Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследовательские стратеги (Осипов Социология. Основы общей теории).




Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом самостоятельно или в качестве представителя целого класса подобных объектов. Например, город может рассматриваться и как самостоятельный объект исследования и как типичный представитель определенной группы городов. Монографические исследования имеют особое значение при глубинном, системном изучении механизмов социальных закономерностей.

Сравнительное исследование - специфический вид социологического исследования, в котором посредством познавательных операций, лежащих в основании суждений о сходстве или различии объектов, выявляются количественные и качественные характеристики социальных явлений и процессов посредством осуществления сравнительного профильного анализа и межвременно сравнительного анализа.
Различают два основных типа сравнительного исследования: Первый нацелен на изучение межстрановых, межкультурных и пр. различий и сходств, а второй - на анализ различий и сходств во времени.

В первом типе выделяются прежде всего межрегиональные, межкультурные и междунар. социологич. исследования.

Временные исследования делятся на: синхронные - исследования, проводимые в один момент времени; диахронные (повторные, интервальные) - проводимые в два и более момента времени.

Выборочные исследования нацелены на изучение какого-либо социального явления или процесса на совокупности объектов отобранных по специальной процедуре из всей возможной совокупности объектов. Например, если объектом изучения являются некоторые социальные процессы в городах страны, то в случае монографического исследования необходимо было бы отобрать один «типичный» город и изучать проблему, ограничившись этими городом. В случае выборочного исследования необходимо из всей совокупности городов страны отобрать, основываясь на принципах выборочного метода, группу городов и изучать проблему на этой группе. Причем выводы, полученные на этой группе, выборочный метод позволяет с некоторой вероятностью обобщить на всю совокупность.

Каждая из вышеназванных стратегий может рассматриваться во временном аспекте. Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии.

Панельные исследования — это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости и общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются производными. В данном виде исследований главным является, чтобы одни и те же лица исследовались по одинаковой методике.

Повторное исследование(трендовые) рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию.В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов в изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной и той же социальной группе.

Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.

Проблема виробу методу (Ядов)

 

2.Експериментальний метод у конкретному соціологічному дослідженні.

Эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями.

Предмет эксперимента — отношения и связи между свойства­ми изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детер­минирующих его социальную деятельность и поведение.

Объект эксперимента социальная группа, коллектив, лич­ность (участники эксперимента).

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:

1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании

Підготовка та проведення експеримента передбачає послідовне вирішення ряду питань:

1) визначення мети експеримента; 2) вибір об'єкта (об'єктів), який (які) використовуються в якості експериментальної (а також контрольної) групи (груп); 3) визначення предмета експеримента;

4) визначення контрольних, факторних та нейтральних ознак;

5) визначення умов експеримента і створення експериментальної ситуації;

6) формулювання гіпотез і визначення завдань;

7) вибір індикаторів та способів контролю за протіканням експерименту;

8) визначення методів фіксації результатів;

9) перевірку ефективності експеримента.

Важным условием эксперимента выступает формирование или подбор экспериментальных и конторольных групп.

Экспериментальная группа та, на которую оказывают воздей­ствие экспериментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего требования выбора объекта — репрезентативнос­ти в классе исследуемых объектов — к этой группе предъявляют­ся требования относительной стабильности состава на период эк­сперимента, возможности вести систематическое контролируемое наблюдение; в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте3.

Контрольная группа идентична экспериментальной по задан­ным исследователем параметрам, но не испытывающая воздей­ствия экспериментальных факторов (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социаль­ного эксперимента в силу того, что воздействие побочных пара­метров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Експерименти можна класифікувати за різними критеріями:

за характером об'єкта та предмета: на соціологічні, педагогічні, економічні та інші. За цим критерієм можна виділити реальні та уявні експерименти. Реальні експерименти проводять як на генеральній сукупності, так і на натуральній моделі (вибірці). Уявний експеримент здійснюють шляхом маніпулювання інформацією про реальні об'єкти без втручання в хід подій.

за специфікою поставленого завдання розрізняють наукові і прикладні експерименти. Перші націлені на одержання нових знань, другі є елементом управління.

Лабораторный эксперимент — методическая стратегия, направ­ленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Он основан на создании искусственных ситуаций, по­зволяющих изменять контролируемые переменные и следить за сопутствующими изменениями зависимых переменных.

Полевой эксперимент проходит в естественных для изучаемого процесса условиях.

за характером експериментальної ситуації бувають контрольовані і неконтрольовані експерименти. Перші здійснюють, як правило, в лабораторних умовах, оскільки в польовому експерименті проконтролювати змінні непросто, часом взагалі неможливо. Серед польових експериментів виділяють активно спрямовані і природні, коли дослідник займає позицію спостерігача і не втручається в хід подій.
за кількістю враховуваних чинників - однофакторні та багатофакторні;

за логічною структурою доведення гіпотез виділяють лінійний і паралельний експерименти. Лінійний експеримент відрізняється тим, що аналізу піддається одна і таж група, яка виступає і як контрольна (її первинний стан), і як експериментальна (її стан після зміни однієї або декількох характеристик). При паралельному експерименті задіяні дві групи: контрольна та експериментальна.

Однофакторний експеремент - эксперемент, в процессе к-рого наблюдается изменение одной независимой переменной, тогда как др. переменные остаются неизменными.

Многофакторний експеремент

В проективных экспериментах (как активных, так и пассивных) представленные процессы развертываются от настоящего к будуще-му, поэтому они служат в основном для испытания различных нововведений, а также для проверки гипотез о тенденциях развития тех или иных социальных явлений.

Ретроспективні

В экспериментах “ экс-пост-факто ” исследование уже после свершившегося социального факта, представляющее собой восхождение мысли к причинам, имевших место в прошлом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.