Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На заре

БЭ5

Кошелева Алла Игоревна

Племянникова Юлия Ивановна

СВЕДЕНИЯ

Отзыв

Нет.

Научные.

Проблемно-хронологический.

Характеристика работы

Г.

История возникновения и развития села Николо - Барнуки

 

девиз “Малая Родина ”

 

 

 

Аннотация научной работы

1. Название: История возникновения и развития села

Николо – Барнуки.

2. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ): 03.29

3. Вуз: 02069042

4. Год завершения работы: 2011 г.

5. Объем работы: стр.37

6. Количество приложений: 5

7. Количество иллюстраций: 5

8. Количество таблиц: 0

9. Количество источников литературы: 9

 

 

1.Цель работы: узнать историю возникновения и развития села Николо – Барнуки, познакомиться с династией Росницких.

 

 

 

 

 

 

Студент _____________________

подпись, фамилия, инициалы

 

 

на конкурсную работу под девизом: “ Малая Родина

 

Научный руководитель

 

об авторе и научном руководителе работы,

представленной на открытый конкурс

 

 

АВТОР НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
1. Племянникова 1. Кошелева
2. Юлия 2. Алла
3. Ивановна 3. Игоревна
4. 1 4. Пензенский государственный университет
5. г.Пенза, ул. Маршала Крылова 2а, 113 5. 03
  6. 2
  7. 1
  8. г. Пенза, ул. Чебышева, 104

 

Проректор по науке

и инновациям __________________ И.И. Артемов

 

Научный руководитель __________________А.И. Кошелева

подпись, фамилия, инициалы

 

Студент

_______________

подпись, фамилия, инициалы

 

 

Сведения о научной работе

ИНН 5836200530 УФК по Пензенской области (ИНН 5837003736 Пензенский государственный университет л. сч. N06075459352)

Р/ сч.40503810100001000274

ГРЦК ГУ Банка России по Пензенской области г. Пенза

БИК 045655001

1 Название научной работы: История развития села Николо – Барнуки.

2 Научный раздел конкурса, на который представляется работа: 12

3 ГРНТИ: 03.29.

4 Классификация работы 2

5 Вид работы: внеучебная

6 Возможность внедрения: нет

7 Возможность опубликования: нет

8 Ключевые слова: село, помещик, барин, мордва, школа, церковь, больница, традиции.

 

Студент _______________.

подпись

 

 

Научный руководитель_______________Кошелева А.И.

подпись

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

1. История возникновения и развития села Николо – Барнуки_ 11

 

2. Церковь села Николо – Барнуки_ 15

 

3. Династия Росницких в истории села Николо – Барнуки 20

 

3.1. Сергей Никанорович Росницкий_ 20

 

3.2. Александр Сергеевич Росницкий_ 24

 

3.3. Николай Александрович Росницкий_ 24

 

4. Школа и больница села Николо – Барнуки_ 28

 

4.1. Никольско – Борнуковская больница 28

 

4.2. Школа села Никольское – Борнуки_ 29

 

 

Заключение

 

Приложения

 

Список используемой литературы

 

Введение.

Каждый человек по божьему праву рождается, живет и умирает. Бывают случаи клинической смерти, когда после временной остановки сердце снова бьется и человек живет. Мое село, подобно человеку, пережило эту смерть, побеждало ее не раз, возрадилось из пепла.

Все мы учим историю России, знаем Всемирную историю, но мало кто интересуется своей малой Родиной.

Цель данной работы: узнать историю возникновения и развития села Николо – Барнуки. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: проследить за этапами возникновения и развития села, за возникновением школ, больниц, храмов; познакомиться с выдающейся династией Росницких. Для решения поставленных задач была использована следующая литература:

1.А.С.Росницкий. Село Никольское – Борнуки, Городищенского уезда, Пензенской епархии // Пензенские Епархиальные Ведомости – 1904г.-№15-17.

Данный источник содержит развернутую информацию об истории возникновения и этапах развития села, о его месторасположении, о его первых поселенцах, о развитии образования, медицины. Здесь же содержится богатая информация о помещиках села, о развитии села и положении крестьян при каждом из помещиков.

2.Савин О.М. Живая память о Росницких-М.,1981г.

Данная книга содержит полную информацию о знаменитой династии Росницких. Здесь представлена информация о биографии потомков династии Росницких, об их появлении в селе Николо – Барнуки, об их деятельности, направленной на улучшение жизни крестьян села.

3.Протоирей Сергей Никанорович Росницкий // Пензенские Епархиальные Ведомости – 1891г. - №24.

Данный источник содержит информацию о первом из Росницких, появившемся в селе Николо – Барнуки. Сергей Никанорович Росницкий был священником первого храма в селе Николо – Барнуки. Его усилиями совершенствовался первый храм, а затем был построен новый. Сергей Никанорович был честным и мудрым священником, помогавший всем, обращающимся к нему за помощью крестьянам.

Также для решения поставленных задач был использован ряд статей, автором которых является краевед Сосновоборского района В.Щапов. В данных статьях содержится развернутая информация об истории развития села, о возникновении первых храмов, больниц, школ; о развитии образования, медицины.

Выбранная тема является очень актуальной, так как многие люди, прожив в родном селе всю жизнь, не знают истории возникновения и развития села.

Село Никольское, III благочиннического округа, Городищенского уезда, находится в 100 верстах от города Пензы на северо-востоке по большой Сибирской дороге и от города Городища в 48 верстах по тому же направлению. Через село проходит почтовый тракт из Городища на Базарную Кеньшу и туда же - торговый путь из города Кузнецка, Саратовской губернии. Корреспонденция получается со станции «Садовка», ближайшая же к селу из железнодорожных станций – «Сюзюм».

Село расположено на высоком ровном месте в четыре порядка, каждый из них как бы составляет ребро довольно правильной квадратной площади. Среди площади стоит небольшой столетний храм. Вблизи храма с правой стороны деревянная часовня памяти Царя Освободителя, за ней земская школа и волостное правление, слева – винная, бокалейные лавки и разного рода базарные подмостки. С западной стороны через дорогу против входных церковных ворот стоит громадный, старинный барский дом. К северозападному углу села примыкает и без всякого промежутка продолжает его в два порядка деревня Борнуки. С восточной стороны протекает маленькая речка, известная на карте под именем Поповка. Ближайшие села следующие: Садом в одной версте с юго-востока, Большая Садовка в пяти верстах с юга, Еремеевка в четырех верстах с северо-запада и Чертовка в восьми верстах с северовостока.

2010 год для села Николо-Барнуки – год юбилейных дат- селу в июле этого года исполнилось 330 лет. Школе села – 195 лет, а сельской больнице – 140 лет.

 

 

1. История возникновения и развития села Николо - Барнуки

Село Николо – Барнуки в стародовние времена имело три названия – Никольское, Борнуки и Глядковка. Старшее из них – Борнуки или Борниковка. Именно это название значитсяв старинных картах Пензенской губернии. Борнуками собственно называлась одна только деревня, но со временем этим же именем одинаково стало называться и само село. Деревня Борнуки гораздо старше своего приходского села, ее начало местное предание относит к временам покорения Казани.

Первыми насельниками деревни считаются мордовские мурзы и их служилые люди, проживавшие ранее в местечке Борнуковке Казанской губернии, при реке Свияге.

«За заслуги перед Отечеством Царь подарил семи мурзам и их служилой мордве настоящую землю. Мурза Салтан со своими в 1680 году основал деревню Борнуки (назвал ее родным именем), другие мурзы со своими людьми основали Садовку, Козловку и Шугурово (близлежащие села).

Обстроившись на новой земле, переселенцы назвали свой поселок родным именем – Боорнуками. Следующее в хронологическом порядке название села было «Глядково». У Борнуковской мордвы, судя по прежним межевым знакам, которые показывают теперь старожилы, надо полагать, было много лишней заслуженной земли, почему охотно уступали ее соседям».[1]

«В конце 17 столетия мордва деревни Борнуки продала половину своей земли помещику из села Садома капитану Михаилу Петровичу Глядкову. Последний устроил на купленной земле хутор, переселив сюда своих крепостных из других имений, которые и были первыми поселенцами собственного села. Образовавшийся таким путем поселок стал называться именем его владельца «Глядково».

 

 

С построением в селе первого храма (начало 18 века) во имя Святителя и Чудотворца Николая, «Глядково» названо «Никольским». С этого времени село этим именем пишется по духовному ведомству, в других документах к «Никольскому» стали добавлять и название «Борнуки»».[2]

Название «Глядково» было давно забыто; в соседнем селе Садом, где жил Глядков, сохранился до наших дней один порядок с его именем.

Кроме села и смежной с ним деревни (Борнуково) к приходу села Никольского всегда принадлежала деревня Садовка (Малая Садовка) до 1901 года и ее выселок – сельцо Садовка (Большая Садовка) до 1895 года (то есть до образования собственного прихода).

После Глядкова имение Никольское перешло по наследству к его родственнику, очень богатому помещику Василию Афанасьевичу Киндякову. Новому барину понравилось имение и он решил в нем жить.

В 1856 году обе части – Барнуки и Никольское принадлежали крупному помещику Любовцеву. Одинаково плохо жили крестьяне в этих селах. Однако жителям Никольского жилось несколько хуже, чем селянам Барнуков, которые считались государственными крестьянами. Помещик использовал разное положение крестьян в своих целях. Нрав у барина был крутой. Был он помещиком деспотичным.

В 1902 году в селе появился художник – немец Кох. Он женился на одной из дочерей Любовцева и сделался наследником имения. Но от этого легче не стало.

Земли крестьянам давали мало – только на мужские души. Крестьяне были лишены необходимых водопоев, выгонов для скота, лугов и лесов. И те маленькие клочки земли, которые имели крестьяне, были изрезаны чересполосицей. Кроме помещика крестьян эксплуатировали кулаки и церковники. А доходы, нажитые крестьянским трудом, шли на ведение барского имения, на празднества и увеселения коховской семьи.

Летом в Николо – Барнуках крестьяне сожгли у помещика Коха скотный двор и разгромили винокуренный завод.

Село пережило два сильнейших пожара. Первый – во времена барина Коха – в 1907 году, когда сгорели все Барнуки, а второй – в послевоенные годы в 1953 году – тогда сгорело 53 дома.

В 1917 году произошла революция. В стране не стало ни царей, ни помещиков. Революционным ядром Николо – Борнуков были вернувшиеся с войны солдаты. Они образовали группу из 10 человек, которую назвали «Красной гвардией». Эта группа организовала сход крестьян, чтобы потребовать ухода военного отряда и передачи власти народу. Военный отряд был обезоружен крестьянами, но одному солдату удалось уехать и призвать на выручку другой отряд, стоявший в Николо – Пестравке.

Попытка крестьян получить военную помощь из Пензы и Городища была безуспешной, т. к. в это время Пенза боролась с чехами.

С николо – борнуковских крестьян белогвардейцы стали требовать возвращения оружия и денег от проданных с торгов лошадей Коха. Крестьяне Николо – Борнуков обратились за помощью к крестьянам окрестных сел. В соседних селах ударили церковные колокола набат и люди, вооруженные чем попало, пошли в Николо – Борнуки. Когда это шествие увидели белогвардейцы, то они покинули раз и навсегда село Николо – Борнуки.

«В начале 1918 года в селе организуется Совет депутатов. Имение Коха конфискуется, а земля бесплатно передается крестьянам. В доме бывшего помещика был создан совнархоз и комитет деревенской бедноты. Общегосударственные процессы затронули и Николо – Барнуки. Коллективизация проходила типичным для нашего края образом. В селе был создан колхоз «Новый путь». В 1930 году крестьяне добровольно вступают в колхоз. Воскресенье стало базарным днем, а один раз в году проводили ярмарку. На ярмарку съезжались купцы со всей округи.

В июне 1941 года началась война. Из села ушли на фронт более 120 человек, 86 человек не вернулось.

В 50 – е годы колхоз имел крупное животноводческое хозяйство, мельницу, пилораму, ческу, зерносушилку и другое. С приходом колхозов на селе построили новый клуб, открылась сельская библиотека, насчитывающая 5 тысяч томов, заработала стационарная киноустановка. Раньше газеты получали помещик Кох, поп и две – три кулацкие семьи. А теперь газеты и журналы получали 198 жителей села».[3]

Позже, в 1960 году «Новый путь» был объединен с другими близлежащими колхозами. Объединенный колхоз стал называться «Победа».

На первое мая 2088 года в селе Николо – Барнуки проживает 478 человек. Основная часть работоспособного населения трудится в одном из успешных по району и области хозяйстве – ТНВ «Агеев и Ко ».

Сегодня село Николо – Барнуки – цветущее село: ровные ряды ухоженных и добротных домов – усадеб, заасфальтированные улицы, несколько торговых точек, социокультурный центр, два предприятия по деревообработке, фермерское хозяйство и более 200 ЛПХ. В каждом втором дворе собственный автомобиль, немало сельскохозяйственной техники. Живут николо – барнуковцы в достатке и благополучии, дети учатся в прекрасной, оборудованной школе. Каждый третий житель села имеет высшее или средне – специальное образование.

 

 

2. Церковь села Николо - Барнуки

Борнуковская мордва были язычники, святое крещение приняли по распоряжению начальства в царствование Елизаветы Петровны около 1745 года.

Первый храм в селе Никольском построенный помещиком Глядковым во имя Святителя и Чудотворца Николая был деревянный и стоял в северо – восточном углу села, где была отведена помещиком и причтовая усадьба.

Новый барин села, Киндяков, построил барский дом и якобы перенес храм ближе к дому. Точную дату постройки этого храма определить трудно. Известно лишь, что в течении 18 века храм неоднократно перестраивался.

Но точно известно, что новый храм был построен к концу 18 века, когда он и был освящен. 15 сентября 1792 года, по благословлению Феофила Тамбовского и Пензенского, освящен правый предел в новоустроенном храме во имя Трех Великих Святителей – покровителей храма. 15 октября 1799 года, по благословлению епископа Феофила, освящен настоящий храм во имя Богоявления Господня. Храм существовал с небольшими переделками до апреля 1897 года.

Правда, еще в 1853 году стараниями помещика Владимира Платоновича Любовцева и с помощью прихожан Храм был значительно реконструирован. Престол в пределе святителя Николая был освящен 19 октября 1859 года по благословлению Епископа Варлаама благочинным Сергеем Никаноровичем Росницким.

Постройке нового храма способствовало то, что 13 апреля 1897 года, в первый день св.Пасхи храм постигло несчастье. Во время полунощницы при пении субботнего канона произошел пожар, очевидно от иллюминации, которой всегда славился борнуковский храм.

Пострадали престолы, колокольня, но церковная утварь была спасена. Храм восстановлен был очень быстро за счет прихожан и деятельного участия помещика Сергея Ивановича Коха. Он отпустил бесплатно на ремонт храма нужное количество леса и свыше тысячи рублей на его благоукрашение.[4]

В памяти прихожан первым священником села Никольского почитается отец Дементий Семенов, служивший до 1774 года. В 1774 году отец Дементий принял мученическую кончину от разбойников «Пугача». Умерщвлен отец Дементий в селе Базарная Кеньша, Куда направилась одна из шаек Пугачева, разграбив киндяковское имение.

После отца Дементия поступил священником родственник его Иван Никифоров. Прослужив до 1806 года, сдал свое место сыну Ивану Иванову, бывшему до этого дьяконом при церкви села Никольского. Священник Иван Иванов служил до 1834 года. В 1834 году отец Иван уволился в заштат и место свое сдал сыну Василию Богоявленскому, окончившему Пензенскую духовную семинарию.

Отец Богоявленский, прослужив до 1836 года, перешел в село Серман, Городищенского уезда, убегая между прочим от своего беспокойного родителя, заштатного отца Ивана. Последний опять, за неимением священника, стал заведывать приходом, как это видно из метрических и исповедских книг 1836 – 1843гг.

Священник Афанасий Курганов из окончивших курс Пензенской духовной семинарии прослужил в селе Никольском всего несколько месяцев с 5 сентября по 16 ноября 1836 года. Перешел в село Сыресево, Городищенского уезда, он был окружным благочинным. Следует отметить, что от отца Курганова были известные дети: Федор Афанасьевич, доктор богословия, известный профессор Казанской духовной академии и преосвященный Варсонофий.

Священник Феофан Архангельский из окончивших курс Пензенской духовной семинарии служил в церкви села Никольское в 1838 – 1840гг.

Священник Иван Ягодин из окончивших курс Пензенской духовной семинарии служил в церкви села Никольское в 1840 – 1844гг. В апреле 1844 года переведен в село Сучкино, Инсарского уезда.

Протоирей Сергей Никанорович Росницкий (1812 – 1890) после окончания Городищенского духовного приходского училища в конце двадцатых годов, перебрался в Пензу. В 1840 году преосвященным Амвросием II он был рукоположен в священники к церкви села Рождественна. В 1844 году по просьбе прихожан села Никольского во главе с помещиком П. Ф. Любовцевым, решился перейти в этот приход, где и прожил до самой смерти.

В сороковые годы 19 столетия церковная служба требовала от отца Сергия неустанных трудов. С одной стороны полуязыческая борнуковская мордва нуждалась в самых элементарных понятиях о христианском Боге, с другой – раскол в сельце Садовка (Большая Садовка) с наезжавшими туда беглыми попами требовала особого внимания.

Деяния протоирея Сергия Росницкого заслуживают особого внимания: 36 лет он был окружным благочинным, с 1879 года – протоирей.

С 1 ноября 1890 года в священники Никольской церкви рукоположен был Александр Сергеевич Росницкий (1869 – 1914) – студент Пензенской духовной семинарии, сын своего предшественника.

Священником Александром Росницким напечатан замечательный труд - Село Никольское – Барнуки, Городищенского уезда Пензенской Епархии.

Первый храм, построенный на купленной хуторской земле капитаном Глядковым 1710 года сохранил имена священнослужителей со второй половины 18 века.

Дьяконы: Иван Иванов до 1806 года, Андрей Иванов (1806 – 1811), Платон Николаев (1815 – 1845), Иван Аристидов (1845 – 1855), Николай Успенский (1855 – 1861)…

Пономари и псаломщики: Иван Давыдов(1815 – 1841), Павел Сырезевский (1842 – 1865). Иван Иванов Небосклонов (1885 – 1886), Сергей Росницкий (1886 – 1888); оба из окончивших курс Пензенской духовной, оба выбили на священнические места. С 1888 года состоял Николай Михайлович Державин из третьего класса Пензенской духовной семинарии.

Из хронологического перечня Никольских священоцерковнослужителей видно, что причтовые места здесь, за редким исключением, переходили по наследству: отец уступал сыну, тесть зятю своей дочери т. д. Замещения эти, конечно, происходили не без ведома и соизволения местных помещиков. Последние, как храмоздатели и пожизненные ктиторы, смотрели на приходной храм, как на собственность и к притчу (церковным служителям и певчим) относились как к своим служащим.

«Создатели как первого, так и второго храмов были местные помещики, они же и были их первыми ктиторами. Слово «ктитор» имеет византийское происхождение. В средней полосе России с 17 века ктиторами называли церковного старосту, избираемого приходом и утверждаемого архиереем.»[5]

Капитан Михаил Глядков, создав храм не покидал его своей лептой. Помещик Глядков снабжал построенный им храм необходимой утварью, богослужебными книгами и пожертвовал ценное к тому времени св. Евангелие в бархате с серебряным воскресением и на углах такими же евингелистами (издание 1716 года). Наследник его Василий Киндяков также с любовью заботился о созданном им втором храме. После его смерти дочь Юлия пожертвовала в храм 1837 года серебряные сосуды, на которых есть ее подпись. С переходом имения к Платону Любовцову Храм опять нашел в лице нового помещика усердного попечителя.

Следующий попечитель храма, помещик Сергей Иванович Кох, наследник Любовцева, принял самое живое участие в погорелом храме: отпустил на реконструкцию храма лес, вызолотил иконостас и отштукатурил весь храм. Кроме всего этого он пожертвовал старинную икону св. Николая Чудотворца в серебреновызолоченной ризе, икону Божией Матери «Казанской» для заклироской киоты художественного письма и чеканной работы. Сам, как замечательный художник, написал в храм икону Спасителя благословляющего.

После Любовцова в 1892 году церковным старостой был избран крестьянин Михаил Рыжаков. Он поддерживал унаследованное благолепие и копил деньги, на которые были куплены дома для притча.

С 1903 года должность старосты стал исполнять крестьянин Константин Додаев, его усилиями была построена новая церковная ограда.

Храм села Никольского неоднократно посещался Епархиальными архипастырями.

По большой Симбирской дороге приходом села Никольского проследовали – в 1824 году Император Александр I Благословенный, а в 1837 году император Николай I.[6]

В настоящее время в селе есть обустроенная, уютная церковь, в которой совершаются все положенные таинства церкви.

 

3.Династия Росницких в истории села Николо – Барнуки.

3.1. Сергей Никанорович Росницкий.

1 ноября 1891 года скончался заштатный протоирей села Никольского, Городищенского уезда, Сергей Никанорович Росницкий, на 77 году своей жизни и на 51 году своего служения в священном сане. С 1848 года и до 1886 года покойный проходил должность благочинного.

С юного возраста до начала учения Росницкий стал единственной надеждой для своей семьи, состоящей из отца, матери и сестер. Семья, не имеющая средств для существования, решила провести его через школу до «поповства». В двадцатых годах он был отведен в городищенское духовно – приходское училище. Единственным тогда доходом были деньги, заработанные отцом и сестрой. Все эти деньги семья потратила для обучения сына.

Когда Сергей Росницкий перешел в Пензу, он стал искать любую работу, для пропитания семьи. Живя на квартире около Лебедева моста, он как – то познакомился и сумел понравиться дьячку Казанской церкви, который приглашал его читать в церкви поминания, или посылал его вместо себя на дом читать псалтырь по покойникам. Полученные за это деньги вносились квартирной хозяйке. Своих учебников у Росницкого не было и за право пользоваться чужими ему приходилось расплачиваться своим трудом: он постоянно что – то переписывал товарищам и старшим.

Росницкий закончил семинарию в 1839 году и был товарищем покойного протоирея Бурлуцкого. В 1840 году он был расположен в священника церкви села Рождественого, Городищенского уезда. Положение его семьи, таким образом, улучшилось. Но не на много изменилась к лучшему их трудная жизнь. Приход села Рождественного в то время не давал почти никакого обеспечения священнику. На первый раз в приходе не оказалось даже помещения для священника, и он с семьей вынужден был поселиться в скотной избе пономаря. [7]

Более благоприятные условия наступили для Росницкого с 1848 года, когда он по просьбе прихожан села Никольского во главе с помещиком П. Ф. Любовцевым, решился перейти в этот приход. Здесь прожил он до самой своей смерти.

Испытывая на себе все ужасы бедности, покойный Сергей Никанорович приобрел особую чуткость к чужому горю, и вся его жизнь была посвящена на служение и помощь обиженным судьбою. Никто не умел с такой готовностью так скоро и просто, по – евангельски – совершать дела благотворения. Его дом был настоящим домом призрения несчастных и приютом сирот. Сначала у него поселилась сестра с четырьмя детьми, потом овдовевшая дочь с двумя малютками, наконец, другая дочь с тремя малолетними мальчиками. У Росницкого было много и своих детей и в доме иногда сталкивалось так много народа, что трудно было запомнить и не перепутать их имена. А сколько нужно было для них для всех белья, обуви, а так как Сергей Никанорович был самым старшим, он должен был присматривать за каждым членом семьи. Но покойный никогда не жаловался на беспокойную жизнь и нес свой крест с радостью и покорностью. Он часто говорил, что живет для сирот. Воспитанием родных сирот он не удовлетворялся: в его доме не переводились и чужие сироты из крестьян. Раз, объезжая свой благочинный округ, он взял в одном селе круглого сироту – мальчика и этот мальчик воспитывался у него до 20 лет. Одно время, в течение целых десяти лет, у него кормилась с четырьмя детьми всеми выгнанная вдова. Прислуга его всегда состояла из несчастных и осиротевших. В кухне всегда можно было видеть мальчика подростка: «Это у нас сиротка, без отца, без матери». Не мало таких сирот плакало навзрыд у гроба покойного протоирея.

Щедрость и благотворительность всегда были правилом жизни покойного. Его кухня была никогда не закрывающейся бесплатной столовой.

Придет к нему церковный староста за свечами – его не отпустят не накормивши. Вызовут на экзамен дьячков со всего округа – кормят. Придут накануне праздника старухи из дальней деревни к службе, всем готов ночлег и ужин.

Росницкому было совершенно чуждо то, что называют эгоизмом; у него никогда не было помышлений о богатстве, деньги он не любил, как зло. И он гордился тем, что он никогда не был богатым и что нет человека, который бы ему позавидовал. «Не искать богатства» - вот был первый его наказ и совет детям, когда они вступали в жизнь. Он всегда возрастал против передвижений священников из прихода в приход с корыстными целями. Один из его зятьев, священник, попал в беднейший приход инсарского уезда. Он постоянно в письмах жаловался на свою долю и просил тестя посодействовать и похлопотать перед Преосвященным о переводе его в другой приход. Он ему ответил: «Счастливая и приятная жизнь зависит не от богатых приходов, а от семейного согласия и любви. Я никогда не был богатым, но благодарю Господа прожил весело и приятно».

В чем состояла эта «приятность» жизни, знал один покойный. Для постоянного же наблюдателя, вся его жизнь представляет непрерывную цепь несчастий.

Особенно любил покойный общественное богослужение. Он считал несчастными тех людей, которые лишены возможности часто бывать в храме. Когда он был назначен благочинным, он первые свои труды посвятил на открытие новых приходов в больших деревнях. При нем и по его увещаниям выстроено 7 церквей в больших мордовских деревнях. В деревне своего прихода, Садовке, зараженной расколом и стоящей на 7 верст от храма, покойный на собственные средства соорудил небольшой храм и любил служить в нем. [8]

Служил покойный очень честно, несмотря на то, что постоянно был отвлекаем должностью то в округ, то в Пензу. После него остался любопытный богослужебный журнал, заведенный в 1862 году и весьма аккуратно веденный с 1872 до 1879 года. Из этого журнала видно, что за 17 лет покойный отслужил 3000 литургий, т. е. средним числом по 175 литургий в год.

Редкая литургия у покойного без поучения к народу. Поучения он всегда говорил экспромтом. В упомянутом выше богослужебном журнале записаны краткие конспекты многих поучений. Все они отличались чрезвычайной простотой и удобопонятностью и всегда касались предметов, доступных пониманию простого народа.

Простые поучения покойного протоирея достигали замечательных результатов. Вот один пример. Под 18 ноября 1873 года в богослужебном журнале записано: «сказано было краткое поучение о том, откуда ведет начало обычай праздновать так – называемый праздник «кузьминки» (1 ноября), и сколь пагубен этот обычай для молодых людей, вреден для детей и противен Богу, как обычай языческий». Вслед за этим, под 21 ноября того же года читаем: «после литургии служен был молебен по просьбе девиц прихожанок, которые заявили, что они отсель навсегда оставляют праздновать 1 ноября и взамен этого желают праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы, и считать этот день своим собственным праздником.

Росницкий вел аскетический образ жизни. Никогда не пил вина, никогда даже не курил. Посты он соблюдал со всей строгостью церковного устава и эта же строгость наблюдалась во всем его многочисленном семействе.

В последние 5 – 6 лет покойный совсем перестал употреблять мясную пищу. Он начал готовиться к смерти. Перед самой смертью он не ел целых 12 суток и питался одним чаем.

Отпевание усопшего протоирея совершали 14 иереев, в числе которых были 4 его сына, 2 зятя и внук – воспитанник. Литургию и отпевание пел хор учеников Мордовско – Качимской и Русско – Качимской церковно-приходских школ, под управлением внука покойного. Это была последняя благодарность воспитанников своему воспитателю – деду. [9]

3.2. Александр Сергеевич Росницкий.

Александр Сергеевич Росницкий – сын Сергея Никаноровича Росницкого. Родился 10 мая 1869 года в селе Николо - Борнуки. В 1890 окончил Пензенскую духовную семинарию и был рукоположен во священники села Борнуки. В 1904 году опубликовал историко-статистический очерк о мордве – эрзе села Николо – Барнуки, ныне Сосновоборского района. [10]

3.3. Николай Александрович Росницкий.

Родился Н. А. Росницкий 17 апреля 1893 года в пензенском селе Николо – Барнуки, окончил Петербургский университет, Владимирское военное училище и, хотя, по его словам, был «дворянин по образовательному цензу», всем сердцем принял Октябрьскую революцию. Николай Александрович состоял в редколлегии губернских «Известий», читал лекции в Пролетарском университете в губвоенкомате, в «Трудовой правде», в 1920 году стал леном партии. Разносторонне образованный человек, он писал стихи, встречался с многими интересными людьми своего времени, в частности с А. В. Луначарским, который по его просьбе написал статью для пензенского журнала «Под знаменем ленинизма», где были высказывания о мордовском народе.

Осенью 1924 года, после составления программ и изучения архивов, началось обследование пензенской деревни. В дальний путь Н. А. Росницкий отправился не один – вместе с ним на выполнение задания поехал агроном Д. С. Магнусов. Они объехали много сел и деревень, что подтверждают многие записи, но подробнее Росницкиий остановился на своем родном селе Николо – Барнуки, в результате чего была написана книга «Лицо деревни». Журналист и агроном подробно запечатлели быт крестьян. «Крестьянство поднимается», «Крестьянин берется за плуг», подтверждал Росницкий и сообщал, что 2из 125 плугов большая их часть приобретена уже после революции». «Революция подвела прочный фундамент под хозяйственное развитие села»: посевная площадь увеличилась в 1,7 раза за счет земли, отобранной у помещиков; исчезло дробление хозяйств; каждые пять дворов имели плуг. А до революции местные крестьяне жили в нищете, каждый третий находился в батраках у богатеев.

В своей книге Н. А. Росницкий не скрывал трудностей, переживаемых сельским хозяйством губернии, видел его неустроенность, «земельные неурядицы», что кое – где крестьяне по – прежнему работали по «дедовским заветам», задавленные трехпольем и чересполосицей, неурожаями и недородами.

Автор вышедшей полвека с лишним назад книги писал о расслоении деревни, о том, что партийные ячейки проводят большую работу по кооперированию крестьянства. Пребывая в родном селе, он замечал что, «на сходах и в общественной жизни кулачество не имеет влияния. Массы внимательно прислушиваются к голосу партии». Кооперация, обобщал Н. А. Росницкий «выросла из практических, хорошо осознаваемых нужд – она крепнет и растет из месяца в месяц. В спокойные деловые будни втягиваются все большие и большие слои населения».

Также редактор местной газеты знакомился с деятельностью библиотек, видел, что население тянется к школе, которая заметно и крепко встает на ноги, хотя и здесь он открыто говорил о трудностях: «еще холодно, и грязно, есть еще большая и местами очень острая нужда в ремонте, в учебниках и письменных принадлежностях; материальное положение учительства все еще не достаточно окрепло».

В селе, замечал журналист, «первая книжка, к которой тянутся руки учащегося ликпункта, антирелигиозная». Подчеркивая, что падение религиозности – явление общее, он писал, что даже у наиболее религиозного мордовского населения нет слепой веры. На попов смотрят не как на «посвященных», а как на наемных работников, авторитетом последние не пользуются.

Интерес представляют и его наблюдения за развитием пионерского движения, которое беднота считала «делом полезным и нужным». «Работа пионеров протекает протекает удовлетворительно, - свидетельствовал Н. А. Росницкий, - к ним население относится хорошо… Родители сочуственно относятся к этому». [11]

На материале обследования написал труд не только Росницкий. В 1927 году агитационно – пропагандистский отдел губкома ВКП(б) выпустил книгу «Мордовское население Пензенской губернии. Ее прошлое и современное состояние», вышедшую под редакцией Г. А. Полумордвинова. С участием Д. С. Магнусова в Саранске был издан сборник «Мордовский автономный округ». Старейший агроном страны, последние годы живший в подмосковном городе Железнодорожном, редактировал «Обзор сельского хозяйства Пензенской губернии и основные направления его восстановления», экземпляр которого хранится в библиотеке В. И. Ленина в Кремле.

Н. А. Росницкий после Пензы работал в Самаре, где по – прежнему дружил с газетой, побликовался в «Волжской коммуне». Он заведовал отделом агитации и пропаганды краевого комитета ВКП(б), работал вместе с такими видными деятелями нашей партии и государства, как П. Е. Дыбенко, А. Ф. Горкин, М. М. Хатакевич. В 1913 году была выпущена книга его стихов «Повесть о моей любви». Эти наивные, юношеские стихи проникнуты природой родного села Никольское - Барнуки. Его жизнь трагически оборвалась в 1937 году.

 

 

4. Школа и больница села Николо – Барнуки

4.1. Никольско – Борнуковская больница.

Больница, относящаяся к Никольскому приходу существует с 1870 года, т. е. она открыта после введения на территории Городищенского уезда Земской реформы 1864 года.

Земская медицина – участковая форма медицинского обслуживания сельского населения в дореволюционной России.

Вначале больница помещалась в садовском упраздненном военном этапе (этап – в России 1822 – 1917 - отрезок пути, место привала и ночлега партии арестантов, конвоируемых к месту заключения или ссылки).

В 1887 году в селе Никольское – Борнуки были построены три отличных, просторных здания, куда и была переведена больница из военного этапа. В этом здании могло быть помещено до двадцати коек, но земское собрание постановило открыть прием больных только на десять коек. По Городищенскому уезду в 1870 году один врач приходился на 55 тысяч жителей.

Вновь построенная больница у соснового бора называлась долгое время «Лесной», в начале XX века по Высочайшему соизволению ей присвоено наименование «Никольской».

Врачебный участок Никольско – Борнуковской больницы составлял десять волостей с населением приблизительно в 60 тысяч населения обоего пола. Персонал больницы состоял из врача, лекарской помощницы и двух фельдшеров. Лечение в больнице бесплатное.

Медикаменты больным отпускались врачом за плату: с крестьян бралось пять копеек за отпуск, с земских плательщиков двадцать копеек, с остальных по таксе. [12]

 

4.2. Школа села Никольское – Борнуки.

«Первым, кто начал заниматься в селе Никольском, обучением крестьянских детей грамоте, в приходе, был отец дьякон Платон Николаев. В течении 30 лет (с 1815 по 1845гг.) он учил любого целую зиму. В первую зиму ученики его выучили псалтырь, а во вторую дьякон за ту же цену, (в основном за продукты), учил их письму и читать. Школа эта хотя была частная и сам преподаватель смотрел на нее, как на доходную статью, тем не менее имела благотворное воспитательное значение. Отец дьякон старался подготовить из своих учеников помощников себе на клиросе. С этой целью все ученики обязательно становились на клирос; умеющие из них подпевали, а остальные прислушивались и набирались опыта; лучшим ученикам даже разрешалось читать асы и шестопсалмие. Ученики отца Николаева, будучи уже взрослыми мужчинами, оставались усердными богомольцами, лучшими чтецами и певцами. После отца Николаева обучал детей грамоте дьякон Николай Успенский».[13]

В 1870 году была открыта земская школа. Она помещалась при волостном правлении, от него получала и свое содержание. Многие общества, составляющие Борнуковскую волость, построили у себя церковно – приходские школы, куда за обучение своих детей жителями и вносилась денежная плата. А вот за обучение детей в земской школе села Никольское – Барнуки платило земство. Жалование учителю – 240 рублей в год, а законоучителю – 36 рублей в год. Законоучителем был всегда приходской священник, а учителями были: Иван Ильич Востоков (1870 – 1872гг.), Осип Семенович Карсаевский (1872 – 1876 гг.), Дмитрий Александрович Столыпин (1876 – 1886гг.). все вышеперечисленные учителя окончили курс Пензенской Семинарии.

 

Попечителем школы (с 1870 – 1902гг.) был дворянин помещик Владимир Алексеевич Волков. После Волкова попечителем Николо – Борнуковской школы стала местная помощница, дочь действительного статского советника девица Софья Владимировна Любовцева.

Первый учитель школы Востоков основал в селе хор, который в то время был едва ли не единственным в Городищенском уезде.

«С 1870 по 1903 года школа выдала свидетельства 158 мальчикам и 15 девочкам, из них 104 мальчика и все девочки – дети крестьян села Никольского и деревни Барнуки, а остальные из других приходов. На 1902 год в школе было 30 мальчиков и 5 девочек.

При школе в селе Никольское - Борнуки была открыта народная библиотека на средства попечительства о народной трезвости, так что бывшие ученики никогда не теряли связи с родной школой. Каждый праздник в школе проводили вечерние чтения, с туманными картинами, лекторами, утвержденные для подобных мероприятий самим губернатором. На вечерних чтениях присутствовали учитель, учительница и врач (больница была открыта в 1870 году).

На 1903 год в селе Никольское - Борнуки из 400 человек мужского пола 196 грамотных, а из 496 женщин грамотных только 30. Чтение крестьяне очень любили, читали как дома, так и посещали воскресные чтения в школе. За 1903 год в школьной библиотеке был 61 подписчик, ими прочитано 620 книг. Из книг предпочтение отдавалось религиозно – нравственным, охотно читались и слушались исторические, особенно про Суворова, Отечественную войну 1812 года, генерала Скобелева и про Шамиля. Из беллетристики более сильное впечатление производили на чтениях и чаще брались на дом: «Старик Никита и его дочери» - Сетковой, «Мачеха» - Коваленской и некоторые рассказы Льва Толстого.

Псалтырь и св. Евангелие – любимые книги у крестьян и каждый старался приобрести их в собственность.

Садовской почтовой станцией, открытой в 1870 году пользовалось население пяти окрестных волостей, прием и выдача всякого рода почтовой корреспонденции была впечатляющей. За 1903 год почтовым отделением получено: 6324 платных закрытых иногородних письма, 7806 закрытых казенных, 1548 открытых платных, 84 бесплатных, 1494 простых бандерольных отправлений, 12294 абонементных повременных изданий (газеты, журналы).

Простые крестьяне в той же школе, у барина или у членов волостного правления (открыто в 1862 году) могли прочесть любую газету или журнал. Грамотность Борнуковской волости была очень высокой по сравнению с другими волостями Городищенского уезда.»[14]

 

 

Заключение.

Село Николо – Барнуки прошло долгий и бурный путь развития. Немаловажную роль в истории села сыграла церковь, ее притч, первые церковные деятели. Долгий путь развития прошла и система образования села. Образование в селе начиналось с изучения псалтыря и письма, которые преподавал священник церкви и достигло одиннадцатилетнего образования с высококвалифицированным преподавательским составом.

Значительную роль в развитии села сыграла и медицина. Первая больница на территории Городищенского уезда была построена именно в селе Николо – Барнуки. С развитием медицины улучшалась жизнь населения села, увеличивалась продолжительность жизни, в результате чего численность населения постепенно увеличивалась.

На 2010 год село Николо – Барнуки является социокультурным центром. В нем проживает 753 человека.

Для обслуживания людей предоставлена больница, в которой находятся две палаты для стационарного лечения, физ.кабинет, с новым оборудованием. Мед. коллектив состоит из врача – терапевта, фельдшера, фельдшера – акушера и трех медицинских сестер.

В 1996 году 5 октября в селе открылась новая, современная школа, которая на данный момент является одной из лучших в районе. На базе школы была построена теплица, швейный цех.

Для развития творчества и для проведения досуга был построен Дом Культуры, который включает в себя большой концертный зал, музей, танцевальную площадку. В ДК существуют все условия для творческого развития любого жителя: всевозможные музыкальные инструменты, кружок танцев, театральный кружок, фольклорный кружок и многое другое. Проводятся многочисленные тематические вечера, собрания односельчан, концерты и т. д.

На базе ДК была построена сельская библиотека, которая насчитывает 7000 томов художественной литературы, 2500 журналов.

В 2008 году в была проведена газификация села; прошел ремонт дорог, в результате чего, все главные, центральные дороги были заасфальтированы.

На данный момент в селе идет строительство нового храма.

История села для каждого из нас источник гордости – ведь не один век в этом селе живут люди трудолюбивые, преданные родной земле, сохранившие лучшие исторические ценности и традиции.

 

Приложение 1. Действующая школа села Николо - Барнуки

 

 

Источник: фото автора

 

 

Приложение 2. Первая школа села Николо – Барнуки.

 

 

 

Источник: музей МОУ СОШ села Николо - Барнуки

 

 

Приложение 3.

 

Первая церковь села Николо – Барнуки.

 

Источник: музей МОУ СОШ села Николо - Барнуки

 

Действующая церковь села Николо – Барнуки.

 

Источник: фото автора

Приложение 4. Первая больница села Николо – Барнуки.

 

 

Источник: музей МОУ СОШ села Николо - Барнуки

 

Приложение 5.

 

Стихи Росницкого Н.А.

 

 

 

В белом саване ночь умирает.

Сад дымится предутренней мглой.

Над дорожках, под темной листвой,

Утро новый узор заплетает.

 

 

Небо брезжит бесцветной каймой.

Тьма покорная кротко сбегает.

Ночь молчит. Тишина и покой –

Словно чья – то душа отдыхает.

 

 

Вдруг пахнуло в лицо холодком.

Засверкали росинки кругом,

На востоке заря заалела.

 

 

Дышит сад обманувшей мечтой.

М в душе вместе с прежней тоской

Жажда счастья проснулась несмело.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регистрация участников. Апреля 2015 г. Часы Синий зал 200 мест Красный зал 200 мест Зеленый зал 106 мест Бежевый зал 106 мест Желтый зал 100 | Научная эзотерика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.