Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Но может быть христиане развивают схожее учение?




Христианский монотеизм более древний. Он учит совсем по другому. Для сравнения откроем книгу о догматическом богословии православного ученого архиепископа Макария. Какие же Божественные атрибуты он выделяет? Их также четырнадцать. Среди них находим Беспредельность, Самобытность, Независимость, Неизмеримость и Вездеприсутствие, Вечность, Неизменяемость, Всемогущество, Всеведение, Высочайшую премудрость, Высочайшую свобода, Совершеннейшую святость, Бесконечную благость, Бесконечное правосудие. Почему же здесь нет слуха и зрения?

Это очень подробно разъясняет сам автор. Говоря о Боге, он говорит, что речь идет не о веществе и теле, а о Духе. Все атрибуты Божественной сущности свидетельствуют о ее совершенной духовности. Например, Беспредельность. «Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам, и следовательно более или менее несовершенны, а Он есть Дух Неограниченный или Беспредельный во всех отношениях, иначе – Всесовершенный», — учит Макарий (29). Например, Неизмеримость и Вездеприсутствие. «Неизмеримость приписывается Богу в том смысле, что Он, как Дух Чистейший и притом Беспредельный во всех отношениях, не подлежит в частности, никакому ограничению и пространством или местом, но наполняет Собою все, a Вездеприсутствие - в том, что, наполняя собою все, Он естественно находится во всяком месте», — учит Макарий (30). Все атрибуты Бога совершенно духовны, ибо совершенно духовен Сам Бог! Все атрибуты Бога принадлежат Божественному Духу, Божественному Уму и Божественному Слову.

Если же архиепископ Макарий говорит о Всеведении, то он прямо говорит, что Бог знает все без пособий чувств, которые передают нам впечатления от предметов, без посредства воображения, представляющего нам образы предметов, без посредства памяти, сохраняющей и оживляющей для нас прежние образы. Более того, как последовательный монотеист он учит, что Господь знает все и без человеческого рассудка, который вначале вникает в предмет, а затем уже делает выводы. Всецело духовному Уму Божьему не нужно постигать тварный предмет, Он знает Его непосредственно, ибо идеи (планы, замыслы) всех тварных существ содержаться в Его Вечном Уме Всеведущем.

Здесь нам скажут, что в Библии также встречаются антропоморфизмы. Да, они встречаются, ибо ими передается отношение Бога к человеку. Однако, в отличие от ислама, Церковь всегда настаивала на символическом, а не наивном, буквальном, антропоморфном понимании таких мест Священного Писания, ибо в том же Священном Писании содержалось строгое монотеистическое учение о совершенной духовности Бога. Издревле христианство учило, что часть знания о Своем Духовном Бытии Бог передал «посредством образов, типов и символов, нам сообразных», чтобы людям было легче постичь живое отношение к ним Божества (31). Но в своем учении Церковь всегда категорически утверждала, что это знание было лишь приспособлено к человеческой немощи, чтобы человек лучше понял Божественные действия, а не отражало Бога как Он есть!

Это учение Христианство пронесло сквозь тысячелетия, утвердив его в проклятии всех, кто верит, что Бог не есть Дух! (32). А утверждения о том, что Бог духовен почему-то невозможно обнаружить ни в одной мусульманской акыде! Ссылки же на бестелесность Бога сами по себе ничего не говорят, поскольку в нашем мире присутствуют не только грубые вещественные, но и тонкие вещественные явления (даже не тела, например, волны), не воспринимаемые человеческими органами чувств. Даже язычники не верили в грубое тело своих богов, но приписывали Зевсу, Афродите тонкую телесную сущность. В этом смысле становится вообще неясным в какого именно Бога верят мусульмане. Христианские же Символы Веры всегда, сквозь века, провозглашали Бога Единым Духовным Существом.

Теперь скажем о книге. Следуя исламу, необходимо верить в несотворенность Корана. Подчеркнем, что на какие бы уловки не пускался в данном вопросе образованный мусульманин, он все равно останется перед грубым антропоморфным утверждением – Коран вечен. Это объясняется очень просто. В исламе нет учения о Божественном Слове как Боге, Особой Божественной Ипостаси. Ведь если признать Божественное Слово Самим Богом, то любой священный текст может быть только тварным. Даже если его изначальные смыслы божественны, нетварны, то они остаются в Самом Боге, а не превращаются в тварную книгу. Ведь смыслы есть мысли («смыслы» означают «мысли», «мышление») чьего-то ума. Для сравнения, человеческие мысли есть внутренние слова человеческого ума, которые он сам себе произносит. Человек может выразить свое мышление (внутреннее слово) в книге, но его мышление всегда останется при нем, а не станет от этого книгой. Если другой человек захочет в совершенстве уразуметь мысли автора книги, то одной книги уже недостаточно, надо обратиться к самому автору. Если же он умер, то дать точную интерпретацию смыслов книги уже невозможно. Поэтому существуют целые науки о понимании текстов (например, герменевтика). Чтобы точно уразуметь содержание книги, надо иметь ее автора рядом, чтобы он тебе лично объяснял ее смысл.

Но Бог не умирает, Он Вечно Живой, поэтому для разъяснения Библии надо обращаться к Нему Самому. Божественная Мысль – Мысль Вечного Божественного Ума, Его Нетварная Речь, Несозданное Слово. Несозданная Речь Бога и есть Сам Бог, а значит тварный текст остается тварным текстом, а Нетварный Бог остается Нетварным Богом. Поэтому Библия христиан тварна, хотя и дана по вдохновению свыше от Нетварного Божественного Слова. Чтобы понять Священное Писание христиан необходимо Божественное действие Святого Духа, просвещение Свыше от Самого Бога. Без Божественного просвещения одни человеческие усилия в чтении недостаточны. Много атеистов читало Священное Писание, но не они не смогли уразуметь, ибо одного человеческого ума здесь мало. Итак, недостаточно просто читать Библию, но надо просить у Бога даровать вразумляющую Божественную благодать Святого Духа на ее понимание. Только через действие Божественной благодати человек уразумеет Писание, и только через действие Божественной благодати может стать христианином.

Это и есть истинный монотеизм. В противном случае надо верить в мусульманскую «Мать книги», то есть придавать Богу сотоварищей. Такая вера – не монотеистическая. Она широко распространена, например, в индуизме, где Веды существуют вечно. Поэтому тезис многих мусульманских акыд «Коран — несотворенная речь Божья» есть положение языческого миропонимания, а не монотеистического миросозерцанья. Последовательный и строгий монотеист всегда способен отделить тварную книгу от Вечного Нетварного Бога.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.