Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю.В. Михайлова 27 страница




Квятковский А. П. Эпифора // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3612.htm

- 361 -

ЭПИ́ФОРА (греч. ἐπιφορά — повторение) — стилистическая фигура, противоположная более часто встречающейся в поэзии анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания, например:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А. Блок)

Ну, а я... Иду дорогой,
Не тяжел привычный труд:
Есть кой-где, что верят в бога.
Нет попа,

А я и тут.

Там жених с невестой ждут, —
Нет попа,

А я и тут.

Там младенца берегут, —
Нет попа,

а я и тут.

(А. Твардовский, «Страна Муравия»)

К категории Э. может отнести тавтологическую рифму и редиф.

Квятковский А. П. Эпод // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3613.htm

- 361 -

ЭПО́Д (греч. ἐπῳδός) — в античной трагедии заключительная часть песни, исполнявшейся хором после ряда строф и антистроф. В подражание античной структуре французский писатель 18 в. Дени Дидро написал дифирамб «Элевероманы, или одержимые свободой», в котором периодически чередуются строфа — антистрофа — эпод. В европейской поэзии Э. называется иногда лирическое стихотворение в форме двустиший, причем второй стих короче первого.

Квятковский А. П. Эпопея // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3614.htm

- 361 -

ЭПОПЕ́Я (греч. ἐποποιΐα, от эпос и ποιέω — творю) — название большого по размерам художественного произведения эпического характера. Темой для Э. служат преимущественно значительные исторические события в жизни народа (см. Эпос).

Квятковский А. П. Эпос // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 361—362.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3615.htm

- 361 -

Э́ПОС (греч. ἔπος — повествование, рассказ, история) — один из трех основных родов поэзии (эпос, лирика, драма), литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственном специфическом смысле Э. называются преимущественно древние сказания. Таковы гомеровские поэмы «Одиссея» и «Илиада», древнейший ирландский Э. (саги), германский Э. «Песнь о Нибелунгах», скандинавский Э. «Эдда», французский героический

- 362 -

Э. «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о моем Сиде», англо-саксонский Э. «Беовульф», финский Э. «Калевала» и пр. Изучив народные стихотворные баллады северной Ирландии, Джемс Макферсон в 18 в. написал свои знаменитые подделки под народную поэзию «Песни Оссиана». По мотивам индейских сказаний американский поэт Г. Лонгфелло (19 в.) создал эпическую «Песнь о Гайавате». В русской литературе к категории Э. в собственном смысле относятся такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Задонщина», народные былины, исторические песни, дружинный эпос, воинская повесть, сказки, легенды и пр. В советскую эпоху произведена огромная работа по собиранию и изданию русских народных былин, по записям и изданию Э. национальных советских литератур (киргизский монументальный Э. «Манас», казахские былины, калмыцкий «Джангар», ойротский Э. и др.). В расширительном смысле к Э. относятся такие произведения индивидуального творчества, как роман, повесть, сказка, рассказ.

Квятковский А. П. Эхо-рифма // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 362.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3621.htm

- 362 -

Э́ХО-РИ́ФМА — рифмующиеся в стихах парные слова, из которых второе, обычно односложное или двусложное, полностью повторяет последний или два последних слога первого, например:

Бахают бомбы у бухты.

... Ух, ты!

Крепок удар днепростроевской вахты.

... Ахх, ты!

Запад, услышь! Неужели оглох ты?

... Охх, ты!

Эхо звенит переливами флейты...

... Эй, ты!

Ну-ка, держись, мировые Детройты!

... Ой, ты!

(А. Безыменский)

Квятковский А. П. Юмореска // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 362—363.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3622.htm

- 362 -

ЮМОРЕ́СКА (нем. Humoreske, от англ. humour — юмор) — небольшое по размерам шуточное произведение в прозе или стихах. Из русских писателей мастера Ю. — И. Горбунов, молодой А. Чехов, в стихах — Д. Минаев, В. Курочкин. Ю. встречаются у поэтов-классиков — у А. Пушкина, В. Маяковского («Тучкины штучки», «Ничего не понимают», «Военно-морская любовь»).

Примеры Ю.:

Глухой глухого звал к суду судьи глухова.
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!»
«Помилуй, — возопил глухой тому в ответ, —
Сей пустошью владел еще покойный дед!»
Судья решил: «Почто идти вам брат на брата?
Ни тот и ни другой, а девка виновата».

(А. Пушкин)

Вошел в парикмахерскую, сказал — спокойный!
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.

- 363 -

«Сумасшедший»,
«Рыжий»
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка.
И до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска».

(В. Маяковский, «Ничего не понимают»)

Квятковский А. П. Ямб // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 363—366.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3631.htm

- 363 -

ЯМБ (греч. ἴαμβος) — в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий . Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный Я. наиболее простым разговорным метром. Я. писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.

2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я. вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге . Первое упоминание о Я. в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. в конце статьи Реформа Тредиаковского), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин.

Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный Я. Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный Я. применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я.

(главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели).

Одностопных и двустопных Я. нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:

И ночи — короче, и тени — светлей,
Щебечет, лепечет весенний ручей...

Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:

И ночи —
короче,
и тени —
светлей,
Щебечет,
лепечет
весенний
ручей.

Трехстопный Я. фактически является четырехкратным четырехдольником вторым:

По|слу́шай, муз не|ви́нных /\ Лу|ка́вый клевет|ни́к! /\ /\
В ти|ши́ полей пус|ты́нных /\ При|ро́ды уче|ни́к, /\ /\
По|э́тов грешный | ли́к /\ /\ Ум|но́жил я со|бо́ю, /\
И | я́ главой по|ни́к /\ /\ Пред | ми́лой суе|то́ю. /\ (А. Пушкин)
Я | зна́ю — город | бу́дет, /\ я | зна́ю — саду | цве́сть, /\ /\
ког|да́ такие | лю́ди /\ в стра|не́ советской | е́сть! /\ /\ (В. Маяковский)

Обычный русский четырехстопный Я. — это трехкратный четырехдольник четвертый с тремя метрическими акцентами в периоде — два на слогах и один на паузной эпикрузе, его контрольный ряд | | | . Каждый стих четырехстопного ямба заканчивается структурной паузой — трехдольной при наличии женской рифмы и четырехдольной при мужской рифме:

Для бере|го́в отчизны | да́льной /\ /\ | /\
Ты поки|да́ла край чу|жо́й; /\ /\ /\ | /\

В час незаб|ве́нный, в час пе|ча́льный /\ /\ | /\
Я долго | пла́кал пред то|бо́й. /\ /\ /\ | /\

(А. Пушкин)

Если бы все ячейки контрольного ряда были сплошь заполнены слогами, то трехкратный четырехдольник четвертый принял бы форму шестистопного ямба с мужскими рифмами:

Весенней | я́блони, в не|та́ющем сне|гу́,
Без содро|га́ния я | ви́деть не мо|гу́.

(И. Северянин)

Пятистопный Я. — это трехкратный четырехдольник второй:

Под | елью изну|ренной и гро|моздкой, /\
Что | выросла, не | плача ни о | ком, /\ /\
Ме|ня кормили | мякишем и | соской, /\
Пар|ным голубо|ватым моло|ком. /\ /\

(Б. Корнилов)

Шестистопный Я. — это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой:

Поэт! не дорожи | любовию народной:
Восторженных похвал | пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца | и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, | спокоен и угрюм.

(А. Пушкин)

Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется:

В крылатом | до́мике вы|со́ко над зем|ле́й, /\ /\ /\ | /\
Двумя ре|ву́щими мо|то́рами вле|ко́мый, /\ /\ | /\
Я проле|та́л вчера до|ро́гой незна|ко́мой, /\ /\ | /\
И обла|ка́, скользя, тол|пи́лись подо | мно́й. /\ /\ /\ | /\

(Н. Заболоцкий)

Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского — Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй):

За|ря, заря ве|черняя,
Иг|ра, игра ве|селая!
Уж | я, млада иг|рать пошла,
Иг|рать пошла, ра|зыгрывать.
Кри|чит-звенит све|кор в окно:
«Сно|ха, сноха, до|мой пора!»
Уж | я, млада, не | слушала,
Иг|ры своей не | портила.
По|друженек не | гневала...

Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ср. Частушка, Четырехдольник, Шестидольник.

 

Квятковский А. П. Ямбо-хорей // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 366.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3661.htm

- 366 -

ЯМБО-ХОРЕ́Й — см. Антиспаст.

Квятковский А. П. Ямбы // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — С. 366.

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3662.htm

- 366 -

Я́МБЫ — жанр сатирических стихотворений в античной литературе, написанных ямбическими размерами (Архилох, Симонид и др.). Во Франции в начале 19 в. сатирическую книгу «Ямбов» написал Огюст Барбье (в подражание античным сатирикам). В русской поэзии известны «Ямбы» А. Блока, цикл философско-политической лирики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.