Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Март 2002 г




Москва

Версия 2 апреля 2002 г.

 

Центр экологической политики России

Институт «ЭКОЮРИС»

 

Нарушение экологических прав граждан

в России

 

 

Материалы к Докладу

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение: права человека и окружающая среда…………….…………………………….

Глава 1. Нарушение права на благоприятную окружающую среду …………………..

1.1. Законодательное обеспечение права на благоприятную окружающую среду

1.2. Нарушение права на благоприятную окружающую среду ввиду превышения допустимых концентраций загрязнителей в атмосфере, водах и почве.

1.2.1. Загрязнение атмосферного воздуха

1.2.2. Загрязнение водных объектов и питьевой воды

1.2.3. Загрязнение почв

1.2.4. Радиоактивное и электромагнитное загрязнение

1.2.5. Загрязнение от ракетно-космической деятельности

1.2.5.1. Загрязнение от падения частей ракет

1.2.5.2. Загрязнения от запуска и уничтожения ракет

1.2.5.3. Загрязнение от производства, хранения и уничтожения гептила

1.3. Нарушение права на благоприятную окружающую среду несоблюдением санитарно-защитных зон

1.4. Нарушение права на благоприятную среду несоблюдением жилищного законодательства

1.5. Нарушение права на благоприятную среду при подготовке и реализации экологически опасных проектов

1.6. Нарушение права на благоприятную среду в связи с другими нарушениями законодательства

Заключение

 

Глава 2. Нарушение права на компенсацию вреда, причиненного экологическими правонарушениями ……………………………………………………………………………

2.1. Законодательное обеспечение права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

2.2. Нарушение прав граждан на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

2.2.1 Нарушения прав на компенсацию ущерба гражданам, проживающим в

санитарно-защитных зонах

2.2.2. Нарушение права на возмещение вреда от радиоактивного загрязнения

2.2.2.1. Нарушение прав на возмещение вреда от радиоактивного

загрязнения территорий

2.2.2.2 Нарушения прав на возмещение вреда граждан, подвергшихся

воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы

2.2.3. Нарушение прав на компенсацию ущерба от ракетно-космической

деятельности

2.3. Нарушение права на компенсацию морального вреда нанесенного экологическим правонарушением

Заключение

 

Глава 3. Нарушение прав коренных народов на исконную среду обитания и традиционное природопользование………………………………………………………..

3.1. Законодательные основы защиты коренных малочисленных народов и среды их обитания

3.2. Нарушение прав коренных малочисленных народов при осуществлении хозяйственной деятельности другими организациями

3.3. Изменение среды обитания коренных малочисленных народов в результате промышленного развития и загрязнения среды

3.4. Нарушение прав коренных малочисленных народов путем отказа в отводе земель и изъятия ранее закрепленных за ними земель

3.5. Бездушное отношение органов власти к нуждам представителей коренных малочисленных народов

Заключение

 

Глава 4. Нарушение права на получение и распространение информации о состоянии окружающей среды и угрозах здоровью населения …………………………………..

4.1 Законодательное обеспечение права на получение и распространение

экологической информации

4.2 Нераспространение экологической информации, которая должна

распространяться ведомствами без специальных запросов

4.3. Нарушение условий и процедур получения экологической информации

4.4. Неправомерное сокрытие экологической информации

4.5. Преследования экологов, связанные с распространением экологической

информации

Заключение

 

Глава 5. Нарушение прав граждан на участие в принятии решений в области охраны окружающей среды ……………………………………………………………………..

5.1. Законодательные основы участия граждан в принятии решений в области охраны окружающей среды

5.2. Нарушение права на прямое участие в решении экологических проблем (референдумы и сходы)

5.3. Нарушение права на организацию обсуждений и участие в проведении общественных слушаний (права «быть услышанным»)

5.3.1. Уклонение органов местного самоуправления от выяснения и изучения общественного мнения

5.3.2. Имитация и фальсификация общественных слушаний

5.3.2.2. Приглашение «не тех»

5.3.3. Создание препятствий для участия заинтересованных граждан в слушаниях

5.4. Нарушение права на участие в проведении экологической экспертизы

5.4.1. Непредставление материалов обоснования планируемой деятельности и проектов нормативных правовых актов на ГЭЭ

5.4.2. Фальсификация заключений экспертной комиссии

5.4.3. Представление на ГЭЭ недостоверных материалов, скрывающих возможные экологические последствия

5.4.4 Отстранение общественности от работы государственной экологической экспертизы.

 

5.4.5. Препятствия в организации и проведении общественной экологической экспертизы

 

5.5. Нарушение права граждан на участие в формировании политики в области использования атомной энергии

5.6. Нарушение права граждан на участие в осуществлении экологического контроля

Заключение

Глава 6. О путях защиты и реализации конституционных экологических прав граждан (вместо заключения) ……………………………………………………

6.1. Кем и почему нарушаются экологические права граждан

6.1.1. Нарушения экологических прав, связанные с деятельностью законодательной власти

6.1.2. Пассивность правоприменительных органов (судебной системы) в защите экологических прав граждан

6.1.3. Недостатки нормативной базы по защите экологических прав граждан

6.1.4. Недостаточная активность институтов гражданского общества в защите экологических прав граждан

6.2. Пути действий по защите экологических прав граждан

6.2.1. Необходимые действия исполнительной власти

6.2.2. Необходимые действия представительной власти

6.2.3. Необходимые действия судебной власти

6.2.4. Необходимость активизации общественных организаций

Использованные материалы …………………………………………………………..

Приложение I ……………………………………………………………………………..

Приложение II …………………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

 

Анализ нарушений экологических прав граждан исключительно важен и с социальной, и с политической точек зрения. В унизительно низких для цивилизованной страны российских показателях средней продолжительности жизни (около 60 лет для мужчин - и 72 - для женщин) последствия нарушения прав граждан в экологической области играют важную роль, определяя преждевременную гибель 200–300 тыс. человек, и потерю здоровья миллионами россиян.

Экологические права граждан находятся среди основных прав, закрепленных в Конституции России. К чисто экологическим правам (право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, ее сбор и распространение; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением; право на участие в принятии решений, касающихся состояния среды; право на защиту общественного интереса в области охраны среды) примыкают другие, которые имеют не только экологическое содержание - право на жизнь и обеспечение здоровья, право на труд в безопасных условиях, право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, право на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности, право на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Все эти права, закрепленные в Конституции России, развиты в целом ряде законов и сотнях подзаконных актов, в том числе, в первую очередь, в законах «Об охране окружающей (природной) среды» (1991, 2002), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (1992, 1999), «Об экологической экспертизе» (1995), «О государственной тайне» (1993), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О радиационной безопасности населения» (1995), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» (2001), в Водном, Лесном, Градостроительном, Земельном кодексах и многих других федеральных и региональных законах. В России, несомненно, существует разветвленная система законодательства, защищающая экологические права граждан. И когда все без исключения экологические права граждан в России нарушаются, проблема часто заключается не в отсутствии соответствующих законов, а в отсутствии желания организовать их эффективное применение.

На протяжении десятилетий в России забота о влиянии окружающей среды на здоровье населения была второстепенной по сравнению с заботой о развитии промышленности и сельского хозяйства. Это привело к экоциду – сокращению населения в результате загрязнения среды. Масштабное прошлое загрязнение среды будет сказываться в России еще на протяжении нескольких поколений, серьезно осложняя для государства обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду. Сложность выделения доли прошлого загрязнения в современном – лишь часть проблемы. Другая заключается в трудности вычленения влияния какого-то одного загрязнителя – юридического или физического лица – виновника загрязнения в обычных условиях, когда среду одновременно загрязняют несколько источников. С этим связана и главная трудность реализации права на компенсацию вреда, нанесенного экологическим правонарушением - установление юридически необходимой причинной связи между конкретным загрязнением и негативным эффектом для здоровья и среды обитания при одновременно существовании многих загрязнений.

Однако, какие бы организационные, методологические или политические трудности при реализации экологических прав граждан ни существовали, их придется преодолеть, если мы хотим обеспечить здоровую и продолжительную жизнь граждан России. И для этого необходим анализ сложившегося положения, каким и является по замыслу, настоящий доклад.

Даже в самом обширном обзоре невозможно с равной глубиной рассмотреть все возникающие проблемы в области реализации экологических прав граждан. В гл. 1 рассматривается проблема нарушения права на благоприятную окружающую среду, в гл. 2 – проблема компенсации за ущерб, наносимый экологическими правонарушениями. В следующих главах более подробно рассматриваются проблема нарушения права на информацию в области окружающей среды (гл.4), права на участие в принятии решений (гл.5) и на судебную защиту экологических прав (гл.6). Отдельная глава (гл.3) посвящена защите экологических прав коренных народов. В гл.7 рассматриваются пути совершенствования защиты и реализации экологических прав граждан России.

Настоящий обзор, подготовленный по инициативе и по поручению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации проф. О.О. Миронова является результатом коллективного труда многих специалистов неправительственных организаций, в основном, экологов, юристов, правозащитников из различных городов России. Среди них (в алфавитном порядке): А.Л. Бажайкин (Ижевск) В.А. Байраченко (Москва), С. Белоконь (Бийск), И.Б. Богдан, О.В. Бодров (Сосновый Бор), Ю.Ф. Ванжа (Череповец), А. Великин (Санкт-Петербург), А.К. Веселов (Уфа), Е.А. Высторобец (…), В.К. Горохов (Москва), В.М. Десятов (Комсомольск-на-Амуре), Т.И. Добрецова (Кострома), А.Г. Дудникова (Липецк), А.Г. Ильина (Челябинск), В.Ю.Касаткин (Киров), С.В. Кричевский (Королев), А. Козлович (Петрозаводск), В. Колесникова (Москва), Л.К. Комогорцева (Брянск), В.П. Кочетов (Петропавловск-на-Камчатке), Н.В. Краев (Вятка), И.Н. Куликов (Москва), А.Н. Краснов (Нижний Новгород), Л.М. Крутицкая (Тихвин), В.В. Лагутов (Новочеркасск), К.И. Лебедев (Томск), С.А. Леденев (Липецк), О.В. Манжос (Петропавловск-Камчатский), Э. Мезак (Сыктывкар), В.Л. Мищенко (Москва), В.Ф. Меньщиков (Москва), О.А. Мурашко (Москва), А.Г. Нецветаев (Москва), А.В. Никитина (Москва) Е.М. Осипчук (Москва), Н.Я. Очкасова (Липецк), Р.А. Перелет (Москва), Е.А. Петрова (Петрозаводск), О.Г. Пивоварова (Ижевск), Б.Ф. Преображенский (Владивосток), А. Радцевич (Липецк), О.А. Разбаш (Москва), И.С. Резникова (Волгодонск), А. Рудомаха (Краснодар), Е.В. Сирота (Липецк), П. Суландзига (Приморский край), А. И. Таранов (Киров), А.Б. Торгушин (Ижевск), Д.С. Тарасевич (Южно-Сахалинск), Т.В. Шипулина (Новокузнецк), А. Шмаль, Т. Шмаль (Бронницы), Т. С. Харючи (Приморский край), Э.И. Черный (Москва), Ю.Д. Чугунов (Уссурийск), Н.А. Щур (Снежинск), В.Г. Эльчапаров (Петропавловск Камчатский), А.В. Яблоков (Москва).

Среди организаций, принявших участие в подготовке доклада: Центр экологической политики России, Институт эколого-правовых проблем "Экоюрис", Центр экологической экспертизы Липецкого областного объединения потребителей "Защита", Сеть российских юристов-экологов, защищающих общественные интересы, Евразийское отделение международной Сети "Здоровье детей, окружающая среда, безопасность, Союз "Чернобыль", СоЭС.

При подготовке доклада, а также в практической работе по защите экологических прав граждан использовались научные работы Васильевой М.И. (Судебная защита экологических прав (правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда). – М.: ЦЭПР. 1996; Общественные экологические интересы: правовое регулирование. – М.: Наука. 1999).

Работа по сведению большого материала, полученного с мест, была проведена редакционной группой: А.В. Яблоков (руководитель) А.Г. Дудникова (секретарь), Э.И. Черный, В.Ф. Меньщиков и М.И. Васильева.

 

Москва, 1 марта 2002 г.

 

Глава 1. Нарушение права на благоприятную окружающую среду

Право на благоприятную окружающую среду, затрагивающее основы жизнедеятельности человека, занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду. Универсальный критерий качества природной среды - это уровень здоровья населения.

Конституционное право на благоприятную для жизни окружающую природную среду (ст. 42 Конституции РФ) в последние десятилетия в России подвергается таким масштабным нарушениям, что явилось одной из важных причин роста заболеваемости и смертности в целом по стране. Если 14-16 % территории страны, где проживает более 60 млн. человек, относится к экологически неблагополучным регионам, то, очевидно, что для этих людей конституционное право на благополучную среду обитания нарушено и\или реализуется далеко не в полной мере.

При использовании нижеприводимых данных необходимо учесть неполноту официальных данных по загрязнению среды, связанную как с недостаточной плотностью (и частотой) точек сбора данных для государственного экологического мониторинга, так и с широко распространенной практикой сокрытия предприятиями данных по выбросам и сбросам. Следует иметь в виду также, что официальная статистика выбросов далеко не полно представляет спектр загрязняющих веществ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.