Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторное занятие №3




Системная и функциональная характеристики звука [j]

Метод проведения лабораторной работы: закрепление изученного материала, аудиторная работа.

Форма контроля: проверочная работа в форме распределительного диктанта.

План:

1. Системные характеристики звука [j]: по соотношению голоса и шума, по участию верхнего нёба, по месту образования, по типу преграды, по типу воздушного протока.

2. Реализация: позиция абсолютного начала слова, позиция после гласного, позиция после твердого / мягкого знаков.

Задание 1. Затранскрибируйте слова, обращая внимание на йотацию гласных.

А) Яблоко – дятел – гармония, ёлка – лёд, южный – люстра – симфонию, ель – зелень – еловые ветки.

В) Жёлтый, запятая, зарядить, земляника, наклонение, обаяние, ожидание.

Задание 2. В предложенных отрывках отметьте, когда А) буквы я, е, ё, ю обозначают два звука; Б) когда эти буквы обозначают гласные а, э, о, у после мягких согласных.

1. Я помню чудное мгновенье;

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты (А.С. Пушкин).

2. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом (Ф. Тютчев).

3. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса (А.С. Пушкин).

Проверочное задание.

Заполните следующую таблицу примерами из текстов. Примеры затранскрибируйте.

Звук [j]
в позиции абсолютного начала слова в позиции после гласного в позиции после твердого / мягкого знаков
     

Вариант 1. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница …

Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновенье серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и – опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи … (А. Чехов).

Вариант 2. Я родился в начале мая,

И прекрасно я понимаю,

Что такое разлив весенний:

Это – ветер и гребни в пене,

Это – вывернутые коряги

И затопленные овраги

В ночь, когда над стернёй колючей

Подымаются сизые тучи,

Возвращеньем зимы угрожая.

Но и снег в середине мая –

Даже он, говорят, к урожаю! (Л. Мартынов).

Домашнее задание.

Задание 1. Сделайте фонетическую транскрипцию следующих слов.

Говор – разговор – говорит – подговаривает, голова – гόловы, - головы, головизна, головной, воды – вода – водяной – водянистый – водоворот – водопровод, огонь – огнеупорный – с огоньком, посадка – сад – садовод – садоводческий – высадить, мед – меловой – мелок – размеловка, день – подёнщица – деньской, резать – подрезать – вырезать, ирония – с иронией – иронический, Ира – Ирина – к Ире, вязка – перевязка – перевязать.

Задание 2. Используя «Орфоэпический словарь русского языка / Под. ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2001», расставьте ударения в следующих словах. Рекомендуемый орфоэпическим словарем вариант следует сравнить с вариантом, предлагаемым «Словарем ударений для работников радио и телевидения» Л.Ф. Агеенко, М.В. Зарва. В случае несовпадения избрать тот вариант, который соответствует действующей акцентологической тенденции

ВАРИАНТ 4

1. óмнибус – омнúбус 53. булáва – булавá

2. озорнúчать – озорничáть 54. нáверх – навéрх

3. [те]нор – [тэ]нор 55. козырнóй туз – козырный туз

4. (жить) счáстливо – счастлúво 56. вóткнутый – воткнýтый

(оставаться) 57. скáбрезный – скабрёзный

5. экипúровать – экипировáть 58. кáмфара – камфарá – кáмфора

6. шпаклёвка – шпатлёвка 59. прóстыни – простынú

7. замóренный – заморённый 60. óкуневый – окунёвый

8. влóжить – вложúть 61. фúлер – филёр

9. кáучук – каучýк 62. завúлась – завилáсь

10. мáстерски – мастерскú 63. éлико возможно – елúко

11. парáлич – паралúч возможно

12. нáсквозь – насквóзь 64. зáнятый человек – занятóй

13. рáджа – раджá человек

14. свéрлишь – сверлúшь 65. кéтовый – кетóвый

15. постáмент – постамéнт 66. гофрúрованный – гофрирóван-

16. тýтовник – тутóвник ный

17. укрáинцы – украúнцы 67. каменноýгольный – каменно-

18. шёлковый – шелкóвый угóльный

19. рáкушка – ракýшка 68. семи пядей во лбу – семи пядéй

20. яи[чн]ица – яи[шн]ица во лбу

21. ягодица – ягодúца 69. борóнит – боронúт

22. рыхлить – рыхлúть 70. порвáлась – порвалáсь

23. селянин – селянúн 71. рожéница – роженúца

24. тотчас – тотчáс 72. ве[тв]и – ве[тьв]и

25. упрóчение – упрочéние 73. стрóчит – строчúт

26. грýшевый – грушóвый 74. малая тóлика – малая толúка

27. дóсыта – досыта 75. сýмерничать – сумéрничать

28. лягýшачий – лягушáчий 76. оксиморон – оксюморон

29. пéрышко – пёрышко 77. сóрит – сорúт

30 мýчить – мучать 78. опорóжнить – опорожнúть

31 ýдить – удúть 79. удрáла – удралá

32. провúзор – провизóр 80. рефлексивный – рефлективный

33. óбластей – областéй 81. перечеркáть – перечёркать

34. два гóла – два голá 82. вéресковый – верескóвый

35. óтчасти – отчáсти 83. имбирь – инбирь

36. пас[тэ]ль – пас[те]ль 84. вúхриться – вихрúться

37. рáструб – растрýб 85. дéяние – деяние

38. его рвáло – его рвалó 86. ка[те]хизис – ка[тэ]хизис

39. [сэ]рвис – [се]рвис 87. двухтýмбовый – двухтумбóвый

40. уплаченный – уплоченный 88. вмéстится – вместúтся

41. чáрдаш – чардáш 89. надклéить – надклеúть

42. áсбест – асбéст 90. дúксиленд – диксилéнд

43. бидóн – битóн 91. сердце щéмит – сердце щемúт

44. заплéсневеть – заплесневéть 92. неглубóко – неглубокó

45. óстрие – остриё 93. лошадями – лошадьми

46. áкрополь – акрóполь 94. танцóвщик – танцовщúк

47. боржом – боржоми 95. грóссбух – гроссбýх

48. апóстроф – апострóф 96. дебаркáдер – дебаркадéр

49. гренадéр – гренадёр 97. пóтуги - потýги

50. экспéртный – экспертный 98. вéчерять – вечерять – вечéрять

51. клепáльный – клёпальный 99. жил грéшно – жил грешнó

52. напéрчить – наперчúть 100. недвúжимое имущество –

недвижúмое имущество

Задание 3. Изучите тему «Фонетические законы, действующие в области гласных», используя рекомендованные учебники и учебные пособия.

Литература.

1. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2001.

2. Агеенко Л.Ф. Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. М., 1970.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х частях. Часть 1. Фонетика и орфоэпия. Лексикология. Фразеология. Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. – С. 99 – 104.

4. Черкасов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.