Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательное обеспечение права на получение и распространение экологической информации




Нарушение права на получение и распространение информации о состоянии окружающей среды и угрозах здоровью населения

Получение и распространение экологической информации является важнейшим способом реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Без информации о состоянии окружающей среды напрямую невозможно предотвращение вреда, в том числе и невосполнимого, для жизни и здоровья граждан, населения любой территории и природной среды в целом. Доступ к экологической информации - это и предпосылка исполнения конституционной обязанности охранять и улучшать окружающую среду, и важнейшее условие и основа участия общественности в принятии экологически значимых решений, необходимое условие защиты общественных экологических интересов.

Ст. 42 Конституции закрепляет право на достоверную информацию об окружающей среде, а ст. 29 - право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ст. 24 вменяет в обязанность органам власти и местного самоуправления обеспечение возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина. Ст. 41 устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Ст.ст. 12, 13 закона "Об охране окружающей природной среды" (1991) устанавливают право получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды и мерах по ее охране. Эти же положения воспроизведены в ст.ст. 11 и 12 Закона «Об охране окружающей среды» (2002) а ст. 3 последнего закона называет соблюдение права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды среди основных принципов охраны среды.

В соответствии со ст. 7 закона «О государственной тайне» (1993 в ред. 1997 г.), не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию, в частности, сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии; о фактах нарушения прав граждан.

Ст. 46 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991) гарантирует своевременное получение полной и достоверной информации по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами местностей, продуктов питания и имущества. Ст. 13 закона "Об использовании атомной энергии" (1995) гарантирует право на информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, о радиационной обстановке. Ст. 23 закона "О радиационной безопасности населения" (1996) устанавливает право на получение от любых организаций, использующих источники ионизирующего излучения, информацию о радиационной обстановке и радиационной безопасности.

Ст. 19 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" (1993) и ст. 8. закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) закрепляют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье, санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, потенциальной опасности для человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Ст. 18 Градостроительного кодекса РФ устанавливает право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях в связи с градостроительной деятельности.

Положения об открытости и доступности экологической информации содержатся также в законах "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 10), "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 6), "Об уничтожении химического оружия" (ст. 20), «Об охране атмосферного воздуха (ст. 29) и др.

Указом Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" (от 31.12.93 в ред. от 17.01.1997 N 13, от 01.09.2000 N 1606) установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента от 09.09.00, № ПР-1895) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею определяется в качестве первой из четырех составляющих национальных интересов России в информационной сфере, а дезинформация, сокрытие или искажение информации рассматривается в качестве угрозы конституционным правам.

Несмотря на весьма обширную законодательную базу по праву на экологическую информацию, ограничение доступа к такой информации является одним из самых распространенных нарушений экологических прав граждан. Главные способы нарушения права на информацию:

§ органы власти и хозяйствующие субъекты не распространяют экологическую информацию для всеобщего пользования;

§ запрашиваемая экологическая информация предоставляется с нарушением условий и процедур ее получения, или в неполном и искаженном виде;

§ запрашиваемая экологическая информация не предоставляются (отказ в представлении экологической информации);

§ организация преследования лиц за распространение экологической информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.