Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сначала была школа

Что такое Bauhaus, или как родился дизайн

Передмова...................................................................................................... 3

2. Зміст практичних занять................................................................................4 3. Орієнтовний перелік питань для контролю знань....................................51 4. Рекомендована література….......................................................................54

 

 

НАВЧАЛЬНО - МЕТОДИЧНЕ ВИДАННЯ

 

 

Економічна теорія: методичні вказівки до практичних занять для студентів технічних спеціальностей денної форми навчання / Баула О.В., Вісина Т.М. – Луцьк: Луцький НТУ, 2012. – 56 с.

 

 

Комп’ютерний набір та верстка О. Баула

 

 

Редактор: О.Боднар

 

 

Підписано до друку 27.11.2012р. Формат 60х84/16. папір офс.

Гарн. Таймс. Ум. друк. арк. 3,5 Обл. - вид. арк. 3,0

Тираж прим. Зам. № 464

 

 

Редакційно - видавничий відділ

Луцького національного технічного університету

43018 м. Луцьк, вул. Львівська, 75

Друк – РВВ Луцького НТУ

http://probauhaus.ru/chto-takoe-bauhaus/

http://www.cardesign.ru/articles/history/2010/07/08/4038/

Девиз Баухауза: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауза особенно заметно в функциональной архитектуре офисов, фабрик и т. п.

Кредо Баухауза: художник, ремесленник, технолог в одном лице - оказало глубокое влияние на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Руководители (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ) разрабатывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.

Школа работала с 1919 по 1933 год. В 1925 школа была переведена в Дессау; в 1933 упразднена фашистами.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Bauhaus - имя художественной школы в Германии; высшая школа строительства и художественного конструирования. Школа приобрела известность за новый подход к дизайну в сочетании ремесла и изобразительного искусства и проведение обучающих программ. Школа предлагала решения, не свойственные своему времени — сочетание функциональности продукта с внешним видом, а одной из идей школы было создание моста между промышленным производством изделий и их художественной формой.

Все началось в 1919 году, когда Вальтер Гропиус был назначен директором двух художественных школ в Веймаре – Школы прикладных искусств (которая не функционировала с 1915 года) и Высшей школы искусств. В неразберихе послевоенных лет Гропиус, с разрешения влиятельных лиц, объединил их в одну, создав таким образом Баухауз (Bauhaus).

Слово «Баухауз» (Дом строительства) придумал сам Гропиус, оно символизировало построение своеобразного храма искусств, в котором есть место всем ремеслам и искусствам при ведущей роли архитектуры.

Гропиус писал: «Нет границ между ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание. Давайте вместе создадим это здание будущего, где все будет слито в единой форме. Архитектура, скульптура, и живопись».

Принципиальную схему обучения изобразил сам Гропиус. Она представляла собой концентрические кольца, каждое из которых обозначало свой курс. Начиналось обучение с полугодового пропедевтического курса (наружное кольцо), придуманного в 1919 году художником и преподавателем школы Йоханнесом Иттеном, которому Гропиус позволил экспериментировать с учебным процессом. В ходе этого курса студенты изучали основные закономерности формы, цвета и знакомились с различными материалами в начальных мастерских. В наши дни пропедевтический курс расценивается как одна из самых важных инноваций Гропиуса в Баухаузе.

 

Схема обучения

После окончания вводного курса следующие три года (второй и третий круг) студенты продолжали учебу в производственных мастерских. В них подробно изучались различные материалы: камень, металл, дерево, текстиль, стекло и глина, а так же осваивались законы, правила, технологии и приемы работы с материалами через изучение инструментов и конструкций. По мнению Вальтера Гропиуса, производственные мастерские стали «сердцем» нового образования в Баухаузе. Именно там ученики получали профессиональную специализацию в той или иной области, работая с ведущим художником-проектировщиком («мастером формы»).

В центре схемы находился круг, означающий проектирование. По плану Гропиуса, студенты, сдавшие экзамен после обучения в мастерских, могли переходить непосредственно к изучению архитектуры. Но даже во времена директорства Гропиуса (архитектурная секция просуществовала всего один год, с 1927-го по 1928-й) эта идея оказалась нежизнеспособной. Баухауз прежде всего оставался школой декоративного искусства и дизайна.

В веймарском Баухаузе первыми удостоились звания мастеров девять человек: скульптор Герхард Макс (1919) и художники Лайонел Фейнингер и Йоханнес Иттен (1919), Георг Мухе (1920), Оскар Шлеммер, Пауль Клее и Лотар Шайер (1921), Василий Кандинский (1922) и Ласло Мохой-Надь (1923). Их методы обучения и влияние на учеников были абсолютно разными.

Йоханнес Иттен - один из самых влиятельных, среди первых приглашенных Гропиусом преподавателей. Его вводный курс знакомил студентов с фундаментальными свойствами форм, их пластикой и средствами выразительности заложил основу системы художественного образования.

Иттен считал, что степень воздействия произведения искусства определяется не только выразительностью композиции вещи, но и тем состоянием, в котором художник его создавал. Главное в своих занятиях со студентами он видел в эмоционально-чувственном воспитании, умении контролировать себя и свои движения, творческую энергию.

Цикл упражнений 1921 - 1922 годов начинался с дыхательной зарядки и тренировки моторики: студенты выполняли круговые, зигзагообразные и волнообразные движения рук. Одно из частых заданий, композиции углем на больших листах бумаги, делалось с закрытыми глазами.

Другое излюбленное задание Иттена - графические контрасты. Тема контраста формулировалась письменно. Например: право – лево, свет – тьма, линия - пятно и т.д. Затем начинался поиск графического выражения того или иного типа контрастов, с использованием заданных форм.

Третий цикл упражнений был посвящен объемным композициям и рельефам. На нем студенты учились пониманию объемной формы, позитива и негатива поверхности, выполняя построение рельефа из разнородных фактур и материалов. Свалки мусора поставляли разнообразные материалы и неограниченные варианты их сочетаний. Затем на основе этих натюрмортов студенты выполняли рисунки в различной технике. Отдельный цикл упражнений был связан с основной триадой цветов (красный, желтый, синий) и с основными геометрическими формами.

 

символ школы

 

В 1922 году появляется знаменитая печать Баухауза, созданная Оскаром Шлеммером, представляющая собой стилизованный профиль человека, в котором квадрат изображал глаз, а три вертикальных прямоугольника, расположенных друг под другом со смещением, - нос, губы и подбородок. Не случайно эта печать напоминает характерную графику голландской группы Де Стиль, активно пропагандировавшейся в Германии в 1920 - 1921 годах одним из ее основателей, художником и теоретиком Тео ван Дусбургом.

Прямые контакты с этой группой установились в декабре 1920 года, когда Тео ван Дусбург приехал в Веймар. Он увидел потенциал школы, но был удивлен отсутствием единого формально-стилистического принципа. По его мнению, без строгой дисциплины формы нельзя и пытаться создать единое произведение, включающее в себя все виды проектного и художественного творчества.

С апреля 1921 года Дусбург обосновался в Веймаре и раз в неделю читал лекции в Баухаузе. Его курс состоял из теоретической и практической частей. Первая часть включала в себя объяснение принципов дизайна группы Де Стиль, а во второй рассматривались особенности создания единого произведения на основе принципов, свойственных всем видам пластических искусств. На многих студентов и преподавателей примеры произведений членов группы «Де Стиль», показанные Дусбургом, особенно мебель Геррита Ритфельда, произвели сильное впечатление.

Знаменитый красно-синий стул, 1918 год Журнальный столик, 1920-е годы. Стул «Зигзаг», 1934 год.

Некоторые предметы, отвечающие всем этим требованиям, в наши дни стали иконами стиля, образцом функционального дизайна. Среди них стоит отметить стул работы Марселя Брейера и заварочный чайник Марианны Брандт.

заварочный чайник Марианны Брандт. стул работы Марселя Брейера

Принципы неопластицизма, геометрическая абстракция, ограниченный набор цветов, прямоугольные бруски, ровные поверхности, локальный цвет, нарочитая угловатость и колючесть - все это стало доминировать в работах студентов. Мастера Баухауза оказались захваченными новыми теориями. Кандинский сменил свою экспрессионистскую живописную «лексику» на строгость геометрического языка. Композиции Пауля Клее стали более рационалистическими. Шлеммер развил свою художественную теорию, связав базовые положения человека в пространстве с идеями элементаризма, соединив таким образом принципы Де Стиль и конструктивизма, Ласло Мохой-Надь отказался от своего экспрессионистического прошлого в пользу новой живописности конструктивизма.

В 1922 году Гропиус впервые выдвинул требования, которым должны были соответствовать все объекты, производимые в мастерских: отныне все предметы конструируются из минимума элементов, каждая деталь должна выполняться в различных вариациях. Подобный подход был призван облегчить промышленное производство вещей.

В 1924 году термин «функционализм» вошел в Баухауз, чтобы навсегда остаться в школе. Это слово никогда не получало в Баухаузе точного определения, но было призвано отразить хрупкое равновесие.

Обстановка директорского кабинета Гропиуса, спроектированного в 1924 году, была собрана из уникальных объектов дизайна нового стиля. Интерьер этой комнаты стал гимном квадрату: с помощью разделения пространства и съемного потолка Гропиусу удалось превратить вытянутую комнату в куб со сторонами по пять метров. Люстра, составленная из трех люминесцентных трубок, напоминала светильник Ритвельда. Дизайн ковра, сотканного по рисунку Клее, нарочито прямоугольной мебели (выполненной по проектам Гропиуса, Альберса и Брейера) и других предметов интерьера, включал в себя мотив квадрата. Позднее Гропиус отрекся от влиянии искусства группы Де Стиль, выдвинув лозунг «Искусство и техника - новое единство».

 

Известный русский художник-универсал Василий Кандинский(занимался живописью, графикой, проектированием мебели и ювелирных изделий) присоединился к Баухаузу в 1922 г. Мастер преподавал в России в Государственных свободных художественных мастерских и разделял взгляды Гропиуса на необходимость синтеза всех искусств. Более того, его мечтой было работать «совместно с архитектурой». Идею слияния разных видов искусства в среде человеческого общежития Кандинский развивал и в теории. Его живописные абстракции, по мнению Гропиуса, должны были способствовать развитию композиционного мышления у студентов. В результате основатель Баухауза поручил художнику курс основ формообразования, семинары цветоведения и аналитического рисунка, а также мастерскую настенной живописи. Таким образом, в руках Кандинского оказался ключ к эстетике Баухауза. Вилла Клее-Кандинский в Дессау 1926

 

Первые практические результаты Баухауза по воплощению провозглашённых идей демонстрировались на выставке 1923 г. в Веймаре. Она называлась «Искусство и техника. Новое единство» и вызвала большой общественный резонанс вокруг этого института. В виду угрозы закрытия со стороны правительства руководство и Совет мастеров Баухауза в рождественские дни 1924 г. публично объявили о роспуске Баухауза. Акция закрытия Баухауза вызвала широкие отклики в печати и решила его судьбу. Различные города обратились с предложением о переводе Баухауза к ним.

Весной 1925 года мастера и учащиеся перебрались в Дессау. В 1925 году Гропиус начал строительство трех различных комплексов в Дессау: здания школы, жилых домов мастеров и поселка Дессау-Тортен. Новое здание школы было выстроено в том же 1925 году. Основные положения Баухауза, особенно учебные планы, были тщательно пересмотрены. Были ещё больше упрочены связи с промышленностью, расширился строительный курс. Весной 1928 г. Гропиус покинул Баухауз. Его место занял Ганнес Мейер. Постепенно начало формироваться обучение по новому профилю – дизайнера. В 1927 г. открылось отделение архитектуры. Летом 1930 года Майер был уволен по политическим причинам. Он вместе с 7 учениками отправился в Советсий Союз.

Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ стал третьим директором Баухауза. Преподавание стало приобретать академические формы, труд в мастерских сократился. С приходом фашистов к власти 11 апреля в школе был сделан обыск под предлогом того, что там якобы хранится коммунистическая литература. Студенты и преподаватели, не имевшие при себе документов, были задержаны и отправлены в полицию. Здание было опечатано, работать там стало невозможно. 20 июля 1933 г. было решено распустить школу; основные преподаватели вынуждены иммигрировать.

За то небольшое время, что просуществовала эта школа, «семена Баухауза» разлетелись по всему миру. В Чикаго эмигранты Мохой-Надь и Гропиус открыли «Новый Баухауз». Выпускники школы активно работали в графическом дизайне и архитектуре. В послевоенные годы они стали первыми преподавателями возрожденных и вновь созданных дизайнерских школ, таких, как например Ульмская школа в ФРГ.

 

Направления деятельности: педагогическое (готовили до 2,5 тыс чел.), теоретическое, организационное (после ликвидации дал жизнь другим объединениям), практическое. Школа дала толчок зарождению современного искусства предметной среды.

Цель дизайнерской деятельности представители Баухауза видели в преображении форм реального мира и благодаря этому гуманизации всей практической предметной среды. По мнению Гропиуса, основателя и руководителя Баухауза, дизайнер должен осознавать ответственность перед развитием культуры. Замысел Гропиуса состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой.. Своей конечной целью задача имела гуманизацию и демократизацию общества, воспитание всесторонне развитой личности. Деятельность Баухауза носила определенную социальную направленность. Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком.

В программу Баухауза входило изучение материалов, форм и зависимостей между ними, мира вещей и строительного искусства, взаимовлияние цвета, света и формы. Особое внимание обращалось на развитие творческих способностей учеников. Обучение было построено по принципу учебно-производственных мастерских; выходившие отсюда так называемые подмастерья направлялись на промышленные предприятия. Работа в мастерских велась под руководством мастера и включала в себя:

  • органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;
  • подготовку к сдаче экзаменов на звание подмастерья и мастера (последний только для выдающихся учеников) по цеховому образцу, которые принимаются Советов мастеров школы либо специально приглашенными цеховыми мастерами;
  • участие обучаемых в личных работах мастеров-преподавателей;
  • выполнение обучаемыми самостоятельных договорных заказов.
  • --------------------------------------------------------------------------------------------
Итак, мастера Баухауза были практиками высочайшего класса, хотя их проекты оставались зачастую лишь выставочными образцами. То были идеалисты в своих теоретических воззрениях. Они верили в изменение мира посредством «хорошей формы». Человек должен жить в среде, где воплощены высокие принципы искусства - эта заповедь их творчества живёт и поныне, продолжая питать архитектурную и дизайнерскую мысль всего последующего времени. Само понятие «дизайн» не существовало еще 100 лет назад, сочетание идей и философия школы Bauhaus стали толчком к формированию нового понятия, столь распространенного сегодня. Так родился дизайн. Вальтер Гропиус «Границы архитектуры».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Орієнтовний перелік питань для контролю знань | Аналіз і оцінка попиту, його еластичність
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.