Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория души




 

Ещё одной важнейшей категорией в египетской религии была категория души (ба). Всё что связано со словом душа связано с категорией дыхания практически во всех языках. Но египетская категория ба не связана с дыханием. Само слово дыхание подводит нас к слову жизнь, то есть душа это то, что даёт жизнь. Но категория ба имеет иную смысловую природу. Нам надо вспомнить, что всё что связано с душой таинственно. Даже в христианском богословии за две тысячи лет категория души так и не проработана до конца. И мы до сих пор спорим двучастна ли природа человека или трёхчастна, душа и дух это одно и тоже или разные вещи, идёт ли душа в место страданий или нет, личность человека с душой или вне души. Но единственно в чём христианское богословие едино, это что смерть есть разделение души и тела, а воскресение есть их воссоединение. Египтологи говорят следующее: «Ба, как и родственные ему понятия ка и ах не имеют точных эквивалентов ни в одном из современных классических или семитских языков. Переводить понятие ба, как это делали ранее и до сих пор делают, словом душа не только не соответствует его базисному значению, но к тому же привносит дуалистическое различение между телом и душой, подходящее для некоторых иных философских систем, но искажающее саму суть представлений о человеке свойственных древним египтянам». Нам тоже свойственно противопоставление души и тела. И зачастую мы можем встретить призывы о том, что следует спасать душу, но не тело. Однако Спаситель является спасителем не только души, но и тела.

 

Как сами египтяне изображали ба? Интересно, что изображали они его двойственно. Первоначально его изображали в виде идущей птицы, похожей на аиста, но с головой человека. И там где эти изображения большие и находятся в гробницах, то можно наблюдать портретное сходство между ба человека и самим изображением человека. То есть ба изображается с личностной, не просто усийной, но ипостасной привязкой к каждому конкретному человеку. Само по себе изображение птицы может навести на ум, что это изображение чего-то безличностного, то есть изображение свободной силы. Но и другие категории, которые безусловно личностные, например категория ах, тоже изображаются в виде птицы. Поэтому египтяне не хотели противопоставить личностное безличностному.

 

Само изменение иероглифического знака свидетельствует о том, что что-то изменилось в понимании египтян, то есть они иначе стали ставить акценты. Со Среднего Царства, после Первого переходного периода, египтяне начинают ставить акцент именно на индивидуальном, на ипостасном своеобразии ба. До этого они ставили акцент на чём-то ином.

 

Для того чтобы разобрать, что сами египтяне понимали под значением слов, необходимо обратиться к Позднему Египту и коптскому языку. Египтяне никогда не переводили слово ба, словом ψυχή (душа). К эпохе, когда появились греческие тексты, коптским эквивалентом слова ба было бэу употреблялся как «насилие», «принуждение», как разрушительная сила. И действительно, если мы перенесём это позднее употребление в глубокую древность к Текстам Пирамид, то мы увидим, что мы можем далеко не всегда перевести слово ба словом «душа» в нашем обыденном понимании. «Сколь прекрасно это зрелище, сколь великолепно это видение. Глаголют они, глаголют в боге. Восхождение бога этого в небе. Восхождение Унаса этого в небо. Души его осеняют его, ужас его по обе стороны от него, тайные знания его у ног их». Явно что в данном тексте слово ба лучше переводить не словом «душа, а словом «сила», тогда это будет выглядеть как «Слава силы его осеняет его…». «Слава силы» это образ очень распространённый и в еврейских псалмах, этот образ нам говорит, что самое первое значение ба – это сила. И тогда всё встаёт на свои места. «Взойди ко мне, ибо солнце имя твоё. Разгони тьму небесную дабы явил себя вышний небосклон и дабы внимал он восхвалениям силы моей и славы моей с устах губ божественной девятерицы». Ба, тем не менее, очень тесно связано с телом человека, с его гробницей, с его личностью при жизни. Ба – это сила, но сила личности. Очень распространено египетское выражение ба хор хат – «душа над телом».

 

Очень распространён египетский текст 12 династии «Разговор разочарованного со своей душой» - «Разговор разочарованного с ба». Подобные диалоги тела с душой это одна из любимых тем византийской литературы. Так вот в этом «Разговоре…», восходящем к Первому переходному периоду, когда была катастрофа, разочарованный просит свою душу не уходить от него после смерти, чтобы после смерти его душа оставалась с ним. На что душа говорит, что не уйдёт, если он не будет искать приближения смерти. То есть человек должен жить несмотря на все те ужасы которые вокруг него происходят. Это наводит на мысль, что душа действительно некая энергия, которая действует через тело, это та сила, которая находится в теле. Потом в позднем тексте говорится более привычное нам: «Принадлежит душа небу, а мёртвое тело преисподней». Но более древние тексты, Тексты Саркофагов, нам не понятны в этом смысле. «Да узнаешь ты свою душу (ба) на высшем небе, когда плоть твоя, тело твоё пребывают в Гелиополе (похоронены). Да будет иметь ба твоё сердце, дабы помнило оно о теле своём, дабы успешно могло снести оно яйцо из которого родишься ты». Снести яйцо это образ птицы, а новое рождение то что связано с ба. Это речение завершается словами: «Явил ты себя владыкой запада, правящим людьми пребывающими на земле. Воздвигни себя к жизни ибо ты не умер, да будешь ты жить вечно». Для этой вечной жизни необходимо пребывание ба.

 

Однако само рождение ба человека в вечность происходит в результате суда, но суда не над душой, которая не судится. Судится не душа и не тело, а судится воля человека. Воля и душа это не одно и тоже. Душа это нечто внешнее относительно воли. Воля или сущность, нрав, это кед. Вот именно кед судится. И день суда так и называется «День определения кед» - «День определения сущности». Но ба и сущность очень тесно связаны. Ба становится частью эмпирической сущности человека, более того сущность человека может существовать, может направлять человека благодаря ба. То есть ба это то что связанно с сущностью, но то что не есть сущность. «Отверсты двери неба, ибо прекрасен ты, взойди и узри Дом Гора. Да перестанут возносить жалобы на тебя и изгладят все грехи твои, те кто взвешивают в день определения сущности. Да сможешь ты соединиться с теми кто на ладье, с теми кто в свите Ра. Слова премудрости, произносимые в уподобление Ра при осиянии светом». То есть это пожелание человеку, чтобы день определения сущности был для него благоприятен, а дальше речь идёт о ба, которое помнит о своём теле (из отрывка выше).

 

Что есть соотношение ба и сущности? Текст Пирамид, в котором говорится о воскресении: «Слава тебе великий и единственны, сын великого и единственного. Спешат отворить для тебя кровли великого дома. Служат тебе в доме земном. Створы окон небесных отверсты для тебя. Сияние солнца изливается на тебя. Слава тебе единственный, пребывающий каждодневно. Грядёт вышней, грядёт широко шагающий, тот кто властен над небесами, кому подвластны боги. Слава тебе мощь (ба) божественная, пребывающая в красной крови его. Единственный, о которому глаголал отец твой. Премудрый, о котором глаголали боги. Восхитил ты престол свой в зените неба, в месте том, где упокоилось сердце твоё. Проходишь ты небеса шагами твоими, соединяешь ты нижнюю и верхнюю страну в шествии твоём. Тот кто воистину так знает это речение Ра, эти слова вышнего небосклона, будет знать его Ра, будет он вместе с вышнем небосклоном. Меренра сей знает так это речение Ра. Меренра повторяет эти слова вышнего небосклона. И потому знает Меренра Ра. Вместе он с вышнем небосклоном. За руку будет Меренра возведён в небо, дабы был он среди спутников Ра». Смысл этого речения, это спор Гора и Сета, победа Гора над Сетом, восхождение Гора в небо, и умерший уподобляется Гору. Но чтобы он мог уподобиться Гору божественное должно быть в красной крови его. Ба должно быть в крови его. Ба и кровь это довольно частый образ. Можно вспомнить слова из Ветхого Завета о том, что животных с душой, с кровью есть нельзя, отсюда и образ выпускания крови. Откуда этот запрет? Кровь тесно соединяется с силой, с душой. Можно сказать, что кровь и душа это одно. Но эта душа вовсе не астральное тело. Кровь – образ жизни. Кровь струится по телу, касаясь его самых мельчайших клеточек. То есть кровь это некая субстанция которая даёт телу жизнь. И вот именно эта субстанция есть божественная энергия и сила, которая входит в человека.

 

^ Ка – это предвечный образ человека, он не может погибнуть. Это человек погибает, если он не тождественен своему ка, но ка вечен. Ба – это та божественная сила, та энергия, которая от Бога входит в человека, которая его животворит. Это дыхание жизни, то что делает человека живым, и то чему кровь является символом. Поэтому поедание крови животных есть фактически некое вкушение божественно вещества. Кровь – это сила тела, сила человека как телесного существа, но кровь – это также символ божественного духа, которая входит в человека. Но дело в том, что совершенно неверно представлять душу как электричество, входящее в провод и зажигающее лампочку. Египтяне так не думали. Душа остаётся с человеком, если человек, его воля (кед) направляет божественную силу соответственно с божественной волей. Божественная энергия направляемая человеческой волей в соответствии с божественным замыслом становится человеческой энергией, человеческой силой. Слова Христа «Без меня не можете творить ничего же» в этом смысле вполне понимаемы египтянами. То есть без божественной силы человек ничего творить не может. Но божественная сила может действовать в человеке только через его волю, но не помимо ей. Человек не становится марионеткой, он направляет свою волю в направлении воли Божьей, и тем направляет божественную силу на некие созидательные действия, и в результате эта сила становится его душой, которая с ним больше не расстаётся. Если же человек не соединяет свою волю с божественной силой, если он пытаётся её использовать не в соответствии с божественным замыслом, то эта божественная сила с ним не соединяется. Она дана ему, он её может использовать, он может убивать и разрушать с помощью божественной силы, но она с ним не соединится, поэтому он не обожиться. Он злоупотребит данным ему даром, и душа его не будет с ним. А без души, то есть без личностно определённой божественной силы, без божественной силы ставшей личностью конкретного человека, этот человек не может обрести вечную жизнь. Поэтому он уходит в область страданий, ибо он страдает от отсутствия жизни. Одно из речений Книги Мёртвых так и называется «Речение слов, дабы превратиться в ба живое и не идти в место страданий. Кто познал его (это речение) никогда не погибнет». «Даны Богу приношения божественные. Дан Пепи этому хлеб его. Приди же к силе твоей, о Осирис. Сила среди блаженных воскресших, могущественный в пребывалище своём». Здесь два важных момента. Во-первых, жертвоприношение, Пепи дан хлеб. Любое жертвоприношение это глаз Гора, но это же и жизнь. Когда тебе приносят жертву, это значит тебе дают жизнь, жертвой даётся сила. Происходит соединение живых умерших и Бога через подачу этих сил, силы божественной и силы человеческой идущей от земли. А во-вторых, сила Пепи это сила Осириса. Во многих текстах Осирис и ба практически синонимы. Ба человека это Осирис, то есть тот кто познал смерть и воскрес благодаря Гору, потому что он не сотворил в жизни своей зла и лжи, потому что он своё божественное естество употребил только на благо, поэтому он смог обрести жизнь. Поэтому каждый человек при жизни Гор, а после смерти Осирис, если его ба это ба Осириса. Нигде не говорится о том, что душа (ба) зла, зла может быть воля. Ба – это результат соединения силы Осириса с человеческой волей.

 

В следующем речении Текстов Пирамид эта связь Осириса, души, тела и воскресения видна очень ясно. Тот о ком здесь идёт речь это Осирис, но в то же время и умерший, который уподобился Осирису и поражён смертью, но он должен воскреснуть, потому что его душа Осирис, если бы она была не Осирис, то тогда он не воскреснет. «Этот великий лежит на боку своём, тот кто в Негите трепещет (Осирис который поражён). Ра воздвигает главу его. Ненавистен ему сон, отвратительна неподвижность. И плоть Тети этого не истлеет, не разложится, не издаст зловония. Ты не пройдешь мимо, не прошествуешь, ты не пойдешь путём на котором расчленён был Осирис. Взойди в небо как Орион, ибо как Сотис (Сириус) могучая душа твоя. Подобает тебе быть ба и ты еси ба. Подобает тебе быть могучим и ты могуч. Да пребудет душа твоя (ба) среди богов, как вышний пребывает в небе». Здесь мы видим, что Осирис не прошествует потому что Тети имел свою ба соединённую со своей волей. Поскольку он будет силой (ба), поскольку он и есть уже эта сила, превращение в ба живое одна из целей египетской Книги Мёртвых. То есть умерший должен превратиться в живую силу. Ба предстаёт здесь в двух аспектах. В аспекте божественной силы, поэтому у богов есть ба и даже много ба. Эти силы божественные отчасти воплощены в людях, соединяясь с человеком они дают жизнь человеку, соединяясь с волей человека соответствующей воле божественной они дают человеку жизнь нескончаемую. Обожение в египетском контексте – это соединение человеческой воли с божественной силой, которая творит божественную человеческую силу, результатом которой становится Осирис-(имя человека). То есть умерший это Осирис, но он при этом ещё и личность. Обожение это всегда личностное обожение, это результат соединения с божественной энергией нашей личной воли, которая делает эту энергию частью нашей личности.

 

Поэтому мы начинаем понимать переход изображений ба, от птички к птички с лицом умершего. На этой диаде божественная энергия соединяющаяся с личностной становящаяся личностной энергией в древности, когда главным бала божественная природа человека, поэтому личностное не подчёркивалось. А начиная со Среднего царства, когда развивается ориентация на человека, что приводит к забвению его божественной природы, но приводит к восхищению личностью человека. И делается акцент на моменте, когда ба уже соединилась с личностью и стала навсегда личностной, божественный дух стал человеческим божественным духом и приобрел образ птицы-человека.

 

Книга Мёртвых говорит: «^ Аз есмь ба Ра, вышедшее из Нуна. Ба бога создавшего пищу божественную». Первоначально ба это божественная сила соединившаяся с человеком, в отличие от сехем, которая есть сила как таковая. В новом царстве наоборот подчёркивается, что ба это сила самого Ра, люди стали слишком приватизировать эту силу. «Отвратительно мне творение неправды и я никогда не увижу её». Констатация нравственного факта. Человек – ба Ра, поэтому ему отвратительно творение неправды. Оказывается неправда это всё что не соответствует божественному замыслу об использовании воли Бога, поэтому человек тут же исповедует, что ему отвратительно творение неправды. Ложь это прямое убивание собственной души. Убивание своего бессмертия. Если нет лжи, то жизнь человека исправляется, по крайней мере ему открыто покаяние. «Я есть эта пища божественная, которая никогда не погибнет ибо имя моё ба». Сам человек говорит, что он божественная пища. Мы привыкли мыслить иначе, что нам Бог подаёт божественную пищу и мы восстанавливаем наше обоженое состояние через вкушение Плоти и Крови Христа. Здесь же всё по-другому. Человек живёт благодаря пищи, и поскольку он живёт он действует. Бог действует на земле благодаря человеку и через человека, и в этом смысле человек даёт Богу жизнь на земле, поэтому человек это пища Бога. И это дело Божье, которое никогда не погибнет и творится через этого умершего потому что он никогда не творил неправды. И становится понятным, что творение правда и неправды это не нравственные категории, это сущностные категории. Потому что правда это соответствие человеческой воле божественному замыслу не о конкретном человеке, а о том, что это человек должен делать, для чего ему дана сила. «Я есмь владыка света. Отвратительна мне смерть и не отправлюсь я в место страданий инобытия. Это я преобразил Осириса и даровал довольство тем, кто в свите его». Эти строки не есть признак гордости, а человек всего лишь говорит о том, что его ба соответствовала ба Осириса. На земле этот человек был Гором, который спас Осириса. Гор и Осирис это отец и сын, но это говорит, что этот человек одно, пока он жив он Гор, но умерев он Осирис. То что он сделал на земле будучи Гором, этим он оживляет себя же когда после смерти становится Осирисом. Поэтому Гор – Осирис это диада и внутри одного человека, которая становится монадой. «Я есмь Нун. И делатель неправды не причинит мне вреда. Я первый из изначальных, сила сил вечных богов. Тело моё неразрушимо, мой образ вечность. Я владыка годов, правитель бесконечности. Я тот кто создал тьму и воздвиг престол её на грани небес». Постепенно человек восходит через своё понимание ба через творение правды к божественному сверхбытию. В этом тексте выстраиваются две линии:

 

1. Сверхбытие Нуна – Гор (активный деятель на земле) – ба (соединение божественного с человеческим кед) – воскресение – Осирис (личное божественное бессмертие).

 

2. Сверхбытие Нуна – Гор – ба – его отсечение лично выбранное ложью, злом, неправдой – смерть.

 

Различие этих двух путей в кед – личностном выборе. Поэтому становится понятен текст Нового Времени «^ Ты видишь очами своими, внемлешь ушами своими, глаголешь устами своими, шествуешь стопами своими, ибо божественная ба твоя в инобытии». То есть человек воскрес, ибо сила его в инобытии, он божественную силу сделал личностной.

 

Став Осирисом, то есть воскресшим, благодаря тому что божественная сила была соединена с волей, человек станет и Ра. Осирис и Ра соединятся. «Твоё ба пребывает на небе, твоё тело в инобытии, а твой образ на земле». Божественная сила, ставшая уже личностью пребывает на небе, тело пребывает до времени в инобытии, а статуя (образ) находится на земле, но все эти три момента когда-то соединятся. Поэтому об умершем говорят как о цельной и воскресшей личности.

 

Таким образом ба не является личностью человека, это личностно ориентированная божественная сила, ставшая частью личности. Но категория «ба над телом» показывает, что личностью душа становится только при воссоединении с телом, без соединения с телом человека нет. Есть пребывающая на небе его личностная душа, но тогда произойдёт её воссоединение с телом, ибо посредством тела ба творила свои дела, она соединилась с телом точно так же как божественная энергия соединилась с волей человека, когда это произошло образовалось ба. Поскольку ба действовала через тело, она также неотделима от тела, и поэтому воскресение произойдёт. Тело человека оказывается столь же божественной сущностью как и ба. Их воссоединение это чаемая цель.

 

 

Лекция V (XVIII)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.