Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя политика России: трудности и противоречия




Власть в России сосредоточилась в руках Президента и Верховного Совета Российской Федерации. Статус России как независимого, самостоятельного государства не привел к подлинной независимости и самостоятельности. Страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни системы внешнеэкономического регулирования, были исчерпаны золотые и валютные запасы. В этих условиях Б.Н. Ельцин сам возглавил правительство, став одновременно Президентом и премьер-министром.

В области внутренней политики руководство России определило несколько приоритетных задач, одна из них - глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования. Программа радикальных, либеральных по характеру реформ была одобрена российскими властями осенью 1991 г. Ее разработку и реализацию связывают с именем Е.Т. Гайдара, занявшего в новом правительстве пост вице-премьера по экономике Экономические реформы ("шоковая терапия") включали три основных направления: либерализация большинства цен, свобода торговли и проведение приватизации жилья и предприятий. В течение 1992 г. было передано в частную собственность 24 тыс. предприятий, 15% торговой сети, создано 160 тыс. фермерских хозяйств. Проведение реформ шло болезненно, с большими издержками. Цены к концу 1992 г. выросли в 100-150 раз, инфляция составила 3000%, на 20% сократился национальный доход и промышленное производство, выросла безработица.

В 1993 - 1996 гг. социально-экономическия ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Влияние ряда негативных факторов нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей в стране. За период 1992 - 1995 гг. объем промышленного производства сократился на 8%; сельскохозяйственной продукции - на 53%; национального дохода - на 63%. Реальные доходы населения составили 40% в 1995 г. к уровню 1991 г. Росла преступность, произошло резкое расслоение общества по уровню дохода. Эти и другие негативные последствия перехода к рыночной экономике стали прочной тенденцией современного этапа модернизации.

Второй приоритетной задачей являлось оформление суверенной российской государственности. В России складывается политический кризис - противостояние законодательной (представительной) и исполнительной властей. Оплотом оппозиции правительственному курсу стал Съезд народных депутатов России и его Верховный Совет (председатель - Р.И. Хасбулатов). В декабре 1992 г. Съезд народных депутатов признал работу правительства неудовлетворительной, отправил Е.Т. Гайдара в отставку, утвердил новым премьер-министром В.С. Черномырдина. С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону более умеренного реформирования, что, однако, не привело к улучшению социально-экономической ситуации.

Референдум 25 апреля 1993 г., с одной стороны, подтверждал доверие большинства, принявшего участие в нем, Президенту, с другой стороны - не поддержал переизбрание Съезда народных депутатов.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о прекращении полномочий и роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о проведении в декабре выборов в новые органы власти - Совет Федерации и Государственную Думу. Руководство Верховного Совета России во главе с Р.И. Хасбулатовым и А.В. Руцким отказалось подчиниться Президенту, признав его действия неконституционными. Противостояние властей закончилось кровавыми событиями в Москве 3 - 4 октября.

После ликвидации Верховного Совета России, а затем и всей системы Советов президентская сторона предложила проект новой Конституции, в котором Президент сосредотачивал в своих руках всю полноту исполнительной власти и был наделен существенными законодательными полномочиями. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации), одновременно, по итогам референдума, была принята новая Конституция России. Это способствовало относительной стабилизации ситуации политической обстановки в стране. Однако результаты выборов свидетельствовали о значительном расколе в обществе, в политической жизни: КПРФ (коммунистическая партия России, Г. Зюганов), ЛДПР (либерально-демократическая партия России, В. Жириновский), Яблоко (Г. Явлинский) и др.

Третьей задачей руководства России стадо сохранение целостности России, предотвращение территориального распада России. Обострились межнациональные отношения в Российской Федерации. В 1991 г. автономные республики заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономии. В конце 1994 г. российские войска вступили на территорию Чечни. Началась затяжная кровопролитная война (1994 - 1996 гг.). Серьезным шагом на пути сохранения единства России стал подписанный в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации.

17 декабря 1995 г. состоялись выборы в новую Государственную Думу. Только четырем из 43 политических партий и объединений удалось преодолеть пятипроцентный барьер, чтобы быть представленным в Думе: КПРФ, ЛДПР, “Наш дом - Россия”, “Яблоко”. 3 июля 1996 г. на второй срок президентства в острой борьбе был избран Б.Н. Ельцин.

 

 

Внешняя политика (сер. 80-х - к. 90-х гг.)

В рассматриваемые годы произошли кардинальные изменения во внешней политике и международном положении страны. Вначале горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений, на рубеже 1987 - 1988 гг. в них вносятся коррективы в духе провозглашенного в эти годы Горбачевым "нового политического мышления". Его основными принципами были: признание современного мира единым и взаимозависимым; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми, идеологическими); признание в качестве универсального инструмента международных вопросов не баланса сил государства, а баланса их интересов.

Среди наиболее важных событий международной жизни можно выделить следующие: договоры СССР и США о сокращении ядерного оружия (1987, 1991 гг.), вывод советских войск из Афганистана (1988 - 1989 гг.); распад социалистической системы в результате целого ряда революций в восточно-европейских странах (1989 - 1990 гг.); объединение Германии (1990 г.). В 1991 г. был распущен СЭВ и ликвидирована организация Варшавского Договора. В конце 1990 - начале 1991 гг. СССР заключил соглашение со всеми восточно-европейскими странами о выводе из них советских войск. В Европе остался один военный блок - НАТО. Главным результатом этого периода был конец "холодной войны". Распад СССР привел к радикальным изменениям геополитической ситуации в мире. Новое российское руководство отдало приоритет укреплению отношений со странами Запада, прежде всего с США. Ожидалось, что поддержавшие Ельцина в августе 1991 г. лидеры "семерки" предоставят России значительную экономическую поддержку, необходимую для успешного проведения реформ, но серьезной финансовой помощи не последовало.

Российское руководство предприняло новые инициативы в области ограничения и сокращения вооружений. В феврале 1992 г. на встрече российского и американского президентов в декларации определялись основы взаимоотношений между странами, в 1993 г - подписан договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). В начале 1996 г. Россия вступила в Совет Европы. Укреплению и расширению международных связей России способствовали визиты президента России во многие страны мира, его регулярные встречи с руководителями ведущих держав. С 1996 г. для российской внешней политики сложной проблемой стало расширение НАТО на Восток, т.е вступление в него восточноевропейских государств.

Особое место во внешнеполитической деятельности российского руководства занимают проблемы ближнего зарубежья, наиболее болезненные и трудные. В рамках СНГ Россия подписала ряд документов, регулирующих взаимоотношения с государствами Содружества, особенно в экономической области. Однако это не привело к оформлению СНГ как прочной и действенной организации, хотя объективная необходимость этого процесса все более осознается руководителями и народами этих стран.

Актуальными и сложными для современной России остаются проблемы эффективности экономического развития, социальной и политической стабильности, сохранения целостности государства и укрепления его позиций в мировом сообществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.