Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия, творчество. Рациональное и иррациональное в познании




Чувственное познание:
- основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством, как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. Мы будем говорить о чувственно-сенситивной способности или способности человека получать информацию об объектах с помощью органов чувств (конкретно-чувственное познание). Но при этом не будем забывать, что такое разделение весьма условно, что чувственное познание пронизано рациональным.
Чувственное познание - это форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных, но несводимая к ним. Органы чувств человека вряд ли можно считать самыми развитыми. В тоже время имеются факты, показывающие большие возможности человеческого организма к чувственно-сенситивному познанию мира. Например, художники способны различать сотни оттенков цветов, дегустаторы – огромное количество оттенков вкуса, музыканты – звуков и т.п. Тем не менее диапазон воспринимаемых человеком звуков, цветов, запахов довольно ограничен. Это, с одной стороны, позволяет ему свободно ориентироваться и действовать в окружающем его соразмерном ему макромире. А, с другой стороны, эта ограниченность позволяет не перегружать человеческое восприятие незначительными для человеческой жизни подробностями. Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление.
Ощущения –элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) Это один способ представления ощущений.

Восприятие – это целостный, чувственный образ предметов полученных посредством наблюдения. Восприятие существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Поэтому процесс восприятия носит активный и творческий характер. Целостные, чувственные образы восприятия в результате взаимодействия человека с окружающей средой, постепенно накапливаются в его сознании. Такое накопление осуществляется через память. Поэтому мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае образуется более сложная форма познания – представление

Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.

Рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, т.е. он представляет собой противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые всецело имеют дело с конкретным предметом и остаются при нем.С рассудка начинается рационалистическое познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях.

1+5=6.. 2 < 10..Это мышление – начальная ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную, формальную всеобщность. Подобное мышление основано на формальной логике.
Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности.
Человек – добр, человек – зол, человек – добр и зол.
Если принцип рассудка состоит в абстрактном тождестве, формальном единстве, то принципом разума является конкретное тождество как единство различных определений. Разумное мышление оперирует различными видами логик, одной из которых является диалектическая логика. Диалектическое мышление вскрывает переходы, движения, развитие. Благодаря этому, оно может изучать вещи согласно их собственной природе. Для развитого человека специфично разумное мышление, предпосылкой которого выступает «исследование природы самих понятий» (рефлексия).
Рассудочное мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, определение и умозаключение.
Понятие – это форма мысли в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности.
Понятие близко представлению, т.к. оба они носят обобщенный и опосредованный характер. Но они различаются тем, что представление дает наглядный образ действительности, а содержание понятия лишено наглядности. В понятии уровень обобщения доведен до выделения существенного, а в представлении отражены общие признаки объектов.
Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями – это значит судить о нем выявлять его связи и отношения.

Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.

Интуиция - чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте. В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания(интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Фантазия- ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять. То есть жить образами и представлениями, рождаемыми в мозговой части Человеком — Мечтателя… Фантазия — это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.