Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13: экономическая основа местного самоуправления




Горизонтальная кодификация преследует те же конечные цели и да­ет тот же результат. Но обработке подлежат не акты, регулирующие кон­кретный вопрос, а все нормативные акты одного территориального уровня. Например, все акты, издаваемые на уровне субъекта РФ, или все акты, принимаемые на уровне муниципалитета.

Современное состояние нормативной базы местного самоуправления не всегда позволяет населению знакомиться и реализовывать акты местных органов, что, с одной стороны, снижает эффективность их применения, а с другой - не дает возможности жителям контролировать работу местных органов. Последнее обстоятельство противоречит сути самоуправления и подрывает принципы демократии.

Кодификация местных нормативных актов

Кроме того, многие местные органы столкнулись с тем, что они не всегда знают, какие из их нормативных актов действуют, а какие отменены полностью или частично последующими актами, появляющимися судебными решениями. Возникает новая проблема, связанная с соответствием местных нормативных актов федеральным актам и актам субъектов Российской Федерации, так как местное нормотворчество часто опе­режает федеральное. Такая запутанность и противоречивость законода­тельства объективно создает проблемы с исполнением предписаний, содержащихся в нормативных актах, а также с применением необходи­мых методов управления, в частности мер принуждения. Поэтому долж­ностные лица органов, например санэпиднадзора, налоговые инспекто­ры и другие, не всегда могут обеспечить должное исполнение местных нормативных актов. Думается, что данная ситуация хорошо известна и не требует дополнительных иллюстраций.

Для разрешения всех этих и некоторых других проблем можно ис­пользовать форму работы с местными актами, которая широко применя­ется в США. Речь идет о возможной разработке и внедрении системы го­ризонтальной кодификации местных нормативных актов.

В нашей стране достаточно развита вертикальная кодификация, ко­гда обрабатываются и обобщаются определенным образом нормативные акты - кодексы, регулирующие конкретную сторону или сферу общест­венной жизни: семейный кодекс, гражданский кодекс, водный кодекс и др. Как писал С. С. Алексеев, кодификация - это «наиболее совершен­ный и естественный... вид правотворчества, при котором обеспечивается единое, согласованное и упорядоченное нормативное регулирование данного вида отношений и тем самым достигается системное развитие всего нормативного материала».

В США на национальном уровне и уровне штатов были тщательно разработаны и приняты законы о кодификации нормативных актов, по­ложившие конец противоречиям и конфликтам между принимаемыми законами. Издание кодекса США на федеральном уровне позволило Конгрессу и обычным людям упростить процедуру поиска текстов феде­ральных законов. На уровне штатов также практически везде есть кодек­сы, состоящие из многих томов и содержащие нормы из всех статутов. Лишь на муниципальном уровне предстоит еще выполнить определен­ный объем работы. Например, к началу 60-х гг. более 500 американских городов имели свои муниципальные кодексы.

Строго говоря, американцами используются две формы системати­зации местных актов - кодификация (codification) и инкорпорация (compilation). Но федеральная финансовая помощь активнее выделяет­ся под проекты, связанные с кодификацией, пересмотром местных ордо­нансов, развитием кодификационных служб.

Основная цель горизонтальной кодификации - переработать и по­местить в один документ все многообразие нормативных актов одного территориального уровня (города, штата или государства), которые име­ют постоянное и всеобщее действие, но разные предметы правового ре­гулирования. Кодекс строится по предметному принципу, так что, от­крыв раздел с соответствующим заголовком, можно найти все нормы, регулирующие данный вопрос, ранее содержавшиеся в отдельных местных актах. В этом случае читателю нет необходимости самому выискивать старые и новые нормативные акты и проверять, какие из них устарели и отменены частично или полностью, какие не отменены, но противоречат федеральному законодательству, а какие действуют.

Горизонтальная кодификация, в свою очередь, позволяет решить и другие проблемы.

Во-первых, в настоящее время в России большинство местных нор­мативных актов готовится не юристами, что объективно приводит к наличию юридических коллизий, следовательно, кодификация, проводимая профессионалами, позволит выявить и устранить пробелы; и противоречия в местных нормативных актах, улучшить их качество. При принятии разрозненных нормативных актов эти пробелы и противоречия могут не замечаться и быть выявлены только при комплексном исследовании всего массива документов.

Обеспечить все органы местного самоуправления квалифицированными юристами, специалистами в области муниципального права вряд ли в скором времени возможно, а создание специальных организаций, имеющих профессионалов и способных выполнить работы по кодификации, достаточно реально.

В США, где также отдают отчет в том, что кодификация местных нормативных актов является достаточно сложной работой и может быть осуществлена только специалистами, есть специальные компании, кото­рые на профессиональной основе берутся осуществлять эту работу. Например, в штате Вашингтон находятся две издательские фирмы, которые осуществляют кодификацию местных нормативных актов для аме­риканских и канадских городов.

Во-вторых, местному населению, делегировавшему право принятия решений представительным органам, следует иметь четкое представле­ние об их деятельности. Из этого вытекает необходимость расширения возможностей для ознакомления, изучения и использования населением актов органов местного самоуправления. Знакомиться с разрозненными местными актами, часть из которых опубликована в одних изданиях, а часть - в других, причем все это происходило в разное время, достаточ­но сложно. Кодекс представляет собой отдельную книгу или иное сход­ное по виду издание, с которым удобно работать и которое проще дос­тать.

В-третьих, кодификация предполагает и одновременное «осовре­менивание» нормативных актов. Это происходит по четырем направ­лениям:

1. Предмет правового регулирования. Местные акты могут регулировать отношения, которые уже перестают быть достаточно типовы­ми; в то же время эти нормы еще не регулируют отношения, которые имеют тенденцию становиться типовыми, но пока таковыми не являют­ся (например, необходимо ли правовое регулирование размещения на улицах города рекламы - где-то это уже актуально, где-то еще нет, но тенденция очевидна). Иначе говоря, быстро меняющиеся реалии приво­дят к возникновению новых общественных отношений, для регулирова­ния которых необходимы новые правовые основы. Предмет правового регулирования подвергается сильным изменениям.

2. Административные методы. За время действия нормативного акта могут появиться и новые методы управления, основанные на иной мотивации человеческой деятельности, которые предполагают другое
регулирование. Все больше появляется косвенных методов управления, которые характеризуются опосредованным воздействием через создание определенной ситуации (например, через введение лицензирования
новых видов деятельности, осуществление которых ранее не требовало получения специального разрешения). При этом лицо, осуществляющее кодификацию, естественно, должно иметь практический опыт работы, необходимые управленческие знания и быть способным увидеть появле­ние этих новых тенденций.

3. Терминология. Местные акты, подготавливаемые и принимае­мые в разное время разными людьми, используют разный понятийный аппарат, который не всегда бывает адекватно соотносим. Сейчас, например, очень много проблем возникло из-за попыток соотнести термин «ме­стное сообщество», который в Конституции РФ отсутствует, а во многих актах субъектов РФ есть, и термин «муниципальное образование», кото­рого в Конституции РФ также нет, а федеральный закон использует. На­лицо создание дополнительных трудностей из-за отсутствия единого по­нятийного аппарата. Но даже если такого рода проблем нет, могут воз­никнуть терминологические недоразумения, связанные с новым назва­нием органа, переименованием улицы и т. д. Кроме того, могут появить­ся новые термины, которые лучше и точнее описывают суть привычных явлений. И эти термины необходимо использовать. Например, еще 10 лет назад мы говорили об органах государственной власти и управле­ния. Сейчас используется другой термин - «органы государственной власти». Появилась необходимость соотнести понятия «органы испол­нительной власти» и «органы государственного управления».

4. Меры принуждения и санкции. У нас, к сожалению, имеют ме­сто случаи, когда размер штрафа, налагаемого за правонарушение, мень­ше, чем «цена» правомерного поведения. Например, штраф за безбилет­ный проезд в пригородной электричке меньше стоимости билета, т. е. взыскание настолько незначительно, что не может сдержать поток пра­вонарушений и не выполняет свою основную функцию.

В-четвертых, в процессе кодификации могут быть устранены грам­матические, стилистические и смысловые ошибки и опечатки, возни­кающие из-за разных объективных и субъективных причин. Например, два года назад при разработке положения о выборах в депутаты Новоси­бирского городского собрания было принято решение о невозможности совмещения депутатского мандата в представительном органе государственной власти Новосибирской области и представительном органе местного самоуправления. Для описания этой ситуации законодатель использовал такую формулу: «кандидат может баллотироваться только в один представительный орган власти». Имелось в виду: либо орган государственной власти, либо орган местного самоуправления. Но про­изошла описка, и вышеупомянутая фраза появилась вместо необходи­мой фразы: «кандидат может баллотироваться только в один представи­тельный орган государственной власти и местного самоуправления». На основании этой статьи городская избирательная комиссия отказала в ре­гистрации кандидату, пожелавшему сделать иначе. Кандидат, которому отказали в регистрации, обратился в суд, заявив, что орган местного самоуправления не является органом власти, поэтому отказ городской избирательной комиссии необоснован. Пришлось в суде доказывать, является ли орган местного самоуправления органом власти или нет, хотя изначально можно было использовать более корректную формулировку и избежать этих проблем.

Так как кодификация предполагает обобщение и изучение всех нор­мативных актов муниципалитета и издание на их базе одного акта, со­стоящего из разделов, охватывающих разные стороны деятельности ор­ганов местного самоуправления, можно сказать, что это достаточно тру­доемкая работа. Поэтому в США существует определенная методика. Кратко она может быть изложена следующим образом.

После получения от местных властей всех актов происходит их ме­ханическое деление на нормативные и индивидуальные акты. Дальней­шая работа проводится только с нормативным материалом. Используя разработанный классификатор, весь массив обрабатываемого материала делят по определенным признакам. Разобранные акты проверяются на предмет соответствия их вышестоящим нормативным актам. При этом один акт может содержать нормы, относящиеся к разным разделам. По­этому необходимо «делить акты на кусочки» и подвергать дальнейшей обработке. Кроме того, проводится работа по выявлению и устранению внутренних противоречий. Особое внимание уделяется переструктуриро­ванию актов, их языку, приемам юридической техники. После проведе­ния подготовки на базе существующих нормативных актов по разрабо­танной методике создается муниципальный кодекс. Выявленные проти­воречия, пробелы и несоответствия доводятся до сведения городских властей, согласовываются и устраняются по согласованной с органами местного самоуправления заранее методике. После устранения всех про­тиворечий и пробелов документ выносится на обсуждение и утвержде­ние муниципалитета. Утвержденный кодекс готовится для публикации.

Имея в виду, что в одном акте могут содержаться нормы, регулирую­щие отношения, складывающиеся в разных сферах, роль аккуратно и корректно составленного классификатора в этой связи возрастает. Еще 40-50 лет назад в США был разработан модельный муниципаль­ный кодекс, который состоял из 21 раздела, включавших 193 главы, что позволяло избежать смешения вопросов. Все статьи, относящиеся к оп­ределенному предмету, помещались в одной главе. На практике же ре­альное количество глав могло быть и иным. Например, в муниципаль­ном кодексе Атланты 93 главы, включая городскую хартию; в кодексе Милуоки 108 глав. Модельный классификатор предполагал наличие следующих разделов:

1. Представительные органы: регламент заседаний, правовое регулирование правотворческого процесса, право правотворческой инициативы, референдум.

2. Органы управления: подразделения, их права и обязанности.

3. Персонал: гражданская служба, продвижение по службе, прием и увольнение, заработная плата.

4. Выборы: регистрация избирателей, выдвижение кандидатов, избирательная кампания, специальные и обычные выборы.

5. Финансы: исчисление и уплата налогов и сборов, долговые обязательства, аудит, бухгалтерский и финансовый учет, муниципальные контракты и покупки.

6. Суды: юрисдикция, процедура, иски.

7. Общественные работы.

8. Общественные дороги и места общего пользования: проспекты, улицы и аллеи; парки и скверы; деревья, кусты и иная растительность; общественные рынки.

9. Полиция.

10. Противопожарная безопасность: подразделения, инспекторы.

11. Муниципальные коммунальные услуги: вода, электроэнергия газ, почта, телефон, телеграф, франчайзинг, контракты.

12. Дорожное движение.

13. Образование: школы, библиотеки.

14. Общественное спокойствие: общественное осуждение, курение шум, реклама.

15. Мораль и порядок: азартные игры, наркотики, массовые беспорядки.

16. Гавани: навигация, мосты, доки.

17. Бизнес и торговля: лицензирование, пиво и спиртное.

18. Городское планирование: зонирование, планирование.

19. Жилищный кодекс: разрешение, строительство, водо-, тепло электроснабжение.

20. Ответственность.

21. Приложения и указатели.

Окончательный проект кодекса состоит из следующих частей: текст ордонанса, на основании которого была произведена работа по кодификации; заключение клерка о выявленных противоречиях, пробелах, неточностях, опечатках и прочих необходимых исправлениях; ордонанс которым принимается и утверждается предложенный кодекс; список ордонансов, которые были переработаны и вошли в состав кодекса (не обязательно, но желательно); содержание; текст самого кодекса; указатели и индексы.

Американский опыт представляется достаточно интересным и воз­можным для использования как на уровне субъектов Российской Феде­рации, так и на местном уровне. Конечно, немедленное апробирование и внедрение описанного механизма является достаточно проблематич­ным. Поэтому целесообразна разработка модельного кодекса.

Несмотря на то что некоторыми учеными используется термин «му­ниципальное законодательство», следует оговориться, что с формаль­но-юридической точки зрения кодекс - это собрание законов. В этом смысле органы местного самоуправления, население муниципального образования не вправе принимать кодекс, поскольку, будучи самостоя­тельной разновидностью публичной власти, не вправе заниматься зако­нодательной деятельностью. Однако представляется уместным употреб­ление этого термина для обозначения важности принимаемого норма­тивного акта - по аналогии, например, с кодексом чести, этическим кодексом и т. п. Фактически речь идет об указании на комплексную при­роду акта, на его важность, поэтому в данном случае термин «кодекс» употребляется, скорее, в смысле «свод правил».

20. Особое внимание при разработке муниципального кодекса следует уделить классификатору. Одним из возможных способов разработки классификатора является учет вопросов местного значения, обозначен­ных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации».

Могут возникнуть сомнения, стоит ли заниматься систематизацией муниципальных правовых актов сейчас, когда их массив окончательно не сформировался. Думается, что стоит по двум причинам: во-первых, во многих муниципальных образованиях имеются массивы старых, фак­тически утративших силу, но формально не отмененных нормативных правовых актов. Эти массивы необходимо расчистить; во-вторых, систе­му правового регулирования лучше изначально формировать в систем­ном виде, по заранее отработанному плану, тогда будет меньше хлопот в будущем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.