Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наказания, не связанные с изоляцией от общества - опыт зарубежных стран и возможности его применения в России




Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

 

Действующая система уголовных наказаний знает лишь одно наказание, которое может назначаться только в качестве дополнительного, – лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград [ч. 3 ст. 45 УК]. Данное наказание достаточно редко применяется в судебной практике. В этой связи некоторые авторы считают целесообразным «упразднить» его.

Так, по мнению Сакаева А.И.[27]), «дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград следует исключить из системы наказаний и считать его мерой уголовно-правового характера, которая сопутствует осуждению к лишению свободы за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления». Аналогичной позиции придерживается и Коновалова С.И.

Видимо, в силу своей факультативности наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не только остается недооцененным судьями, но и нечасто привлекает к себе исследовательское внимание ученых.

Как правило, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград рассматривается в связи с исследованием дополнительных видов наказаний или наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Получение чинов, званий и наград, а также их лишение как виды государственного поощрения и депоощрения, как правило, тесно связаны с государственной службой, так как данные правовые блага зачастую являются производными от нее и зависят от вида государственной службы, занимаемой должности, что в целом определяет положение в государстве и обществе каждого, кто состоит на государственной службе[28]).

В настоящее время система государственных наград определяется Положением «О государственных наградах Российской Федерации», утвержденным Указом Президента РФ C6 442 от 2 марта 1994 г. в редакции от 25 ноября 2003 г. «О государственных наградах Российской Федерации». В нем, в частности, отмечается, что «Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством».

В ст. 191 Трудового кодекса РФ также говорится, что за особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Государственными наградами Российской Федерации являются:

– звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;

– почетные звания Российской Федерации.

Следует отметить, что лишение государственных наград может быть произведено только Президентом РФ и оформляется в виде соответствующего Указа. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными органами и направляются в Службу государственных наград Президента РФ.

В соответствии со ст. 48 УК, кроме государственных наград и почетных званий, о которых говорилось выше, осужденный может быть лишен специального, воинского звания или классного чина.

Специальные звания – это звания, присваиваемые в установленном соответствующими нормативными правовыми актами порядке работникам органов внутренних дел, Министерства по налогам и сборам РФ, дипломатической, таможенной служб и т.п.

Не относятся к специальным званиям ученые звания (например, старший научный сотрудник, доцент, профессор), ученые степени (кандидат наук, доктор наук), а также звания, носящие квалификационный характер, например, профессиональные квалификационные звания (токарь 3-го разряда, слесарь 4-го разряда и т.п.) и спортивные звания (кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т.п.).

Воинские звания представляют собой специальные наименования, персонально присваиваемые каждому военнослужащему и военнообязанному Вооруженных Сил России, Военно-морского флота, а также сотрудникам федеральной пограничной службы, федеральной службы безопасности, органов внешней разведки и других войск (например, железнодорожных, пограничных). Воинскими являются звания, перечисленные в ст. 45 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинских обязанностях и военной службе». Это солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. Указанные звания присваиваются с учетом служебного положения, воинской или специальной подготовки того или иного военнослужащего, принадлежащего к соответствующему роду войск или виду службы, а также в соответствии с заслугами.

Следует иметь в виду, что в качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании. Необходимо отметить, что судебная практика идет по пути лишения, как правило, офицерских званий[29]).

Классные чины – это квалификационные чины, которые присваиваются в установленном законом порядке государственным служащим, занимающим государственные должности Российской Федерации или субъектов Федерации (действительный государственный советник РФ, государственный советник 1, 2 или 3 класса, советник государственной службы 1, 2 или 3 класса), сотрудникам органов прокуратуры, следователям, судьям (Действительный государственный советник юстиции, Государственный советник юстиции 1, 2 или 3 класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1, 2 или 3 класса). Аналогичные классные чины присваиваются сотрудникам министерств иностранных дел, морского флота, путей сообщения.

Вопрос о лишении званий и чинов может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших в запас или отставку. В отличие от ранее действовавшего законодательства, суд может самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды.

Судебная практика показывает, что в некоторых случаях при назначении наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград суды не всегда учитывают принципы действия закона во времени. Кроме того, при назначении данного наказания по смыслу ст. 48 УК РФ следует конкретно указывать, чего именно лишается осужденный. Причем за пределы названных званий, чинов и наград суд выходить не должен.

Как отмечалось ранее, рассматриваемое дополнительное наказание не может применяться к лицам, осужденным за преступления, не являющиеся тяжкими или особо тяжкими. Законодатель, таким образом, значительно сузил круг преступлений, по которым возможно его назначение, что в какой-то мере сокращает возможности суда в индивидуализации наказания и смягчает уголовную репрессию в отношении лиц, имеющих права и блага, лишение которых предусмотрено ст. 48 УК РФ, и совершивших преступления небольшой или средней тяжести. Это, однако, не лишает суд права вынести частное определение о совершении осужденным действий, несовместимых с присвоенным ему званием, например, при осуждении лица, имеющего звание заслуженного врача Российской Федерации, за неоказание помощи больному по ст. 124 УК, хотя это преступление не является ни тяжким, ни особо тяжким.

Частное определение направляется органу или должностному лицу, присвоившему данное звание, в том числе и Президенту Российской Федерации. Эти лица вправе лишить осужденного присвоенного звания и награды. Однако решение по существу принимает не суд, а соответствующий орган или должностное лицо, причем лишение лица звания в таком порядке дополнительным наказанием не является.

По мнению Мосиенко В.П.[30]), ограничив применение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград только за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, законодатель тем самым дал возможность лицам, совершившим преступления иной категории тяжести, исправиться либо встать на путь исправления. Однако, исправительно-воспитательное значение этого наказания на осужденного не очень велико, поскольку в большинстве случаев позорящее воздействие наказания (особенно лишение воинского звания), направленное на психологическую сторону личности осужденного, не достигает своей цели. Более того, оно может привести к озлоблению осужденного, усилению его асоциальных наклонностей, способствовать его отчуждению от общества («поставлен вне закона»). В то же время данное наказание подчеркивает осуждение преступного поведения виновного судебными органами и государством в целом.

По своей правовой природе наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не отличается от иных видов уголовных наказаний. Вместе с тем ему присущи определенные особенности.

Во-первых, оно не предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК РФ. Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения анализируемого дополнительного наказания.

Во-вторых, назначение этого наказания, если для этого есть формальные основания, не обязанность, а право суда. При этом судам при рассмотрении дел и вынесении приговора, связанного с назначением данного наказания, следует учитывать обстоятельства дела, все данные, характеризующие личность виновного, и непременно задаваться вопросом, целесообразно ли лишать осуждаемого звания, чина или награды, если преступление совершено вследствие случайного стечения обстоятельств, в условиях нервно-психологических перегрузок, в экстремальной ситуации и т.п. В случаях, когда характер преступления и иные обстоятельства говорят о том, что виновный по своим деловым и моральным качествам не способен исполнять обязанности и занимать должности, которые соответствуют его званию (чину), суды не вправе сохранять звание осуждаемому.

При оценке данных, характеризующих личность виновного, следует учитывать:

а) его социально-демографическую характеристику, то есть пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства, социальное и семейное положение и т.п.;

б) его уголовно-правовую характеристику, то есть привлекался ли он ранее к уголовной ответственности; если привлекался, то осталась ли неснятой и непогашенной судимость, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т.д.;

в) его уголовно-исполнительную характеристику, то есть отбывал ли он ранее наказание, если да, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.;

г) его специальный статус, включающий в себя отношение лица к выполнению обязанностей, связанных с использованием специального, воинского звания или классного чина, продолжительность выполнения этих обязанностей, наличие либо отсутствие взысканий, поведение в быту, отношение к коллегам и другим гражданам, использование почетного звания или государственных наград в корыстных либо в иных личных интересах и т.п.;

д) его правовой статус, подтверждающий, что виновный является лицом, обладающим именно специальным, воинским либо почетным званием, классным чином и государственными наградами (в этом отношении, решая вопрос о применении ст. 48 УК РФ, суд должен располагать объективными сведениями о характере присущих такому лицу звания, чина либо наград);

е) использовал ли виновный свое положение либо свой особый статус в целях совершения преступного деяния.

В-третьих, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено виновному в дополнение к основному наказанию при осуждении его за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления [ст. 48 УК РФ]. Согласно ст. 15 УК РФ, тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

В-четвертых, рассматриваемое наказание носит преимущественно «позорящий» характер и связано с морально-психологическим воздействием на осужденного.

В-пятых, оно является по своей сути видом государственного депоощрения, то есть состоит в лишении осужденного определенных привилегий и отличий, полученных за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него.

В-шестых, оно влечет ограничения дальнейшей профессиональной деятельности осужденного, если она связана с наличием определенного специального или воинского звания и лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, сохраняет свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

В-седьмых, это наказание оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие на осужденного, так как лишение чинов, наград и званий может привести к потерям различных льгот имущественного характера, установленных для соответствующих категорий лиц (отмена соответствующих льгот, прекращение определенных выплат и т.д.), что также носит более длительный характер, чем собственно судимость.

Исходя из указанных выше особенностей, характеризующих анализируемый вид наказания, можно дать ему следующее определение. Уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – это дополнительное наказание, не закрепленное в санкциях статей Особенной части УК, которое назначается по усмотрению суда (с учетом данных, характеризующих личность виновного) в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, связанное с морально-психологическим воздействием на осужденного и являющееся по своей сути видом государственного депоощрения, влекущее определенные ограничения как экономического, так и профессионального характера, сохраняющее свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.