Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский союз и формирование общеевропейского экономического пространства

НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ МИРА

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

 

Международная экономическая интеграция (МЭИ) обрела практическое воплощение в ряде интеграционных объединений мира, которые определяют состояние и перспективы дальнейшего развития мировой экономики в целом и международного бизнеса в частности. Понятие «интеграция» происходит от латинского слова integratio, т.е. восстановление, восполнение. Оно означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целом. Это понятие также означает процесс, ведущий к такому состоянию. Поэтому международную интеграцию можно определить как объективный, осознанный процесс, направленный к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств разных стран региона.

Интеграция — это, прежде всего межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а также формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. Это процесс, освобождающий движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от национальных перегородок, ведущий к созданию единого внутреннего рынка, что обеспечивает рост производительности труда и повышение уровня жизни в странах данного интеграционного объединения.

Наибольшей зрелости МЭИ достигла на экономическом пространстве европейского континента. Интеграционный процесс в Западной Европе после Второй мировой войны был инициирован политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих стран европейского региона.

Исходной точкой создания Европейского союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции, и в 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Деятельность ЕОУС в 1952—1957 гг. была весьма успешной.

Новый импульс европейской интеграции был дан в 1957 г. с подписанием Римского договора, согласно которому были учреждены еще два объединения — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом в единый экономический блок, который до 1992 г. назывался Европейским экономическим сообществом, а затем был переименован в Европейский союз.

В Европейском союзе с 1 января 1993 г. ликвидированы национальные механизмы контроля внутрирегиональных связей. Критерием международной хозяйственной деятельности на всей территории ЕС стала экономическая целесообразность, поэтому внутри территории ЕС понятия «экспорт — импорт» потеряли всякий смысл.

За годы существования и развития ЕС также создан единый рынок финансовых услуг. В налоговой сфере постепенно, путем преодоления различных трудностей продолжается гармонизация налогов и систем налогообложения стран ЕС.

Важнейшей составной частью европейской экономической интеграции стала валютная интеграция стран ЕС. Объективной основой валютной интеграции послужили достижения в сфере формирования единого регионального хозяйственного комплекса. Формирование валютного союза в рамках ЕС и введение единой европейской валюты в безналичное обращение с января 1999 г. потребовало от стран ЕС и его органов управления как теоретического осмысления, так и практического решения проблем впервые в мире осуществляемой международной валютной интеграции.

Европейский союз создал следующие общие наднациональные или межгосударственные органы управления:

— Совет министров — орган принятия решений;

— Комиссия Европейского союза — исполнительный орган, только он имеет право представлять на утверждение Совету министров проекты постановлений и директив;

— Суд Европейского союза — высший судебный орган.

В последнее время все большее значение стали приобретать еще два органа, которые не были предусмотрены в первоначальных договорах. Они создавались постепенно, в силу практической необходимости. Их права и функции были урегулированы в 1978 г. в Едином европейском акте. Их назначения следующие:

— Европейский совет, в состав которого входят главы государств и правительств стран-членов;

— Европейское политическое сотрудничество — комитет, в состав которого входят министры иностранных дел стран ЕС и один член Комиссии ЕС.

В своей работе Европейский совет и Комиссия ЕС находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках ЕС: Экономического и социального совета и Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.

Законодательство ЕС представлено следующими видами законодательных актов:

постановлениями — это наднациональные законы, которые приобретают законную силу во всех странах-членах, они выше национальных законов отдельно взятых стран — членов ЕС;

директивами — это законодательные акты, содержащие общие положения. Страны — члены ЕС должны конкретизировать их в специальных постановлениях.

Основой законодательства Европейского союза являются пять принципов:

1. свободный торговый обмен (свободная торговля);

2. свободное передвижение граждан стран-членов;

3. свобода выбора места жительства;

4. свобода предоставления услуг;

5. свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Законодательные акты ЕС непосредственно заменяют национальные законы стран-членов в области внешнеторговой политики, аграрной политики, торгового и гражданского права, налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС). Право всех граждан стран — членов ЕС — без каких-либо ограничений жить и работать в любой стране — члене ЕС.

Для успешного развития экономической интеграции вглубь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран — членов ЕС интеграционную политику по основным направлениям хозяйственного взаимодействия.

Аграрная политика. Сельское хозяйство — одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив касается сельскохозяйственных проблем, на этот сектор прямо или косвенно направляется 2/3 бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС.

Промышленная политика. Промышленную политику можно определить, основываясь на экономической политике ЕС в целом, как совокупность взаимосвязанных решений руководящих органов ЕС, стремящихся при помощи различных инструментов развития бизнеса достичь количественных и качественных средне- или долгосрочных целей для промышленности Европейского союза в целом. Цель промышленной политики ЕС состоит в укреплении и обновлении промышленной базы европейских государств и изменении ее структуры для увеличения доли внутреннего потребления продукции передовых отраслей за счет собственного производства и повышения конкурентоспособности промышленных товаров стран ЕС на мировых рынках.

Внешнеэкономическая политика является одним из важнейших инструментов воздействия на состояние и динамику развития европейской промышленности. Она основывается на разумном сочетании мероприятий, устраняющих препятствия для свободного международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутренних производителей ЕС.

Внешнеторговая политика на нынешнем этапе предоставляет национальным правительствам стран ЕС следующие возможности:

— вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;

— заключать договоры о так называемых добровольных ограничениях экспорта (прежде всего со странами, имеющими крайне низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности);

— использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текстильными волокнами;

— сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями Великобритании.

Политика регулирования конкуренции. Регулирование конкуренции стало одним из важнейших направлений интеграционной политики ЕС. Официально цель этой политики заключается не только в устранении препятствий, стоящих на пути обмена между странами-членами, но и в стимулировании оптимального распределения ресурсов и создании более конкурентоспособных структур.

Основное назначение конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы устранять государственные и частные барьеры на пути развития открытой и свободной конкуренции, что крайне важно для стимулирования межстра-нового экономического сотрудничества в интересах международного бизнеса.

Валютная политика. При создании ЕЭС было выражено желание прийти к единой валютной политике. Однако конкретных шагов в этом направлении на первых порах не было сделано. К тому же единая валютная политика обусловливает проведение в жизнь и единой экономической политики, на что страны-члены на первых этапах становления ЕЭС не могли решиться. Первым шагом на пути создания европейской валютной системы было введение в 1971 г. европейской расчетной единицы — экю. На смену экю пришла в 1999 г. новая валютная единица объединенной Европы — евро. В связи с этим был создан Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Переход 12 стран ЕС на евро существенно облегчил ведение международного бизнеса как внутри ЕС, так и за его пределами.

Региональная политика. В процессе европейской интеграции в 1990-е гг. неуклонно возрастала роль региональной политики. Сейчас речь идет о создании принципиально нового образования—«Европы регионов»,

постепенно подвигающейся к федеративному типу надгосударственного устройства.

Расширение Европейского союза на Восток. 1 мая 2004 г. Европейский союз вступил в качественно новый этап своего развития. Численность его членов расширилась за счет государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Южной Европы и Балтии с 15 до 25. Учитывая сопутствующие геополитические факторы, такое событие можно сравнить по значимости с созданием самого Общего рынка более 40 лет назад.

Евросоюз с 1957 по 2004 г. прошел пять этапов расширения. Новое качество пятого этапа определяется, прежде всего, тем, что в ЕС вступили страны, еще 10 лет назад строившие социалистическое общество в условиях планово-административных экономических систем с подавляющей долей государственной и общественной собственности на основные экономические ресурсы. Новое качество этого этапа определяется также и тем, что ряд стран (Эстония, Латвия и Литва) входил в состав бывшего СССР и непосредственно взаимодействовал в хозяйственной сфере с Россией, близлежащей территориально и обеспечивающей их финансовую, научную и материально-техническую поддержку. 1 января 2007 г. в состав ЕС были приняты Болгария и Румыния.

Расширение ЕС на Восток будет также иметь позитивные и негативные последствия для России в ближайшей и долгосрочной перспективе. Среди позитивных последствий можно ожидать ускоренное расширение торгово-экономических связей с ЕС в его новом формате — 27. Расширенный рынок ЕС может предоставить России возможность продвигать на него не только товары сырьевого и топливно-энергетического комплекса, но и машиностроительную продукцию.

К числу негативных последствий следует отнести следующие. Вступление в ЕС стран Центральной и Восточной Европы и Балтии несомненно вызовет существенную переориентацию их внешнеэкономической деятельности на Запад. Западноевропейских инвесторов будет привлекать возможность инвестирования своих капиталов больше в экономику стран — новых членов ЕС, а не в экономику России.

3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле

Интеграционный процесс в Северной Америке развивается уже, несколько десятков лет, но политические институты, способствующие формированию данного процесса, получили распространение относительно недавно. Это обусловлено тем обстоятельством, что главным инициатором интеграционного процесса в Северной Америке выступают США, уровень экономического развития которых исключительно высок (ВВП США приближается к 14 трлн. дол. в 2007 г.). До конца 80-х гг. XX столетия США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами.

С 1985 г. начались переговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения о свободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривало либерализацию в течение десятилетнего периода взаимной торговли товарами и услугами, урегулирование возникающих между государствами споров, Обеспечение широкого доступа американского бизнеса на канадский рынок.

Соглашение о создании зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, подписанное в 1994 г., представляет собой новый этап в развитии международных экономических отношений на североамериканском континенте. Этот трехсторонний договор имел своей целью формирование единого экономического пространства посредством отмены таможенных барьеров между государствами, обеспечение свободного перемещения через их границы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Вместе с тем нельзя не отметить, что сегодня в НАФТА, в отличие от ЕС как наиболее развитого интеграционного объединения, не существует наднациональных органов управления, имеющих право принимать решения, обязательные для всех участников Соглашения; у НАФТА отсутствует единая экономическая и валютно-финансовая политика. Кроме того, по сравнению с ЕС, оказывающего помощь своим менее развитым странам-членам, таким как Греция, Ирландия, Испания, Португалия, НАФТА такой помощи не предусматривает. Это означает, что Мексика вынуждена самостоятельно справляться со своими экономическими трудностями.

Эффективность действия Соглашения можно будет выявить лишь по истечении 10 лет, что обусловлено в первую очередь масштабами экономики США по сравнению с Канадой и Мексикой. Хотя в целом отмечается рост экспорта и импорта в сфере торговли, в первую очередь между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения США, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику при одновременной миграции населения из Мексики в США. Все это можно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на североамериканском континенте.

Создание столь значительного торгово-экономического блока не могло не сказаться на настроениях деловых кругов в остальных странах Западного полушария. Не случайно вскоре после создания интеграционного объединения НАФТА желание присоединиться к нему изъявили некоторые страны Южной Америки,

3.3. Интеграционные объединения Латинской Америки

Интеграция в Латинской Америке привела к созданию в 1960 г. Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в которую

вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор. Эта организация предусматривала либерализацию взаимной торговли, установление таможенных барьеров в отношении третьих стран, увеличение внутреннего товарооборота. Со временем, согласно договору Монтевидео-П, подписанному в 1980 г., ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАП), в которую помимо вышеназванных стран вошел Уругвай.

Постепенно государства Латинской Америки стали переходить от практики создания многосторонних объединений к организации малочисленных группировок. Одной из них является созданный в 1995 г. между Аргентиной, Бразилией и Уругваем «Общий рынок» (МЕРКОСУР). Позже в МЕРКОСУР вступил Парагвай, а об участии в нем в качестве ассоциированных членов заявили Чили и Боливия. В МЕРКОСУР 95% взаимной торговли не облагают пошлинами, а в ближайшее время планируется отменить и оставшиеся тарифы.

Благодаря созданию МЕРКОСУР произошло существенное увеличение внутренней торговли, усилилось взаимодействие с другими интеграционными объединениями (например, с ЕС в 1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве), увеличилась инвестиционная активность как между участниками Соглашения, так и третьих стран. Кроме того, подписано предварительное соглашение о создании зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и Сообществом развития Южной Африки.

Латиноамериканские государства проявляют интерес к формированию Американской зоны свободной торговли (АЗСТ). О создании АЗСТ было объявлено в декабре 1994 г. в Майами на встрече глав государств и правительств 34 стран Западного полушария, за исключением Кубы. Результатом переговоров между сторонами явилась договоренность о подписании Соглашения по АЗСТ 1 января 2005 г. и вступлении последнего в силу до 1 января 2006 г. Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться. Прошедший в начале ноября 2005 г. в аргентинском Мар-дель-Плата всеамериканский саммит не принес желаемых результатов. Президенты 34 стран так и не сумели договориться о создании Американской зоны свободной торговли. Раскол в кругу участников саммита стран Северной и Латинской Америки привел к тому, что большинство лидеров разъехались еще до его окончания.

3.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

Начиная с 80-х гг. XX в. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание международного бизнеса как зона динамичного экономического роста.

АСЕАН — международное интеграционное объединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа—Новая Гвинея. АСЕАН — одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которого насчитывает около 500 млн. человек, а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн. дол.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств, руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны — устроительницы очередного совещания. В Джакарте (Индонезия) функционирует постоянный Секретариат во главе с генеральным секретарем. В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках Ассоциации ежегодно проводится свыше 300 различных совещаний и мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. К настоящему времени разработан механизм возможного присоединения к Договору об АСЕАН других внерегиональных государств.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на экономическую интеграцию и либерализацию в регионе на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН, Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества. В соответствии с долгосрочной программой развития АСЕАН, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции в АСЕАН более высокой, чем в Европейском союзе, т.е. полное объединение государственной банковской сферы, вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и других органов управления.

Особый интерес к сотрудничеству с блоком АСЕАН проявляет Россия, как и страны АСЕАН—к партнерству с нашей страной в самых различных сферах. Подтверждением этому стал проведенный 13 декабря 2005 г. в столице Малайзии — Куала-Лумпур первый в истории саммит Россия — АСЕАН. В его работе приняли участие Президент России В.В. Путин и главы государств и правительств 10 стран — членов АСЕАН. Главным итогом этой встречи на высшем уровне явилось подписание Декларации о всеобъемлющем партнерстве России и стран — участниц АСЕАН, которая включает в себя в качестве составной части Комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2006—2015 гг. в политической, экономической, военно-технической и культурной областях.

На этом же саммите был поставлен вопрос о создании новой меж-страновой организации под названием Восточно-Азиатское сотрудничество, или, как ее еще называют, Клуб 16. Двери туда открыты и для России.

5.5. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

Предпринимаются достаточно активные усилия для развития международного сотрудничества в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), сформированного в ноябре 1989 г. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 г. проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками форума является 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая. Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Таким образом, в нем представлены страны с весьма весомым и растущим экономическим потенциалом.

По своему характеру, целям и даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипично. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако развитые и развивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры. В странах—членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный ВВП этих стран превышает 26 трлн. дол. (2004 г.). На их долю приходится более 50% мировой торговли.

Россия традиционно придает особое значение развитию отношений с государствами АТР. Такое внимание обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Россия стремится активизировать свое сотрудничество с основными интеграционными структурами региона, в том числе и с АТЭС.

3.6. Содружество Независимых Государств и его общеэкономическое пространство

После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств — СНГ.

Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной единой и целостной инфраструктуры

(транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Основополагающими правовыми документами СНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран — Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направления деятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов, создание общего информационного пространства, осуществление совместных природоохранных мероприятий, осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Правовой базой для развития экономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о создании Экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировал осознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделать приоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты, взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ — два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников на срок не более года, при этом предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.

Нереализованность потенциальных возможностей взаимного сотрудничества в рамках СНГ является одной из основных причин низкого удельного веса СНГ в основных показателях ведущих интеграционных объединений мира (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Удельный вес ведущих региональных интеграционных объединений в мировых экономических показателях, %

 

Показатель Объединение НАФТА ЕС АТЭС СНГ. Население 5 7 34 5 ВВП (по паритету покупательной способности) 26 24 29 3 Государственные расходы 21 40 21 1,5 Экспорт 17 43 25 2 Потребление энергии 30 18 17 12 Инвестиции 19 19 36 3

 

К началу XXI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства.

В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Сообщество сформировано на фундаменте накопленного партнерами опыта взаимодействия в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях и наработанной ранее нормативно-правовой базы. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.

Договор определяет компактную и эффективную организационную структуру сообщества. Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, заседания которого проводятся на уровне глав государств-членов не реже одного раза в год и на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Основными задачами постоянно действующего Интеграционного комитета (ИК) определены: обеспечение взаимодействия органов сообщества, подготовка предложений и проектов решений

по обсуждаемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав правительств государств-участников. Текущую работу сообщества в период между заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств. Организация и информационно-техническое обеспечение возлагаются на Секретариат ИК, возглавляемый генеральным секретарем.

Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое сообщество готово и способно сыграть роль катализатора и локомотива интеграционных процессов на экономическом пространстве двух частей континента — Европы и Азии, что откроет еще большие просторы для ведения международного бизнеса.

Итак, сформировавшиеся в различные годы прошлого столетия межстрановые интеграционные объединения на региональных экономических пространствах пяти континентов мира продолжают развиваться и укреплять свои политические и экономические позиции в XXI в. По мере их количественного и качественного роста будет расти и их роль в новой глобальной экономике текущего столетия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отраслевая структура и структурные изменения отраслевых комплексов | На задворках Млечного Пути
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.