Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления работы научно-методических центров различных уровней




Головным республиканским научно-методоическим центром является в нашей республике НББ. Она выполняет функции: республиканского координационного центра научно-исследовательской работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения; центра рекомендательной библиографии и МБА; головного НМЦ для всех библиотек независимо от ведомственной принадлежности, методического центра для сети государственных публичных библиотек. В помощь библиотекам НББ издаёт «Библиотечный свет», практические пособия, методические рекомендации, библиографические указатели, информационные материалы по проблемам культуры и искусства.

Центральные отраслевые и территориальные методические центры по поручению органов руководства осуществляют контроль за деятельностью библиотек, внедрение в практику утверждённых документов, инструкций, методических рекомендаций, передового опыта. Выявляют, анализируют и обобщают опыт библиотек своей сети, участвуют в системе повышения квалификации библиотечных работников, ведут НИР.

Формы методического руководства библиотеками:

- методические семинары, совещания, научно-практические конференции, практикумы, круглые столы. Это важная форма коллективного обсуждения актуальных вопросов БД и живого обмена опытом. Научно-практические конференции – наиболее прогрессивная форма методической работы., содержащая элементы научного анализа и обобщений, с привлечением к этому делу практических работников. В ходе подготовки и проведения конференции, на основе обобщающих выступлений и живого обмена мнениями коллективно вырабатываются и принимаются рекомендации по внедрению передового опыта в практику работы библиотек. Методические семинары проводятся с определённой периодичностью в масштабе района, города или же какого-то объединения СБ. Это форма работы позволяет организовать систематический инструктаж свей массы библиотекарей, особенно работников сельских библиотек, помогать им осваивать передовые методы работы, осуществлять на практике рекомендации методических центров;

- методические пособия и инструктивно-методические письма. Составление и рассылка МЦ методических пособий и инструктивно-методических писем – гибкая и оперативная форма помощи, позволяющая распространять те или иные методические советы и положения одновременно среди всех библиотек;

- описания передового опыта и рекомендации по его внедрению. Бывают в виде описаний или рекомендаций по внедрению передового опыта;

- школы передового опыта, Школы передового опыта проводятся на базе лучших библиотек, где есть новые и эффективные формы и методы библиотечной работы. В этих библиотеках проводится непосредственное обучение библиотекарей путём специальных семинаров, стажировки, практикумов и т. д.;

- рекомендательная библиография. Средствами рекомендательной библиографии МЦ оказывают систематическую и действенную помощь библиотекам в направлении их деятельности, выборе наиболее актуальных тем и лучших книг;

- непосредственный инструктаж. Он позволяет максимально конкретизировать помощь библиотекам, учитывая при этом особенности каждой из них. Практически непосредственный инструктаж осуществляется путём: 1) выезды работников ЦБ в библиотеки для ознакомления с их работой и оказания на месте практической помощи,2) устных и письменных консультаций по запросам библиотекарей, 3) организации практикумов для работников различных библиотек,4) приглашения работников местных библиотек в ЦБ для различных сообщений и их обсуждения. Эту форму применяют все МЦ, но в РЦБ и ГЦБ это – преобладающая форма методической помощи, поскольку они имеют возможность постоянно наблюдать за работой всех сельских и городских библиотек, непосредственно общаться с библиотекарями и систематически помогать им.

Для примера рассмотрим формы методического руководства библиотеками минской области в 2005 году. Деятельность городских и районных МЦ в 2005 году была направлена на повышение профессионального мастерства библиотекарей, внедрения лучшего опыта библиотек, выявление инноваций, укрепление связей с общественностью, оказание методической и практической помощи библиотекам в разработке и реализации комплексных программ («Спадчына». «Культура», «Дети. Семья, Книга», «Памяць», «Милосердие», «Экология. Библиотека, Человек»).

Были разработаны такие программы, как «Живая планета» по экологическому воспитанию, в Логойской РЦБС, «Время читать» в Борисовской РЦБС, «Союз волшебных звуков, чувств и дум» по эстетическому воспитанию в Столбцовской РЦБС и др.

По-прежнему в работе МЦ значительное место занимают семинары, круглые столы, школы профессионального мастерства, практикумы, дни методической помощи и др. Например, были организованы актуальные и интересные для повышения профессионального уровня библиотекарей семинары: «Формирование, использование и изучение ИР библиотек» (Дзержинская РЦБС), «Через книгу – к духовному возрождению» (Воложинская РЦБС), «Роль ПЦПИ в правовом просвещении населения» (Молодечненская РЦБС).

Хорошо способствуют повышению квалификации областные семинары, школы директоров, которые проходят на базе районных и городских ЦБС. Нужно отметить, что они в последнее время проводятся в основном в районах, городах области, что позволяет библиотекарям лучше изучить опыт своих коллег, с помощью местных властей улучшить МТБ библиотек.

Тематика семинаров планируется с учётом современных особенностей и изменений в библиотечном деле: семинар «Библиотека – центр экологического воспитания и образования населения: новые формы работы. Место и значение книги в пропаганде экологических знаний» (Солигорская РЦБС), школа директора «Современная библиотека: новые технологии и новые формы сотрудничества» (на базе библиотек Могилёвской области), школа методиста «Творчество как основа деятельности отдела библиотечного маркетинга» (Дзержинская РЦБС).

На базе ЦРБ им. М. Богдановича были проведены международные семинары: «Роль Американского уголка в изучении иностранных языков» (совместно с информационно-культурным центром при посольстве США.

В последнее время много внимания уделяется издательской деятельности ЦБ ЦБС. Основная часть изданных материалов – это методические рекомендации сельским библиотекам и сценарии массовых мероприятий к юбилейным датам и праздникам. Много методических работ было посвящено творчеству местных писателей и поэтов. Происходят качественные изменения в оформлении и содержании изданий, в актуальности тематики. К сожалению остаётся слабой полиграфическая база.

Среди изданий региональных МЦ заслуживают внимания: методические рекомендации «Чудесный мир природы» (Узденская РЦБС), «Наша сучаснасць», «Храмы Дзержинщины» и др.

Почти в каждой ЦБС Минщины работают школы молодого библиотекаря, практикумы по автоматизации библиотечных процессов, университеты культуры.

Одним из направлений методической деятельности является посещение сельских библиотек с целью оказания практической и методической помощи.

Согласно Концепции развития БД в РБ 1992 г. методическая деятельность библиотек РБ должна интегрироваться с исследовательской и основываться на ней. Методическое руководство библиотеками системы постепенно должно перерасти в методическое обеспечение, осуществляемое через консультационную помощь «по заявке», которая будет оказываться на основе предшествующего изучения состояния дел и превратиться в единый цикл: запрос (идея) – изучение – рекомендация – реализация. Важнейшим объектом заботы НМЦ на длительный период времени должна стать работа с кадрами, повышение их квалификации.

 


Лекция №




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.