Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налогово-правовые нормы и их особенности




Создавая налогово-правовую норму, государство стремится не только оценить уже существующие отношения, действия участников отношений, но и сформировать предпосылки развития налоговых отношений. Само существование налогово-правовой нормы должно не только воздействовать на поведение субъектов, но и определять его цели, мотивы.

Налоговое право представляет собой сложную и многообразную систему налогово-правовых норм, которые являются первичным, исходным элементом данного правового образования. Налогово-правовая норма - это установленное и охраняемое государством правило поведения участников налоговых отношений, заключающееся в наделении их определенными правами и обязанностями, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Каждая налогово-правовая норма обладает общими, характерными для любой правовой нормы, чертами, но, в то же время, имеет и характерные особенности. Нормы налогового права, являясь разновидностью правовых норм, обладают следующими общими признаками:

- установление нормы налогового права, в том числе и налогового права, осуществляется государством (официальное выражение воли государства). Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная налогово-правовая норма, она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения субъектов налоговых отношений;

- в силу установление налогово-правовой нормы государством, ее исполнение обеспечивается принудительной силой последнего. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на правонарушителя;

- норма налогового права предоставляет участникам налоговых отношений юридические права и возлагает на них субъективные обязанности, т.е. носит предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма налогового права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма налогового права предусматривает охраняемое и гарантиируемое государством возможность поведения (право), а для другой стороны – обеспечение угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность);

- норма налогового права, как и любая правовая норма – это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений. В ней даются общие, типичные варианты поведения субъектов налогового права, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе. Общий характер налогово-правовой нормы означает, во-первых, что она рассчитана на свое существование всякий раз, когда наличествуют обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Во-вторых, общий характер нормы налогового права характеризуется персональной неконкретностью адресатов – она распространяет свое действие не на индивидуально определенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками;

- налогово-правовая норма всегда закреплена в каком-либо нормативном акте, принятом компетентным государственным органом (признак формальной определенности). Этим признаком обусловлен тот факт, что нормы налогового права формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению Внутренняя определенность нормы налогового права проявляется в содержании, объеме права и обязанностей, четких указаниях на последствии ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая налогово-правовая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа – нормативном правовом акте.

Вместе с тем налогово-правовые нормы обладают специфическими признаками:

- императивный (повелительный) характер налогово-правовой нормы, так как она содержит, как правило, требование, адресованное в категорической форме и не допускающее его произвольного изменения, к налогоплательщикам на совершение определенных активных действий. Императивный характер налогово-правовой нормы предопределен методом правового регулирования налоговых отношений, который предполагает решение любого вопроса в сфере налогообложения путем издания властного предписания государством в лице специально уполномоченного органа;

- о бщественная предопределенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм налогового права на реализацию общественных, а не частных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают государство необходимыми финансовыми средствами для реализации различных социальных интересов. Основой государственного интереса является то, что без реализации предписаний налогово-правовой нормы будет исключена с финансовой точки зрения возможность обеспечения реализации государственных задач и функций. В то же время в государствах с высокоразвитой экономической и правовой системой действие налогово-правовых норм, которые исходят от общего субъекта, направлено на создание необходимых экономико-правовых условий для частных субъектов, высокоэффективная деятельность которых и создает необходимые финансовые ресурсы для удовлетворения потребностей общества;

- налогово-правовая норма имеет материальное обоснование. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в сфере налогообложения, ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых определяется уровнем развития экономики, который, в свою очередь, во многом предопределен налоговой политикой, проводимой в стране;

- норма налогового права не имеет своего прототипа в общественной жизни;.

- нестабильность норм налогового права, выраженная в постоянном изменении налогового законодательства посредством внесения в него изменений и дополнений, которые являются производными от динамичных процессов развития национальной экономики. Нестабильность налоговых норм может быть объяснена тем, что общественные отношения в области налогообложения подвержены не только воздействию правовых норм, но и воздействию целого ряда экономических и политических факторов. Так как экономические и политические аспекты налогообложения объективны, существуют и действуют всегда, нормы налогового права должны постоянно изменяться соответствующим образом для того, чтобы закрепить положительное воздействие на налоговые отношения экономических или политических факторов, или, наоборот, компенсировать негативное внешнее воздействие и обеспечить нормальное течение отношений.

Налоговое законодательство изначально содержит элементы непостоянства в силу перманентной изменчивости экономических отношений в переходный период развития общества. В данном случае речь идет о динамичности налогового законодательства, позволяющего достичь законодателем поставленных целей, придании ему способности изменяться самому в ответ на изменения общественной жизни. С другой стороны изменения налогового законодательства с формально-догматической (технико-юридической) точки зрения, когда в него постоянно вносятся изменения и дополнения, не отвечающие реалиям экономического развития, приводит зачастую не только к непониманию налогоплательщиками возложенных на него налоговых обязанностей, но и к созданию условий, которые неблагоприятно сказываются на его хозяйственной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.