Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роберт Готтсданкер: Основы Психологического Эксперимента 2 страница




дополнительная П. — одна из составных частей экспериментальной гипотезы; для адекватной проверки частной экспериментальной гипотезы необходимо, чтобы уровень дополнительной П. соответствовал ее уровню в изучаемой реальности, а для проверки общей экспериментальной гипотезы — проведение экспериментов при разных уровнях дополнительной П.;

ключевая П.—дополнительная П„ наиболее важная для проверки экспериментальной гипотезы и ее обобщения

единичная (unitary) независимая П. - независимая П. в лабораторном эксперименте (см. Выделение независимой П.);

вторичная П.—любая П., привлекаемая в лабораторном эксперименте дл1Я контроля действия первичной (независимой) П.;

расширенная (wider) П.—результат введения нового условия независимой П. для контроля сопутствующего смешения;

качественная (qualitative, ungraded) П. — независимая П., условия состояния) которой отличаются друг от друга качественным образом;

количественная (quantitative, graded) — независимая П., различия между уровнями которой можно количественно измерить; привлекается “ многоуровневом эксперименте;

базисная (underlying, “лежащая в основе”) П. — П., на которую (и только на нее), согласно теоретическим предположениям, оказывает свое действие независимая П.; точное определение результата этого действия требует проведения факторного эксперимента;

контрольная П. — одна из дополнительных П., ставшая второй независимой П. в факторном эксперименте, проведенном для контроля сопутствующего смешения базисной П. или обобщения результатов.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИИ (planned manipulation — “запланированная манипуляция”) эксперимента — первое необходимое условие его проведения, возможность самостоятельного управления независимой переменной. На практике — заранее составленный план предъявления условий или уровней, независимой переменной, т, е. экспериментальная схема.

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЯЕМЫЕ (assessment) — количественная характеристика деятельности испытуемого в эксперименте, материал для определения значений зависимой переменной. Адекватный выбор П. И. повышает надежность и тем самым внутреннюю валидность эксперимента: чем больше отдельных реакций или действий испытуемого характеризуется одним П. И., тем меньше несистематическая изменчивость получаемых результатов. От степени соответствия П. И. изучаемой реальной деятельности испытуемого зависит внешняя валидность.

ПОПУЛЯЦИЯ — контингент потенциальных испытуемых, объединенных общей возрастной, профессиональной или другой принадлежностью, изучаемый в экспериментальном исследовании. Распространение экспериментальных результатов на П. (обобщение) — основное преимущество эксперимента с привлечением большого числа испытуемых. Необходимым условием такого эксперимента является представленность П. исследуемой выборкой испытуемых, достигаемая с помощью их правильного отбора.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (order) — порядок предъявления испытуемым условий (или уровней) независимой переменной в экспериментах, проводимых по индивидуальным схемам. С последовательным характером предъявления проб связаны эффекты П. (в частности, эффекты переноса). Выделяют три типа П., которым соответствуют основные схемы интраиндивидуального эксперимента:

схема случайной П. — предъявление испытуемому условий (или уровней) независимой переменной в случайном порядке. Эффективный способ интраиндивидуального контроля факторов времени. Для использования схемы (я повышения надежности) требуется большое количество проб. Систематическое смешение практически устраняется (за счет усреднения эффектов переноса), кроме случаев асимметричного взаимовлияния предъявляемых условий. Случайная П. применяется также для распределения экспериментальных задач по разным условиям независимой переменной;

схема регулярного чередования — поочередное предъявление испытуемому двух условий независимой переменной; способ интраиндивидуального контроля факторов времени. При достаточно большом количестве проб повышается надежность эксперимента, усредняются эффекты однородного, симметричного и неоднородного переноса. Регулярный характер предъявления условий не позволяет устранить ряд источников систематического смешения: предубеждения экспериментатора, асимметричные взаимовлияния условий независимой переменной, а также последствия периодических событий, происходящих (по объективным причинам) во время предъявления одного из этих условий;

схема позиционно уравненной (counterbalanced) П. — П. предъявления условий (или уровней) независимой переменной, в которой позиции (номера) каждого из них составляют в среднем равные числа. Применяется при относительно небольшом количестве проб (или блоков проб). Эффективна как способ контроля факторов времени, если его изменения линейны, а также однородных и асимметричных влияний П. В случаях неоднородного и асимметричного переноса схема не обеспечивает контроля систематического смешения. Возможность усреднения последних видов эффектов П. проб возникает при использовании позиционного уравнивания для сразу нескольких П. уровней в кросс-индивидуальных экспериментах (см. Уравнивание позиционное).

ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА (experimenterbias) — один из источников систематического смешения, оказывающий побочное благоприятное (или неблагоприятное) влияние на действие одного из условий независимой переменной. П. Э. (в отношении этого условия) могут передаваться испытуемым и влиять.на их деятельность в эксперименте, приводить к необъективности учета экспериментальных данных и т. п. Способы контроля П. Э, связаны с повышением точности соблюдения экспериментальных процедур (в частности, с применением автоматических устройств). Если снятие показателей необходимо включает субъективный элемент, то используется схема случайной последовательности предъявления условий, привлекаются методы экспертных оценок и т. п. Эффективным средством устранения П. Э. (и испытуемых) является постепенное и точно фиксируемое изменение независимой переменной в многоуровневом эксперименте. П. Э. и испытуемых—основные (и трудноконтролируемые) побочные переменные в корреляционных исследованиях. В специальной литературе термин “ bias ” часто переводится буквально — “ байес ”, причем выделяются его различные виды, каждый из которых представляет собой побочное систематическое влияние.

ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ (documentation — “ подтверждение документами) — второе необходимое условие проведения эксперимента. П. плана эксперимента и хода его проведения обеспечивает полный учет данных для составления экспериментального отчета.

ПРОЦЕСС БАЗИСНЫЙ — составная часть представления комплексной зависимой переменной, входящей в теоретическую модель, которая позволяет интерпретировать результаты эксперимента. Такие модели служат для постановки точных экспериментальных гипотез о механизмах изучаемого поведения. Например, модели о взаимодействии двух П. Б., на каждый из которых независимая переменная оказывает различное воздействие, являются источником гипотез о максимальной (или минимальной) величине (см.). При проведении эксперимента П. Б. соответствует базисная переменная и от адекватности этого соответствия зависит его внутренняя валидность.

РАЗЛИЧИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (subjectvariable — “субъективная переменная”, или фактор) испытуемых—основной источник ненадежности (и тем самым—нарушения внутренней валидности) в групповом эксперименте. Испытуемые могут.различаться как по известным признакам (.возраст, пол.и т. д.), так и по трудноконтролируемым. Усреднение Р. И. испытуемых экспериментальной и контрольной групп достигается с помощью различных схем межгруппового сравнения (см. Распределение, Отбор). Как в экспериментальных, так и корреляционных исследованиях построению групп может предшествовать выявление (и точное определение) Р. И., важных для изучаемого поведения, с помощью предварительных проверок, (см. Стратегия построения групп).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (assigning) — способ организации экспериментальных групп.из имеющихся в наличии испытуемых —либо специально привлеченных (“captive”, “заложников”), либо добровольных участников эксперимента. В соответствии со стратегиями, применяемыми для Р. испытуемых по группам выделяют три эффективные схемы межгруппового сравнения: случайное Р. групп, попарное Р. групп и случайное Р. групп с предварительным выделением слоев (или послойное случайное Р.). Если признаки подбора пар и выделения слоев тесно связаны с изучаемой деятельностью, то отвечающие им схемы обеспечивают более высокую внутреннюю валидность по сравнению со случайным Р. при одинаковом числе испытуемых. Достижение же внешней валидности эксперимента зависит не только от Р. выборки испытуемых; но и от их правильного отбора.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОЙ (maineffect) — количественно выраженная сила воздействия независимой переменной на зависимую (базисную) переменную. Вычисляется как разность средних значений зависимой переменной, полученных при воздействии разных уровней второй независимой переменной в факторном эксперименте. Для полноценного анализа полученных данных необходимо учитывать не только основные Р. Д. привлекаемых независимых переменных, но и взаимодействие между этими переменными;

простой Р. Д.—Р, Д. независимой переменной, не связанный с влиянием дополнительных факторов (альтернатива—действие комбинации нескольких независимых переменных). Определение простого Р. Д. требует проведения факторных экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ эксперимента — степень приближения реального эксперимента (или конкретной экспериментальной схемы) к одному из видов безупречного эксперимента. Поскольку реальный эксперимент в принципе не может быть безупречным, постольку оценка Р, каждого данного эксперимента, (или схемы) проводится обычно путем сравнения его с другим аналогичным экспериментом (или схемой) по отношению к одному из видов безупречного эксперимента, который служит образцом для сравнения.

Репрезентативность выборки испытуемых—степень адекватности отражения свойств и характеристик изучаемой популяции в выборке испытуемых, привлеченных для эксперимента. Высокая Р. выборки означает высокую представленность популяции, то и другое достигается с помощью правильного отбора испытуемых. Термин “Р.” (здесь — “соответствие”) используется также по отношению к конкретному испытуемому, а иногда — к. условиям проведения эксперимента.

Буквальный перевод термина “ representativeness ” принят в специальной литературе. Однако при переводе однокоренных слов мы сочли более удобным русский.вариант: " to represent ” — “ представлять ”. непосредственно передающий содержание. При чтении учебного текста это позволит избежать трудностей в понимании таких терминов, как “цредставленность” (ср. “репрезентированность”), “представитель” (ср. “репрезентант”) и т. п.

СМЕШЕНИЕ (confounding) СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ —второй основной источник нарушения внутренней валидности.

С. С. связано с тем фактом, что действие независимой переменной сопровождается целым рядом других переменных, которые могут систематически различаться при предъявлении разных условий независимой переменной, и тем самым оказывать на действие одного из них благоприятное (или неблагоприятное) влияние. Предъявить же эти условия одновременно невозможно, и поэтому иногда С. С. называют “ процедурным ”.

Факторы, порождающие С. С., можно разделить на три группы. Во-первых, это различия уровней необходимых дополнительных переменных: факторов задачи, индивидуальных различий испытуемых и т. п. Во-вторых, периодические или долговременные изменения побочных факторов, входящих в состав факторов времени (например, изменение погодных условий, периодическая регулировка экспериментальной аппаратуры и т.д.). И наконец, различия взаимных влияний самих условий независимой переменной, приводящие (в индивидуальных экспериментах) к эффектам последовательности.

Совокупность способов контроля С. С. можно описать следующим образом. Во-первых, с усовершенствованием экспериментов Появляется возможность полного устранения некоторых (но не всех) источников С. С. Так, в искусственном эксперименте унифицируется ряд важных дополнительных переменных, в групповом — устраняются факторы задачи и эффекты последовательности, в многоуровневом — предубежденность испытуемых. Во-вторых, для усреднения результатов неустранимых влияний применяются различные экспериментальные схемы. В интраиндивидуальных экспериментах, где таких влияний больше всего, наиболее эффективной является схема случайной последовательности (и это понятно, ведь остальные последовательности — систематичны): только она позволяет усреднить эффекты неоднородного (и отчасти — асимметричного) переноса, снять влияния предубеждений экспериментатора и т. п. Схемы межгруппового сравнения позволяют достичь соответствия групп по индивидуальным различиям испытуемых. Кроме того, привлекаются меры для контроля отдельных факторов: подбор и распределение экспериментальных задач, применение косвенных инструкций и т. д.

В специальной литературе термин “confounding” иногда переводят как “ смешивание ”. Предложенный нами вариант выбран не только в силу чуть лучшего звучания по-русски. Ведь постоянное взаимное сопровождение, т. е. смешивание основной и дополнительной переменных происходит в реальности (где, собственно, нет никаких проблем контроля С. С.), а экспериментатop имеет дело с уже совершившимся событием — фактом С., последствия которого ему нужно предусмотреть, устранить или усреднить, т. е. проконтролировать.

СМЕШЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ (assoative confounding) — источник нарушения внутренней валидности, возникающий с необходимостью оперировать единичными переменными для проверки точных экспериментальных гипотез. Напрямую это оказывается невозможным даже в лабораторном эксперименте, где независимая переменная освобождена от побочных влияний: предъявление активного условия независимой переменной (например, рассечение свода) необходимо (дословно — “ ассоциативно ”) связано с воздействием, не входящим в экспериментальную гипотезу (оперирование животного). По характеру этой связи различаются два вида С. С.— искусственное и естественное. С. С. неустранимо, его последствия можно только усреднить. Проблема контроля С. С. возникает также в отношения зависимой (точнее, базисной) переменной, когда для проверки теоретической модели требуется точно определить результат действия независимой переменной (а результат, свидетельствующий, например, о нарушении памяти, может быть приписан нарушению восприятия). Кроме того, вопросы С. С. являются важнымидля теоретических корреляционных исследований, где необходимо различать возможные детерминанты полученных результатов (например, порядок рождения детей, величина семьи, социальное происхождение родителей н т. д.);

искусственное (artifactual) С.—сопутствующее С. независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеобразием условий и процедур его проведения. Для контроля искусственного С. независимой переменной (например, введение лекарства — факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специальное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким образом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняется. Контроль искусственного С. базисной переменной (например, нарушения узнавания у животных, требующего для своего исследования привлечения задач на запоминание по ассоциации) возможен только в факторном эксперименте: используется вторая, контрольная переменная (объекты, не получающие подкрепления либо предъявляются, либо нет), при активном условии которой воздействие испытывает только сопутствующая переменная, а при пассивном — и сопутствующая, и базисная;

естественное (natural) С. — натуральная, не зависящая от методических процедур связь независимой (или базисной) и сопутствующей ей переменных,.не позволяющая проверить точную гипотезу в лабораторном эксперименте (например, плач ребенка может быть вызван тем, что из комнаты вышла мать, или же тем, что он просто остался один). Способ контроля естественного С. независимой переменной аналогичен введению контрольного условия, используется расширенная переменная (уход человека): при одном из ее условий (уход матери) сопутствующая переменная смешивается с основной, а при другом (уход ассистента) — нет; при сравнении этих двух условий.воздействие сопутствующей переменной можно “вынести за, скобки”. Естественное С. базисной переменной (например, связь памяти с восприятием) контролируется так же, как и искусственное — привлекается контрольная переменная (здесь — интервал отсрочки выполнения тестовой задачи): “чистое” воздействие основной независимой переменной (рассечение свода) на базисную (нарушение памяти) определяется как разность ее воздействий при одном из условии контрольной переменной (длинная отсрочка), затрагивающем и базисную, и сопутствующую переменные (память и восприятие), и при другом (короткая отсрочки), затрагивающем только сопутствующую (восприятие).

СООТВЕТСТВИЕ (appropriateness) — степень адекватности отражения изучаемой реальности или теоретического представления о ней в проводимом эксперименте. Проблемы С. связаны с обеспечением внешней валидности (и ее безупречный образец не случайно назван экспериментом полного С.), они возникают в отношении всех составных частей экспериментальной гипотезы: независимой, зависимой и уровней дополнительных переменных. Контроль С. обычно представляет собой анализ (предварительный или констатирующий) всех последствий изменения реальности в наличной экспериментальной ситуации. Так, при интерпретации результатов искусственных экспериментов рассматриваются главным образом вопросы о С. значений зависимой переменной, а также уровней ключевых и других дополнительных переменных (например, анализ действий испытуемого, выполняемых одновременно с задачей, снятия напряженности и сжатия (compression) проб во времени. Проблемы С., возникающие в основных видах эксперимента, а также способы контроля и обобщения результатов приведены в табл. 1.

СОСТОЯНИЕ, или УСЛОВИЕ (treatment) — форма предъявления независимой переменной. Независимая переменная имеет обычно два или несколько С. (например, два метода заучивания фортепьянных пьес—целостный и частичный), причем С. всегда различается качественно. Содержание термина “ treatment ” в данном контексте, т. е. “ форма, или способ, предъявления, действия ”, трудно.передать на русский язык одним словом. Выбор термина “С.” связан, прежде всего, с конкретной спецификой первых экспериментов в книге (скажем, использование и неиспользование наушников). Среди возможных его синонимов автор указывает термин “У.” (condition), и именно он оказывается удобным для описания большинства приводимых экспериментов. Поэтому термин “С.” встречается главным образом в первой главе, а далее заменяется более нейтральным— “У.”.

СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, или результатов (combiningtheassessments) —способ количественной обработки измеряемых показателей поведения испытуемого в эксперименте, применение которого окончательно определяет конкретный вид зависимой переменной. Итоги применения С. П. (или обработки) данных — значения зависимой переменной — представляются обычно в таблицах или на графиках.

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ (constructing) ГРУПП —адекватный способ организации испытуемых для участия в групповом эксперименте, позволяющий усреднить их индивидуальные различия в различных группах (внутренняя валидность) и адекватно - представить изучаемую популяцию (внешняя валидность). Выделяют три основных С. П. Г.— случайную (random, или randomization, “рандомизация”), попарную (matching, “подбор пар”) и случайную с предварительным выделением слоев (stratifiedrandom) (комбинация первых двух). Каждая из них применяется для распределения испытуемых по группам, а первая и третья — для отбора испытуемых из популяции. Это дает пять эффективных схем — схем межгруппового сравнения. Отсутствие специальной С. П. Г.. т. е. использование реально существующих (exsisting) групп, является неудачной схемой, неизбежно порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными различиями испытуемых. Для достижения внутренней валидности в лабораторных экспериментах (в том числе — с небольшим количеством испытуемых) применяются следующие С. П. Г.:

1) предварительные меры —случайное распределение или отбор;

2) сериальное решение —достижение соответствия групп по ходу эксперимента (в частности, с помощью предварительной проверки испытуемых по значимым характеристикам) и

3) использование максимально сходных индивидов (например, животных одного помета).

Попарная С. и выделение слоев (stratification, “стратификация”) используются также как способы контроля в корреляционных исследованиях: это С. попарного подбора испытуемых (в разные группы) и построение однородных подгрупп, т. е. подбор пар или групп таких.испытуемых, которые уравнены между собой по.всем переменным, кроме интересующей исследователя.

СХЕМА (design) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ —определенный план предъявления испытуемым (или их группам) разных условий независимой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы. С. Э. классифицируются по трем основным параметрам:

1) основание сравнения условий (или уровней):

2) тип изменения и

3) число независимых переменных.

интраиндивидуальная С. Э. — предъявление одному (или нескольким — группе) испытуемому всех исследуемых условий независимой переменной. Используется главным образом в практических индивидуальных экспериментах (и поэтому иногда называется просто С. индивидуального эксперимента). Различаются по используемым последовательностям предъявления условий:

1) С. случайной последовательности;

2) С. регулярного чередования;

3) С. позиционно уравненной последовательности.

межгрупповая С. Э.—предъявление каждого из исследуемых условий независимой переменной разным группам испытуемых. Сочетание двух типов набора испытуемых (распределение по группам и отбор из популяции) с тремя стратегиями построения групп дает пять возможных С. межгрупповых сравнений:

1) случайное распределение групп;

2) попарное распределение групп;

3) случайное распределение групп с выделением слоев;

4) случайный отбор, групп;

5) случайный отбор групп с выделением слоев (см. табл. 4);

кроссиндивидуальная С. Э. — предъявление каждому из испытуемых — (или их групп) всех исследуемых уровней независимой переменной в определенной последовательности, причем позиции каждого уровня в наборе этих последовательностей — численно уравнены. Применяется как наиболее оптимальная в лабораторных многоуровневых экспериментах. В соответствии с различными вариантами позиционного уравнивания выделяют:

1) реверсивное (обратное) уравнивание,

2) полное уравнивание,

3) латинский и

4) сбалансированный квадрат;

— С. Э., связанные с разными типами независимой переменной легко различить по используемой терминологии: условия—для качественного а уровни—для количественного типа:

факторная С. Э.—С. эксперимента с двумя или несколькими независимыми переменными. Применяется для проварки гипотез с одним отношением, обеспечивая контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов, и для проверки комбинированных гипотез;

гомогенная С. Э.—С. факторного эксперимента с одинаковыми основаниями сравнения.и типами изменения все привлекаемых независимых переменных. Примеры гомогенных С. Э. даны в табл. 8.2;

гетерогенная С. Э.—то же при разнородности оснований сравнения и типов изменения независимых переменных.

С. Э. иногда называют также особые способы контроля (например, контроль обоих видов.сопутствующего смешения).

ТИП (gradiation) независимой переменной — характер ее изменения, один из параметров классификации экспериментальных схем. Два Т. независимой переменной — качественный и количественный — характеризуют различия между ее условиями (в первом случае) или уровнями (во втором). Использование переменных количественного Т. позволяет вводить метрические шкалы и проверять точные экспериментальные гипотезы в многоуровневых экспериментах.

УЛУЧШЕНИЕ (improvement) (в узком смысле) —изменение /или имитация) реальности при проведении практического эксперимента с целью повышения его внутренней валидности. Так, “У.” реального мира в искусственных экспериментах позволяет устранить систематическое смешение и повысить надежность результатов за счет увеличения количества проб и сокращения несистематической изменчивости. В более широком смысле термин “improvement ” переводится как преимущество каждого более совершенного типа эксперимента. Такими преимуществами являются, во-первых, возможность проверки новых экспериментальных гипотез и их более широкого обобщения и, во-вторых, контроль (и даже устранение) ряда источников нарушения внутренней валидности (см. табл. 2). Необходимо помнить, что практически каждое У. реальности (т. е. удаление от нее) порождает новые проблемы обеспечения внешней валидности, соответствия реальности (см. Табл.1)

УРАВНИВАНИЕ ПОЗИЦИОННОЕ (counterbalancing) —достижение численного равенства средних позиций каждого из условий (или уровней) независимой переменной в последовательности (или наборе последовательностей) их предъявления. У. П. применяется в индивидуальных экспериментах для контроля эффектов последовательности проб. Схема позиционно уравненной последовательности— одна из схем интраиндивидуального эксперимента (см. Последовательность). В многоуровневых экспериментах, где (использование этой схемы требует слишком много времени (а межгрупповой — слишком большого числа испытуемых), применяется У. П. по определенному набору последовательностей уровней,, каждая из которых предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Таких схем У. П., или кросс-индивидуальных схем — несколько:

реверсивное (обратное) У. (П.) — предъявление двух последовательностей уровней —прямой и обратной — двум разным испытуемым (или их группам); позволяет контролировать эффекты однородного переноса;

полное У. (П.).—использование всех возможных вариантов последовательностей уровней с предъявлением каждой из них одному испытуемому (или одной группе); обеспечивают контроль эффектов неоднородного переноса, поскольку каждый уровень оказывается в каждой позиции одинаковое число раз; используется крайне редко из-за необходимости привлекать большое количество испытуемых;

— латинский квадрат (см. Квадрат латинский);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.