Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок регистрации коммерческой организации и индивидуального предпринимателя




Обращение за государственной регистрацией осуществляется посредством подачи в регистрирующий орган документов, по перечню, установленному Положением «О государственной регистрации субъектов хозяйствования», утверждённому Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1.

При этом заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции. В заявлении обязательно должны быть подтверждены факты, имеющие значение для государственной регистрации.

Фактами, имеющими значение для государственной регистрации, являются:

- отсутствие у учредителя дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), за исключением случаев наличия согласия всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;

- отсутствие у гражданина – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации или гражданина, обратившегося за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

- отсутствие неисполненного судебного решения об обращении взыскания на имущество в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;

- отсутствие у собственников имущества (учредителей) вновь регистрируемого юридического лица или у гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, правовой связи с юридическим лицом, находящимся в состоянии экономической несостоятельности (банкротства), в качестве учредителя, участника, а равно руководителя соответствующего юридического лица;

- отсутствие установленных законодательством запретов и ограничений на обращение за государственной регистрацией для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;

- отсутствие недостоверных сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации;

- наличие полного соответствия представленных учредительных документов (устава и (или) учредительного договора) или изменений и (или) дополнений, вносимых в соответствующие документы, определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;

- наличие соблюдения порядка создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица.

Необходимо отметить, что в процессе государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующий орган не обязан осуществлять контроль соответствующих фактов. Законодательством установлена презумпция добросовестности учредителей коммерческой организации и физического лица, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя. Однако законодательное закрепление перечня соответствующих фактов необходимо, чтобы избежать неблагоприятных последствий, могущих иметь место при создании субъекта хозяйствования недобросовестными учредителями. Например, создание нового юридического лица может быть использовано недобросовестными лицами для усложнения обращения взыскания на их активы (денежные средства и имущество). Согласно ст. 104 Закона Республики Беларусь от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах» обращение взыскания на долю (часть доли) участника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью допускается только на основании решения суда. Правовая природа акционерных обществ вообще не совместима с выделом его активов для цели обращения взыскания на них по обязательствам акционеров соответствующего общества. Обязательство акционеров может быть исполнено только посредством обращения взыскания на принадлежащие им акции в уставном фонде акционерного общества, что повлечет смену участника – вместо должника им может стать кредитор или иное третье лицо. Однако рыночная стоимость акций акционерного общества, определенная на основании биржевых котировок или по результатам продаж на внебиржевом рынке, далеко не всегда может быть равной размеру их номинальной стоимости, то есть размеру активов акционера-должника, внесённых им в уставный фонд акционерного общества. Вышеизложенное в той или иной степени можно отнести и к действительной стоимости доли участника-должника в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью. Унитарное предприятие, являясь единым и неделимым имущественным комплексом, вообще исключает возможность выдела части его активов для цели обращения взыскания на них по обязательствам учредителя-должника.

Таким образом, следует сделать однозначный вывод о том, что внесение неисправным должником своих активов в уставный фонд коммерческой организации значительно усложняет восстановление законных интересов его кредиторов. Это и обусловило законодательное закрепление как самих фактов, имеющих значение для государственной регистрации, так и мер организационной ответственности учредителей регистрируемых коммерческих организаций и граждан, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, за сокрытие соответствующих фактов.

Механизм применения мер организационной ответственности предусматривает:

- признание недействительной государственной регистрации юридического лица и аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя в связи с сокрытием учредителями сведений о фактах, имеющих значение для государственной регистрации;

- принудительную ликвидацию субъекта хозяйствования в качестве правового последствия недействительности решения о государственной регистрации.

Таким образом, законодательство обеспечило максимально возможную при заявительном порядке государственной регистрации гарантию соблюдения прав кредиторов учредителей регистрируемых субъектов хозяйствования. Сущность данной гарантии состоит в том, что неисправный должник, сокрывший, например, факт наличия неисполненного судебного решения, предусматривающего обращение взыскания на его имущество, будет учитывать, что последующее выявление данного факта повлечёт недействительность государственной регистрации субъекта хозяйствования и его принудительную ликвидацию.

Наряду с заявлением, содержащим сведения о рассмотренных выше фактах, имеющих значение для государственной регистрации, учредителями создаваемой коммерческой организации представляются следующие документы:

- учредительные документы (устав и (или) учредительный договор в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);

- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения, если учредителем выступает иностранная организация. При этом данная выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

- копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), если учредителем является иностранное физическое лицо;

- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган наряду с заявлением представляются:

- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Государственная регистрация субъекта хозяйствования (изменений и дополнений в его учредительные документы) осуществляется в день подачи документов, представленных для государственной регистрации.

Государственная регистрация предусматривает осуществление уполномоченным должностным лицом регистрирующего органа следующих юридически значимых действий:

- выдачу экземпляра устава (учредительного договора) лицу, его представившему, со штампом регистрирующего органа, подтверждающим факт государственной регистрации;

- внесение в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; представление в Министерство юстиции необходимых сведений о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные юридически значимые действия должны быть осуществлены в день государственной регистрации субъекта хозяйствования.

Регистрирующий орган обязан выдать свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Наряду с данными действиями, регистрирующий орган обязан в течение пяти дней с даты государственной регистрации осуществить постановку вновь зарегистрированного субъекта хозяйствования на учёт в следующих органах:

- в налоговом органе;

- органе государственной статистики,

- органе Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- в организации, осуществляющей обязательное страхование.

Данная обязанность регистрирующего органа включает в себя и выдачу вновь зарегистрированному субъекту хозяйствования документов, подтверждающих факт постановки на учет в указанных органах, в частности, извещения о присвоении субъекту хозяйствования учётного номера плательщика (УНП).

Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в случае:

- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Положением;

- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

 

Нормативные правовые акты и литература

 

1 Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.; одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2008.

2 О хозяйственных обществах: закон Республики Беларусь от 10 января 2006 г., № 100-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 18, 2/1197. – С. 8 – 89.

3 О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г., № 1 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. – № 17, 1/10418. – С. 15 – 27.

4 Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением условий учредительства юридических лиц и законодательства о хозяйственных обществах: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19 мая 2005 г., № 19 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. - № 105, 6/448. – С. 19 – 35.

5 Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2011 № 173 6. О согласовании наименований юридических лиц: Постановление министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 7. О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Респ, Беларусь от 16 января 2009 года №1: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь от 27 января 2009 года, № 8 8. Михайлов, Д.И., Шевцова, О.И., Фарберова, А.А. Правовые последствия представления недостоверных сведений для государственной регистрации субъектов хозяйствования / Д.И. Михайлов, О.И. Шевцова, А.А. Фарберова // Промышленно-торговое право. – 2010. – № 7. – С. 80 – 86.    

6. Вабищевич, С. С. Некоторые проблемы правового обеспечения создания финансово-промышленных групп по законодательству Рес­публики Беларусь / С. С. Вабищевич // Проблемы правового регулирования хозяйствен­ной деятельности экономики переходного периода. – Мн., 2002. – 288 с.

5 Вабищевич, С. С. Хозяйственное право: правовое регулирование хоз. деятельности / С. С. Вабищевич, И. А. Маньковский. – Мн.: Молодёжное, 2008. – 416 с.

6 Лаптев, Н. В. Акционерное право / Н. В. Лаптев. – М., 1999. – 254 с.

7 Зенин, И. А. Предпринимательское право: учеб. Для вузов / И. А. Зенин. – М.: Высш. образование, 2007. – 629 с.

8 Попондопуло, В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник / В. Ф. Попондопуло. – М.: Юрист. – 2005. – 668 с.

9 Реуцкая, Е. А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки / Е. А. Реуцкая. – второе изд., перераб. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, – 2008. – 384.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.