Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания для государственной регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя




В Положении «О государственной регистрации субъектов хозяйствования», утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г., № 1 прямо не определяются основания для осуществления государственной регистрации хозяйствующих субъектов. Однако анализ правовых норм, содержащихся в данном положении, позволяет выделить три основания для государственной регистрации субъектов хозяйствования, два из которых распространяются как на регистрируемые юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей, а ещё одно – только на регистрируемые организации.

1 Внесение платы за государственную регистрацию в размере, предусмотренном законодательством. Данное основание распространяется как на регистрируемые юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.

2 Предоставление документов по перечню, установленному законодательством.

3 Осуществление предшествующих государственной регистрации этапов создания коммерческой организации. Данное основание в отличие от двух предыдущих распространяется только на регистрируемые организации и не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

В Положении «О государственной регистрации субъектов хозяйствования», утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, предусматривается четыре этапа создания коммерческой или некоммерческой организации, предшествующих обращению учредителей за государственной регистрацией.

1 Согласование с регистрирующим органом наименования коммерческой или некоммерческой организации.

2 Определение предполагаемого места размещения организации. Организация (её органы управления) должны быть размещены в помещении, не являющемся жилым. Исключение предусмотрено законодательством только для унитарных предприятий, основанных на частной форме собственности, орган (органы) управления которых могут быть размещены в жилом помещении. При этом осуществление производственной деятельности в таких помещениях не допускается.

3 Принятие решения о создании организации и подготовка ее устава (учредительного договора – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительного договора). Осуществление данного этапа создания организации имеет особенности для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

Согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах», учреждение хозяйственного общества осуществляется по решению его учредителей, которое принимается до проведения учредительного собрания хозяйственного общества путем заключения между всеми учредителями договора о создании этого общества или подписания протокола собрания учредителей.

Договор о создании общества должен быть заключен при создании открытых и закрытых акционерных обществ. Решение о создании обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью может быть юридически оформлено посредством подписания учредителями протокола собрания учредителей.

Учредители хозяйственного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации и связанным с учреждением этого общества. Хозяйственное общество принимает на себя ответственность по обязательствам учредителей, связанным с учреждением этого общества, в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников хозяйственного общества.

Для других организационно-правовых форм юридических лиц законодательством не определена форма принятия решения об их создании. Представляется, что решение о создании товариществ и производственных кооперативов – организаций, имеющих несколько учредителей (участников), должно юридически оформляться протоколом собрания учредителей (по аналогии с хозяйственными обществами). Решение о создании унитарного предприятия – организации, имеющей только одного учредителя, должно оформляться решением уполномоченного органа управления организации, выступающей учредителем унитарного предприятия (протоколом общего собрания участников и т.п.). Если учредителем унитарного предприятия выступает физическое лицо, то решение о его создании может оформляться в произвольной форме. Представляется, что в последнем случае допустимо принятие решения о создании унитарного предприятия путём совершения учредителем-физическим лицом конклюдентных действий – подготовки учредительных документов унитарного предприятия и последующего формирования уставного фонда такой организации.

При подготовке учредительных документов организации учредители должны руководствоваться правилом: положения учредительных документов должны полностью соответствовать императивным нормам законодательства и не выходить за рамки дозволенного диспозитивными нормами. В связи с переходом от разрешительного к заявительному порядку государственной регистрации и минимизацией проверки соответствия учредительных документов законодательству повысилось значение правовых последствий несоответствия учредительных документов законодательству. Действующим законодательством однозначно не определены правовые последствия регистрации организации с учредительными документами, отдельные положения которых не соответствуют законодательству. Представляется очевидным, что правовым последствием несоответствия положений учредительных документов законодательству должна являться недействительность соответствующих положений. В Гражданском кодексе Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. содержатся правовые нормы, определяющие частные случаи недействительности положений учредительных документов организаций законодательству. Например, согласно ст. 72 указанного Кодекса, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а любое соглашение участников товарищества (в том числе отраженное в учредительных документах) об ограничении или устранении данной ответственности ничтожно. Исходя из содержания ст. 72 и аналогичных норм Гражданского кодекса, определяющих частные случаи недействительности положений учредительных документов, можно сделать вывод о возможности применения таких последствий к любому положению учредительных документов организации, противоречащему законодательству. Однако такой подход не устраняет правовой проблемы соотношения недействительности отдельных положений учредительных документов организации с недействительностью учредительных документов в целом. Многие положения учредительных документов имеют тесную взаимосвязь. Например, отнесение положением учредительных документов вопроса, составляющего в соответствии с законодательством исключительную компетенцию одного органа управления юридического лица к компетенции другого органа, влечет за собой противоречие законодательству положений учредительных документов о компетенции обоих органов управления. Если вопрос, ошибочно отнесенный учредительными документами к компетенции определённого органа управления, тесно взаимосвязан с другими вопросами, то эта ошибка повлечёт несоответствие нормам законодательства других положений учредительных документов о компетенции органов управления. В итоге возникнут обоснованные сомнения в соответствии законодательству всех положений учредительных документов, определяющих компетенцию органов управления организации, а, следовательно – о легитимности самих данных органов. Таким образом, отграничить недействительность отдельных положений учредительных документов от недействительности самих этих документов достаточно сложно. В связи с этим необходимо закрепление в Гражданском кодексе норм, регламентирующих недействительность учредительных документов организации и их отдельных положений. В случае выявления после государственной регистрации фактов несоответствия отдельных положений законодательству, хозяйственный суд разрешает соответствующие споры, не применяя данные положения. Однако правовые последствия несоответствия законодательству учредительных документов в целом действующими хозяйственно-правовыми нормами чётко не определены. Представляется, что правовыми последствиями несоответствия учредительных документов законодательству в целом должна быть их недействительность. Правовым последствием такой недействительности является возникновение обязанности организации и её учредителей по приведению учредительных документов в соответствие с действующим законодательством посредством государственной регистрации изменений и дополнений в данные учредительные документы. Фактически в такой ситуации должна иметь место обязательная государственная регистрация новой, соответствующей действующему законодательству, редакции учредительных документов.

Законодательством установлены определенные требования к содержанию учредительных документов любых организаций (общие требования), а также к учредительным документам организаций определённых организационно-правовых форм (частные требования).

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида.

В зависимости от организационно-правовой формы учредительными документами организации могут являться:

- устав, утверждаемый на общем (учредительном) собрании участников или собственником имущества организации (для производственных кооперативов, унитарных предприятий);

- учредительный договор, заключаемый между учредителями (полных и коммандитных товариществ);

- устав и учредительный договор (хозяйственных обществ).

Например, согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах» учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав.

В учредительных документах общества с ограниченной ответственностью должен содержаться:

- размер уставного фонда;

- перечень участников общества с ограниченной ответственностью и сведения о размере долей в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью каждого из них;

- размер, состав, сроки и порядок внесения участниками общества с ограниченной ответственностью вкладов в уставный фонд этого общества;

- ответственность участников общества с ограниченной ответственностью за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный фонд этого общества;

- состав и компетенция органов управления этого общества и др.

4 Четвертым, заключительным этапом создания юридического лица, предшествующим обращению за его государственной регистрацией, является формирование уставного фонда организации.

Согласно Положению «О государственной регистрации субъектов хозяйствования», утверждённому Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1, коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов.

В указанном Положении закреплены следующие минимальные размеры уставного фонда:

- 100 базовых величин, – для закрытых акционерных обществ;

- 400 базовых величин, – для открытых акционерных обществ.

Наряду с Положением «О государственной регистрации субъектов хозяйствования» минимальные размеры уставных фондов устанавливаются актами законодательства для организаций, осуществляющих деятельность в отдельных сферах, требующих повышенных финансовых гарантий для потенциальных кредиторов данных организаций.

Например, согласно постановлению Правления Национального Банка Республики Беларусь от 11 сентября 2006 г. № 127 «О минимальном размере уставного фонда банка» минимальный размер уставного фонда банка в белорусских рублях должен составлять сумму, эквивалентную 5 миллионам евро.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» минимальный размер уставного фонда страховой организации устанавливается в сумме, эквивалентной:

- 1 млн. евро, – для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни;

- 2 млн. евро, – для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

- 5 млн. евро, – для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность.

Уставный фонд организации формируется посредством внесения учредителями вкладов, размер которых определяется учредительными документами. Следует отметить, что согласно Гражданскому кодексу и Закону Республики Беларусь от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах», любое соглашение учредителей, в том числе и отраженное в учредительных документах, которое освобождает участника общества или товарищества от внесения вклада в уставный фонд, – ничтожно.

Для формирования уставного фонда (его части) посредством внесения денежных вкладов должен быть открыт специальный банковский счет.

Для формирования уставного фонда (его части) посредством внесения неденежных вкладов должна быть проведена оценка активов, вносимых в уставный фонд и имеющих статус неденежного вклада.

Такой статус имеют:

- основные средства;

- неденежные оборотные средства;

- финансовые вложения;

- объекты незавершенного строительства;

- отдельные виды нематериальных активов;

- любые имущественные права на основные средства, неденежные оборотные средства, финансовые вложения, объекты незавершенного строительства, включая разные формы залога.

Оценка неденежного вклада в уставный фонд должна осуществляться аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию Министерства финансов Республики Беларусь, которая предусматривает оказание соответствующих сопутствующих аудиту услуг. Для оценки неденежного вклада в уставный фонд организации учредитель, вносящий соответствующий вклад, должен заключить с аудиторской организацией договор об оказании услуг по его оценке. Договором о создании юридического лица расходы по оценке неденежного вклада могут быть распределены между всеми учредителями.

Законодательством установлен ряд ограничений на формирование уставного фонда посредством внесения неденежных вкладов.

Согласно ст. 29 Закона Республики Беларусь от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах», вносимое в уставный фонд хозяйственного общества имущество должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого общества.

Уставный фонд хозяйственного общества не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более пятидесяти процентов предусмотренного законодательством минимального размера уставного фонда для соответствующей формы и вида хозяйственного общества.

Формированием уставного фонда завершаются предшествующие государственной регистрации этапы создания юридического лица.

Рассмотренные основания порождают право учредителей организации или физического лица, желающего приобрести статус индивидуального предпринимателя, на обращение в регистрирующий орган за государственной регистрацией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.