратить долг, выполнить работу), б) запрещающие (нарушать какие-либо права граждан), в) управомочивающие (право граждан объединяться в общественные организации, владеть определенным имуществом), 4) по степени определенности изложения элементов правовой нормы: а) абсолютно-определенные (например, установленный в УПК РФ определенный перечень условий для отмены приговора суда), б) относительно-определенные (например, установление санкций за совершение уголовного преступления на срок от 1 года до 5 лет), в) альтернативные (см. ст.503 ГК РФ устанавливающую альтернативные права покупателя при продаже ему некачественного товара, 5) по кругу лиц: а) общие нормы, действующие в отношении всех лиц, б) специальные (распространяющиеся на военнослужащих, пенсионеров и т.д.), 6) по степени свободы воли их исполнителей (императивные нормы и диспозитивные нормы). От императивной нормы стороны не вправе отступать при заключении ими договора, а диспозитивная норма применяется в том случае, если в договоре, заключенном сторонами, не предусмотрено иное. Большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер. Иногда выделяют так называемые специализированные нормы, которые не устанавливают определенных правил поведения, а носят как бы дополнительный характер, и дефинитивные нормы, в которых сформулированы определения юридических понятий (например, понятия «преступление» в ст.14 УК РФ). Различают пределы действия правовых норм: 1) во времени, 2) в пространстве, 3) по кругу лиц. 1) В российской практике правовая норма действует либо с момента, указанного в самом правовом акте, либо с момента принятия правового акта (при наличии в нем соответствующего положения) либо в иных случаях - по источении 10 дней с момента опубликования правового акта в официальном издании (в России - в «Российской газете»). 2) Федеральные нормативные акты действуют, как правило, на всей территории России а акты субъектов РФ - только на их территориях. 3) Большинство нормативных актов относится ко всем лицам; однако некоторые из них действуют лишь в отношении определенной группы (категории) лиц (военнослужащих, пенсионеров и т.д.).
Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте понятие правовой нормы и определите ее место в системе социальных норм. 2. Назовите пределы действия правовой нормы. 3. Какие вы знаете нормы права по признаку свободы волеизъявления? По способу регулирования? По целевому назначению? По предмету правового регулирования? 4. Что такое гипотеза? Диспозиция? Санкция? 5. Что понимается под законодательной техникой? Каков порядок принятия законов, в том числе федеральных? 6. Кто обладает законодательной инициативой в РФ? Тема 5. Правоотношение. Формы реализации права Понятие правоотношений и его виды. Понятие и классификация юридических фактов. Структура (элементы) правоотношения. Субъекты правоотношения (физическое лицо, юридическое лицо, государство). Понятие правосубъектности и правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Объекты правоотношений. Субъективные права (правомочия) и юридические обязанности. Формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование, применение. Акты применения норм права, их признаки и классификация. Отличие акта применения от нормативно - правового акта. Толкование норм права. Пробелы в праве и пути их восполнения. Аналогия права и аналогия закона.
Задание. Изучить: 3.4: темы 3.6 - 3.12,12,15,19.
Методические указания к теме: Правоотношение. Форма реализации норм права. В отличие от других отношений, возникающих между людьми (отношения дружбы, участия в общественных организациях), правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством (например, отношения сторон по заключенному ими договору купли-продажи, отношения по обязательствам из причинения вреда). Возникновение, изменение и прекращение правоотношения связаны с юридическими фактами - конкретными жизненными обстоятельствами (факт достижения совершеннолетия, факт совершения преступления). Юридические факты можно подразделить на события, которые происходят независимо от воли людей (достижение совершеннолетия, стихийные явления) и действия, наступление которых зависит от воли и сознания людей. Действия подразделяются в свою очередь на а) правомерные и б) неправомерные(правонарушения). Правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты совершаются людьми с целью их вступления в определенные правоотношения (например, решение органа соцобеспечения о назначении пенсии, постановление следователя о возбуждении уголовного дела). Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношения, но могут повлечь за собой такие последствия. Например, инженер нашел решение технической задачи, но оказалось, что это решение представляет собой изобретение, которое может быть запатентовано. Неправомерные действия (правонарушения) - юридические факты, которые не соответствуют требованиям правовых норм. Они подразделяются на: 1) преступления и 2) проступки (гражданские правонарушения, административные правонарушения, дисциплинарные проступки). Правоотношение имеет следующую структуру: субъекты, объект, субъективные права и юридические обязанности. Субъектами правонарушения могут быть физическое лицо, юридическое лицо, государство. Применительно к субъекту правоотношения следует различать такие понятия как «Правоспособность», «дееспособность», «правосубъектность», «деликтоспособность». Правоспособность - закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она возникает у физических лиц с момента рождения и прекращается в момент смерти. Дееспособность - признаваемая законодательством способность субъекта правоотношения самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Момент наступления право - и дееспособности у физического лица не совпадает, поскольку дееспособность наступает при достижении им определенного возраста. Право - и дееспособность юридического лица возникает с момента его регистрации в реестре юридических лиц и прекращается с момента исключения из этого реестра. Под правосубъектностью понимается право - и дееспособность участника правоотношений. Деликтоспособность - способность лица нести самостоятельную ответственность за свои действия. Так, по российскому гражданскому праву малолетние - т.е. лица, не достигшие 14 лет, является по общему правилу, недееспособными. Сделки за них совершают родители, усыновители, опекуны. Несмотря на закрепленное за малолетними право совершать мелкие бытовые сделки, эти лица не обладают деликтоспособностью, и ответственность за их действия несут их законные представители. Наступление дееспособности зависит, в частности от таких факторов: как n возраста физического лица (18 лет - по гражданским делам, и 16 лет по трудовым правоотношениям). Ограниченную гражданскую дееспособность имеют несовершеннолетние от 14 до 18 лет; n состояние здоровья. Так, по ГК РФ определенные лица могут быть признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Объект правонарушения - фактическое поведение его участников (например, поведение, направленное на осуществление поставки товара). Субъективное право - предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены правом в объективном смысле. Юридическую обязанность можно определить как предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость должного поведения участника правоотношения в интересах управомоченного субъекта (совершить действие или воздержаться от его совершения). Важное значение имеет изучение проблемы реализации норм права, т.е. воплощения их предписаний в конкретное поведение людей. Существует несколько форм такой реализации, осуществляемой самими участниками правоотношений и не требующей вмешательства компетентных органов власти и управления: 1) осуществление (использование) прав (например, права на участие в выборах); 2) исполнение обязанностей (например, обязанность возвратить долг); 3) соблюдение обязанностей (например, не нарушать правил дорожного движения). При невозможности реализации норм прав с помощью указанных форм возникает необходимость в использовании такой формы как применение права. Оно осуществляется компетентными государственными и муниципальными органами в конкретных случаях и в отношении определенных лиц. Органы, специально уполномоченные применять право (суды, арбитражи, мэрии, префектуры и т.д.), на основе действующих правовых норм издают индивидуальные предписания - правоприменительные акты (например, решения и приговоры судов) в отношении конкретных лиц. Вмешательство компетентных органов в правоприменительную деятельность необходимо таким образом в случаях: 1) когда юридические права и обязанности у конкретных участников правоотношения не могут возникнуть без участия указанных органов (например, получение ордена на квартиру); 2) когда у конкретного лица возникают трудности при использовании его субъективного права (например, в отношении использования квартиры); 3) при невыполнении лицом добровольно своих юридических обязательств (например, при невыполнении условий договора поставки); 4) при совершении правонарушения и возникающей в связи с этим необходимости определить меру взыскания в суде или арбитраже. Акт применения права (правоприменительный акт) можно определить как официальный правовой документ, содержащий индивидуальное предписание компетентного органа по применению норм права в отношении определенного лица при рассмотрении конкретного вопроса. Такой акт охраняется принудительной силой государства, должен соответствовать нормам права и издаваться в установленной законом форме (приговор суда, решение органа соцобеспечения). В отличие от правового нормативного акта акт применения права не является источником права, поскольку не носит общего характера, а представляет собой индивидуальный правовой акт, устанавливающий права и обязанности конкретных лиц. При применении норм права возникает иногда необходимость их толкования, т.е. уяснения их содержания. Так, ст.33 КЗОТ, касающуюся оснований увольнения работника по инициативе администрации, следует толковать ограничительно, имея в виду, что увольнение по этим основаниям согласно ст.35 возможно только по согласованию с компетентным профсоюзным органом. Проводят также различие между официальным и неофициальным толкованием. Первое дается компетентными органами. Так, согласно п.5 ст.125 Конституции РФ, Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Официальное толкование подразделяется на нормативное и каузальное. Первое представляет собой официальное разъяснение, обязательное для всех лиц и органов, применяющих определенную норму. Каузальное толкование дается компетентным органом в связи с рассмотрением конкретного дела и обязательно только для этого конкретного случая. Официальное судебное толкование - это разъяснение высших судебных органов по вопросам применения права. Неофициальное толкование исходит от граждан, организаций, ассоциаций (его разновидностью является доктринальное толкование). Оно не носит обязательного характера, но может оказывать помощь компетентным органам в практике применения правовых норм. При отсутствии правовой нормы для разрешения конкретного дела, т.е. в случае пробелов в праве возникает вопрос о восполнении права. Основным его способом является издание правового акта, содержащего норму, существование которой требует жизнь. Если пробел в праве не устранен таким способом, то применяется аналогия закона, т.е. при отсутствии нормы, прямо регулирующей какие-либо отношения, к ним применяется норма, регламентирующая сходные отношения. Если пробел в праве невозможно устранить с помощью аналогии закона, то используется аналогия права, т.е. решение по конкретному делу принимается на основе общих начал и смысла права (см., например, ст.6 ГК РФ). Вопросы для самоконтроля: 1. Почему говорят, что правоотношение - это реализация правовой нормы? Что такое правовое отношение? 2. Как классифицируются правоотношения? 3. Дайте краткую характеристику элементов правоотношения? 4. Что такое юридические факты? На какие группы они подразделяются? 5. Что такое правоспособность? Правосубъектность? 6. Чем отличается дееспособность от деликтоспособности? 7. Является ли государство субъектом права? 8. Какими нормативными актами определяется правовой статус общественных организаций, религиозных объединений? 9. Назовите способы (виды) толкования и проиллюстрируйте на конкретных примерах. 10.Что такое формальное, аутентичное толкование? 11.Что представляет собой бланкетный метод толкования? 12.Что представляет собой такая форма реализации правовых норм как соблюдение? 13.Раскройте содержание понятия «исполнение» правовых норм? 14.Что понимается под «использованием» правовых норм? 15.Раскройте содержание понятия «применение правовых норм»? 16.Что такое акты применения? Приведите примеры. 17.Что понимается под юридическими лицами? 18.Что понимается под физическими лицами? Гражданами? Апатридами? Бипатридами? Тема 6. Правовой статус личности (2 часа). Понятие гражданства. Принципы гражданства РФ. Основания приобретения и прекращения гражданства. Правовой статус гражданина. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Правовой статус общественных объединений.
Задание. Изучить: I.1-1.4; I2.1 (гл. 2), 2.6. 3.4: тема 13,27,31.
Методические указание к теме: Правовой статус личности. В России признаются права и свободы личности, закрепленные в заключенных с ее участием международных договорах, в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Все указанные права и свободы закреплены в Конституции РФ (глава 2). В частности, в ней провозглашается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (п.2 ст.17). Ограничения прав и свобод личности могут вводится только федеральным законом - в государственных общественных интересах в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и федеральным конституционным законом - в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и конституционного строя. При этом не могут ограничиваться право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свободное использование своих способностей для предпринимательской или иной экономической деятельности, свободы совести, вероисповедания, право на жилище, право на судебную защиту. В законе должны быть установлены сроки и пределы действия этих ограничений. Права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, можно условно подразделить на: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) экономические, социальные и культурные права. К личным правам и свободам относятся, в частности, право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, право на свободу передвижения. К политическим правам относятся: свобода слова, право на объединение, право на участие в управлении делами государства. К социальным, экономическим и культурным правам относятся, в частности, право быть собственником, свобода труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование. Механизм реализации указанных прав включает в себя правовые гарантии, т.е. свободы имеющие процессуальный характер. Такими свободами являются, в частности, право защищать свои права и свободы всеми способами, право на справедливое и гуманное судопроизводство, право на возмещение государством вреда, причиненного органами власти путем совершения ими преступлений или злоупотреблений властью. Помимо прав и свобод граждане РФ имеют следующие обязанности: соблюдать законы, платить налоги и сборы, охранять природу, защищать Отечество и нести военную службу, получать среднее образование, сохранять историческое и культурное наследие. Проживающие на территории России иностранцы и лица без гражданства (апатриды) пользуются правами и свободами личности, за исключением некоторых прав, которые принадлежат только гражданам России (например, право быть выбранным в представительные органы власти, право занимать должности государственного служащего и т.д.). Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, на которой основаны их взаимные права и обязанности. Государство обязано защищать своих граждан, а граждане - исполнять законы своего государства. Вопросы гражданства в России регулируются Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 г. с последующими изменениями. Необходимо четко представлять себе содержание принципов гражданства России. Во-первых, гражданин РФ не может быть лишен российского гражданства или права изменить его, а также не может быть выслан из государства или выдан другому государству кроме как на основании закона или международного договора; во-вторых гражданство России сохраняется за лицами, проживающими за границей, не изменяется в зависимости от заключения или расторжения брака, изменения гражданства одним из супругов; в-третьих в России действует принцип единого и равного гражданства, независимо от оснований его приобретения. В упомянутом Законе «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрены следующие основания приобретения гражданства России: 1) по рождению; 2) по признанию; 3) в результате приема в российское гражданство по решению президента РФ; 4) в порядке регистрации; 5) в порядке восстановления; 6) в результате выбора гражданства при изменении границ России (оптации). В основу решения вопроса о приобретении гражданства России по рождению положен «принцип крови» - ребенок, родившийся от граждан РФ приобретает российское гражданство независимо от места его рождения. Субсидиарное (дополнительное) значение имеет «принцип почвы» - если один супруг - гражданин РФ, а другой гражданин (гражданка) другого государства и они не пришли к письменному соглашению о выборе гражданства ребенка, последний приобретает российское гражданства в случае рождения в России.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |