Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания осуществления принудительной ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования




Основания для принудительной ликвидации субъекта хозяйствовани я – юридические факты, с которыми закон связывает необходимость ликвидации (прекращения деятельности) субъекта предпринимательской деятельности.

Компетенцией на осуществление принудительной ликвидации субъекта хозяйствования по определенным законодательством основаниям обладают хозяйственные суды и регистрирующие органы.

К компетенции хозяйственного суда отнесено принятие решения о принудительной ликвидации субъекта хозяйствования по следующим основаниям:

- непринятие учредителями (участниками) решения о ликвидации юридического лица в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

- осуществление лицензируемого вида хозяйственной деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Перечень ли-цензируемых видов деятельности закреплен в положении «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвержденном де-кретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14 июля 2003 г. Не может рассматриваться как осуществление лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии наличие договора на осуществление данного вида деятельности, заключенного до прекращения действия лицензии, и исполнение обязательств по которому соответствующим субъектом хозяйствования прекращено с момента прекращения действия лицензии. Не может рассматриваться как осуществление лицензируемого вида деятельности совершение разовой сделки или иной хозяйственной операции, для совершения которой в соответствии с законодательством требуется специальное разрешение (лицензия). Например, реализация на экспорт одной партии товаров, для вывоза которой требуется наличие лицензии Министерства торговли Республики Беларусь, может рассматриваться как нарушение порядка осуществления внешней торговли, но не как осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии;

- осуществление деятельности запрещенной законодательством или осуществление предпринимательской деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства. Следует отметить, что в положении «О ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденном декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г., № 1, не содержится определение понятий: «неоднократное нарушение законодательства» и «грубое нарушение законодательства». Особенно это имеет значение при разрешении судом вопроса об отнесении конкретного нарушения, совершенного конкретным субъектом хозяйствования, к грубым нарушениям. Под грубым нарушением может пониматься такое правонарушение, которое нарушает права и законные интересы значительного круга лиц. Грубым нарушением может быть признано правонарушение, нанесшее значительный ущерб кредиторам субъекта хозяйствования, бюджету и другим лицам. При отсутствии легального определения понятия «грубое нарушение законодательства» хозяйственный суд при применении данного основания должен будет разрешать вопрос о наличии грубого нарушения законодательства в действиях конкретного субъекта хозяйствования, руководствуясь своим правосознанием и принципами права, закрепленными в законодательстве, что, на наш взгляд, повышает вероятность судебной ошибки;

- факт наступления экономической несостоятельности субъекта хозяйствования;

- нарушение коммерческой организацией с иностранными инвестициями льготного порядка формирования уставного фонда, предусмотренного Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22 июня 2001 г.;

- уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда для соответствующего вида организаций.;

- признание государственной регистрации юридического лица недействительной. Данное основание принудительной ликвидации хозяйствующих субъектов является правовым последствием сокрытия учредителями субъекта хозяйствования фактов, имеющих значение для государственной регистрации при осуществлении данной процедуры. Как отмечалось выше, раскрытие данных фактов является определённой гарантией кредиторов учредителей субъектов хозяйствования от затруднений взыскания долга в связи с внесением активов в уставный фонд юридического лица. Согласно Положению «О государственной регистрации субъектов хозяйствования», утверждённому Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г., № 1, деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке. При этом под предоставлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки. Следует отметить, что нормы о недействительности государственной регистрации юридического лица являются новеллой белорусского законодательства. До вступления в силу Декрета Президента от 16 января 2009 г. № 1, возможность признания акта государственной регистрации недействительным не предусматривалась. Однако и в настоящее время недействительность государственной регистрации юридического лица не может носить ретроспективный характер, то есть распространяться на уже прошедший период существования юридического лица с момента его регистрации по момент вступления в силу решения хозяйственного суда, установившего недействительность акта его государственной регистрации. Не представляется возможным определить юридическую судьбу сделок, хозяйственных операций и иных юридически значимых действий, совершенных за период функционирования юридического лица с момента регистрации по момент признания её недействительности. Недействительность всех сделок, совершенных юридическим лицом, чья государственная регистрация признана недействительной, а также применение правовых последствий недействительности таких сделок (реституции) не представляется возможным. Поэтому недействительность государственной регистрации юридического лица может распространяться только на будущее время, после принятия хозяйственным судом соответствующего решения. В то же время доходы от деятельности юридического лица, чья регистрация признана недействительной, подлежат взысканию в местный бюджет за весь период деятельности соответствующего субъекта. После вступления в силу решения хозяйственного суда, согласно учредительным документам, уполномоченный орган управления юридического лица обязан принять решение о ликвидации соответствующей организации. При невыполнении данной обязанности решение о принудительной ликвидации такой организации выносит хозяйственный суд. При этом остаётся открытым вопрос о правовых последствиях заключения юридическим лицом, чья государственная регистрация признана недействительной, сделок после вступления в силу соответствующего решения хозяйственного суда. С одной стороны, такие сделки будут недействительными в силу несоответствия законодательству, так как совершены нелегитимным субъектом. С другой стороны, до принятия решения о ликвидации (органом управления или хозяйственным судом) правовые нормы, определяющие статус субъекта хозяйствования, находящегося в процессе ликвидации, в частности, запрещающие совершение сделок, не связанных с ликвидацией, ещё не будут распространяться на организацию, в отношении которой принято решение о недействительности её государственной регистрации. Данный казус может быть разрешён только принятием нормы прямого действия, определяющей сделкоспособность юридического лица, в отношении которого вступило в силу решение хозяйственного суда о недействительности его государственной регистрации.

Наряду с этим следует рассмотреть уровень защиты прав кредиторов учредителей субъекта хозяйствования, чья государственная регистрация была признана недействительной. Как отмечалось выше, и сами факты, имеющие существенное значение для государственной регистрации, и недействительность такой регистрации, как правовое последствие сокрытия этих фактов при регистрации, были законодательно закреплены в целях гарантирования интересов кредиторов учредителей создаваемого субъекта хозяйствования. Безусловно, недопущение создания неисправным должником юридического лица является весомой гарантией прав его кредиторов. Фактором, обеспечивающим данную гарантию, является доведение до регистрирующего органа фактов, имеющих значение для государственной регистрации, под страхом признания недействительной соответствующей регистрации. Однако, если неисправный должник всё же учредит юридическое лицо, сокрыв факт наличия у него неисполненных обязательств, передав значительную долю своего имущества в его уставный фонд, то недействительность государственной регистрации и последующая ликвидация этого юридического лица могут отрицательно сказаться на обеспечении законных интересов кредиторов его учредителя. Процедура ликвидации предусматривает первоначальное удовлетворение требований кредиторов самого юридического лица, а кредитор учредителя юридического лица может рассчитывать только на ту часть имущества, которая останется после удовлетворения кредиторов самой ликвидируемой организации и причитается учредителю-должнику. В этой связи следует рассмотреть вопрос о правовых мерах повышения защиты прав кредиторов учредителей юридического лица, в интересах которых и предусмотрена недействительность государственной регистрации юридического лица, в качестве правового последствия сокрытия фактов, имеющих значение для государственной регистрации.

В отличие от юридических лиц для индивидуальных предпринимателей недействительность государственной регистрации дополнена возможностью аннулирования их государственной регистрации. В отличие от решения о недействительности государственной регистрации юридического лица решение об аннулировании индивидуального предпринимателя выносится не хозяйственным судом, а регистрирующим органом. Однако принудительная ликвидация индивидуального предпринимателя, в отношении которого регистрирующим органом вынесено решение об аннулировании его государственной регистрации, осуществляется на основании решения хозяйственного суда.

К компетенции регистрирующего органа отнесено принятие решения о принудительной ликвидации субъекта хозяйствования по следующим основаниям:

- неосуществление коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

- внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием. Порядок признания задолженности по обязательным платежам в бюджет безнадёжным долгом регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания». Согласно указанному законодательному акту задолженность организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по налогам, сборам (пошлинам), отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды, обязательным страховым взносам и иным платежам в Фонд социальной защиты населения признается безнадежным долгом и списывается, в частности, при одновременном наличии следующих оснований в совокупности:

- истечение трехлетнего срока со дня выявления задолженности, а по задолженности в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – наличие в ее составе задолженности, со дня образования которой истек трехлетний срок;

- неосуществление организацией и индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта;

- отсутствие имущества для погашения задолженности;

- невозможность исполнения решения хозяйственного суда о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, ее учредителей (участников), если данные лица несут указанную ответственность в соответствии с законодательными актами;

- отсутствие общественно-опасного деяния индивидуального предпринимателя или работников организации, предусмотренного статьями 231, 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо отсутствие в деяниях этих лиц указанного состава преступления, либо прекращение предварительного следствия при неустановлении виновных лиц за истечением срока давности.

Характеризуя основания для принудительной ликвидации субъекта хозяйствования, отнесённые к компетенции регистрирующего органа, следует отметить, что ликвидация коммерческой организации, в уставном фонде которой имеются акции (доли) иностранных юридических и (или) физических лиц, осуществляется в установленном законодательством порядке по решению учредителей (участников) собственника имущества или органа этой организации, уполномоченного на то ее учредительными документами, либо в судебном порядке. Таким образом, данные организации не могут быть принудительно ликвидированы по решению регистрирующего органа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.