Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измеряемы ли способность и одаренность




 

Деятельность как условие диагностики способностей и одарен­ности. Выше уже говорилось, что сторонники личностно-деятельностного подхода к способностям считают, способности можно только в процессе выполне­ния деятельности действительно, практика обучения показывает, что быстрота, и качество овладения знаниями и умениями, а также конечный уровень достижений в избранном виде деятельности позволяют в определенной мере судить об имеющихся у человека способностях и одаренности

Когда Д. И. Менделеева называли гением, он морщился и ворчал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений...» Имеются и противоположные примеры. Выдающийся математик академик Н. Н. Шузин в гимна­зии не проявлял никакого интереса и прилежания к математике, в результате чего к нему пришлось приставить репетитора по этому предмету. Александр Блок мало ин­тересовался русским языком и литературой и тоже вынужден был заниматься этими предметами с репетитором. Естественно, оба в гениях у преподавателей гимназии не числились.

Отсюда столь часты ошибки в определении таланта у детей родителями, педагога­ми школ и высших учебных заведений. Эти случаи нераспознавания будущих выда­ющихся деятелей науки, литературы, спорта стали уже хрестоматийными. Напри­мер, знаменитый натуралист и путешественник Александр Гумбольдт, именем кото­рого теперь назван Берлинский университет, в детстве считался тугодумом, слабо развитым мальчиком, и родные даже сомневались, сможет ли он успешно завершить среднее образование. Поэт Роберт Берне долго не мог научиться читать, А. Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии за неуспеваемость, а А. П. Чехов в 3-м классе был оставлен на второй год за отставание в словесности. Кто-то даже подсчитал, что 30 % двоечников являются гениями.

Несоответствующий природным данным стиль обучения, боязнь экзаме­нов могут приводить к не очень высокой успеваемости, на основании чего делается вывод и о невысокой умственной одаренности учащегося.

Поэтому правомерны поиски более надежных путей определения способностей без оценки результатов выполнения учебной и профессиональной деятельности, тем более, что многие виды деятельности ребенку вообще недоступны вследствие его еще недостаточной физической и умственной развитости

 

Тестирование. Дело в том, что измеряется в тестах и фик­сируется в деятельности наличный уровень тех или иных возможностей человека (качества, производительность труда, достигаемый спортивный результат и т. д.), которые могут определяться многими факторами (знаниями, умениями, условиями деятельности, качеством орудий труда и т. п.). При наличии благоприятных условий способным и одаренным может показаться человек, таковым на самом деле не являю­щийся.

Однако есть еще один и, по-видимому, самый реальный путь — прогнозирование способностей и одаренности по количеству и степени выраженности имеющихся у человека Задатков. Однако, при этом необходимо знать, какие задатки относятся к той или иной способности. Измерение степени выраженности у данного человека задатков способностей можно осуществить в лабораторных условиях путем выполне­ния испытуемыми определенных тестов для выявления задатков, а в ряде исключи­тельных случаев (у спортсменов) — выявлением задатков путем биохимического и гистологического анализов.

Трудно прогнозировать способности и одаренность ко многим видам деятельности (исключая, пожалуй, музыкальную и художественную деятельность) в подростковом возрасте в связи с индивидуальными сроками полово­го созревания (пубертатного периода). Все дети этого возраста делятся на три груп­пы: акселератов (с ускоренном половым созреванием, т. е. в 10-11 лет; их около 20 %), ретардантов (с задержкой полового созревания, т. е. в 16-17 лет; их тоже около20 %) и с нормальным по срокам половым созреванием (около 60 %). Как известно гормональные изменения, происходящие в этот период, существенно изменяют выраженности свойств нервной системы, которые являются, как уже отмечалось, задатками способностей, влияют на уровень физического развития, в том числе и на антропо­метрические данные подростков.

Показана связь между уровнем полового созрева­ния детей и их мышечной работоспособностью, двигательной активностью, функци­онированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более крупными размерами тела. Среди детей с ускоренным развитием чаще встречаются эндоморфные типы телосложения; у этих детей оказываются большими показатели мышечной силы. Подростки с более поздним развитием характеризуются мезоморфным и эктоморфным типом телосложения, причем у первых половое созревание начинается" на год раньше, чем у вторых. У эктоморфов более выражена быстрота, чем сила и выносли­вость. Отсюда, учитывая только паспортный, а не биологический возраст, можно при­нять за одаренного, например, к занятиям спортом акселерата и забраковать ретар­данта.

Известно, что имеются так называемые сензитивные периоды возрастного раз­вития, когда в одном возрасте лучше проявляется какой-то один из психических про­цессов, а в другом возрасте лучше проявляется уже другой психический процесс. Если в связи с различными сроками полового созревания происходит смещение этих сензитивных периодов, то в этом случае можно сделать ошибку в прогнозе и об уровне развития интеллекта, поскольку, как отмечает Н. С. Лейтес (1977), признаком ода-». ренности ребенка чаще всего служит несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, т. е. опережение возраста.

Возраст полового созревания, как и возраст скелетной зрелости, все же ограничи­вает дифференциацию по способностям, так как может учитываться только в неболь­шом возрастном диапазоне.

Используемые для определения способностей и одаренности показатели должны обладать прогностической силой, т. е. фиксировать не только сегодняшнее развитие ребенка, но и предсказывать, как изменятся эти показатели в будущем, т. е. какой бу­дет уровень развития человека, когда он станет взрослым. Иначе говоря, нужно, что­бы по исходным данным ребенка (по ювенильным признакам) можно было судить о величине тех же показателей в конце заданного периода (о дефинитивных призна­ках). Показано, что прогностичными являются показатели мышечной силы, прыгучести, выносливости, ростовые, в меньшей степени — вес тела. Слабая надежность отмечена В. В. Волковым (1981) в отношении психических функций показателей зависит во многом от того, в какой мере они зави­сят от генетического фактора, а в какой мере — от развития, воспитаниям.

Однако в период полового созревания прогностичность пока­зателей снижается или совсем утрачивается в связи, как уже говорилось, с различием детей по темпам полового созревания. У медленно созревающих время от появления первых признаков до сильного их развития составляет в среднем 3 года 10,5 месяца, у быстро созревающих — 1 год 2,5 месяца (В. Г. Властовский, 1976).

Поскольку мед­ленно созревающие начинают половое развитие раньше, они вначале опережают бы­стро созревающих по физическому развитию, в частности — в росте. Но затем быстро созревающие к периоду половой зрелости догоняют в развитии первых, а в последу­ющем и опережают их. Следует учитывать, что сверхоптимальные физические на­грузки приводят к задержке полового и физического развития, в частности — к угне­тению пролиферативной фазы менструального цикла и выделения активных фрак­ций эстрогенов. В этом случае подросток может быть принят за ретарданта, каковым в действительности он может не быть.

Контрольные вопросы

1. Каковы соотношения между одаренностью и способностями?

2. Достаточно ли одних способностей, чтобы считать человека одаренным в двига­тельной деятельности, в частности — в спорте?

3. Какие имеются взгляды на наличие «общих» и «специальных» способностей и ода­ренности?

4. Каковы соотношения между способностями и склонностями?

5. Ведет ли признание способностей и одаренности врожденными к отрицанию роли деятельности?

6. Какая разница между способностями и качествами?

7. Какая разница между компенсацией одной способности другой и компенсаторны­ми отношениями между ними?

8. Измеряются ли способности и одаренность?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.