Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования, предъявляемые к пассажирским судам




Классификация пассажирских судов по различным признакам

 

Вообще флот водного транспорта можно разделить на:

- технический (проводят работы по очистке и углублению дна);

- вспомогательный (обслуживает транспортные и технические суда);

- торговый (предназначен для перевозки грузов и пассажиров).

По эксплуатационной функции суда, которые перевозят пассажиров, разделяются на:

- пассажирские суда;

- грузопассажирские суда.

Пассажирским считается судно, имеющее помещения для пе­ревозки более 12 пассажиров. На пассажирских судах надводный объем корпуса занят, в основном, пассажирскими помещениями.

Грузопассажирским считается судно, предназначенное для одновременной перевозки пассажиров и грузов. У них большая часть надводного объема корпуса занята грузо­выми помещениями.

По сравнению с грузовыми судами, пассажирские имеют больше спасательных средств, усиленную противопожарную защиту и рассчитаны таким образом, что остаются на плаву при затоп­лении двух любых смежных отсеков.

По району плавания пассажирские суда делятся:

- Океанские пассажирские суда - самые крупные и отличаются большой автономностью плавания. Океанским считается плава­ние между портами, расположенными в разных морях на расстоя­нии свыше 1000 миль, при удалении от берега более чем на 200 миль, а также плавание в районе северных морей.

- Морские пассажирские суда меньше океанских по размерам. Дальность плавания сравнительно невелика из-за ограничен­ных запасов топлива. Морским считается такое плавание, при ко­тором суда удаляются от берега на расстояние 50-200 миль, со­вершая рейсы между портами, расположенными друг от друга на 250-1000 миль. Морские суда выполняют перевозки пассажиров, как пра­вило, между портами одного или нескольких смежных морей.

- Пассажирские суда прибрежного плавания. Прибрежным считается такое плавание, при ко­тором суда удаляются от берега на 20-50 миль, переходы между портами составляют от 50 до 250 миль. Суда обычно меньше морских, предназначаются для плавания вблизи берегов между портами, находящимися на небольшом расстоянии друг от друга. Суда прибрежного плавания должны иметь мореходные качества, позволяющие им плавать в штормовую погоду. Они широко используются в курортных районах и в районах больших порто­вых городов для перевозки пассажиров к месту работы, отдыха. В последние годы в прибрежном плавании начинают широко использоваться суда на подводных крыльях и на воздушной подушке.

- Суда рейдового плавания могут удаляться от берега на сравни­тельно небольшие расстояния и предназначаются для кратко­временных перевозок пассажиров (напримep, прогулочные кате­ра на подводных крыльях).

По мореходности классификационными обществами пассажир­ские суда, как и грузовые, делятся на:

- суда неограничен­ного района плавания (строятся с учетом требований международных конвенций по охране человеческих жизней на море);

- суда ограниченного района плавания (на них распространяются законы и правила только органов той страны, вдоль побережья которого плавает данное судно).

Кроме того, для пассажирских судов в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море ограничение района плавания определяется термином «короткий международный рейс». Под таким рейсом понимается плавание, во время которого судно удаляется не более 200 миль от порта-убежища, а само плавание не превышает 600 миль, считая от последнего порта захода страны, в которой рейс начался, и до конечного порта назначения.

В зависимости от способа передвижения пассажирские суда делятся:

- водоизмещающие суда,

- суда на подводных крыльях (СПК),

- суда на воздушной подушке (СВП),

- глиссируюшие суда.

По виду транспортной деятельности пассажирские суда ­делятся:

- Судами линейного плавания называются пассажирские суда, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по установ­ленным направлениям и по объявленным расписаниям. В своем большинстве они являются грузопассажирскими и могут исполь­зоваться как для чисто пассажирских перевозок, так и совме­щать их с перевозкой попутных грузов.

- Суда круизного плавания являются чисто пассажирскими и их грузовые помещения используются только для перевозки личного багажа пассажиров. На этих судах особо развита система общественных пассажирских помещений. Учитывая, что круизы обычно совершаются в районах с благоприятным климатом, особое внимание уделяется созданию условий для отдыха пассажиров на палубах. Как правило, большинство современных круизных судов являются одноклассными. Это упрощает систему обслуживания и снижает расходы.

- Суда линейно-круизного плавания - это линейные суда, используемые попеременно то в линейном, то в круизном плава­нии (в весенне-зимний период на регулярных линиях, а в oceннe-зимний - для круизных рейсов). Пpи их постройке предусматривается увеличение объема помещений для отдыха пассажиров и возможность перехода суд­на на один класс. Отличительной особенностью таких судов является двойная пассажировместимость: одна - бо́льшая - для эксплуатации на регулярной линии с делением пассажирских помещений на два-три класса, и другая - для круизных peйсов - примерно в 1,5-2 раза меньшая, дающая право пассажирам пользоваться всеми пассажирскими помещениями. При использовании судов линейного плавания в круизах их пассажировместимость обычно уменьшается (примерно на 20­-30 %).

- Пассажирские паромы. Пассажирскими паромами называются специализированные суда, предназначенные для одновременной перевозки пассажиров, а также груженых и порожних транспортных средств, в том числе и железнодорожного подвижного состава. Они являются грузопассажирскими судами, на которых, с одной стороны создаются все необходимые ком­фортные условия, соответствующие требованиям пассажирского судна, с другой - используются технологические схемы выполнения грузовых операций, характерные для судов-ролкеров.

Паромы работают главным образом на морских переправах. При кратковременных рейсах пассажирские каюты на паромах обычно не устраивают. Однако при длительности перехода свыше 12 ч (или более 2-3 ч в ночное время) салоны оборудуют креслами самолетного типа. На паромах с продолжительностью peйca свыше суток уже обязательно имеются пассажир­ские каюты. Часть каютных мест специально выделяется для водителей автомобилей.

В зависимости от вида перевозимых транспортных средств паромы подразделяются на:

- автопассажирские паромы;

- железнодорожные паромы.

Автопассажирские паромы выполняют функ­ции транспортных артерий и используются для перевозки пас­сажиров. Они имеют ряд конструктивных особенностей:

ü боль­шую вместимость;

ü высокий надводный борт;

ü удлиненную почти по всей длине судна надстройку;

ü соотношение длины к ширине (L/B) у них меньше, чем у пассажирских судов такого же водоизмещения (т.е. паро­мы более широкие);

ü развитую систему быстрого кренования и дифферентования судна для обеспечения установки съездных аппарелей под требуемым уг­лом наклона и способные выдерживать крен и дифферент судна в заданных пределах, как в процecce погрузки (выгрузки) судна, так и во время плавания.

В зависимости от вида технологической схемы выполнения грузовых операций и конструктивных особенностей въездных устройств автопаромы принято разделять на:

- двусторонние, имеют устройство для погрузки и вы­грузки автомобилей (въезды) в носу и в корме. Это позволяет осуществлять грузовые операции по поточной схеме (въезд через одну оконечность, выезд через другую) без маневрирования на палубе и позволяет совершать рейсы без разворота в конечных пунктах, двигаясь вперед попеременно то носом, то кормой.

- одно­сторонние, имеют въезд только в одной из око­нечностей судна: носовой или кормовой.

- с бортовыми въездами, грузовые операции совер­шаются через лацпорты, расположенные в средней части судна.

- универсальные, имеют бортовые въезды и аппарели в оконечностях (чаще в корме). Грузовые операции на них могут осуществляться по поточной технологической схеме.

Наилучшими мореходными качествами обладают односто­ронние и универсальные паромы с кормовыми въездами. Они обычно и используются на линиях с большим плечом.

Железнодорожные паромы работают на переправах, которые связывают конечные железнодорожные станции, расположен­ные на различных берегах проливов или даже морских аквато­рий. Погрузка и выгрузка вагонов, как правило, осуществляются через специальную береговую рампу, соединяющую береговые подъездные пути с раскрывающейся кормовой частью судна.

В зависимости от характера сочетания физиологических и эмоциональных составляющих комфорта пассажирские суда можно делятся:

- суда повышенной комфортабельности (круизные суда неограниченного района плавания);

- суда средней комфортабель­ности (линейно-круизные суда, каботажные круизные суда и автопассажирские паромы);

- суда умеренной комфортабельности (суда специального назначения и автопассажирские паромы проливного плавания).

Такое разделение в известной степени условно, однако внутри каждой группы могут быть обеспечены основные типы пассажирских судов.

В зависимости от уровня комфортабельности судов, для которого используется «пятизвездочная шкала», принятая для классификации береговых гостиниц, пассажирские суда подразделяются на:

1-2 звезды - суда которые работают на пассажирских транспортных линиях,

3-4 звезды - круизные суда, которые предназначены для т.н. «познавательных круизов» – основу которых составляют частые заходы в порты и береговое экскурсионное обслуживание,

5-звезд – суда, как правило, предназначены для отдыха пассажиров на борту судна и береговое экскурсионное обслуживание не является для данной категории судов принципиальным.

В данной шкале, количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня конструктивной и сервисной комфортабельности судна.

Перевозки пассажиров регламентируются Основами гражданского законодательства, Гражданскими кодексами государств, а также Кодексом торгового мореплавания Украины и Общими правилами перевозки грузов, пассажиров и багажа. Эти документы определяют в основном правовое положение сто­рон.

Главное требование к морской пассажирской перевозке ее безопасность. В соответствии с Конвенцией разрабо­таны правила постройки, оборудования и освидетельствования пассажирских судов. К перевозке пассажиров допускаются толь­ко суда, удовлетворяющие требованиям этих правил:

ü перевозка пассажиров может производиться в помещениях высотой не менее 1,9 м;

ü на каждого пассажира должно приходиться не менее 2,6 объема помещений и 1,1 палубы;

ü каждый пассажир должен иметь спальное место.

Таким судам, помимо общих регистровых документов, выдаются специальные: Пассажирское свидетельство и Свидетельство о без­опасности пассажирского судна.

Пассажирское свидетельство выдается всем судам, перевозя­щим более 12 пассажиров. Свидетельство является документом, удостоверяющим, что судно удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к пасса­жирским судам с точки зрения непотопляемости, противопожар­ной защиты, спасательных средств, и обладает необходимой мореходностью для осуществления пассажирских перевозок. Сви­детельство выдается сроком на 1 год (при условии, что в это время сохраняется срок действия свидетельства о годности суд­на к плаванию). В нем указывается общее число пас­сажиров, допускаемое к перевозке на данном судне, и число мест: спальных, для сидения и на палубе. Устанавливается, при каких условиях допустима перевозка пассажиров на палубе.

Свидетельство о безопасности пассажирского судна выдается пассажирским судам, совершающим заграничные рейсы. Оно является документом, подтверждающим, что судно отвечает всем требованиям Международной конвенции по охране челове­ческой жизни на море 1974 г. и прошло освидетельствование в соответствии с положениями этой Конвенции. В свидетельстве указываются:

ü грузовые ватерлинии, деления на отсеки;

ü спасательные средства судна и их вместимости;

ü радиооборудование судна и порядок несения радиовахт.

Пассажирские суда с целью проверки их состояния подвер­гаются периодическим освидетельствованиям со стороны Реги­стра:

- до начала эксплуатации судна;

- очередным - раз в 4 года на класс Регистра;

- ежегодным - для продления соответствующих свидетельств (сертификатов);

- дополнительным (внеочередным) - по мере надобности.


ГЛАВА 8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 6985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.