КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные результаты действия порядка рождения и социального положения на показатель интеллекта и взаимодействие этих эффектов
зателей интеллекта для данной подгруппы. Вы должны помнить, что наилучшая садика интеллекта была равна 1, а наихудшая — 6. Основной результат действия «порядка рождения», как видите, равен величине 0,59, а результат действия социального положения — 0,67. Взаимодействие «порядок рождения и социальное положение» равно достаточно ощутимой величине — 0,26. Возможно, что взаимодействие стало бы еще больше, если бы из «работников сельского хозяйства» мы исключили владельцев больших механизированных ферм и земельных управляющих, оставив только сельскохозяйственных рабочих. Возможно также, что в этом случае вообще не наблюдалось бы падения показателя интеллекта в связи с порядком рождения. Иначе говоря, возможно, что порядок рождения — фактор не универсальный, а действующий скорее в городских семьях или, несколько шире, в семьях, не занятых сельским хозяйством. Но уже приведенные данные заставляют учитывать указанное взаимодействие при любом объяснении влияния порядка рождения. Эту информацию о взаимодействии оказалось возможным получить потому, что контроль основывался на методе однородных подгрупп. В случае же использовании метода подбора пар такая информация оказывается недоступной. Возможное объяснение этого взаимодействия заключается в том, что новый член семьи более «желанен» в семье с небольшим, маломеханизированным хозяйством, чем в других семьях. На маленькой ферме каждый новый ребенок представляет собой экономическую ценность. В других же местах новый ребенок означает новые обязанности и еще большую тесноту. Поэтому для сельской семьи восьмой ребенок вполне может быть желанным, но для городской семьи это мало вероятно. Возможно, что накапливающееся влияние желательности или нежелательности ребенка к 19-летнему возрасту проявляется в показателе интеллекта.
Теоретически у родителей можно выяснить, хотели они данного ребенка или нет. Допустим, что мы это сделали. Тогда мы сможем выделить в группах семей с одним и тем же количеством детей однородные подгруппы желанных и нежеланных детей, для каждого номера в очередности рождения. Допустим далее, что между вторым и пятым ребенком в семьях с пятью детьми нет различия, если они попадают в одну и ту же подгруппу желанных или нежеланных. Тогда вполне можно заключить, что влияние порядка рождения оказалось ослаблено в связи с тем, что пятые дети были такими же желанными, как и вторые. Однако совсем не обязательно делать такой вывод. Вспомним, что в корреляционном исследовании мы имеем дело только с корреляциями — и это тоже одна из корреляций. Возможно, что сельская жизнь менее изматывает, чем городская. Горожанин в общем более утомлен, и поскольку с появлением ребенка связаны новые заботы и новые усилия, понятно его нежелание нового ребенка. Здоровый фермер не чувствует этих опасений. Поздний ребенок в городской семье будет страдать от недостатка энергии у родителей, а в сельской семье этого не произойдет. Таким образом, основу эффекта порядка рождения составят не различия в желательности-нежелательности, а скорее величина энергии родителей, которая лишь коррелирует с желанием завести нового ребенка.
Итак, благодаря методу составления однородных подгрупп в корреляционных исследованиях оказывается возможным многосторонний контроль. Тем не менее мы никогда не можем знать, действительно ли данный фактор-предпосылка влияет на выбранный поведенческий показатель. Как и в случае подбора пар испытуемых, у нас нет способа узнать, учтены ли все значимые побочные переменные. Более того, когда мы наконец свели наблюдаемый эффект к той переменной, которая кажется решающей, нее еще остается возможность, что реальным детерминантом поведения была какая-то другая коррелирующая с ней переменная. Эта трудность и породила известное высказывание, что корреляцию не следует путать с причинностью. Исследование с целью отбора контролеров Давайте рассмотрим искусственный пример, как можно применить корреляционное исследование в практических целях. Существует предприятие, которое сталкивается с серьезной проблемой контроля за качеством сложных механических агрегатов. Большинство контролеров, принимающих агрегаты, пропускают дефекты. Когда их просят работать тщательнее, они теряют уверенность в себе и начинают отбраковывать агрегаты, которые при последующей проверке оказываются вполне удовлетворительными. Эти контролеры неглупы и хорошо мотивированы, но кажется, что им не хватает какой-то специфической способности. Решить проблему, просто нанимая много контролеров и оставляя только тех, которые работают удовлетворительно, нельзя. Во-первых, это слишком невыгодно с экономической точки зрения — ибо многие окажутся непригодными для работы. Во-вторых, отвергнутые контролеры будут лишены ценного опыта, который за это время они могли бы приобрести на какой-нибудь другой работе. Проблема исчезла бы, если бы 80 процентов принятых на работу контролеров оправлялись с ней успешно. Такая задача поставлена перед начальником отдела кадров, который имеет опыт обращения с тестами на способности. Он узнает, что может за плату приобрести подходящий тест. Последний состоит из чертежей, на которых детали соединены различным образом. В каждом наборе есть один чертеж, на котором какой-нибудь угол между деталями или узел соединения отличается от стандартного чертежа. Задача состоит в том, чтобы найти ошибку в неверном чертеже. Оценки могут распределяться от 0 до 85. Фактически лишь немногие получают оценку ниже 40 или выше 80.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |