Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э.В. Карюхин 2 страница




В Нидерландах в рамках исследовательского проекта было создано два центра для сбора информации о случаях злоупотреблений по отношению к пожилым, а также для распространения информации о ненадлежащем обращении с пожилыми людьми. Анализ данных проекта показал следующую иерархию форм насилия:

- психологическое насилие (67%)

- физическое насилие (44%)

- финансовая эксплуатация (41%)

- пренебрежение (22%)

- нарушение гражданских прав (9%).

Жертвами злоупотреблений были в основном люди старше 75 лет, женщины составляли большинство – 79%.

В Австралии после признания существования злоупотреблений по отношению к пожилым людям и проведения ряда исследований по этому поводу в 1993 году была создана партия защиты пожилых людей, одной из целей которой было информировать общественность страны об этой проблеме. Одна из стратегий вмешательства включала создание Ассоциацией попечителей комплекта в помощь попечителю с набором различной информации. Один из австралийских материалов касался проблемы реагирования на факты злоупотреблений на исследовательском, правительственном и общественном уровнях. Показан опыт функционирования «Службы заботы о пожилых людях», был сделан вывод об эффективности таких способов вмешательства, как консультирование, действия общественных организаций, временная помощь.

В Великобритании часть исследований по данной теме касались роли обучения профессионалов, была показана важность включения темы злоупотреблений в учебные программы. Одно из исследований выявило наличие насилия со стороны 45 % попечителей гериатрической службы, при этом 14% случаев составляло физическое насилие. В части случаев насилие попечителей было вызвано угрозой насилия со стороны больного деменцией. Волонтерская организация «Акция против злоупотреблений по отношению к пожилым людям» провела исследование в области разработки политики и существующих практик в правительственных организациях.

Подводя итоги обзору национальных исследований в сфере злоупотреблений по отношению к пожилым людям, авторы указывают на то, что отсутствие Национальной программы исследований этой проблемы сказывается на количестве и качестве исследовательских работ.

Представляет интерес также практический опыт создания сначала локальных, а позже и национального (с 1997 года) бесплатного Телефона помощи для жертв злоупотреблений. Итоги работы таких линий на локальном уровне показали следующее:

- около 60% звонков касались индивидуальных случаев насилия

- обученные волонтеры были способны эффективно отвечать на звонки

- представители местных социальных служб заявляли о повышении интереса к проблеме.

Касаясь взаимосвязи злоупотреблений по отношению к пожилым и социальной политики, автор одного из перечисляемых исследований, показал ее наличие на стыке социального обеспечения и криминологии, а недостаточное внимание общества к проблеме объяснил дискриминационными настроениями по отношению к пожилым, доминирующими среди населения.

Часть исследователей (Блумер, Бауман, Пэнхэйл и др.) показали фазы формирования социальной политики по отношению к какому-либо социальному феномену:

- возникновение социальной проблемы

- легимитизация проблемы

- мобилизация соответствующей деятельности

- формирование официального плана действий

- исполнение официального плана.

Ниже мы еще вернемся к работе британских исследователей.

Представим также некоторые данные из других литературных источников об исследованиях пренебрежительного отношения к пожилым людям в Северной и Южной Америке [23,29,32]. Так, в Бразилии при исследовании 53 пострадавших от прямого физического или психического воздействия или ущемления их прав оценивали реакцию самих пострадавших и членов их семей. Было выявлено, что половина исследуемых в прошлом уже имели опыт насилия. Им были известны также случаи насилия над пожилыми людьми. Какой-либо оценки актов насилия самими пострадавшими или их родственниками авторам получить не удалось. В США были исследованы случаи плохого отношения к пожилым в четырех этнических группах в двух поколениях. Вывод авторов – наиболее распространенными формами плохого обращения являются психологическое насилие и заброшенность пожилых людей. Канадские исследователи подошли к проблеме оскорбления и пренебрежения к старым людям, как к социальной. Признана глубокая многонаправленная природа вопросов, связанных с плохим обращением со старыми людьми. Важный аспект такого обращения – относительно воспринимаемая и создаваемая зависимость старых людей. Необходимо изменять политические и экономические сферы, интеллектуальные и профессиональные схемы, создающие такие зависимости. Такие изменения дадут новые представления о старых людях, как потенциально здоровых, активных. Старые схемы связаны с попытками правительства ограничить траты на уход за все увеличивающимся количеством старых людей.

Российские эксперты подтверждают наличие агрессивного поведения по отношению к пожилым людям, особенно одиноким, связывая его с физическими дефектами старых людей, а также с феноменом социального тиражирования безнаказанных случаев агрессии [18]. При изучении мотивов суицидального поведения пожилых людей в Ульяновской области, было установлено, что одним из них является жестокое отношение со стороны взрослых детей или родственников («синдром короля Лира») [19].

Рассмотрим Доклад Генерального секретаря ООН «Ущемление интересов пожилых людей: выявление практики ущемления интересов пожилых людей и борьба с ней в глобальном контексте» [48]. Документ был представлен Комиссии социального развития, действовавшей в качестве подготовительного комитета второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения на второй сессии в Нью-Йорке 25 февраля – 1 марта 2002 года.

Во Введении сообщается, что в Докладе рассмотрены данные исследований, проведенных за последние 20 лет в странах с более развитой экономикой, в менее развитых районах, а также в странах с переходными социально-экономическими условиями. Большинство исследований проведено в городских условиях, о масштабах ущемления интересов пожилых в сельских районах известно мало.

Доклад подтверждает начало интереса к проблеме с ранних 80-х годов прошлого века. Было осознано, что ущемление интересов пожилых людей – одна из проблем прав человека, что способствовало повышению внимания к правам человека и расширению информированности о правах престарелых. Такой подход дает возможность:

- привлечь внимание к политическим аспектам проблемы ущемления прав пожилых людей и дискриминации

- указать на необходимость борьбы с ущемлением экономических и социальных прав пожилых людей

- рассмотреть эффективные меры по борьбе с ущемлением интересов и насилием.

Отмечается, что во многих обществах престарелые составляют непропорционально высокую долю неимущих и беднейших слоев населения. Нищета может еще больше обострить проблему несоблюдения основных прав человека. Одной из форм ущемления или нарушения общечеловеческих прав пожилых людей является возрастная дискриминация. Отрицательные стереотипы и очернение престарелых могут выражаться в отсутствии у общества интереса к проблемам престарелых, возникновении опасности маргинализации и отказе в соблюдении принципа равенства доступа квозможностям, ресурсам и льготам. Системы права и правосудия не всегда противостоят негативным тенденциям достаточно эффективно, что бы обеспечивать защиту прав пожилых людей.

Учитывая отсутствие общепризнанного универсального определения ущемлению интересов пожилых людей, Доклад приводит следующее: «многократное действие или бездействие в рамках любых взаимоотношений, характеризующихся доверием, в результате чего пожилому человеку наносится ущерб или эмоциональная травма».

Классификация:

- физическое воздействие

- нанесение эмоциональной травмы

- финансовая эксплуатация

- отсутствие ухода.

Физическое воздействие – однократное или повторное, продолжительное воздействие. Продолжительное воздействие включает незаконное ограничение свободы или движения, причиняющее боль или телесные повреждения. Последствия – физиологические симптомы грубого обращения и видимые психические проявления.

Эмоциональная или психическая травма, или хроническая вербальная агрессия, - включает употребление слов и видов поведения, унижающих пожилых людей, обидных и оскорбляющих их личность, достоинство и самосознание. Этот вид ущемлений характеризуется:

- неуважением к частной жизни и собственности пожилых людей

- невниманием к их пожеланиям

- отказом в доступе к людям, имеющим для них важное значение

- неудовлетворением медицинских и социальных нужд престарелых.

Нанесение эмоциональной травмы подтверждается выраженными психическими симптомами, в т.ч. страхом, неспособностью принимать самостоятельные решения, апатией, уходом в себя, депрессией.

Финансовая эксплуатация или материальное ущемление включает:

- незаконное или ненадлежащее использование или неправомерное присвоение имущества и финансовых средств престарелого лица

- принуждение престарелого к изменению завещания или других юридических документов

- отказ в праве доступа к личным средствам или контроле над ними

- финансовое жульничество и мошеннические махинации.

Отсутствие ухода – является бездействием в удовлетворении потребностей другого лица, которое выражается в:

- непредоставлении ему надлежащего питания, чистой одежды, безопасного и удобного жилого помещения, качественного медицинского обслуживания и средств личной гигиены

- лишении лица социальных контактов

- непредоставлении престарелым специальных медицинских аппаратов и средств, если таковые необходимы

- непредотвращении физического ущерба и необеспечении необходимого надзора.

Другие типы ущемления интересов включают:

- половое насилие, обычно включается в категорию физического насилия

- дурное обращение со стороны супруга, может включать физическое, психологическое или половое насилие, финансовую эксплуатацию и отсутствие ухода

- злоупотребление лекарственными препаратами – неправильное использование лекарственных средств, как преднамеренное, так и случайное.

В научной литературе выделяют также следующие конкретные формы ущемления интересов:

- оставление без помощи или неисполнение обязанностей по уходу за престарелыми со стороны лиц, ответственных или взявших на себя обязательства по уходу за ними

- неуважение, которое ощущают пожилые люди, подвергаясь неуважительному, унизительному или оскорбительному отношению

Системное ущемление интересов – это маргинализация престарелых в спецучреждениях или в рамках социальной и экономической политики и ее осуществления, которая ведет к несправедливому распределению ресурсов и дискриминации в области предоставления услуг (по упоминаемым выше данным О.И. Ефимовой, в числе суицидальных мотивов у пожилых людей выявлены и «экономико-социальные: потеря источников дохода, крайняя нужда»).

Экономическое насилие, имеет цель обеспечения контроля за активами другого физического лица, в некоторых случаях может усугубляться существованием экономических, социальных и политических структур, обеспечивающих безнаказанность за такое насилие и косвенно стимулирующих его.

Социальное или бытовое насилие – имеет место в условиях распада общественных связей между пожилыми людьми и их семьями или разлада внутри семьи.

Политическое насилие и вооруженные конфликты влияют на положение престарелых как прямо, так и вынуждая их к переселению. Особые нужды перемещенных престарелых лиц редко учитываются в планах оказания гуманитарной помощи.

Насилие, связанное с ВИЧ.

Говоря о проблеме обнаружения случаев ущемления прав пожилых людей, Доклад подтверждает, что масштабы явления ущемления недостаточно хорошо известны, важным фактором обнаружения конкретных случаев, является субъективная информация о фактах и формах поведения, представляющих собой ущемление интересов.

Для жертв ущемления интересов характерны определенная зависимость, они не вполне самостоятельны и относятся к одной из групп риска (умственные и физические недостатки, нищета, бездетность, проживание без родных или близких, социальная изоляция, вынужденное переселение). Агрессоры, как правило, члены семей, друзья, знакомые, посторонние люди, коммерческие организации, обманывающие престарелых клиентов.

Насилие и ущемление прав пожилых людей изучается как в условиях спецучреждений, так и на дому. Указывается, что в странах социального и экономического перехода, бедность, безработица и агрессивное поведение молодежи, обусловленные политическими и экономическими переменами, способствуют повышению риска физического и психологического ущемления интересов пожилых людей. Такие же экономические перемены чреваты сокращением объема предоставляемых услуг в области здравоохранения и социального страхования и ухудшением жилищных условий.

Важный раздел Доклада – о принятии мер в связи с проблемой ущемления прав пожилых людей. Отмечается, что в более развитых районах были разработаны такие меры, как программы информирования общественности, принятие нового законодательства, решения судебных органов, корректировочные и профилактические программы. Главные цели различных мер по борьбе с этой проблемой – расширение информированности и понимания явления ущемления интересов пожилых людей, поощрение уважения, признание достоинства пожилых людей и на этой основе защиты прав пожилых людей. Конкретные меры могут включать – регулирование практики ухода, повышение эффективности выявления случаев ущемления прав пожилых людей, улучшение планирования ухода и лечения, стимулирование сотрудничества между компетентными учреждениями и поощрение научных исследований в этой сфере.

При разработке практических мероприятий рекомендуется придерживаться следующих принципов:

- этические соображения

- права человека и ценности свободы

- самостоятельность

- справедливость

- подотчетность

- уважением частной жизни

- уважение между людьми

- признание достоинства.

Необходимо активное подключение правовых и судебных систем, социальных стратегий и политики в области развития человеческого потенциала, профессиональных и сервисных служб, семей, отдельных активистов, общин и структур поддержки, действующих по месту жительства и на неофициальном уровне.

Важную роль в преодолении практики ущемления интересов пожилых людей играют информированность и образование. Отмечается важнейшее значение СМИ к привлечению внимания общества к проблеме и стимулировании соразмерной этой проблеме реакции на уровне политики. В основу программ информирования и образования в последние годы положены принципы соблюдения прав человека. Целевой аудиторией таких программ являются юристы, политики, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники и другие специалисты. Для оказания им помощи создаются специальные материалы, включающие методические указания по выявлению случаев ущемления прав пожилых людей, протоколы для направления пожилых людей в соответствующие службы для принятия мер и информационно-справочные комплексы материалов для персонала служб сервиса. Информация распространяется с помощью информационных бюллетеней, учебных видеофильмов, курсов на компакт-дисках, ссылок на учреждения, предоставляющих помощь, на веб-сайтах. К последующим частям Доклада мы вернемся в материалах ниже.

В 2005 году Региональный общественный фонд помощи престарелым «Доброе Дело» разработал и издал Учебную программу - «Российские и международные механизмы защиты прав пожилых людей» (электронная версия программы на сайте www.dobroedelo.ru/vrc/pravo). В связи с изданием программы был организован семинар, прошедший в Союзе юристов Москвы, для представителей ряда московских НКО, работающих с пожилыми людьми. В ходе семинара был проведен экспертный опрос с использованием разработанной Анкеты, включавшей четыре вопросы. Один их них звучал так: «Какие права пожилых людей, по Вашему мнению, нарушаются наиболее часто? Медицинские, социальные, иные (какие)». В опросе приняли участие шесть экспертов-участников семинара. Ответы представлены в таблице.

Таблица №1

Виды прав Подтверждены нарушения (абс.) Подтверждены нарушения (отн.)
Медицинские 6 чел. 100%
Социальные 6 чел. 100%
Иные (какие) 2 чел. 33,3%

 

Респонденты указывали наличие следующих видов нарушений медицинских прав:

- право на квалифицированную медицинскую помощь, особенно оперативную

- право на лекарственную помощь

- отказ в выписке необходимых лекарственных препаратов

- право на получение стоматологической помощи.

Отмечены следующие виды нарушений социальных прав пожилых людей:

- право на информацию

- право на патронажный социальный уход

- право на социальное обслуживание

- отрицание одной категории ветеранов войны другой категории ветеранов (людей, переживших блокаду Ленинграда), проявляющееся в пренебрежительном отношении.

Категория нарушения прав «иные» не была раскрыта.

Данные опроса показывают полное единодушие в ответах экспертов таких нарушения прав (ущемление интересов) пожилых людей, как медицинские и социальные. Нельзя не обратить внимания на такие серьезные указания экспертов, как наличие, по их мнению, нарушений прав пожилых людей на квалифицированную медицинскую помощь, на социальное обслуживание.

 

А

Системное ущемление интересов пожилых людей

Рассмотрим частный случай ущемления прав пожилых людей, который в силу своей многогранности, способен обусловить и другие виды и формы нарушений прав пожилых людей. Выше были показаны выводы канадских исследователей [32], связывавших ущемление интересов пожилых людей с практиками создания зависимостей, как результата политики правительств ограничить ресурсы на геронтологический уход. Э.Е. Чеканова представила данные о некоторых технологиях создания такого рода зависимостей, а также другие элементы конструирования социальной политики старения. [49]. Так, показано влияние медицинских наук на создание мифа о пожилом человеке, как хроническом больном, постоянно нуждающемся в консультациях медиков-экспертов. Так называемая медицинская модель старения, фокусирует внимание, как пожилых людей, так и властных структур, исключительно на болезнях и лечении. При этом, большинство пожилых людей пассивно принимает на себя роль больного пациента и следует указаниям медицинских работников (об этом также см.[18]). Подобный пристальный фокус на болезнях, лечении отодвигает другие важные элементы жизнедеятельности пожилых людей, создавая устойчивую зависимость от монопольного влияния медицины (аналогичные зависимости создаются и провайдерами других услуг для пожилых людей). По мнению автора, медицина внесла свой вклад в маргинализацию пожилой личности, управление ею и выступает, как один из механизмов социального давления. С политической точки зрения, такая зависимость сводит значительный комплекс, связанный со старением, к концентрации внимания на медицинских проблемах пожилых людей. И политики, и ученые и, конечно, сами пожилые рассматривают старение как патологический процесс, требующий различных медицинских вмешательств. Медицинская модель старения – это следствие придания старению деструктивного начала, которое было порождено правительственной социальной политикой, породившей различные дискриминационные практики.

Анализируя далее различные социально геронтологические теории, автор показывает, что часть из них, пытаясь объяснить проблему неравенства на основе возраста, исследовали структуру государства, экономики, которые при распределении ресурсов порождали неравенство. Некоторые теории объясняли неравенство тем, что государство возлагает свою систему социального обеспечения на рыночную экономику, а та затем «убирает» старых людей из профессиональной сферы. Изучая роль государства в создании и поддержании системы социального обеспечения пожилых людей, некоторые теории определяют значение государства, как власть над размещением ресурсов и их распределением в контексте отношения к капиталу и труду и абсолютной ответственности за выживание экономической системы.

Показан механизм создания социальной конструкции старения при наличии разнообразных зависимостей: пожилые люди, поставленные в ситуации зависимостей и рассматриваемые как предметы потребления, становятся основой сконструированной проблемы, способы ее решения принимаются на политическом уровне, что позволяет стратегически расставить приоритеты политических интересов, внедрить такую точку зрения в общественное сознание, легитимировать ее и инкорпорировать в повседневные практики.

Одна из теорий для объяснения экономического неравенства пожилых людей на основе, в частности, размера пенсий по старости, показывает наличие более чем одной доминирующих структур, определяющих социальное неравенство: одна структура контролирует экономические ресурсы, основываясь на производственных отношениях, другая структура контролирует политические ресурсы. Взаимодействие, взаимоотношение этих структур власти и определяет размер пенсий. Вывод авторов теории – неравенство доходов (т.е. ущемление интересов-Э.В.К) в пожилом возрасте скорее сконструировано государством.

Как же декларируется государственная социальная политика по старению? Приведем одно из определений: «государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения состоит из комплекса мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера и направлена на обеспечение достойного образа жизни пожилых людей, условий для активного участия в жизни общества и долголетия» [8].

Плоды социального государственного конструирования старения описывает М.Э. Елютина, говоря о современной России: геронтологическое потребление услуг остается на крайне низком уровне; потребительское поведение геронтологической группы характеризуется недопотреблением – основная часть фонда личного потребления расходуется на продукты питания, за пределами доступного остаются товары длительного пользования и информационные носители (обеспеченность телевизорами, радиоприемниками, газетами). Геронтологическая группа недополучает образовательные, медицинские, культурные услуги [18]. По мнению исследователя, для нынешней России значимой выступает проблема ограничения прав надостойную старость путем дискриминации от институтов социальнойинтеграции, что приводит к противоречивым процессам в геронтологической среде.

Данные другого исследования позволяют выявить различные индикаторы ущемления интересов пожилых людей на фоне проводимой государственной политики старения [34]. В частности, следующие,

- отсутствие создания новых форм работы

- отсутствие гарантий получения дохода

- недостаток информации

- ощущение, что правительство игнорирует пожилых людей

- плохое осведомление о своих правах

- задержка выплаты пенсий

- высокая стоимость лекарств

- плохое государственное медицинское и социальное обслуживание пожилых людей, особенно в сельских районах

- недоступность медицинского обслуживания

- нищета пожилых людей

- отсутствие личной безопасности.

По мнению этих исследователей, государство рассматривает пожилых людей как отдельный слой общества, состоящий из пассивных получателей услуг и льгот. Сменяющиеся правительства по всему миру, рассматривают пожилых людей исключительно по возрастному признаку. По мнению других авторов, для стран пост советского пространства характерна политическая культура, которая не направлена на поддержку пожилых людей [16]. Таким образом, подчеркивается политическая основа реализации политики старения, ведущая к системному ущемлению прав и интересов пожилых людей.

 

§ 3

Законодательство, защитные механизмы

Разбираемый выше Доклад Генерального секретаря ООН, касаясь темы роли законодательства по отношению к проблеме ущемления прав пожилых людей, выделяет несколько позиций различных стран:

- принятие нового законодательства на фоне осознания наличия проблемы ущемления интересов пожилых и необходимости изменения социальной политики, введение уголовной ответственности за ущемление прав пожилых, увеличение наказаний за определенные преступления против пожилых

- разработка норм и стратегий, призванных дополнить государственные законы, ввод в действие системы обеспечения их исполнения

- отсутствие законодательства, разработанного непосредственно для защиты пожилых людей от ущемления их интересов.

Ниже мы будем придерживаться этих определяющих положений.

Б

Зарубежный опыт

Исследователи подчеркивают значимость законодательства в деле защиты лиц преклонного возраста [11,13,12,6,8,21]. Являясь основой для необходимых перемен, законодательство – мощный инструмент в руках правительства. Гарантия уважения воли и свободы лиц преклонного возраста требует, чтобы их защита носила стабильный, гибкий и полный характер. Отсюда требования к юристам – уточнять параметры системы правовой защиты для большей ее адаптированности к потребностям пожилых людей, закрепление найденных решений в эффективных и конкретных правовых нормах. Определяя стратегию в этом направлении правоведения, Н. Дельпере считает, что юрист не только защищает и интерпретирует законодательные и иные нормативные положения в плане их максимального соответствия возникающим потребностям, но и призывает, при необходимости, к новому формулированию и уточнению основополагающих целей. Отмечается также, что при наличии декларированности целей улучшения социальной защиты населения, во властных структурах присутствует желание добиваться режима экономии в системах, которые воспринимаются как затратные. Эксперты ВОЗ подтверждают это наблюдение на примере медицинского обслуживания. По их мнению, пожилые люди обычно находятся в менее благоприятном положении, чем остальная часть населения, с точки зрения покрытия расходов на их медицинское обслуживание, дело в том, что пожилые «потребляют» медицинскую помощь в больших количествах, в то же время их способность оплачивать медицинские услуги ограничены [21].

Уникальность сравнительного исследования Н. Дельпере норм европейского права в отношении защиты интересов пожилых людей (вероятно, до сих остающимся единственным в числе такого рода исследований, переведенных на русский язык) состоит в широком охвате правовой проблематики, как во Франции, так и в ряде европейских стран. Это и право на информацию, на основополагающие социальные и медицинские права, права лиц, утративших независимость, права престарелых, страдающих душевными болезнями. Отметим лишь некоторые особенности национальных систем защиты социальных интересов пожилых людей.

Так, во Франции, по мнению эксперта, социальные права граждан, так как они записаны в Конституции, нуждаются в ряде уточнений и это дает определенное поле для законодательных инициатив, в частности, для того, чтобы права престарелых граждан, утративших самостоятельность, получили свое конкретное место в системе основных прав.

Анализ Конституции Бельгии выявил отсутствие конституционных гарантий экономических и социальных прав и свобод, что отражалось и на степени реализации прав престарелых, утративших самостоятельность.

В ФРГ в 1991 году вступил в силу закон о помощи на дому лицам, утратившим самостоятельность. Его главное достоинство заключено в том, что получение помощи превращено в настоящее право. Предоставление помощи нуждающемуся с введением этого закона не увязывалось более с наличием у того финансовых средств. Согласно новому закону, лицо, предоставляющее уход могло брать четырехнедельный отпуск в связи с усталостью или личными проблемами. Страховые кассы предоставляли денежную помощь до 400 марок лицам, утратившим самостоятельность для организации необходимой медико-социальной помощи.

Нидерланды существенно расширили свою систему социального страхования, дополнив ее социально-профессиональными и частными страховыми обществами. При этом общества обязательного страхования медицинского ухода оплачивали работу терапевта по лечению прикрепленного к нему пожилого человека, таким же образом приобретались лекарственные препараты. По мнению эксперта, подлинная самобытность граждан Нидерландов состоит в том, что они превращают Демократию в повседневную практику, а методы финансирования, благодаря нахождению наилучших технических решений, обеспечивают применяемой системе полное внутренне единство.

Система социальной защиты в Великобритании основана на пяти базовых законодательных актах. Среди заметных улучшений, произошедших на фоне совершенствования законодательства, отмечены следующие, имеющие отношения к лицам престарелого возраста: улучшился уход в связи с постарением общества; более широко используется современная медицинская техника; улучшились службы госпитализации для пожилых и старых людей; получили развитие терапевтические службы, уменьшилось количество больных, приходящихся на одного врача, стало больше медицинских сестер на территориях клиник, увеличилось количество визитов на дом медицинских сотрудников. Как отмечает эксперт, в Великобритании удалось ликвидировать противопоставление медицинской, санитарной и социальной помощи, что открыло равный доступ к ее получению. Значительные личные расходы пожилых людей при оплате услуг также устранены. Система создала возможность лицам, утратившим самостоятельность, делать собственный выбор при полном уважении его прав и свобод, что является гарантией уважения прав лиц преклонного возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.