Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М н о ж е с т в е н н о е ч и с л о




IIIспряжение

IIспряжение

При основе на мягкий согласный в 1 л. ед.ч. и в 3 л. мн.ч. –ю

При основе на твердый согласный в 1 л. ед.ч. и в 3 л. мн. ч. –у

е д и н с т в. ч. м н о ж. ч. д в о й с т в. ч.

1-е лицо ид-ѫ (-у) ид-е-мъ ид-е-вѣ

2-е лицо ид-е-ши (-шь) ид-е-те ид-е-та

3-е лицо ид-е-ть ид-ѫть (-уть) ид-е-та

е д и н с т в. ч. м н о ж. ч. д в о й с т в. ч.

1-е лицо мел-ѭ (-ю) мел-е-мъ мел-е-вѣ

2-е лицо мел-е-ши (-шь) мол-е-те мел-е-та

3-е лицо мел-е-ть мел-ѭть (-ють) мел-е-та

1) при основе не на шипящий согласный:

е д и н с т в. ч. м н о ж. ч. д в о й с т в. ч.

1-е лицо вел-ѭ (-ю) вел-и-мъ вел-и-вѣ

2-е лицо вел-и-ши (-шь) вел-и-те вел-и-та

3-е лицо вел-и-ть вел-ѧть (-ять) вел-и-та

2) при основе на шипящий согласный:

е д и н с т в. ч. м н о ж. ч. д в о й с т в. ч.

1-е лицо уч-ѭ (-ю, -у) уч-и-мъ уч-и-вѣ

2-е лицо уч-и-ши (-шь) уч-и-те уч-и-та

3-е лицо уч-и-ть уч-ѧть уч-и-та

(-ять, -ать)

Глаголы Iспряжения отличались от глаголовIIспряжения, кроме тематических гласных, окончаниями 3-го л. мн.ч.

е д и н с т в е н н о е ч и с л о

1-е л. ѥсмь дамь ѣмь вѣмь

2-е л. ѥси даси ѣси вѣси

3-е л. ѥсть дасть ѣсть вѣсть

1-е л. ѥсмъ дамъ ѣмъ вѣмъ

2-е л. ѥсте дасте ѣсте вѣсте

3-е л. соуть дадѧть ѣдѧть вѣдѧть

д в о й с т в е н н о е ч и с л о

1-е л. ѥсвѣ давѣ ѣвѣ вѣвѣ

2-е и

3-е л. ѥста даста ѣста вѣста

Глагол дамь в 3-м лице мн.ч. мог иметь также форму дадѫть (дадуть).

Будущее время глагола

Б у д у щ е е п р о с т о е по окончаниям совпадало с настоящим временем, поскольку постепенно развивалось в древнерусском языке из тех глаголов, которые начали приобретать значение совершенного вида. Резкого разграничения между формами будущего и настоящего времени не существовало, поэтому форма настоящего времени от одной и той же основы могла иметь значение то настоящего, то будущего времени.

Примеры:

въставъ идѫкъ оцõу моѥмоу и рекѫѥмоу (встав, пойду к отцу своему и скажу ему) (Остр. ев.).

идоу на тѧ ратью (уходи из Переяславля; если не уйдешь добром, то пойду на тебя с войском) (Лавр. лет.).· пакы ли не поидеши добромъ ·поѣди ис Переiаславлѧ

Б у д у щ е е с л о ж н о е п е р в о е образовывалось путем спряжения вспомогательных глаголов (почнѫ, начнѫ, имѫ, хочѫ, похочѫ) в настоящем времени в сочетании с инфинитивом смыслового глагола. Вспомогательные глаголы, теряя свое лек­сическое значение, играли роль формального показателя будущего времени.

Пример: "погании имоуть радоватисѧи возмоуть землю нашю" (П. вр. лет): форма имоуть радоватисѧ означает просто обрадуются.

Это будущее время постепенно приобретало значение несовершенного вида.

Пример: аже начнеть не знати у кого купилъ (Рус. пр.): если не будет знать, у кого купил

Образец спряжения

Единственное число Множественное число

1-е л. почьноу писати почьнемъ писати

2-е л. почьнешь писати почьнете писати

3-е л. почьнеть писати почьноуть писати

Двойственное число

1-е л. почьневѣписати

2-е и 3-е л. почьнета писати

Примеры:

елико камень·толи не боудеть межю на­ми мира начнеть плавати ·а хмель почнеть тоноути (Если не будет между нами мира, то камень будет плавать, а хмель тонуть) (Лавр. лет.);

а хто оу нихъ оучнеть жыти людей (А кто из людей будет жить у них) (Гра­мота 1486 г.);

лютъ се моужь хоче быти (Этот человек будет жесток) (Лавр. лет.);

не имамь оуже царствовати въ странахъ сихъ (не буду уже царствовать в этих странах) (там же);

Хĉъ имать схранити тѧ (Христос сохранит тебя) (там же).

Начиная с XVв. в будущем сложном первом в качестве вспомогательного глагола стало употребляться боудоу: боудоу читать, боудоу писать, боудоу играть. В такой форме будущее сложное первое сохранилось до наших дней.

Б у д у щ е е с л о ж н о е в т о р о е образовывалось спряжением вспомогательного глагола б ѫдѫ (боудоу) в настоящем времени в сочетании с кратким причастием на -л- в соответствующем роде и числе. Оно обозначало такое действие, которое должно случиться раньше какого-то другого действия. Иногда оно имело значение предполагаемого будущего действия и употреблялась главным образом в условных прида­точных предложениях.

Образец спряжения

Единственное число Множественное число

1-е л. боудоу писалъ (-а,-о) боудемъ писали (-ы, -а)

2-е л. боудешь писалъ (-а,-о) боудете писали (-ы,-а)

3-е л. боудеть писалъ (-а,-о) боудоуть писали (-ы, -а)

Двойственное число

1-е л. боудевѣписала (-ѣ, -ѣ)

2-е и 3-е л. боудета писала (-ѣ, -ѣ)

Примеры:

ƺ·а кто боудеть началъ томоу платити коунъ (если кто-нибудь начнет, то пла­тить ему 60 кун) ( Русск, Пр.)

оже боудеть оубилъ... тъ такоѥмоу платити (если кто-нибудь убьет (кого-то), платить ему так) (Русск. Пр.);

что боудешь слышалъ, и ты сказываи прѧмо (что услышишь, рассказывай прямо) (Грамота 1525 г.)

и будеши ответъ имелъ, княже, оже ти монастыре разъграбять (и будешь отвечать (перед Богом), князь, если те монастыри разграбят) (Пов. врем. лет)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.