КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Процесс утраты редуцированных гласных ъ, ь в истории русского языкаЗАНЯТИЕ № 6 ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ СОГЛАСНЫХ, СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД J. ЗАНЯТИЕ № 5 Тема: Носовые гласные и их история. Утрата j перед е в начале слова. ЗАНЯТИЕ № 4 Раскрыть вопросы: 1. Утрата носовых гласных в восточнославянской группе. 2. Факты древнерусского и современного языка, свидетельствующие о существовании носовых гласных в древнерусском языке дописьменной эпохи развития. 3. Чередования звуков, связанных с носовыми гласными. 4. Результаты утраты носовых гласных звуков. 5. Переход е > о в начале слова. Практические задания. 1. Сб. Содоль. Устно: 56, 60, 64 (II), 65 (5 предл.), 66. Письменно: 59, 61 (3 стр.), 64. 2. Сб. Василенко. Текст № 1, с.120 – 121. Переписать отрывок "Азъ Григорий Диякон...". Прочитать текст, перевести. Охарактеризовать памятник письменности. Литература: Основная: В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. Дополнительная: 1. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. – § 32 – 33. 2. Н.Д. Русинов. Древнерусский язык. – М.,1997, § 8, с.61. Законспектировать: В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978 (§ 25 – 34).
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.9 – 12.
1. Состав согласных фонем древнерусского языка, особенности противопоставления по твердости – мягкости, звонкости – глухости. 2. Время, условия, результат I, II, III палатализации. 3. Чередования согласных в древнерусском языке, связанные по происхождению с изменением согласных, сочетаний согласных перед j. 4. Упрощение в группах согласных. Практические задания: 1. Переписать отрывок текста № 3 сб. Василенко, с. 124, строки 1 – 10. Охарактеризовать фонетические особенности отрывка. Прочитать перевести текст. 2. Сб. Г.В. Содоль. Устно: упр.67, 90 (1 – 3 стр.), 67, 81, 82 (1 – 4 стр.), 87, 89; письменно: упр.68 (1 – 4 стр.), 70 (1 – 4), 90 (1 – 5 стр.). Законспектировать: В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторические комментарии к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978. §§ 61 – 64. Литература: В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. §§ 82-83, § 77 (стр.112). Н.И. Букатевич, СА. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974, стр.73 – 79. Н.Д. Русинов. Древнерусский язык. – М., 1997. § 7 – 8, с. 43 – 46, 51 – 54.
Раскрыть вопросы: 1. Причины утраты редуцированных ъ, ь. 2.Хронология этого процесса. 3. Основные закономерности, отклонения от них, причины отклонений. 4. Изменения редуцированных гласных в сочетании с плавными между согласными. 5. Явление второго полногласия. Практические задания. 1. В Новгородской летописи (сб. Василенко, текст № 6, с. 130) выделить 5 примеров исчезновения слабых ъ, ь, 1 пример вокализации ъ, ь (части II, III кончая 10 строчкой). Текст прочитать, перевести. 2. Сб. Содоль. Устно: упр. 96, 98, 101. Письменно: упр. 94 (10 стр.), 97 (3 стр.), 99 (2 стр.). 3. Сб. Василенко. Упр.67 (2стр.) с.29. 4. Законспектировать: В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978. §§10 – 15. Литература: Основная: В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. – §90. Дополнительная: 1. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974. §§ 14 – 15. 2. М.Н.Шевелева. Новые данные церковнославянских рукописей о рефлексах сочетаний редуцированных с главными и развитии "второго полногласия // ВЯ. – 1995. – № 4. – с.78 – 94.
Дополнительная:
Глущенко В.А. Историко-фонетический комментарий в школьном курсе русского языка. Пособие для учителей и студентов. 2-е изд., доп. Донецк: Лебідь, 2002. – с.18 – 33.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |