Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальное право как отрасль права: понятие, предмет и метод




1.1. Муниципальное право как отрасль права: понятие, предмет и метод
Муниципальное право - особое право, отличное от всех отраслей права. Оно выступает в виде совокупной связи юридических норм и имеет свой предмет. Попытка подхода к муниципальному праву как к типичной отрасли права и перенесение на него категорий последней является несостоятельной ни с научной, ни с практической точек зрения, так как при подобном подходе не учитывается специфика самого муниципального права.
Основные особенности муниципального права проистекают из того факта, что оно регулирует прежде всего отношения связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления, которые не входят в систему.-, Органов государственной власти, и должно быть подчинено интересам населения, осуществляющего самостоятельное решение вопросов местного значения. Поэтому его нельзя относить к числу основных областей права, непосредственно связанных с государством и его органами.
Муниципальное право - во-первых, выступает в виде совокупной связи юридических норм, в которых выражена воля местного населения; во-вторых, эти нормы, в основном, создаются на уровне местного самоуправления; в-третьих, система его норм состоит как из обычных (предписываемых государством) норм различных отраслей права, так и норм, являющихся результатом прямого волеизъявления местного населения, правотворчества органов местного самоуправления. Этим и объясняется то, что муниципальное право является комплексной отраслью права; в-четвертых, в случае нарушения этих норм принуждение в муниципальном праве основывается, главным образом, на судебном решении.
Муниципальное право, как и любая отрасль права, имеет свой предмет.
Под предметом муниципального права понимается совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления.
В этой связи такие общественные отношения можно классифицировать следующим образом:
1) отношения, возникающие в процессе формирования местного
самоуправления и его органов;
2) отношения, связанные с пределами деятельности и предметами ведения местного самоуправления и его органов;
3) отношения, возникающие в процессе государственной поддержки местного самоуправления!

4) отношения, конкретизирующие деятельность органов местного самоуправления в результате наделения их определенными государственными полномочиями федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации;
5) отношения, связанные с судебной защитой прав органов местного самоуправления и гарантиями местного самоуправления как такового;
6) отношения, обусловленные ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
Субъектом муниципального права является главным образом местное население, выражающее свою волю путем референдума, выборов органов местного самоуправления и других форм прямого волеизъявления. Его главенствующее место среди других субъектов муниципального права определяется и тем, что оно решает такие важнейшие вопросы местного значения, Как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, установление местных налогов и сборов, формирование и исполнение местного бюджета и др.
Субъектом муниципального права может быть и отдельный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на соответствующей территории муниципального образования. Он является таковым прежде всего в качестве лица, участвующего в выборах органов местного самоуправления и обладающего правом быть избранным в них.
В целом же, гражданину, проживающему на территории соответствующего муниципального образования гарантируются все права на участие в местном самоуправлении.
Субъектом муниципального права являются и органы местного самоуправления. Наделенные широкими властными полномочиями, они реализуют в своей многогранной деятельности интересы местного населения.
В качестве субъектов муниципального права выступают соответствующие государственные органы, различные предприятия, организации и учреждения, общественные объединения, но весьма ограниченно, а именно: которые связаны только со взаимодействием с органами местного самоуправления.
Метод правового регулирования муниципальных отношений - это правовые приемы, способы воздействия на общественные отношения. Среди них выделяются предписания, дозволения, запрет, содержание которых определяет метод или характер правового регулирования. В муниципальном праве используется сочетание различных методов правового регулирования. А именно: императивный и диспозитивный методы, метод гарантий и др.
Правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления принято называть муниципально-правовыми нормами, которые в своей совокупности и образуют муниципальное право как отрасль российского права.
Особенность норм муниципального права определяется тем, что оно является комплексной отраслью права, поэтому муниципально-правовые нормы как бы раздваиваются, являются одновременно нормами гражданского, административного, финансового и других отраслей права.
Муниципально-правовые нормы - составная часть источников мцниципального права.
Муниципально-правовые нормы можно классифицировать по следующим видам: по объекту правового регулирования они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как форму народовластия, основы местного самоуправления, полномочия местного самоуправления, его гарантии и ответственность; по характеру предписаний - на нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные; по степени предписаний - на императивные и диспозитивные; по источникам, в которых они содержатся; по времени и территории действия, - на материальные и процессуальные нормы.
Совокупность близких по характеру регулируемых общественных отношений муниципально-правовых норм представляет собой институт муниципального права. К институтам муниципального права относятся: конституционно-правовые основы местного самоуправления; территориальные основы; финансовые и экономические основы; формы осуществления местного самоуправления; органы и должностные лица местного самоуправления.

вопрсо 2

Муниципально-правовые нормы и институты

С одержащиеся в перечисленных нормативно-правовых актах нормы права в совокупности образуют муниципальное право как отрасль российского права. Муниципально-правовыми нормами являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Особенности этих правовых норм вытекают из специфики и особенностей местного самоуправления и его места в управлении общественными отношениями. В зависимости от различных оснований их можно классифицировать на разные виды:

a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

  • местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);
  • основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);
  • предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;
  • ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

b) по характеру предписаний:

    • управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);
    • обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);
    • запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).

c) по степени определенности (категоричности) предписаний:

= императивные (официальное опубликование – обнародование – нормативных актов органов МСУ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина);

= диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

d) по территории действия:

¯ общие – на всей территории России;

- региональные – в масштабе субъекта Федерации;

- локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.

e) по содержанию:

= материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений);

= процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).

Правовые нормы, объединенные по какому-либо одному признаку, образуют институт муниципального права. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений в сфере местного самоуправления, образующих в рамках предмета отрасли муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

вопрос 3

Субъекты муниципально-правовых отношений

В процессе осуществления деятельности местного самоуправления возникают различные отношения как внутренние (в рамках муниципального образования), так и внешние (с государством, субъектом Федерации, другими муниципальными образованиями и т.д.), которые можно разграничить на отношения:

a) связанные с организацией местного самоуправления;

b) по жизнеобеспечению населения муниципального образования;

c) по осуществлению органами МСУ отдельных государственных полномочий.

Специфика местного самоуправления как правового института характеризуется наличием, наряду с общими с другими отраслями права, особых субъектов правоотношений. Поэтому муниципально-правовые отношения могут быть классифицированы и по субъектам, которые выступают стороной в этих отношениях.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

Первая группамуниципальные образования.

Особенность данного субъекта следует из специфики местного самоуправления. Согласно законодательству муниципальным образованием признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Вторая группа - субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.

Население муниципального образования, которое реализует свое право на участие в местном управлении путем референдума, выборов, обладает правотворческой инициативой в пределах муниципального образования.

Собрание (сход) граждан, который выступает как форма решения населения вопросов местного значения и как форма организации территориального общественного самоуправления, создаваемого на части территории муниципального образования и обеспечивающего осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей улицы, дома, микрорайона и т.п.).

Выборные и иные органы местного самоуправления: представительный орган и выборное должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию решений местного значения.

Граждане России, согласно Конституции РФ имеют равные права, и которые реализуются ими как непосредственно (выборы, референдум, собрания и т.п.), так и через представительные органы. Они обладают равным доступом к муниципальной службе, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Депутаты представительного органа местного самоуправления, обладают статусом производным от коллегиального выборного органа муниципального образования и могут представлять интересы населения и принимать решения в составе этого органа.

Третья группа – субъекты содействующие осуществлению местного самоуправления, к которым относятся:

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства. Они могут создаваться на территориях, не являющихся муниципальными образованиями: в микрорайоне, квартале, на улице, в доме и т.п. Эти органы участвуют в акциях милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности, в работе с детьми и подростками и т.п. В соответствии с уставом муниципального образования могут быть юридическими лицами.

Объединения муниципальных образований и их органов в форме ассоциаций и союзов, создаваемые с целью содействия эффективному осуществлению местного самоуправления и координации деятельности органов местного самоуправления

Государственные органы оказывают содействие и поддержку, создавая необходимые условия становления и развития местного самоуправления, а также осуществляют контроль за соблюдением законности деятельности органов МСУ.

Предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования. Их отношения строятся с органами местного самоуправления на основе договора. Они участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Местные общественные объединения (партии союзы и т.п.) отстаивают интересы своих членов и участников в органах местного самоуправления, участвуют в выборах.

 

вопрос 4

Источники муниципального права

Источниками муниципального права являются акты, содержащие муниципально-правовые нормы.

Можно выделить три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.

К первой группе источников относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего Конституция Российской федерации - главный источник муниципального права. Конституция Российской Федерации содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Важнейшим источником муниципального права является Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. В нем содержатся нормы, раскрывающие содержание основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Нормы данного Закона устанавливают полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, а также перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований. Нормами Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закреплены основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Нормы муниципального права содержатся также в других федеральных законах, затрагивающих вопросы местного самоуправления. К их числу относится, например. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 г.

Источниками муниципального права являются указы Президента Российской Федерации, содержащие муниципально-правовые нормы: Указ Президента Российской федерации “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. (действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г.); Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. “О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации” и др.

Нормы муниципального права могут содержать постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, которые также относятся к источникам муниципального права. Примером может служить Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Российской федерации” от 10 июня 1994 г.

К источникам муниципального права относятся содержащие муниципально-правовые нормы постановления Правительства Российской Федерации, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 г. “Об утверждении Примерного порядка и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства”.

Источниками муниципального права являются нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы муниципального права.

К первой группе источников муниципального права относятся также постановления Конституционного Суда Российской Федерации, например: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 1996 г. “По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изменениями от 22 апреля 1996 г.)'.

Вторую группу источников муниципального права составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это конституции республик, уставы других субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления. Кроме того, в эту группу источников муниципального права входят акты президентов республик, глав администраций других субъектов Российской Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащие нормы муниципального права.

В третью группу источников муниципального права входят нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Это прежде всего уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью и другие нормативные правовые акты муниципальных образований.

Система муниципального права

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм муниципального права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом системы муниципального права являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм муниципального права относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении. Муниципально-правовые нормы раскрывают значение таких понятий, как ^местное самоуправление^ муниципальное образование*, вопросы местного значения/местный референдум, органы местного' самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др. В эту группу муниципально-правовых норм входят также нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.

Вторая группа норм муниципального права - следующий элемент системы - объединяет нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Эти нормы определяют порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований. Они также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы

местного самоуправления. Нормы муниципального права, относящиеся к этой группе, регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент системы - группа муниципально-правовых норм, устанавливающая гарантии местного самоуправления. Нормы данной группы закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления - в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятую группу муниципально-правовых норм составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1. Местное самоуправление в системе народовластия.

2. Основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические.

3. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

4. Гарантии местного самоуправления.

5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

 

вопрос 5

Понятие муниципального права как науки.

Муниципальное право как науки - это система научного знания, совокупность знаний, представлений, теорий и идей в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Муниципальное право как наука - это юридическая наука, изучающая муниципальное право как отрасль, в частности, совокупность общеобязательных норм права в сфере местного самоуправления.

2. Метод муниципального права как науки.

Метод муниципального права как науки - это совокупность приемов, способов и правил изучения муниципального права как отрасли.

Метод муниципального права составляют следующие элементы:

- Общенаучные методы, такие как диалектико-материалистический, системный, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции и другие методы.

- Специальные методы, в частности, метод сравнительного правоведения, структурный, историко-юридический метод и другие.

3. Объект и предмет муниципального права.

Объектом муниципального права выступает государственно-правовая действительность Российской Федерации

Предметом муниципального права выступают общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

вопрос 6

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы АлександраII, хотя зачатки земского и городского самоуправления мы встречаем и на более ранних этапах исторического развития российской государственности. Так, при ИванеIV достаточно широкие полномочия были предоставлены “земским” и “губным” старостам, избираемым населением, которые, правда, выполняли преимущественно поручения центральных властей, подчиняясь воеводам; решение ими местных дел считалось второстепенным делом. Позднее выборное начало в организации местного управления было вытеснено аппаратно-бюрократическим.

Начала земской системы местного управления, наряду с бюрократической и сословной, существовали и при ПетреI. Так, в городах были учреждены выборные магистраты, находящиеся в независимом положении по отношению к губернаторам, стоявшим во главе губерний, и воеводам, возглавлявшим уезды. Суд был также отделен от администрации. Антагонизм между бюрократическими структурами управления, с одной стороны, и земским элементом в уездном и городском управлении и суде, с другой стороны, наблюдался еще при жизни ПетраI. При преемниках Петра упраздняются магистраты и единственными носителями власти на местах делаются губернаторы и воеводы, хотя в городах и уездах сохраняется несколько выборных должностей, находящихся в полном подчинении воеводам.

Система местного управления была существенно преобразована при ЕкатеринеII. Новые ее основы устанавливались в таких актах, как Учреждение о губерниях (1775г.), жалованная грамота дворянства (1785г.), грамота на права и выгоды городов (1785г.). Местные учреждения были тесно взаимосвязаны с сословным строем. ЕкатеринаII стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций (“сословных обществ”), предоставив им известные права “по внутреннему управлению сих обществ”, а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления. Сословным обществам было предоставлено право замещать по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда. Однако “наличность в числе губернских и уездных учреждений того времени выборных, – по мнению дореволюционного государствоведа Н.И.Лазаревского, – еще не создавала у нас самоуправления в современном смысле этого слова: для понятия самоуправления… существенно независимое положение выборных органов по отношению к органам коронным; выборность представляет существенную ценность не сама по себе, а потому, что она гарантирует или, по крайней мере, при известных условиях может гарантировать действительную независимость выборных органов по отношению к органам коронного управления и вместе с тем может создавать тесную связь выборных органов с местным населением”. Естественно, что ни о какой самостоятельности и независимости земского капитана-исправника, например, или выборных законодателей екатерининских учреждений от городов или от крестьян по отношению к губернатору, губернским чиновникам не могло и быть речи.

Земская (1864г.) и городская (1870г.) реформы АлександраII преследовали цель: децентрализация управления и развитие начал местного самоуправления в России. Известный дореволюционный юрист и социолог М.М.Ковалевский полагал, что эти реформы, включая и судебную, явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они ввели те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться.

Положением о земских учреждениях от 1 января 1864г. создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами. Земское избирательное право было обусловлено имущественным цензом; выборы строились на сословном начале. Земские собрания избирали соответственно уездные и губернские управы, являвшиеся их исполнительными органами Организация городского самоуправления определялась Городовым Положением от 16 июня 1870г. и была основана по сути на тех же принципах, что и земское самоуправление. Органами городского самоуправления являлись городская дума и городская управа. Земские и городские органы самоуправления не были подчинены местной коронной администрации, однако, свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов. Таким образом, существовало две системы управления на местах: 1) государственное управление и 2) земское, городское самоуправление. Разработчики Положения 1864г., как и городового 1870г., находились под значительным влиянием общественно-хозяйственной теории самоуправления, трактуя земские учреждения как общественные по своей сути (отличные от государственных органов), решающие общественно-хозяйственные вопросы местной жизни. На волостном уровне земских учреждений не было.

Свое теоретическое обоснование в России земская и городская реформы нашли в работах таких сторонников концепции общественного самоуправления, как В.И.Лешков, А.В.Васильчиков и др.

При АлександреIII были пересмотрены и Положение о Земских учреждениях (1890г.), и Городовое положение (1892г.). Эти реформы преследовали, во-первых, цель устранить те недостатки, которые выявила практика земского и городского самоуправления. Эта причина, побудившая к пересмотру ранее принятых Положений, предельно ясно была сформулирована в объяснительной записке к проекту нового земского положения, составленному под руководством графа Д.Толстого. В объяснительной записке указывалось, что “главные причины существующего неустройства в земстве заключаются в обособленности земских учреждений от установлений правительственных. Рознь между администрацией и земскими учреждениями является естественным последствием усвоенного в 1864г. нашим законодательством взгляда на земство и его интересы, как на нечто особое от государства и его потребностей, взгляд, который выразился на практике предоставлением земству самостоятельной, через посредство выборных исполнительных его органов, деятельности по предметам местного хозяйства и благоустройства. Отсюда происходит отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и земских властей, а нередко и явный между ними антагонизм”. Выдвигалось предложение признать земское дело делом государственным.

Во-вторых, в литературе, научных и общественных кругах России в последней трети XIX века получает распространение государственная теория самоуправления, которая и послужила теоретической основой проведенных изменений положений о земском и городском самоуправлении. При этом, как отмечалось в литературе, авторы нововведений весьма своеобразно толковали данную теорию, делая неожиданные и едва ли правильные выводы из основных ее положений.

В земстве было увеличено значение сословного начала (усилена роль дворянства, крестьяне лишались права избирать гласных, последние назначались губернатором из избранных крестьянами кандидатов). Органы самоуправления попадали под контроль правительственных чиновников не только с точки зрения законности своей деятельности, но и с точки зрения целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций. Н.М.Коркунов, оценивая новые Положения, отмечал: “Никакого органического, внутреннего единства земского и правительственного начала новое Положение не установило. Только равновесие прежнего последовательно выдержанного дуализма нарушено в смысле усиления правительственного воздействия на земское дело. Нет единства, нет гармонического слияния, остается старое раздвоение, с иной только окраской”.

Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917г. Временное правительство, приняв 21 мая 1917г. закон о земской реформе. Однако осуществить эту реформу в полной мере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 года.

Казалось бы, традиции местного самоуправления дореволюционной России должны были получить свое развитие в практике государственного строительства советской России. Ведь социалистическая революция, согласно К.Марксу, знаменует собой процесс обратного поглощения государственной власти обществом. А в организации местного самоуправления наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу.

Однако, идея местного самоуправления, предполагающего известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по самой природе своей государством централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы (включая и местные Советы) выступали как звенья единой системы, высшим организационным принципом которой являлся демократический централизм, допускающий формально самостоятельность мест, но в действительности проявляющийся в централизации и концентрации государственной власти в высших эшелонах системы государственных органов. Муниципализм отвергался как буржуазный принцип, неприемлемый для советского государства.

Интерес к идее местного самоуправления возрос во второй половине 80-х годов, что было связано с началом реорганизации государственной власти в нашей стране. При этом надо иметь в виду, что попытка путем принятия в 1990г. союзного и в 1991г. российского законов о местном самоуправлении ввести местное самоуправление “сверху”, не реформируя по сути прежнюю систему местного управления, не дала ожидаемых результатов. Но вместе с тем Закон СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства (1990г.) и Закон Российской Федерации о местном самоуправлении (1991г.) сыграли важную роль в становлении и развитии начал местного самоуправления в нашей стране: они ввели понятие муниципальной собственности, повысили роль суда в защите прав субъектов местного самоуправления и т.д.

Осенью 1993г. начался новый этап реформирования местного самоуправления: 9 октября 1993г. был издан Указ Президента РФ о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а 26 октября 1993г. – Указ Президента РФ о реформе местного самоуправления в Российской Федерации. Этим Указом Президента РФ было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. 29 октября 1993г. Указом Президента были утверждены Основные положения о выборах в органы местного самоуправления.

В соответствии с названными выше указами Президента РФ деятельность местных Советов (районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских) – представительных органов в системе местного самоуправления – прекращалась. Функции местных Советов были возложены на местную организацию – исполнительные органы в системе местного самоуправления. Выборы новых представительных органов местного самоуправления (собрание представителей, дума и т.д.), в основном, состоялись в 1994г.

Новая Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление в Российской Федерации, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса реформирования системы местного самоуправления.

вопрос 7

Источники научной дисциплины муниципального права.
Теоретической основой муниципального права являются общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., согласно которой:
местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя;
право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;
существование обеспеченной реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;
органы местного самоуправления, созданные демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого средства.
Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей движения дореволюционной России В.Н.Лешкова, А.И.Васильчикова, В.П.Безобразова, Б.Б.Веселовского, А.Д.Градовского, Н.И.Лазаревского, Н.М.Коркунова, М.И.Свешникова.
К числу источников научной дисциплины муниципального права относятся научные работы, посвященные проблемам местного самоуправления, С.А.Авакьяна, Г.В.Барабашева, Д.Н.Бахраха, А.А.Безуглова, Н.С.Бондаря, В.И.Васильева, И.В.Выдрина, М.А.Краснова, А.Н..Кокотова, В.А.Крекова, О.Е.Кутафина, В.А.Пертцика, Н.В.Постового, А.Я.Сливы, Ю.А.Тихомирова, В.И.Фадеева, К.Ф.Шеремета, Е.С.Шугриной и др.
Наряду с теоретическими источниками научной дисциплины муниципального права ее научную базу составляют юридические источники: Конституция РФ, федеральные законы, иные федеральные нормативно-правовые акты, конституции и уставы субъектов РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления, а также уставы муниципальных образований, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Источником муниципального права как научной дисциплины является также практика муниципальной деятельности в нашей стране.
3. Муниципальное право как учебная дисциплина.
В соответствии с Государственными стандартами высшего профессионального образования по специальностям "юриспруденция", "государственное и муниципальное управление" предусмотрено обязательное преподавание в вузах учебной дисциплины "муниципальное право РФ".
Задачами муниципального права как учебной дисциплины являются: оказание помощи будущим юристам в изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления1.
Одной из важнейших задач муниципального права как учебной дисциплины является также изучение особенностей организации и деятельности местного самоуправления в отдельных регионах, приобретение в ходе учебных занятий и учебной практики конкретных навыков участия в деятельности различных органов местного самоуправления. В этих целях полезно использовать в ходе учебного процесса организационно-деятельностные игры, круглые столы с участием практических работников, прецедентные методы обучения, моделирование конкретных проблемных ситуаций, привлечение студентов к нормотворческой деятельности, разработке проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и другие интерактивные способы усвоения муниципальных знаний.
Система учебной дисциплины муниципального права, в основном, соответствует системе муниципального права как отрасли права и включает в себя общую часть, особенную и специальную части. Общая часть курса охватывает важнейшие направления деятельности российского государства по установлению принципов и организационно-правовых основ деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, разграничению их компетенции, осуществлению экономической, финансовой, кадровой политики на местах и др. В общей части рассматриваются различные концепции, модели местного самоуправления, учтен опыт функционирования муниципальных органов зарубежных стран.
Особенная часть курса предусматривает изучение деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в основных сферах жизнедеятельности муниципальных образований.
Специальная часть посвящена особенностям организации и деятельности органов местного самоуправления Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.