Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности одинаковости




Дизайн

Семантика

Прежде чем анализировать дизайн навигационных систем, давайте посмотрим, какие именно ссылки имеет смысл включать в панель навигации верхнего уровня (т. е. панель первой страницы, обычно повторяемую в почти неизменном виде на большинстве остальных страниц сайта). Первое, на что стоит обратить внимание, — общее количество кнопок на панели, которое не должно превышать десяти, а еще лучше семи (как показывают исследования психологов, это «магическое число» — максимум одноуровневых объектов, в которых человек может ориентироваться с бессознатель­ной легкостью). Если количество разделов верхнего уровня на вашем сайте превышает 10, нужно постараться свести не­которые из них в один раздел или же ввести двухуровневую иерархию ссылок на самой панели, по-разному оформив ссылки на разделы и подразделы (как часто делается на богатых содержанием контент-сайтах). Другой выход — разбиение одной большой панели на не­сколько маленьких. Обычно для этого ссылки разводят на две категории: материалы и инструменты. Материалы — это тематические разделы с тем содержимым, ради ко­торого пользователи и приходят на ваш сайт: текстами, изображениями, коллекциями сетевых адресов и т. п. Ин­струменты же (обычно их меньше, чем материалов) — это ссылки, ведущие на различные вспомогательные страницы,

облегчающие доступ к основной информации: карту сайта, страницу поиска, а для сетевых магазинов и других сай­тов со сложным интерактивным интерфейсом — страницы помощи и инструкций.

Привычнее всего выглядит вертикальное (как правило, слева от основного содержимого) расположение панели ма­териалов и горизонтальное (вверху или внизу страницы) — панели инструментов. Иногда на панель инструментов доба­вляют ссылку, ведущую с подчиненных страниц на первую страницу сайта (по-английски она называется «Ноте», по-русски — «В начало» или «К началу»), и кнопку со ссылкой на почтовый адрес автора или владельца сайта («Feedback», «Contact Us» или «Пишите нам»). Если эти две кнопки при­сутствуют, то они обычно занимают в панели крайне левое и крайне правое положение соответственно. Чаще, впрочем, почтовая ссылка включается не в навигационную панель, а в состав блока подписи внизу страницы; для ссылки же на первую страницу сайта нередко «по совместительству» используется изображение логотипа сайта или фирмы, ко­торое большинство сайтов размещают в одном и том же положении на каждой странице.

Главное, что стимулирует дизайнерскую мысль при со­здании навигационной системы сайта, — это противоречие между прикладной функцией этой системы и требованиями стилистического единства сайта и ненавязчивости его вспо­могательных элементов (еще одно проявление извечной диалектики формы и содержания, логической структуры и визуального представления). На элементарном уровне это противоречие сводится к вопросу: как сделать так, чтобы кнопка на панели как можно лучше вписывалась в компози­цию, не раздражала своим утилитарным предназначением — и в то же время была достаточно эффективной и интуитивно понятной? Как добиться того, чтобы даже самому неиску­шенному пользователю было ясно, что это именно кнопка, а не просто надпись или картинка?

Проблема эта не столь надуманна, как может показаться на первый взгляд. Конечно, трудно представить себе нави­гационную панель, о прикладной функции которой было бы вообще невозможно догадаться. Но большинство сай­тов просто не могут себе позволить иметь навигационную систему, которая бы хоть в какой-то мере противоре­чила интуиции пользователя. Идентификация «кликабельных» областей должна происходить мгновенно и абсолютно

подсознательно, — чтобы к тому моменту, когда посетитель ознакомится с содержимым страницы, рука его уже сама подводила мышку к кнопке.

Для текстовых ссылок автоматизм этот основан на при­вычке: короткие фрагменты текста, выделенные другим цветом и подчеркиванием, настолько прочно ассоциируют­ся в нашем сознании со ссылками, что на веб-сайтах уже нельзя пользоваться подчеркиванием как приемом выде­ления текста (хотя еще пару лет назад текстовые ссылки обычно включали в себя подсказки типа «Click here for...»). В навигационных панелях кнопки также строятся на основе текстовых надписей, но реализованы они в виде графиче­ских вставок, так что «ссылочность» в них подчеркивается (на сей раз «подчеркивается» фигурально, а не буквально) более разнообразными средствами. Совсем не обязательно делать кнопки выпуклыми и прямоугольными, наподобие кнопок интерфейса операционной системы, — однако хоть какой-то намек на особую роль этих элементов все же необходим.

Графические средства оформления кнопок обычно отно­сятся к одной из двух разновидностей: они либо от­деляют кнопки друг от друга (пример — рамки вокруг надписей или просто горизонтальные или вертикальные линии-разделители между ними), либо так или иначе ак­центируют внимание на каждой надписи (расположенные рядом с надписями кружки, треугольники, символические изображения). Нетрудно заметить, что не только рамки, но и любые другие «довески» к надписям вводят визу­альную решетку с одинаковыми по размеру ячейками для каждой из кнопок: хотя надписи обычно различаются по длине, однородные графические элементы навигационной панели обязаны располагаться равномерно и на одной прямой.

Рис. 49

Приемы выравни­вания навигационных кнопок с надписями неодинаковой длины

Кнопки одного размера — важнейшее условие эффективного восприя­тия навигационной панели. Поэтому при вертикальном размещении надписей вполне можно обойтись без каких бы то ни было графических добавок, искусственно выровняв надписи по длине при помощи разрядки (рис. 49, а). Этот прием (см. также стр. 145) выглядит несколько нарочито, но им вполне можно пользоваться в тех случаях, когда нужно подчеркнуть симметрию, строгость стиля и самосто­ятельность навигационной панели в композиции страницы.

Имейте в виду, что выравнивание длин надписей с помо­щью искажения пропорций букв и даже просто изменения кегля шрифта от одной надписи к другой совершенно недопустимо.

При горизонтальном размещении кнопок их можно вырав­нивать одним из двух способов. Если никаких общих графи­ческих элементов при надписях нет, то нужное впечатление равномерности и равнозначности создается выравниванием интервалов между кнопками (рис. 49, б). Если же надпи­си снабжены однотипными графическими маркерами, то нужно, наоборот, создать сетку с равными расстояниями между соседними маркерами, даже если интервалы между надписями станут при этом неодинаковыми из-за разли­чия надписей по длине (рис. 49, в). Если какие-то из надписей для кнопок слишком длинны, намного предпо­чтительнее попытаться сформулировать их покороче, чем писать их в две строки или делать кнопки неодинакового размера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.