Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Насколько эффективным был контроль?




Объяснение

Давайте ограничимся анализом связи между порядком рождения и интеллектом. Связь же между интеллектом и социальным положением и величиной семьи подведет нас к известной проблеме наследственных и средовых факторов, для обсуждения которой мы располагаем не очень хорошими данными (по сравнению, скажем, с исследованием близнецов). Белмонт и Маролле (1973) не сделали никакой реальной попытки объяснить связь порядка рождения с интеллектом. Их задачей было только статистическое доказательство этой связи.

Нет никаких оснований ожидать у детей из одной семьи врожденной систематической разницы (в среднем) в чертах характера и способностях. Поэтому для влияния порядка рождения на интеллект возможны дна объяснения. Одно состоит в том, что порядок рождения создает различия в жизненном опыте подрастающего ребенка. Другое — что эмбриональные условия благоприятнее для детей, родившихся раньше, чем для более поздних. Первое предположение (окружающая обстановка после рождения) основывается на том, что родители уделяют гораздо больше внимания своему первому ребенку и постепенно все меньше и меньше — последующим, что последующие дети учатся говорить у других детей больше, чем у взрослых, и/или что младшие дети обижаются или каким-то иным образом притесняются старшими детьми. Что касается второго объяснения (пренатальные причины), то виной здесь, по мнению авторов, «является ослабление воспроизводящих функций матери с увеличением числа рожденных детей» (с. 1101).

Можно выдвинуть еще одно объяснение, которое охватывает период как перед рождением, так и после него. Оно состоит в том, что каждый последующий ребенок имеет возрастающую вероятность быть нежелательным. Это может повлиять на заботу матери о себе в период беременности, например в отношении питания или воздержания от табака или алкоголя. Это может сказываться также на любви и внимании к ребенку после его рождения.

Основной целью исследования была проверка гипотезы о влиянии порядка рождения на интеллект. Другие переменные, которые также влияют на интеллект, а именно величина семьи и социально-экономическое положение, сохранялись постоянными путем создания однородных групп. Мы уже видели, что возможно более чем одно объяснение влияния порядка рождения на интеллект при условии, что не было допущено смешение с другими переменными. Давайте же посмотрим, насколько выполнено было это условие.

Что было проконтролировано. Исследователи преуспели в организации контроля двух дополнительных переменных, которые можно было бы просмотреть даже в активном эксперименте, планирующем будущий мир. Допустим, что все исследуемые пары предполагается зарегистрировать в 1983 г. Тогда через несколько лет можно было бы провести сравнение между их точно запланированными первенцами, вторыми детьми, третьими и т. д. Однако и при этом имело бы место смешение с побочными переменными.

Предположим, что дети родились бы в 1985, 1987, 1989 и т. д. Если их всех провести через тесты одновременно, допустим, в 2010 году, то перворожденным будет 25 лет, вторым — 23 года, третьим — 21 год и т. д. Такого смешения с возрастной переменной можно было бы, конечно, избежать, если бы всех испытуемых провести через тест в одном и том же возрасте, скажем в 19 лет, как в датском исследовании. Но тогда разные группы испытуемых оказались бы принадлежащими к несколько различным поколениям (т. е. людям, родившимся примерно в одно и то же время). Возможно, что пока дети будут взрослеть, изменятся условия в школах. Образование поколения 1985 года будет несколько отличаться от образования поколения 1989 г.

В исследовании Белмонт и Маролле (1973) все испытуемые тестировались в одном возрасте, так что возрастная переменная контролировалась. Все они принадлежали примерно к одному поколению, поскольку родились с разницей не более трех лет. Поэтому не могло быть никакой систематической связи между порядком рождения и разными поколениями: девятый ребенок в семье имел такую же вероятность оказаться 1944 года рождения, как и 1947.

Что не было проконтролировано. Мы уже познакомились с трудностью контроля всех возможных побочных переменных в исследовании на оптимальную приспособленность. Здесь также, несмотря на чувствительность исследователей к возможным смешениям, все равно остались переменные, которые не были проконтролированы.

Одна возможная переменная, которая оказалась неучтенной — это возраст родителей. Можно показать (если придерживаться постнатального типа объяснения), что у более младших членов семьи более старые родители, которые менее жизнерадостны и гибки в своем поведении. Если придерживаться пренатального типа объяснения, то можно оказать, что воспроизводящие функции матери ухудшаются не потому, что она до этого рожала детей, а потому, что она просто стареет.

Другой возможной смешивающейся переменной, также не контролировавшейся в исследовании, является брачный стаж родителей. Общеизвестно, что с течением лет эмоциональная атмосфера дома меняется. Дети по мере отдаления от первого по порядку рождения оказываются и более далекими от медового месяца.

И последнее замечание связано с контролем социального положения, который не был полным. Очевидно, что внутри каждого социального слоя существуют такие же большие различия, как и между слоями. Таким образом, социальное положение не контролировалось (а скорее всего, и не могло контролироваться) в той мере, в какой это можно было сделать для величины семьи, возраста родителей или брачного стажа.

Многие из вас, наверное, удивятся тому, что все испытуемые были мужчинами. Дело, конечно, не в мужском шовинизме исследователей. Просто необходимые данные имелись только для мужчин. Поэтому мы не можем сделать вывод, что порядок рождения имеет такое же влияние на интеллект женщин. Таким образом, внешняя валидность здесь ограничена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.