Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие по теме 31




Возмещение ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда. Реабилитация

 

1. Социально-политическое значение правового института возмещения ущерба реабилитированному. Понятие реабилитации и реабилитированного

2. Нормативно-правовая база по данному вопросу

3. Основания возмещения ущерба

4. Виды ущерба, подлежащего возмещению

5. Процедура возмещения ущерба реабилитированному

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какими процессуальными документами должно подтверждаться наличие оснований для возмещения ущерба?

2. Какие виды ущерба должны возмещаться реабилитированному?

3. В чем особенности возмещения морального вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов?

4. Как должны извещаться граждане об их праве на возмещение ущерба и о порядке реализации этого права?

5. Может ли гражданин, незаконно привлеченный к уголовной ответственности просто подать в суд исковое заявление о возмещении ему вреда?

6. Эффективна ли процедура возмещения вреда реабилитированному?

Методические рекомендации:

Данная тема связана с темой «Окончание предварительного расследования» и в частности с такой формой как прекращение уголовного дела и уголовного преследования. Не лишним будет повторить и виды приговоров, т.к. право на реабилитацию связано с постановлением оправдательного приговора. Студенты должны знать реабилитирующие и нереабилитирующие основания для прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Достижением нового УПК РФ является то, что в рамках одной главы объединены нормы, касающиеся реабилитации. Важно обратить внимание, какой орган возмещает вред, причиненный незаконно привлеченному к уголовной ответственности. Следует отметить, что нормы, касающиеся возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, содержатся и в Гражданском кодексе (ст. 1070, 1081, 1100). При подготовке к занятию желательно найти примеры последствий судебных и следственных ошибок.

Контрольные задания:

1. Охарактеризуйте нереабилитирующие основания для прекращения уголовного дела и уголовного преследования.

2. Проведите исторический обзор становления и развития института реабилитации в уголовном процессе.

3. Назовите виды вреда, которые подлежат возмещению лицу, незаконно привлеченному к уголовной ответственности.

4. Перечислите органы и должностные лица, которые уполномочены разрешать вопросы, связанные с реабилитацией. Охарактеризуйте их полномочия по данному вопросу.

5. Раскройте особенности возмещения вреда жертвам политических репрессий.

Тестовые задания:

1. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается:

а) за счет государства;

б) за счет средств должностных лиц, допустивших нарушения;

в) за счет прокуратуры;

г) за счет средств Судебного Департамента.

2. Возмещение вреда в рамках реабилитации производится:

а) в полном объеме независимо от вины органа дознания, следователя, дознавателя, прокурора или суда;

б) в ограниченном объеме с учетом вины органа дознания, следователя, дознавателя, прокурора или суда;

в) в ограниченном объеме с учетом времени незаконного уголовного преследования;

г) в ограниченном объеме с учетом размера выделяемых бюджетных средств.

3. Правом на реабилитацию не обладает:

а) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;

б) подсудимый, в отношении которого постановлен обвинительный приговор с назначением наказания, но с освобождением от его отбывания;

в) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;

г) подозреваемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено ввиду отсутствия события преступления.

4. В рамках реабилитации денежная компенсация морального вреда:

а) производится;

б) не производится;

в) производится только в размере, не превышающем сумму материального вреда;

г) производится, только если вред связан с физическими страданиями.

5. Не является основанием для постановления оправдательного приговора:

а) издание акта амнистии;

б) вынесение коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта;

в) непричастность подсудимого к совершению преступления;

г) отсутствие в деянии подсудимого состава преступления.

6. Правом на реабилитацию обладает:

а) подозреваемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено ввиду отсутствия состава преступления;

б) лицо, в отношении которого обвинительный приговор отменен ввиду издания акта об амнистии;

в) лицо, в отношении которого обвинительный приговор отменен ввиду истечения сроков давности;

г) лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено ввиду недостижения им возраста наступления уголовной ответственности.

7. Официальное извинение реабилитированному приносит:

а) суд;

б) прокурор;

в) следователь;

г) министр внутренних дел.

8. Неверным является утверждение:

а) возмещение вреда реабилитированному включает возмещение заработной платы, которой он лишился в результате уголовного преследования;

б) иски о компенсации за причиненный уголовным преследованием моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства;

в) постановление судьи о производстве выплат, возврате имущества не может быть обжаловано;

г) правом на реабилитацию обладает подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения.

9. Если лицо было незаконно подвергнуто мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, то оно имеет право на возмещение вреда в порядке, установленном для реабилитации:

а) в любом случае;

б) только в случае незаконного заключения под стражу;

в) только в случае незаконного задержания;

г) только в случае незаконного помещения в психиатрический стационар.

10. Письменные решения, оправдывающие гражданина, направляются по месту его работы, учебы или жительства не позднее:

а) 10 суток;

б) 14 суток;

в) 5 суток;

г) 20 суток.

Основная литература:

См. список основной литературы ко всем темам

Дополнительная литература:

Безлепкин В.Т. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. - М., 1985

Нарижний С. Компенсация морального вреда пострадавшим от судебно-следственных ошибок // Российская юстиция. – 1997. - № 10

Прокудина Л.А. Возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов (научно-практический комментарий). - М., 1998

Руднев В. Возмещение ущерба при незаконном аресте // Российская юстиция. – 1997. - № 12

Эрделевский А. Моральный вред в уголовном праве и процессе // Законность. – 1997. - № 3

Источники:

Конституция РФ, УПК РФ, Гражданский кодекс РФ

Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда от 02.03.88.

Постановление Правительства РФ от 09.09.2002. № 666 «О порядке исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне РФ на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностными лицами органов государственной власти» // СЗ РФ. – 2002. - № 37. – Ст. 3529

Самостоятельная работа студентов

На сегодняшний день важная задача преподавателя - научить студентов работать с массивами информации. В студентах надо развивать способность и потребность использовать доступные информационные возможности для поиска нового знания и его распространения (т.е. информационную культуру). Студенты должны научиться управлять своей познавательной деятельностью в системе «информация – знание – информация», т.е. не только получать необходимые сведения из готовых источников, но и осуществлять обратную связь: обращать индивидуальное знание в источник научной информации. Для этого в Вузе и организуется самостоятельная работа. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов при изучении курса криминалистики явля­ется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения курса криминалистики, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу­чению и обработке полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной (внеаудитор­ной) работы студентов являются:

  • во-первых, глубокое изучение студентами всех разделов криминалистики в домаш­них условиях по предлагаемой программе;

· во-вторых, привитие студентам интереса к криминалистике как науке, к юридической литературе, следственной и судебной практике.

Формами организации самостоятельной работы студентов является ведение научных кружков, подготовка рефератов, докладов, эссе по наиболее интересным темам, подготовка к деловой игре. Преподаватель, желая провести семинар в форме деловой игры, круглого стола или конференции, заранее дает задания студентам с учетом плана семинара, распределяет роли.

Исходным материалом для организации и проведения деловых игр могут являться материалы архивных уголовных дел или смоделированная ситуация. В любом случае деловая игра предполагает участие максимального количества студентов группы и распределение между ними определенных ролей. Например, студенты могут подготовить деловую игру «Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции». Известно, что любая игра увлекает, вызывает оживленный интерес к тем или иным вопросам. Исполняя роли в деловой игре, студенты могут выразить свое отношение к обсуждаемым проблемам. Участие в деловой игре позволяет выявить пробелы в знаниях по соответствующей теме. Таким образом, деловая игра относится к активной форме обучения, позволяющей вовлечь в работу всех студентов учебной группы. Вариант ситуации для проведения деловой игры приведен ниже.

На семинарском занятии в форме конференции студенты выступают с докладами по вопросам плана (или по дополнительным вопросам по теме), затем можно провести обсуждение выступлений, задать вопросы докладчикам. Во время выступления докладчики могут составлять схемы, чертежи, использовать компьютерные презентации и пр., что обеспечивает наглядное изложение материала. При этом оценивается как уровень подготовки доклада, так и грамотность поставленных слушателями вопросов, сделанных дополнений. Выступление не должно продолжаться более 7-10 минут, иначе слушатели начнут отвлекаться и скучать.

Круглый стол предполагает обсуждение какой-либо узкой дискуссионной темы. Студенты могут распределиться в зависимости от занимаемой позиции на два противоположных лагеря.

Хотелось бы остановиться на подготовке рефератов. Привлекать студентов к написанию рефератов можно уже на начальном этапе изучения курса. Подготовка рефератов помогает студентам приобрести навыки грамотно формулировать свои мысли, работать с учебной литературой и нормативно-правовой базой, проявлять творческую инициативу. Выше уже говорилось о том, что можно строить семинарские занятия в форме конференций, круглых столов, где студенты имеют возможность выступить с докладом по отдельным вопросам. Но если обычный доклад предполагает устное изложение материала, то реферат готовится в письменном виде и оформляется по всем правилам, относящимся к написанию научных работ. Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Для рефератов больше всего подходят темы, по которым можно подискутировать, высказать свою точку зрения. Но в форме реферата может излагаться любой вопрос изучаемой темы, рассмотренный на лекциях, или дополнительный. Необходимо, чтобы студент не просто переписал материал одной книги или статьи, а попытался привести интересные примеры из практики, обосновать свою позицию. Реферат может быть просто сдан преподавателю на проверку, но желательно, чтобы студент учился выступать, ведь для будущего юриста это очень важно. Выступление с рефератом обычно рассчитано по времени на 10-15 минут, затем студенты и преподаватель могут задать вопросы. Не рекомендуется делать реферат слишком объемным и посвящать его нескольким относительно самостоятельным вопросам. Подготовка реферата, безусловно, может подтолкнуть студента к выбору того или иного научного направления для дальнейшего углубленного изучения, но не нужно, чтобы он превращался в курсовую или дипломную работу – всему свое время. Реферат оформляется на стандартных листах формата А-4, выполняется от руки или печатается. При этом студент формулирует название реферата, указывает его на титульном листе и в начале работы. Изложение материала начинается с краткого вступления, а завершается заключением. По ходу реферата делаются сноски на источники. В конце помещается список использованной литературы и источников.

Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления автора. Эссе – метод обучения, предполагающий активность и самостоятельность студента в выполнении поставленной задачи. Эссе, как правило, посвящено какому-либо спорному, дискуссионному положению. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему. На первый план при выполнении эссе выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Известны различные виды эссе. Обычно эссе состоит из четырех частей:

1. Краткое содержание, в котором:

  • определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы;
  • дается краткое описание структуры и логики развития материала;
  • формулируются основные выводы.

2. Основная часть эссе: содержит основные положения и аргументацию;

3. Заключение: результаты исследования, выводы;

4. Библиография.

Эссе оценивается с учетом следующих критериев:

1. Краткое содержание – 10% оценки, если: название выбрано адекватно теме; цель ясно определена; предмет исследования представляет интерес с точки зрения науки; установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями; структура эссе и главные выводы ясно сформулированы;

2. Основная часть и заключение – 75% оценки, если уместные свидетельства из источников в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще, аргументация стройна и высказывается логично и последовательно; выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.

3. Источники (библиография) – 15% оценки, если: нужные источники определены и использованы в связи с текстом, ссылки оформлены правильно.

Научная статья тоже является показателем внеаудиторной работы студента. Она готовится для выступления на конференции, научном кружке или для публикации и должна оформляться соответствующим образом (обычно организаторы конференции или публикации заранее сообщают требования к оформлению научных статей: размер шрифта, интервал, поля, сноски, объем работы).

Самостоятельная работа студента может осуществляться путем письменного выполнения контрольных заданий. Примерный перечень заданий для контроля указан в плане семинарских занятий. Данные задания выполняются во внеаудиторное время по согласованию с преподавателем. Кроме того, студенты в ходе изучения дисциплины решают задачи из сборника.

 

вариант ситуации для проведения деловой игры

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

по уголовному делу №1513 по обвинению

Савина Владимира Андреевича

в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.