Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминологический минимум




Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

1. Фонетика как наука и учебная дисциплина.

2. Аспекты изучения звуков речи.

3. Позиционные и исторические чередования.

4. Артикуляционная классификация гласных.

5. Артикуляционная классификация согласных.

6. Позиционные чередования гласных.

7. Позиционные чередования согласных.

8. Характеристика русского ударения.

9. Просодические средства русского языка.

10. Старомосковское и петербургско-ленинградское произношение.

11. Динамическая теория акцентологической нормы.

12. Понятие акцентологической тенденции (раскрыть на примере).

13. Акцентологические тенденции в группах заимствованных слов.

14. Акцентологические тенденции в формальных группах русских существительных.

15. Акцентологические тенденции в формальных группах русских прилагательных.

16. Акцентологические тенденции в формальных группах русских глаголов.

17. Источники отступлений от литературного произношения. Причины колебания акцентологических норм.

18. Условия благозвучия в русском языке.

19. Звукопись в художественном тексте.

20. Звук и смысл.

21. Фоностилистические недочеты. Подготовка текста к устному воспроизведению.

 

Акустический, артикуляционный и функциональный аспекты звуков речи; тон, обертон, шум: гласный и согласный; позиционные и исторические чередования; ряд, подъем, лабиализация; способ образования, место образования, глухость / звонкость, мягкость / твердость; гласные переднего, среднего и заднего ряда; гласные верхнего, среднего и нижнего подъема; гласные лабиализованные и нелабиализованные; согласные взрывные, проточные, скользящие и дрожащие; согласные шумные и сонорные; согласные прерванные, непрерывные и прерванно – непрерывные; согласные губные и язычные: губно-губные и губно-зубные; переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные; согласные глухие и звонкие, согласные мягкие (палатализованные) и твердые (непалатализованные), аккомодация, редукция полная и неполная, оглушение согласных в конце слова, ассимиляция по глухости, ассимиляция по звонкости, ассимиляция по мягкости, ассимиляция щелевых свистящих перед щелевыми шипящими, упрощение групп согласных (консонантных сочетаний); суперсегментные единицы речи; интонация; ударение: силовое (динамическое), музыкальное, долготное; ударение подвижное и неподвижное, ударение свободное (нефиксированное), энклитики и проклитики; фонетическое слово; пауза, синтагматическое членение речи, ударение вербальное (словесное) и невербальное (несловесное): синтагматическое (логическое), фразовое; орфоэпия; норма; кодификация; орфоэпический вариант, акцентологический вариант; эвфония (благозвучие) речи; эстетическая оценка звуков, зияние внутреннее и внешнее; закон восходящей звучности слога, характеристика русских консонантных сочетаний, средняя длина русского слова; художественная и нехудожественная речь; аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, звукоподражательные (ономатопеи) и звукообразные слова; языковая игра на фонетическом уровне: прием рифмовки, фоностилистические недочеты текста.

 

Тестовые задания для самопроверки

Вариант 1

!. В транскрипции данного предложения звук [j] встречается …

А. 6 раз Б. 5 раз В. 4 раза Г. 3 раза Д. 2 раза

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями и вдруг останавливается в воздухе.

2. Укажите пример, иллюстрирующий действие закона ассимиляции по звонкости

А. с водой Б. с бедой В. с рукой Г. с победой Д. с опаской

3. Укажите пример, иллюстрирующий действие закона ассимиляция по глухости

А. под горой Б. под рукой В. под луной Г. под крышей Д. под охраной

4. Все согласные звуки являются твердыми в слове…

А. площадка Б. вбежал В. машинка Г. рубрика

5. Звук [с’] произносится в слове…

А. торопится Б. расчет В. друзья Г. перелезьте

6. В сочетании ПОД СТУЛОМ действует закон …

А. ассимиляции по звонкости

Б. ассимиляции свистящих перед шипящими

В. ассимиляции по глухости

Г. ассимиляции по мягкости

Д. ассимиляции по твердости

7. Гласный звук верхнего подъема, лабиализованный – это …

А. [у] Б. [о] В. [и]

 

Вариант 2

!. В транскрипции данного предложения звук [j] встречается …

А. 6 раз Б. 5 раз В. 4 раза Г. 3 раза Д. 2 раза

Коршун встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает.

2. Укажите пример, иллюстрирующий действие закона ассимиляции по звонкости

А. с головой Б. с ногой В. с книгой Г. сверху Д. с очками

3. Укажите пример, иллюстрирующий действие закона ассимиляция по глухости

А. из степи Б. из зала В. из леса Г. из окна Д. из гостей

4. Все согласные звуки являются твердыми в варианте…

А. под диваном Б. под деревом В. под жилетом Г. под ивой

5. Звук [з’] произносится в слове…

А. объездчик Б. сквозь В. просьба Г. из Италии

6. В сочетании ИЗ СЕЛА действует закон …

А. ассимиляции по мягкости

Б. ассимиляции по твердости

В. ассимиляции свистящих перед шипящими

Г. ассимиляции по звонкости

Д. ассимиляции по глухости

7. Гласный звук нижнего подъема – это …

А. [а] Б. [и] В. [о]

 

Вариант 3

!. В транскрипции данного предложения звук [j] встречается …

А. 6 раз Б. 5 раз В. 4 раза Г. 3 раза Д. 2 раза

Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый череп; вырастет на мгновенье серая каменная баба.

2. Укажите пример, иллюстрирующий действие закона ассимиляции по звонкости

А. от стола Б. от лица В. от дела Г. от шума Д. от окна

3. Укажите пример, иллюстрирующий действие закона ассимиляция по глухости

А. без голоса Б. без стыда В. без расчета Г. без ног Д. без интереса

4. Все согласные звуки являются мягкими в слове…

А. перебежит Б. шить В. степью Г. перебьёшься

5. Звук [д’] произносится в слове…

А. молотьба Б. заповедь В. колода Г. под инеем

6. В сочетании МЯГКО действует закон …

А. ассимиляции по звонкости

Б. ассимиляции по глухости

В. ассимиляции свистящих перед шипящими

Г. ассимиляции по мягкости

Д. ассимиляции по твердости

7. Гласный звук [о] – это звук …

А. нижнего подъема, среднего ряда, лабиализованный

Б. верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный

В. среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный

Г. верхнего подъема, переднего ряда, лабиализованный

Д. среднего подъема, среднего ряда, лабиализованный

 

Вариант 4

!. В транскрипции данного предложения звук [j] встречается …

А. 6 раз Б. 5 раз В. 4 раза Г. 3 раза Д. 2 раза

Мелькнет высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…

2. Укажите пример, иллюстрирующий действие закона ассимиляции по звонкости

А. сложить Б. сходить В. сшить Г. сорвать Д. сбить

3. Укажите пример, иллюстрирующий действие закона ассимиляция по глухости

А. под березой Б. под ногами В. под окном Г. под снегом Д. под вазой

4. Все согласные звуки являются мягкими в слове…

А. зимний Б. шинель В. идёшь Г. рубрики

5. Звук [з’] произносится в слове…

А. без имени Б. изморозь В. резчик Г. косьба

6. В сочетании С ГРУСТЬЮ действует закон …

А. ассимиляции по звонкости

Б. ассимиляции по глухости

В. ассимиляции свистящих перед шипящими

Г. ассимиляции по мягкости

Д. ассимиляции по твердости

7. Гласный звук [а] – это звук …

А. верхнего подъема, среднего ряда

Б. верхнего подъема, переднего ряда

В. среднего подъема, заднего ряда

Г. нижнего подъема заднего ряда

Д. нижнего подъема среднего ряда

Ключи к тестовым заданиям

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
1 – Б 2 – Б 3 – Г 4 – В 5 – Г 6 – В 7 – А 1 – Б 2 – А 3 – А 4 – Г 5 – В 6 – Д 7 – А 1 – А 2 – В 3 – Б 4 – В 5 – А 6 – Б 7 – В 1 – Б 2 – Д 3 – Г 4 – А 5 – Г 6 – А 7 – Д

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.