Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения на развитие творческого мышления




Занятие №9

Упражнение 1. На умение вести переговоры, разрешение конфликтов. «Паровозики».

Легенда игры: Две кампании по перевозки грузов могут одновременно перевозить груз по окружной дороге, зарабатывая 150 у.е. в день, но одна из них может заработать 300 у.е., если поедет по прямой дороге. Но прямая дорога одна. А груз надо перевезти за 7 дней. Цель кампаний договорится между собой о том, кто в какой день поедет по более выгодной дороге или прийти к консенсусу.

 

Упражнение: "Мебельная фабрика".

Цель: Генерирование ассоциаций в творческом процессе, развитие творческого мышления, творческого подхода в решении проблемных ситуаций.

Участникам предлагается вообразить себя конструкторами-дизайнерами мебельной фабрики. Перед ними ставится задача предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента продукции фабрики. Целесообразнее проводить игру в форме соревнования между двумя командами на лучшее творческое решение. Ведущий описывает участникам поэтапную схему действий, необходимых для достижения цели, координирует и направляет действия команд в ходе игры.

1. Поиск решения - определение синонимов объекта. Синонимами объекта "стул" является "кресло", "табуретка", "пуф".

2. Произвольный выбор случайных объектов (участники могут воспользоваться словарем или просто списком слов, составленным ранее ведущими или ими самими). Например: электролампа, решетка, карман, кольцо, цветок, пляж.

3. Составление комбинаций из слов предыдущих двух рядов. Составляются случайные пары объектов, например, стул с электролампой, стул решетчатый, стул с карманом, стул для цветов, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Мы составляем новый ряд признаков, который может быть использован при проектировании изобретаемой продукции. Этот ряд составляется из признаков предметов второго ряда:

Электролампочка стеклянная, свето и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, прозрачная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная.

Решетка металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми и неодинаковыми ячейками, из разных по толщине прутьев.

Карман передний, боковой, задний, наружный, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, сигарет, зажигалок, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного радиоприемника.

Кольцо металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сеточное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с гербом, орнаментом, драгоценным камнем, часами, радиоприемником, для спортивных упражнений.

Цветок одноцветный, многоцветный, душистый, колоколообразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный полевой, горный, водяной, садовый, балконный, симметричный, лекарственный.

 

Пляж морской, речной, солнечный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Например, можно получить следующие соединения: стеклянный стул, колбообразный пуф, прозрачное кресло, стул с электроконтактами, металлический стул, кованая табуретка, гибкий пуф, кресло с карманом для хранения сигарет, надувное кресло, кресло с зонтом и т.д.

6. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Оцениваются результаты работы двух команд. Лучше всего это поручить специально выбранной комиссии из людей, не участвовавших в игре. В качестве вариантов игры можно предложить аналогичные ситуации на автомобильном заводе, фабрике игрушек, тресте по благоустройству скверов.

Итог: Данная стратегия эффективна для генерирования новых изобретательских идей. Она позволяет быстро найти значительное количество подсказок для новых идей. Необходимо обсудить с ребятами то, как, по их мнению, и где они смогут применять эту стратегию в повседневной жизни.

 

Упражнение: «Притча о слоне и муравье».

Цель: Оценка нереализованного интеллектуального потенциала.

Участникам зачитывается притча: "Муравей, не заметив слона, наступил ему на ногу. Слон рассердился и проглотил муравья. Муравей тоже рассердился и проглотил слона. А слон еще больше рассердился и проглотил муравья. В ответ муравей проглотил слона. И т.д." Вопрос: каков результат таких взаимоотношений между слоном и муравьем?

Подсказка-пояснение: требуется назвать вполне конкретный результат. Ответы типа "получается ерунда", "вывод - не обижай маленьких" не принимаются. Ответы могут быть аналогичными тому, к чему сводится следующая история.

Джон и Бил поссорились. Джон выстрелил и смертельно ранил Била. Бил выстрелил и смертельно ранил Джона. В ответ Джон выстрелил и смертельно ранил Била. И т.д. Ответ ясен - двое убитых.

Ответ: Результат взаимоотношений слона и муравья вполне конкретен, но менее очевиден. Это слон. Если бы потребовалось ответить на вопрос, что будет, если слон проглотит муравья, то любой ответит - слон его переварит. То же самое будет и в противном случае. Если желудок муравья растянется настолько, чтобы вместить слона, то его стенки станут толщиной в несколько молекул, но это то же самое, как если бы слона никто не проглатывал, то есть слон.

Итог: Более 90% отвечающих правильного ответа не называют. Для того, чтобы найти правильный ответ, нужно, во-первых, абстрагироваться от внешней абсурдности задачи, во-вторых, буквально трактовать ключевое слово "проглотил" (проглотить, значит поместиться в желудке), в-третьих, подключить наглядное мышление.

 

Упражнение: "Потерпевшие кораблекрушение".

Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи.

Материалы: Большие бумажные листы, карандаши, копии инструкций.

Упражнение потребует 1,5 часа времени. Каждому члену группы дают инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.

Инструкция: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Предположительно, на расстоянии 1000 миль к северо-востоку от Вас находится ближайшая земля.

Ниже дан список 15 предметов, которые уцелели и остались неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочными надувными спасательными плотами (с веслами), способными выдержать Вас, экипаж и все перечисленные выше предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек, пять однодолларовых банкнот.

Ваша задача - проранжировать 15 перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д. до 15-го - наименее значимого из всех предмета:

- секстант (угломерный инструмент, применяемый в мореходной

астрономии)

- зеркало для бритья

- двадцатилитровая канистра с водой

- противомоскитная сетка

- одна коробка с армейским рационом США

- карты Тихого океана

- спасательная подушка (плавательное средство,

санкционированное береговой охраной)

- восьмилитровая канистра нефтегазовой смеси

- маленький транзисторный радиоприемник

- репеллент, отпугивающий акул

- семь квадратных метров непрозрачного пластика

- один литр пуэрториканского рома крепостью 80`

- 5 метров нейлонового каната

- две коробки шоколада

- рыболовная снасть.

После того, как завершена индивидуальная работа со списком, группе дается 5 минут на выполнение общего задания: "Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми Вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов "ухода от конфликта" как голосование, компромиссные решения.

После оглашения группового решения, руководителю следует привести контрольный список, содержащий оптимальный порядок предметов.

Приложение:

Согласно "экспертам", основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, а также предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и восьмилитровая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как двадцатилитровая канистра с водой и коробка с армейским рационом. Итак:

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским

спасателям.

2. Восьмилитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для

сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовыми

банкнотом и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде,

привлекая внимание спасателей.

3. Двадцатилитровая канистра с водой.

4. Одна коробка с армейским рационом США - основная пища.

5. Семь квадратных метров непрозрачного пластика используется

для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада - резерв пищи.

7. Рыболовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, поскольку в

данной ситуации "синица в руке" лучше "журавля в небе". Нет

уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. 5 метров нейлонового каната можно использовать для страховки

снаряжения и людей.

9. Спасательная подушка может быть использована, если возникнет необходимость кого-нибудь спасать.

10. Репеллент, отпугивающий акул - назначение очевидно.

11. Один литр пуэрториканского рома, как содержащий 80% алкоголя

может использоваться как антисептик. Имеет меньшую ценность,

поскольку при употреблении по прямому назначению обезвоживает

организм.

12. Маленький транзисторный радиоприемник. Был бы передатчик -

важнее нет, а так можно и в конец списка.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь Вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка не важна - в Тихом океане москиты мешать не будут.

15. Секстант без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Итог: Данное упражнение близко по смыслу к "мозговому штурму", смысл его - в групповом обсуждении творческих задач в обстановке свободного обмена мнениями. Предполагается, что эффективность совместного решения творческой проблемы в некоторых условиях может быть больше, чем в случае индивидуальной, изолированной работы этих же людей. Творческая энергия человека в обычных условиях заперта, но ждет выхода. Роль замков часто выполняют преждевременные критические замечания, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход, рутина, лень воображения, давление мнений авторитетов, привычки, традиции, отсутствие эмоционального подъема.

 

Упражнение: "Задача о коробочках".

Цель: Развитие умения выявлять скрытые свойства или функции предметов, изучение процесса решения проблемной ситуации.

Участнику группы предлагается набор предметов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и дается конкретное практическое задание.

На двери нужно разместить друг около друга и на заданной высоте три свечи. Среди множества предъявленных предметов есть несколько гвоздей, а также три разные маленькие коробочки размером со спичечный коробок, но разного цвета и расположенные в разных местах стола.

Решение: Коробочки с помощью гвоздей (или кнопок, если коробочки картонные) прикрепляются к двери, служа подставками к свечам.

Варианты задачи заключаются в явном предъявлении коробочек в качестве материала для решения задачи и неявном, когда они используются в качестве резервуаров для гвоздей, свечей, спичек, кнопок и т.д.

Итог: Результаты экспериментов показали, что при выполнении практического задания найти неизвестное в проблемной ситуации в два раза труднее, если соответствующий предмет предварительно выступал в своей основной функции ("неявный" вариант), чем когда эти функции не были актуализированы.

Данное упражнение демонстрирует один из аспектов общей психологической закономерности обнаружения нового свойства объекта - необходимость включения этого объекта в новую систему связей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.