Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сопутствующее смешение с побочными переменными




Давайте сначала примем, что корреляции существующей приспособленности с переменными — предпосылками были описаны правильно. Насколько мы можем быть уверены, что если бы оказалось возможным провести активный эксперимент, то была бы обнаружена связь такого же типа? Если бы в эксперименте использовались хорошие методы подбора групп, то группы были бы уравнены по социально-экономическому положению, интеллекту и даже по психологической приспособленности родителей. Но вспомните, ведь нам надо было бы найти способы убедить одну группу родителей пользоваться так называемыми хорошими методами воспитания, и другую группу — плохими. Только тогда мы имели бы возможность сказать, что именно практикой воспитания детей определяются различия зависимой переменной, т. е. психологической приспособленности. Но вследствие того, что две группы не уравнивались по всем остальным переменным, у нас остается возможность для ряда других выводов.

Один вывод будет согласовываться с первым в том пункте, что практика воспитания детей в семьях хорошо приспособленных испытуемых и в самом деле лучше. Однако, согласно ему, как практику воспитания, так и будущую приспособленность ребенка независимо определяет совсем другая переменная, скажем, интеллект или социально-экономическое положение родителей. Например, в той мере, в какой интеллект врожден, дети более интеллектуальных родителей окажутся и сами более интеллектуальными. А это, в свою очередь, позитивно повлияет на психологическую приспособленность. У более интеллектуальных родителей ценности будут выше и практика воспитания лучше, но не это определит будущую приспособленность детей.

Другой возможный вывод состоит в том, что никакой действительной разницы в методах воспитания в хорошо и плохо приспособленных группах не было, а различие только показалось психологу. Интеллигентные люди умеют произвести приятное впечатление. Это также справедливо для людей с высоким социально-экономическим статусом. Они кажутся «такими милыми». В результате «гармония» в доме могла быть результатом искусного сокрытия реальной напряженности.

«Воспоминания об окружающей обстановке детства» несут с собой новые возможности смешения. Эта часть данных обнаруживает специфические трудности исследований, базирующихся на материалах памяти. Первая смешивающаяся переменная — это предубежденность самого экспериментатора. Вспомните, что две группы отбирались по результатам опроса испытуемых психологами. Потом другой психолог опрашивал тех же испытуемых. Этот второй психолог также мог оценить приспособленность данного испытуемого. И нет ничего удивительного в том, что эта оценка могла повлиять на оценку домашней обстановки. Психолог мог для хорошо приспособленных испытуемых вообразить более благоприятную обстановку, а для плохо приспособленных испытуемых — более неблагоприятную. Балльная оценка домашней обстановки — это, конечно, не оценка «вслепую», как она описана в главе 5.

Вторая смешивающаяся переменная — это, как ни странно, предубежденность самого испытуемого. Очень вероятно, что хорошо приспособленный человек будет иметь более благоприятные воспоминания о своем детстве, чем плохо приспособленный. Ведь оценка окружающего мира — в прошлом, настоящем и будущем — это один из основных показателей психологической приспособленности.

Последняя возможность неудачной интерпретации результатов касается уже не внутренней валидности, а внешней. Это может произойти, если приспособленность плохо операционально репрезентирована в зависимой переменной. Предположим, что ребенок научился у родителей производить на посторонних хорошее впечатление. Тогда, подобно тому, как родители «провели» одно поколение психологов, их дети могут провести, т. е. ввести в заблуждение, новое поколение психологов.

Вообще говоря, внешнюю валидность можно усилить, если меньше полагаться на субъективную оценку и больше обращать внимание на объективные показатели приспособленности, которые широко представляются повседневной жизнью.

Что же касается внутренней валидности, то в данном исследовании основная угроза проистекала из возможности смешения с другими переменными. И эта возможность здесь никак не контролировалась.

Сейчас мы займемся корреляционным исследованием, где исследователи хорошо осведомлены о других возможных детерминантах поведения и имели возможность организовать их контроль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.