Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода и предопределение




 

Вопрос о предопределении и свободной воли человека объявлялся в Мемфиском памятнике, когда текст говорил, что «Я сотворил всё полезное для всех людей, одни из них выбрали благое, а другие из них выбрали ненавидимое». И те кто выбрали благое обрели жизнь, а те кто ненавидимое – смерть. Но тут не даётся ответа на вопрос, те кто выбрали то или иное сделали это по предопределению Божьему или нет? Если не по предопределению, то Господь не всеведущ и не всемогущ, а если по предопределению, значит Бог предопределял кому-то совершать зло, и соответственно он сам зол.

 

Как совместить эти вещи?

 

Если вспомнить христианство, то апостол Павел тоже не отвечает на этот вопрос. Он говорит, что человеку не подобает судить для чего Господь сотворил его для высокого или низкого.

 

Египтяне об этом говорили, что предопределение (ша) есть, но свобода воли этим никак не упраздняется. Объясняется это двояко, и оба объяснения не элементарны. Первое объяснение заключается в том, что Бог предопределяет внешние обстоятельства человека, в зависимости от дел его предков, в зависимости от его собственного предшествующего пути, в зависимости и от неведомых нам причин, но известных Творцу, Он предопределяет человеку в какой утробе ему родиться, какие способности ему обрести, родиться ему здоровым или больным, в общем предопределяет путь человека и его дело, но всегда благое. Это и есть соответствие ка – соответствие замыслу. В этом смысле путь человека предопределён. Но поскольку человек это не только творение, но и бог сам по себе, потому что он образ и подобие Божие, поэтому у него есть качество свободной воли, которая божественна. Поэтому так же как Бог свободен Сам в Себе, так же и человек свободен сам в себе, но человеческая свобода отличается от божественной только тем, что Бог не только свободен, но и благ по своему естеству и его свобода это всегда свобода благая, а человек свободен по своему естеству, но благ по своему выбору. И отступление от воли Божьей, вхождение во зло, это и есть не предопределённое, Бог не предопределяет этого человеку, а человек сам выбирает зло. О том же говорится в Книге Бытия, Бог не предопределил Адаму и Еве есть с Древа познания добра и зла, но человек это сделал.

 

Соответственно, божественное предопределение касается божественного предназначения человека, любые отклонения от этого предопределение ведёт ко злу. Таким образом воля человека является свободной к творению зла, когда он творит добро, он действует в синергии с божественной волей. Но человеческая воля это не тварная сущность, а божественная, и в этом смысле человек богоподобен, человек это бог не имеющий благости как своего естества, который может свободно уклоняться и к добру и ко злу.

 

С этим связана и проблема времени. Поскольку Бог благ всегда для него нету качества времени. Для человека характерно время, как время выбора между добром и злом. Время это там где результаты дел следуют за делами, где есть процесс. И соответственно тогда, когда у человека отнимается свобода, что происходит после смерти, и он остаётся в Боге постольку поскольку он с Ним был в свободе, тогда времени больше нет, то есть времени как потока.

 

Второе объяснение соотношения свободы воли и предопределения заключается в том, что будущего нет. Поскольку у нас есть прошлое и настоящее, мы привыкли думать, что у нас есть и будущее, но на самом деле будущего нет, оно творится из прошлого и настоящего, поэтому к человеку и не может относиться предопределение его будущих поступков как абсолютной детерминанты. Но в зависимости от поступков предков и своих собственных определяется твоё будущее, ты сам творишь себе будущее, и в зависимости от того как ты себя ведёшь в прошлом и настоящим таким формируется твоё будущее. Если внимательно посмотреть на пророчества, то мы увидим, что в них постоянно повторяется одна и та же мысль, если не покаетесь все погибнете, если не сделаете то-то, то будет то-то. Речь идёт о том, что всё зависит от нас самих, от того как мы себя расположим к воле Божьей. В зависимости от степени уклонения от воли Божьей с нами будут совершаться разные неприятности, которые пророки предсказывают не так, что они видят будущее, но они видят последствия дел человека. Но если люди изменят своё поведение, то изменится и будущее.

 

Интересно, что примерно с 18-той династии в Египте появляется идея предопределённости (шао). Предопределённость это уже то, что от человека не зависит. В многочисленных текстах встречаются слова, о том, что человек совершил тот-то и тот-то дурной поступок ибо какой-то бог предопределил это. Но это встречается не в религиозных текстах, а литературных. Можно предположить, что эта идея того, что мир детерминирован постепенно распространялась в египетском обществе, потому что это удобная идея. Но в этом есть и определённый объективный момент, потому что одновременно с появлением категории предопределённости появляется и категория божественной милости, которая управляет судьбой человека. Бог может прибавить годы сверх предопределённого тому или иному человеку. Здесь речь идёт о том, что по всей своей жизни, по жизни рода, человек должен был умереть, как правило во грехе, но по молитвам своим ли, или других людей, Бог продлевает человеку шанс покаяния и жизни, то есть Он даёт исправление его судьбы. В некотором смысле человеческие поступки детерминируют человеческую жизнь, по грехам человека следует и развязка. Но Бог по своей милости может дать ещё один шанс.

 

В отличие от греческой традиции, где рок властвует над богами, где Мойра (богиня судьбы) определяет судьбу богов, в египетской традиции Бог властвовал над судьбой. Судьба это естественное определение человека, вытекающее из его жизни. Но человек сам властен над своей судьбой, и Бог властен над судьбой человека, Он может её менять. В одном из уже эллинистических гимнов Апису говорится, что Бог меняет облачение Мойры, то есть меняет судьбу своих обладателей. В Египте, в отличие от Греции, человек не безвольная игрушка в руках Бога или судьбы. В Египте человек волевой соработник Бога, и в этом смысле божественное существо, которое трудится вместе со своим Творцом на благо всего творения, а если не трудится, то именно за это нерадение о Боге и осуждается.

 

Теперь мы понимаем, что человек может судиться, потому что никто не судится, если он действует по чужой воле, не прилагая к ней своей. Свободная воля человека определяет его вечность. Суд это ничто иное как взвешивание свободной воли человека, а для египтян свободная воля человека обозначается сердцем. И поэтому суд в Египте это взвешивание сердца, не взвешивание души, а именно сердца человека.

 

Замечательно предугадал веру Египта Владимир Соловьёв. В 1898 г. он был в Египте и в день Пасхи он написал стихотворение «Нильская дельта»:

 

 

Золотые, изумрудные,

Черноземные поля...

Не скупа ты, многотрудная,

Молчаливая земля!

 

Это лоно плодотворное,—

Сколько дремлющих веков,—

Принимало, всепокорное,

Семена и мертвецов.

 

Но не всё тобою взятое

Вверх несла ты каждый год:

Смертью древнею заклятое

Для себя весны всё ждет.

 

Не Изида трехвенечная

Ту весну им приведет,

А нетронутая, вечная

«Дева Радужных Ворот»

 

 

Каждый год земля несла зерно, но похороненных в ней мертвецов земля не отдавала каждый год, а она ждала до дня всеобщего воскресения.

 

Уже хорошо и глубоко изучивший древнеегипетскую религию отец Сергий Булгаков сравнивал христианство и египетскую религию в эсхатологическом плане и писал следующее: «в христианстве, и особенно в православии, развилось особое почитание смерти, до известной степени близкое древнеегипетскому, (как и вообще существует некая подземная связь между египетским благочестием в язычестве и православием в христианстве). … Образы «хождения по мытарствам», носят в себе черты египетских образов из «Книги Мертвых». И эта интуиция вполне верная. Если мы посмотрим на ранних христиан Египта, то во II – III вв. после Р.Х., когда ещё была жива языческая традиция, когда сосуществовали эти две традиции, то вспоминается рассказ о Макарии Египетском, когда он с учеником встречает жреца Осириса, который тащит на себе бревно чтобы подправить разрушающийся храм. Ученик Макария начинает смеяться и издеваться над жрецом, который на это огрызается. А сам подвижник предлагает помощь этому жрецу, и доносит вместе с ним это бревно. И после беседы жреца с подвижником он обратился в христианство. Здесь есть безусловно назидательный смысл, но в том числе и масса исторических моментов. В частности то, что жрец сам ремонтирует свой храм, то есть почти уже не осталось адептов. Кроме того, здесь говорится о том, что Тот Кому служит этот жрец уже пришёл, и понимая это жрец переходит в христианство.

 

Когда в Египте уже распространилось христианство, египтяне христиане продолжали пеленать своих умерших, продолжали их бальзамировать, клали на лица те же портреты, которую забинтовывали так, как будто это смотрело лицо из пелен мумии. Но вместо текстов Книги Мёртвых в пелена вкладывались евангельские изречения, или литургические изречения, или же отдельные фразы из недошедших до нас текстов. В Оксиринхе, одном из центров погребения христиан, очень часто встречается изречение «Иисус глаголет «Всё погребённое восстанет». И в этой фразе запечатлена твёрдая вера в эти слова, то есть этот знание. Карл Блеекер писал: «По убеждению людей древности истинная мудрость состоит в том в чтобы проникнуть в тайну жизни и смерти. Это творящее знание, оно освобождает жизнь от заклятия смерти». Истинная мудрость – это знать тайну, которая освобождает жизнь от заклятия смерти, больше ничего знать не нужно. Истинная мудрость это знание того таинственного метода победы над смертью, который известен каждому христианину, это жизнь в Церкви, соединение в святых таинствах со Христом, это постоянное внутренне воспитание себя в молитве, в этом суть христианства. Суть христианства не в нравственной жизни, а в победе над смертью, всё остальное лишь метод, но становящийся очень важным конструктом жизни. Для древнего египтянина это знание, что он может обрести жизнь вечную было не сомнительным знание, было не каким-то скучным догматом, а было сутью их жизни.

 

В одном из Текстов Пирамид говорится: «^ О Унас, ты не приходишь мёртвым, ты приходишь живым». Что такое прийти в вечность мёртвым? Это значит прийти в вечность вне Бога и обрести ту вечность, которая есть тьма внешняя где плач и скрежет зубов. «Воссядь на престоле Осириса. Скипетр в деснице твоей. Да повелеваешь ты живыми. Лотосо-бутонный скипетр твой, в деснице твоей. Да повелеваешь ты теми, сиденья которых сокрыты (т.е. обитатели инобытия, духи)». Это говорит о том, что человек не просто восходит в этот мир, как это понимают в исламе, что человек «вали Аллах» - друг Божий, который попадет в рай где просто прекрасная райская жизнь, у мусульман Бог это одно, а человек совершенно другое, который просто попал в хорошие условия. У египтян же человек будет обладать живыми и теми кто в инобытии. А кто ими обладает? Конечно же Бог-Творец, то есть человек будет Им. И в следующей строке речения прямо об этом говорится. «Руки твои – Атум, плечи твои – Атум, чрево твоё – Атум, спина твоя – Атум, задние часть твои – Атум, ноги твои –Атум, лик твой – Анубис». То есть здесь утверждается не только полносоставное и абсолютно телесное обожение, но одновременно здесь обыгрывается ещё одна мысль, Атум это тэм – полнота. И этим утверждается, что сам умерший он целостен, он не распался, «он не познал тления», он не стал зловонным распадающимся трупом, а он целостен, и это признак того, что он обожен, потому что естественный путь праха это распад. Но речь здесь идёт не столько о нетлении, сколько о том, что человек воскреснет в полноте и целостности своего тела, даже если оно не сохранится в целостности. И речь в этом тексте конечно же говорит о воскресении, а не о сохранении, потому что он «пришёл живым и целостным» - это знаки того, что человеку суждена вечность в Боге, что он прожил жизнь в соответствии с Богом и достиг вечной жизни в Боге. И завершается это речение странным образом: «Холмы Гора служат тебе, холмы сета служат тебе». Из библеистики помнится категория «врат» (врата ада, например), на Переднем Востоке врата это образ собрания, около врат города собирался народ на собрания. Поэтому врата – это образ людского собрания, экклесии. А для Египта существовала другая категория, категория «холма», как места где живут люди. Нил разливался и затапливал поля, а люди селились на холмах. И поэтому холм – это образ селения и его обитателей. И в этом смысле эта категория очень похожа на категорию «врат». «Холмы Гора» - это те кто следуют Гору, это чада Гора, а «холмы Сета» - это чада Сета. Если говорить иначе, это силы созидания и жизни и силы разрушения и смерти. И они служат этому человеку, который как Атум повелевает и силами разрушения и силами созидания. То есть воскресший имеет полноту власти над миром. Воскресший находится в Боге и уже является божественным существом, и он и Бог-Творец – одно, и поэтому к нему относятся все эти эпитеты власти над силами созидания и власти над силами разрушения. Атум возглавляет девятирицу, и умерший тоже возглавляет эту девятирицу. Таким образом это речение утверждает полносоставное обожение. И завершается это речение словами: «Сколь прекрасным стало твоё бытие. О Унас, воскрес ты среди братьев твоих богов. Свершилось. Свершилось». В этом отрывке тоже всё важно. Во-первых, бытие стало прекрасным. Во-вторых, это Унас, это личность, это не какое-то безличное начало. В-третьих, боги девятирицы, божественные сущности божественного начала, среди которых этот человек стал братом, то есть фактически, если говорить в контексте христианства, то этот человек стал «одно со Христом». То есть это категория того, что уже в божественном существе умерший человек, прошедший праведно жизнь и смерть, становится братом богов, с ними одно целое. Это и есть цель.

 

Подобных речений много в Текстах Пирамид. Например: «^ О Пепи, ты пришёл чтобы познать жизнь, ты не пришёл чтобы познать смерть». Познать – это соединиться, стать одним целым с объектом познания. «Ты пришёл чтобы воскреснуть во главе всех воскресших, чтобы обрести могущество над всеми живыми. Будь мощным, имеющий мощь. Будь сильным, имеющий силу». В последних строках не просто усилитель значения, в них говорится, что человек имеет мощь и силу потенциально, как замысленный Богом, он её реализовал на земле и поэтому он будет мощным и сильным, он их не растратил на чепуху в этой жизни, а прожил жизнь в соответствии с Богом.

 

Другое речение: «^ Восстань, ты не умер. Живи жизнью, ибо ты не умер смертью. Как и Гор жив. О Тети, ты имеешь душу свою с собою, как Осирис. О Тети, живи, ибо ты не мёртв».

 

Эти слова постоянно встречаются в Текстах Пирамид, что говорит о том, что они чрезвычайно важны. Постоянно речь идёт о том, что после смерти человек будет жить, он имеет душу, силу свою как Осирис, который восстал из мертвых, который победил смерть. В Египте это слово побеждающего смерть есть. И максимальной квинтэссенцией этой идеи является следующее речение, которое поразительно тем, что в нём педалируется идея воскресения во плоти, плоть человека не отбрасывается. Мы часто думаем, почему бы не воскреснуть только душе, без тела? Но призвание человека, весь смысл жизни его в мире в том, чтобы плоть не только свою, но всю плоть мира, всё сотворённое Богом, всё вознести к Богу и сделать божественным, восстановить в том божественном достоинстве из которого его низринул человек в своём грехопадении. Поэтому воскресение человека во плоти это не только акт индивидуального целостного спасения, но это акт знаменующий собой спасение всей полноты сотворённого и падшего вместе с человеком мира. «Охо, охо (это восклицание говорит о том, что делается дело трудное и одновременно великое). Восстань, о Тети. Прими главу свою, составь кости свои, собери уды свои, отряхни прах с плоти своей, возьми хлеб твой не испорченный плесенью и пиво твоё, которое не прокисло (Это образ связанный с чем-то евхаристическим и одновременно становится понятно с эпохи неандертальца положение в могилу пищи, это образ того, что умерший вкушает, что при земной жизни вкушал божественных тайн, но в этом есть ещё один огромный смысл. Мы забываем, что это не только Тело и Плоть Христа, но это и хлеб и вино, то есть это то что собрано от всех стихий мира, и это всё преображается в Тело и Кровь Христову, и тем самым в евхаристии вся полнота земного бытия становится божественной, и мы её принимаем в себя и в себе таким образом преобразуем мир, возводим его к Богу. Поэтому когда Тети принимает свой хлеб и своё пиво воскресает не только его плоть, но и в нём соединяется и воскресает вся полнота мира.) И встань у врат закрытых для человека. (Здесь употребляется слово рхит, которое изображается птичкой с поломанным крылом. Во Второзаконии в жертве за грех в принесении птицы священник надламывает ей крылья. Это птица, которая не может взлететь. А рхит, по египетскому понятию, это грешник, это люди которые пока не могут спастись. И задача человека из рхит стать пат, то есть верными Бога. И врата неба закрыты для рхит.) Привратник выходит к тебе, берёт он руку твою (то есть телесность человека и этого небесного жителя соединяются) и ведёт тебя на небо к отцу твоему Гебу (то есть этот человек уже Осирис). Рад он встретить тебя, возлагает он на тебя руки свои (этим показывается, что умерший воистину Осирис, и он такое же лицо божественной девятирицы, и поэтому он соединяется с Гебом), целует тебя, ласкает тебя, ставит тебя во главе всех воскресших звёзд не гибнущих (он делает умершего самим собой, ставит его собой, то есть умерший становится одно с Гебом). Сделано это для тебя отцом твоим Гебом, восстань, о Тети, ты не подвержен смерти».

 

В Древнем Египте верили, что человек вечен, что человек от Бога изшёл и к Богу возвращается, что он был до сотворения мира. «^ Мать Пепи тяжела была им (беременна им), тем кто пребывал во чреве Нунет (мать вечности). Вылеплен был Пепи отцом своим Атумом до того как возбытийствовала Нут, до того как возбытийствовал Геб, до того как возбытийствовали люди (то есть он был вылеплен Атумом до того как появились люди, он был божественной энергией), до того как рождены были боги, до того как возбытийствовала смерть». И это очень важно, потому что тот кто был до смерти может быть и после смерти. Итак Пепи в качестве божественного замысла о нём вечен. Так он просто возвращается туда откуда вышел.

 

Лекция VIII (XXI)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.