Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Стили гостиничного интерьера




1. Понятие стиля

2.Характеристика стилей

 

В дизайне интерьера любого помещения существуют так называемые стили интерьера (стилевые направления). Стиль - это совокупность черт, единство выразительных приёмов и средств, художественная или идейная общность, присущая как определенному времени или направлению в архитектуре, так и конкретному человеку или его жилищу. Тот или иной стиль интерьера - это гармоничная совокупность определенных черт, единство художественного направления. Стиль - это язык выражения основной идеи дизайн-проекта.

Выбор стиля - это один из самых важных критериев создания дизайна интерьера гостиницы. От него зависит не только внешний вид помещения, но и атмосфера уюта, комфорта. Стили дизайна интерьера довольно разнообразны: от классического до хай-тэка, также сюда можно отнести всевозможные зарубежные стилевые направления.

В современном мире существует условно две основные стилевые группы исторические стили и современные стили. Нередко их называют классикой и модерном, хотя логически такая терминология ошибочна, так как существует самостоятельный исторический стиль Модерн со своими особенностями, не имеющими никакого отношения к современным стилям.

«К первой группе относятся стили древнеегипетский, древнегреческий, византийский, готический, эпохи ренессанса, барокко, рококо, ампир, классицизм, романтизм и эклектика, модерн (сецессион, югенштиль, арт-нуво), арт-деко, модернизм, постмодернизм, конструктивизм, деконструктивизм.

Группа современных стилей включает в себя хай-тек, кантри, эко-стиль, английский стиль, арт-повери, минимализм, этнический, фьюжн, поп-арт, различные авторские стили и пр. Нередко дизайнеры в интерьере сочетают элементы разных стилей и получают индивидуальный, ни на что не похожий интерьер»[33].

Стиль - это язык дизайна, проекта, композиции. Так как этот язык живой, ему свойственно заимствовать некие элементы из другой языковой среды. Так и стиль заимствует различные элементы, образуя загадочные симбиозы. Заимствование, в свою очередь, образует при удачном стечении обстоятельств эклектику, а в не умелых руках китч – безвкусицу. Граница между китчем и эклектикой очень хрупкая и требует мастерства для грамотного соединения. Необходимы знание композиции, тонкий вкус, в интерьере - знание текстур и материалов. Слияние этих важных параметров и образуют «стиль».

К наиболее характерным относятся исторические стили (готика, барокко, классицизм, ампир, неоклассицизм, модерн, минимализм, этнический), а также стиль фьюжн, т.е. смешение стилей. Рассмотрим некоторые из них и их стилистические особенности.

Готический стиль.Зарождение первоначального готического стиля интерьера произошло в средних веках, когда архитектурная стилистика была подвержена сильному влиянию религиозных организаций и гражданская архитектура перенимала характерные черты архитектурных храмов. Дальнейшее развитие готического стиля интерьера произошло в викторианскую эпоху, а затем продолжилось в конце прошлого столетия, под воздействием субкультуры готов.



Несмотря на то, что истоками готического стиля являются религиозные строения Европы, он применим также к университетским, гражданским строениям и жилым интерьерам. Драматический дизайн Notre Dame Cathedral в Париже, Франции имеет элементы, которые используются и по сей день. К таким элементам относятся арки над окнами и дверьми, узоры и орнаменты, ребристые своды. Архитекторы средних веков использовали инновационные, в то время технологии, которые позволяли осуществлять тонкую кладку и возводить монументальные конструкции с острыми шпилями, декоративной отделкой камнем и обилием витражей и цветного стекла.

В последующие века фокус архитектурного интереса сместился на жилые помещения, вкусы запада возвратились к романтической природе и готическим формам, возрождение готического стиля пришлось на 18–19 столетия. На викторианскую эпоху пришлось продвижение технологий строительства и развития сложных архитектурных форм на основе деревянных конструкций. Такие конструкции применялись в США в рамках поддержки производителей лесоматериалов, которая дала новый импульс развитию готического стиля в экстерьерах и интерьере.

Элементы викторианской готики и готики возрождения используются при строительстве и отделке современных домов и при декорировании интерьерных пространств. Наиболее характерными элементами готического стиля в интерьере являются вытянутые остроконечные арки, камины, витражи и деревянные балки под потолками. Полы обычно покрыты тяжелыми материалами, такими как камень, плиты или доски с металлическими скобами.

Основа цветовой гаммы готического интерьера состоит из цвета охры, фиолетового, красного, черного, золотого и натурального цвета металла. Особые оттенки вносятся с добавлением деревянных филенок на двери, широких плинтусов из дерева, декорирования стен фресками, витражами или каменной кладкой. Гобелены и бархат при оформлении оконных проемов вносят необходимое настроение в готическом интерьере. Отделка мебели производится с использованием бархата, резьбы, точеных ножек в вытянутых плоскостях. Из элементов декора в готическом интерьере используются свечи, кованые изделия, скульптуры, кресты.

В интерьере широко применяются цветные витражи, превращающие потоки естественного света в таинственную игру цветных бликов. Также для готики характерны каркасная система, стрельчатые арки, окна-розы. Композиционным центром интерьера является камин с пирамидальной вытяжкой. Мебель массивная, выполнена из темного дерева, украшена резным орнаментом. В орнаменте используется мотив стрельчатой арки и растительные мотивы (листья винограда, плюща, клевера, трилистники). Большой популярностью пользуются ткани, ковры. Цветовая гамма насыщенная.

Стиль Барокко относится к 17 веку. Это Роскошный, причудливый, помпезный стиль ассоциируется в первую очередь с именем короля - Солнце Людовика XIV. Для этого стиля характерна эмоциональность, яркость красок, пышность убранства. Барокко известно своим стилеобразующим элементом - пластикой стены, благодаря которой стена как бы лишается главной своей черты - надежности и монументальности, приобретая небывалую динамику. В интерьере появляется нарочитая усложненность, скругленные углы, множество зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта «перетекания» пространства в «заоблачную высь». Интерьеры обильно украшены росписью, лепным декором волнообразных причудливых форм. Классическим образцом стиля барокко является Версаль. Для барокко характерно искусство иллюзии. Стремление поразить зрителя выражается в преувеличенных размерах, подчеркнуто динамичных формах, эффектных ракурсах и изобилии декора. Очень эффектный, эмоциональный и праздничный стиль.

Фасад и интерьер обильно украшен такими декоративными элементами как барельефы, скульптурные группы, вазы и т.д.

В середине 17 века на смену барокко приходит новый стиль – Рококо. Символом стиля, от которого и пошло это название стала Rocaille (раковина фр.) Утонченный, женственный, будуарный стиль, возникший из барокко. Это стиль светских салонов и маркизы де Помпадур. В оформлении интерьеров используются приемы, ломающие конструктив здания, зеркала, огромные росписи, сглаживание углов между стеной и потолком, широкое использование овала для композиционного декорирования прямоугольных плоскостей. Мебель становится изящной, камерной, прихотливой. Цветовая гамма становится более пастельной по сравнению с насыщенной яркостью барокко. Линии мебели и декоративных элементов изогнуты. В качестве декора используются раковины. В интерьере чувствуется легкость, галантность, светская непринужденность, атмосфера изысканного и беззаботного времяпрепровождения.

Классический стиль берет свое начало в эпоху классицизма конца 17 начала 19 века. Название стиля в переводе с латинского classicus означает образцовый, показательный, проявляющий стремление к идеальному образцу, эталону. В классическом интерьере отражаются благородные представления о «золотом веке» - идеализация и героическое возвышение закономерностей в природе, соблюдение порядка и иерархии в человеческом мире.

Термин «классик»был рожден еще в античную эпоху средневековья для определения наивысших слоев населения, элиты Древнего Рима. С тех пор эпитетом «классический» сопровождается стиль или направление в любой сфере быта, культуры и искусства, принятый традиционным всеми народами мира. Поэтому классический интерьер можно успешно назвать элитарным.

Традиционной особенностью классического интерьера становится грациозная обстановка мебели в строгих геометрических пропорциях, ровные линии наблюдаются во всем: в возведении колонн, создании дверных и оконных проемов, балюстрад балконов, лестниц и террас. В эпоху классицизма сохраняется приверженность к соблюдению анфилад в стиле борокко – внутренние помещения примыкают друг к другу последовательно, а дверные проемы располагаются по одной оси, создавая сквозной интерьер. Основными принципами классического интерьера являются рационализм во всем, тенденция к достижению комфортности и гармонии за счет простоты и одновременно строгости, логической ясности, завершенности. Большинство предметов, созданных в эпоху классицизма, принято считать раритетами. Классический стиль интерьера получил одинаковое признание, как в среде аристократии, так и у демократически настроенного общества, и превзошел в эпоху классицизма популярность вычурных и претенциозных стилей борокко и рококо.

Чопорные фарфоровые канделябры и хрустальные люстры заменили подсвечники из драгоценных металлов и кабинетные лампы, бра, торшеры с монотонной окраской монолитных плафонов из стекла. Утратившие актуальность хронометры постепенно вытесняют напольные монументальные часы. Выполненные из мрамора камины составили альтернативу плиточным печам с разноцветной росписью. Классический интерьер предпочел строгость прямоугольной формы окон с прозрачным остеклением. Неотъемлемой частью классического интерьера стали процветающие в эпоху классицизма художественные жанры пейзажа и портрета: изображения природных явлений и героических личностей в золоченых рамах стали достойным украшением стен залов, гостиных и спален. Аксессуары из хрупкого фарфора и пластичного серебра заменяют практичная и долговечная бронза, скульптура из мрамора. Мебель сохраняет естественный декор натуральной древесины с отсутствием позолоты. Текстиль для обивки мягких деталей мебели, декорирования окон и отделки стен выбирается из шелка и атласа благородных сдержанных расцветок. В классическом интерьере драпировки из велюра и парчи с крупным величественным узором приобретают признаки излишней роскоши. Непременным атрибутом классического интерьера вместо редких ювелирных украшений становятся книги.

Современный интерьер, оформленный в классическом стиле - это помещение правильной формы, светлое, излучающее покой и устойчивый семейный уют. Классический интерьер не чрезмерен, не перегружен деталями. В классическом интерьере обычно много зеркал, расширяющих помещение и придающих ему блеск. Колонны с бронзовыми капителями очень органично дополняют классический интерьер, камины отделаны мрамором.

Белая мебель в сочетании с позолотой и пастельными тонами обивки и стен - тоже очень распространенный вариант. Для стиля также будет характерна мебель цвета натуральной благородной древесины с бронзовой отделкой и сине-зелеными или розовыми оттенками текстиля в обивке, шторах.

«Ткани хорошо сочетаются с формой мягкой мебели и цветом древесины. Портьеры и драпировки окон классического интерьера сложной изящной формы, с благородными складками, служат украшением окна и интерьера в целом. В отделке интерьера используются кисти или близкие по тону и фактуре ткани»[34].

Для освещения чаще всего используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла. Хорошо смотрятся в интерьере оформленные в классическом стиле бронзовые или позолоченные люстры с плафонами, имитирующими свечи. Современное точечное освещение не вступают в противоречие с классическим стилем, а, скорее, органично вписывается в интерьер.

Столы и стулья в столовой с резными изящными ножками и фарфоровой посудой, тонкой, почти прозрачной, с неброским рисунком и позолотой. Обязательные атрибуты классического интерьера - камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные и кофейные столики, обилие света, мягкие светлые ковры ручной работы, паркет из ценных пород дерева и светильники, похожие на ювелирные украшения.

При всем их разнообразии изящные и несколько парадные интерьеры в классическом стиле не выглядят, как музейные экспонаты, ведь в них сохраняются главные черты стиля: благородство и сдержанность, гармоничность и хороший вкус, а владелец дома в классическом стиле подтверждает свой высокий социальный статус и респектабельность.

Ампир (от франц. empire – империя) – стиль первых трех десятилетий ХIХ века. Этот стиль – наивысшая точка, завершающая аккорд классицизма, стиль, получивший распространение во времена правления Наполеона I. Этот стиль должен был отразить мощь и величие Французской империи. Торжественный, военно-триумфальный стиль подражал роскоши Римской империи. Для него характерны монументальные формы и богатый декор (эмблемы, орнамент). В отделке использовались дорогие, добротные материалы: шелк, красное дерево, бронза, базалит. Ампир также включал в себя и отдельные древнеегипетские элементы, вошедшие в моду после Египетского похода Наполеона. Это и массивные геометрические объемы, и древнеегипетские орнаменты, и стилизованные сфинксы. Для стиля ампир было очень характерно использование символики с военной тематикой: военные доспехи, лавровые венки, щиты, орлы и т.д. В ряде стран ампир стал выражением идей государственной независимости.

Стиль ампир был строго выдержан и в прикладном искусстве, в тяжеловесной мебели с подчеркнуто геометрическими линиями и формами, в изделиях художественной промышленности, массивных, хорошо отделанных. Мебель приобрела своеобразные черты: опорные части в виде грифонов, лап животных, античных герм. Кресла, как и другая мебель для сидения, были достаточно неудобными и жесткими, т.к. пышность была предпочтительнее комфорта.

Для ампира, в отличие от большинства стилей, характерна еще одна особенность: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение религиозных течений и школ. Именно поэтому ампиром правильно называть только искусство Франции начала ХIХ века. Только лишь одна страна, Россия, приняла «стиль Империи». Но для России стиль ампир не был сосредоточен на фигуре императора Александра, он был одушевлен идеей национального единства.

Ампир - стиль аристократии, не выходящий из моды по сей день. Дизайн в стиле ампир отличается тяжеловесностью, четкостью форм и замысловатостью отделки. Обои можно заменить тканью и тканью же обтянуть абажуры всех ламп в комнате.

В этом стиле все призвано показать роскошь: богатые тяжелые драпировки, украшения из металла, на стенах - старинные гравюры, чеканки или картины в красивых рамах.

«При выборе стиля ампир, лучше отдать предпочтение мебели темного цвета (черного, цвета каштана или красного дерева). И пусть она будет приземистой - вообще всего высокого в комнатах, выполненных в стиле ампир, лучше избегать. Кресла, например, предпочтительнее с низкой спинкой, широкие, мягкие. Комоды свойственны именно этому стилю. В такой комнате также уместны кожаная мебель и массивные напольные светильники с плафонами из ткани»[35].

В мебели стиля ампир используется красное дерево, орех, а в России также и карельская береза. Резьба практически не применяется.

Опорные части столов, кресел, стульев, диванов делаются в виде античных герм, сфинксов, грифонов, колонн и львиных лап, заимствованных из развалин древнего Рима и раскопок Помпеи. В форме мебели используются прямоугольные, массивные, замкнутые формы, профили и выступы на ней редки.

Как кресла, так и вся другая мебель для сидения жесткая. Мебель стиля ампир отдает предпочтение пышности в ущерб удобству пользования.

Различают два вида ампир: европейский и русский. Для европейского ампира характерны обилие золота, бронзы, мрамора, лепнины, колонн, зеркал, роспись на стенах и потолке; живописные панно, тяжелые драпировки на окнах. Мебель делалась из ценных пород – красного дерева, карельской березы, ясеня, груши и др. Она имеет строгие, правильные, симметрические формы, украшенные резьбой. Посуда, канделябры и другие аксессуары из серебра и бронзы имеют спокойные прямые формы с гладкими поверхностями, украшаются гравировкой.

Русский ампирболее спокойный, лиричный и менее пышный. Отличительные черты – изящная лепнина на потолках, стенах. В интерьере преобладают легкость, комфортность. Много белого цвета. Для стен и драпировок используются приглушенные тона. Характерны большие окна и множествозеркал, наличие каминов, узорчатый паркет из ценных пород дерева. Ковры на полах, хрустальные люстры гармонируют с обивкой мебели, отделкой сцен, драпировками на окнах, скатертями и салфетками нежных пастельных тонов. Лепнина на потолках сочетается с большими ажурными люстрами, дающими мягкий, рассеянный свет. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси.

Минимализмсформировался в 60-годы ХХ в. Главный принцип стиля - ничего лишнего. Пространство организуется предельно лаконично, функционально, используются простые геометрические формы, большие поверхности заливаются одним цветом. Цветовое решение может быть простым вплоть до монохромного. Тем не менее, в отделке используются только дорогие, качественные материалы.

В настоящее время он становится не таким модным, как в 90-годы. Но, как и все, что подвержено моде, этот стиль может трансформироваться с течением времени, впитывая новейшие элементы и вновь становясь популярным. Минимализм отличается отсутствием узоров, декоров, небольшим количеством аксессуаров.

На данный момент доминирующей концепцией в дизайне современных отелей и открывающихся объектов индустрии гостеприимства является стиль комфортного минимализма. «В основу идеологии этого стиля заложены простые геометрические формы, в нем отсутствуют окружности и радиусы, преобладают контрастные цвета, как правило, это выбеленный дуб и венге»[36]. Стиль комфортного минимализма открывает неограниченные возможности по разработке дизайна номерного фонда и общественных помещений. Он предоставляет дизайнерам широкую палитру красок для создания, как ярких, так и спокойных интерьеров под любую концепцию, будь то загородный или городской отель, клубное помещение, дом или квартира. Комфортный минимализм – устоявшийся стиль, он не потеряет своей актуальности и наверняка будет популярен еще несколько десятилетий.

Минимализм - современная интерпретация древневосточного стиля. Его девиз: отказ от нужного в пользу самого необходимого.

Минимализм - это не просто свободное пространство - это стиль, подразумевающий тщательную продуманность каждой детали. В таком помещении количество предметов минимально, но они выполняют все необходимые для комфортного проживания функции.

Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера.

Минимализм пришел к нам из японской культуры. Традиционно он строился на сочетаниях света и тени, поэтому в таком интерьере преобладают оттенки земли, а также белый, серый и черный цвета. Минималистический интерьер - светлый и свободный. Создать ощущение простора помогает цвет. Отсутствие большого количества оттенков и сочетаний красок увеличивает помещение, словно наполняя его воздухом.

В оформлении могут быть использованы любые цвета, однако преимущество отдается светлым. Цветовая гамма традиционного минимализма - это серый, бежевый, песочный, черный и их вариации. Разнообразные тона зеленого в сочетании с белым и коричневым также уместны.

Также данному стилю присуще сочетание черно-белого графического оформления интерьера с добавлением предметов мебели и аксессуаров насыщенных оттенков. Однако такие цветовые пятна должны быть не более чем акцентами.

Форма предметов интерьера должна быть простой (отсутствие многочисленных складок на диванах, прямая спинка у стульев, ровные ножки у стола и т. д.), хотя допускаются и изогнутые линии (например, закругленная линия дивана, повторяющая изгиб эркера).

«Материалы обязательно должны быть высокого качества. Для изготовления мебели в стиле минимализма, как и прежде, используют дерево, камень, натуральные ткани.

Металлические элементы выполняют из стали или алюминия (из последнего делают преимущественно профили). Стекло применяют в основном матовое. Прямые гладкие поверхности, отделанные такими материалами, подчеркивают графичность и лаконичность интерьера»[37].

Использование металла в интерьере минимализм придает ему острую современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. А солнечный свет, отраженный от стекла и гладкого металла создает атмосферу легкости. Используются простые природные отделочные материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка.

Неоклассицизм(от франц. Classicisme) – общее название художественных течений второй половины ХIХ–ХХ веков, основывающихся на классических традициях искусства античности, эпохи Возрождения, классицизма. Для этого стиля характерны подчеркнутое благородство, строгость и ясность.

Неоклассицизму свойственны спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время разнообразное декоративное оформление, полный достоинства, но не вычурный вид, выверенные пропорции.

Помещения, выполненные в неоклассическом стиле, отличаются значительным размером комнат, широкими лестничными маршами. В воспроизведении неоклассических интерьеров используются архитектурные элементы, отсылающие нас к античным образцам. Для этого используются декоративные колонны, арки, полуарки из гипсокартона.

При использовании стилевых деталей нужного эффекта можно достичь самыми минимальными средствами: например, с помощью античной вазы или скульптуры. Важным атрибутом в неоклассическом интерьере являются светлые тона стен и мебели.

Нежелательно попадание в гостиную при входе в дом. Хорошо, если из прихожей или холла открывался бы красивый вид на нее. При этом нежелательно использование перегородок. Для зонирования пространства лучше использовать полуколонны и колонны. Различное по назначению пространство должно как бы перетекать из одного в другое. Но главное – это соблюдение классических пропорций и симметрии.

Во второй половине 19 века зарождается новое течение – романтизм. Романтизм это скорее мировоззрение, чем стиль, выраженное в мечтаниях о синтезе всех искусств. Так появляется эклектика. Это смешение всех стилей. Для этого периода времени характерно появление множества неостилей. В европейских интерьерах активно использовались элементы восточных культур. В современном дизайне также нередко применяется принцип эклектики, романтическое увлечение историческим стилем. Происходит смешивание с элементами восточной сказки и корректируется современным мировоззрением и уровнем технических возможностей.

Этот стиль в интерьере объединяет в себе разнородные мотивы, который сочетает в себе 2-3 стилистических подхода. Используются комбинации предметов мебели различного времени и происхождения.

Эклектический стиль является в настоящее время одним из современных. Декорирование гостиниц в этом стиле, относящемуся к какому-либо периоду, времени очень дорогое удовольствие, а также такой интерьер не всегда вписывается в наш современный стиль жизни. В таком случае можно использовать эклектический подход в декорировании. «Этот стиль требует строгого отношения к основным элементам дизайна – определенному цвету, фактуре, текстуре, форме и размеру. Здесь используются комбинации из предметов и мебели различного времени и происхождения»[38].

Многие профессионалы относят себя к представителям эклектического стиля (т.е. сочетания старого и нового), но чтобы эклектика не превратилась в хаос, у дизайнера должен быть настоящий талант.

Модернизм (франц. Moderne – новейший, современный) – стилевое направление в европейском и американском искусстве, появившееся в конце XIX - начале XX в. Очень декоративный и своеобразный стиль.

Лозунг модерна – «назад к природе». Характерная сложная система орнамента, основа которого - сильно стилизованные цветы и растения, лебеди. У стиля есть символ - это изощренная форма цветка цикламена. Для модерна «нового» стиля, родившегося на рубеже 19 и 20 веков, как движения за создание стиля своей эпохи, используется отказ от старых стилевых форм, поиск новых материалов: железа, стекла, железобетона. Свободная планировка, разные уровни пола, большие оконные проемы. Дизайнер использует при работе над интерьером импровизацию на выбранную тему. На стенах - причудливые капризно извивающиеся линии с явной тенденцией к асимметрии. Стены помещения красочные, часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Мебель украшается стилизованным растительным орнаментом, в ней преобладают вялые, тянутые, волнистые очертания. Архитекторы в одном произведении соединяли в волшебном единстве архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство. Вводится функциональное зонирование. Декоративное оформление интерьеров достигает невероятной изощренности. Форма окон, дверей, лестниц разнообразна до бесконечности. Выделяется и огромной выразительности достигает текучесть ритмов, цвета и фактуры. Часто используется керамическая облицовка, кованое железо, оконные и дверные флористические витражи.

Главные принципы модернизма - конструкция и функция. «Дом - это машина для жилья», - знаменитое высказывание архитектора Ле Корбюзье очень точно характеризует этот стиль. Основатели модернизма работали в разных направлениях. Они создавали небоскребы или, например, развивали бионическую архитектуру, максимально приближенную к природе. В современном дизайне чаще обращаются к стилю конкретного архитектора того периода, чем, собственно, к модернизму.

Модерн всегда был стилем, пропагандирующим индивидуальность. Интерьеру в стиле модерн присуща щедрая живописность, рисованные элементы, пластичность форм мебели, особые способы декорирования, наличие знаковых деталей и фрагментов. Легко узнаваемые черты модерна - это плавные, перетекающие друг в друга линии, повторяющие совершенство природных растительных форм. Изысканность убранства интерьера достигается за счет цвета и фактуры облицовок, благодаря художественной выразительности декоров, с помощью кованого чугуна, оконных и дверных витражей.

В оформлении стен находят применение как обои (в традиционном варианте - рисунок с вертикальной полосой), чаще виниловые, обладающие богатой фактурой, так и разные виды декоративных штукатурок. Иногда в интерьерах используется сочетание материалов, например, верхняя часть стен, может быть затянута шелком или покрашена краской, а нижняя - облицована панелями из дерева тех же пород, что и мебель. Дерево довольно часто можно встретить и в оформлении потолка.

Напольные покрытия сегодня представляют собой гораздо более богатую, чем сто лет назад, палитру. Однако эстетика во многом осталась прежней: деревянная доска, демонстрирующая естественную красоту природного материала, наборный паркет с характерными изогнутыми элементами в стиле модерн и, конечно, напольная плитка - живописная или, напротив, монохромная, искусно состаренная и передающая колорит эпохи.

В убранстве помещения обязательно должны быть «…столы и стулья с изогнутыми ножками; основной обивочный материал для мягкой мебели - атлас и шелк. Цвета - неяркие, приглушенные, лучше полутона. Особенно популярна светло-зеленая гамма и оттенки лилового. Характерны жемчужно-серые цвета, а также насыщенные золото и охра. В целом обстановка может напоминать атмосферу декадентского салона начала века с приглушенным мерцанием серебра и перламутровым блеском»[39].

Для стиля модерн характерны новые технико-конструктивные средства, свободная планировка, стилизованный растительный узор, гибкие текучие линии, ассиметричные формы. Конструктивные элементы зданий и мебели скрыты плавными переходами, волнообразной непрерывной линии декора. Все элементы интерьера как бы связываются в единое целое пластичными изгибами. Для модерна характерна пастельная, нежная цветовая гамма пепельные, дымчатые, нежно-розовые, сложные голубые и зеленые оттенки. В декоре используются растительные мотивы. Одним из символов стиля является стилизованный цветок ириса. Модернизм – это стиль поэзии Серебряного века.

Арт Деко - первый стиль новой эпохи ХХ века, унаследовавший все стремление к новаторству Модерна.

Этот стиль сочетает в себе экзотику модерна и техническую эстетику двадцатых годов, легкость и изящество декора. Характерные черты: скругленные углы, строгие вертикальные линии, декоративные элементы (изображение зигзагов, окружностей, солнца). Арт Деко пытается воспринять скорость и напор наступающего века машин. Обычные материалы включают в себя экзотические сорта древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь.

В отличие от аскетичной эстетики 20-х годов прошлого века, теперь это - стиль роскоши, богатства, причем технические достижения, вполне традиционные дорогие материалы и качество отделки в нем уравниваются – и то, и другое ценно тем, что просто очень дорого стоит.

Арт-деко быстро завоевал признание.Этот стиль снова входит в моду в наши дни. Роскошный, утонченно элегантный, элитный стиль трансатлантических лайнеров предполагает использование дорогих отделочных материалов, геометричность форм и сложную отделку мебели. Стиль Арт-деко – это смешение элементов египетского искусства, американской индейской экзотики и африканского примитивного искусства. Эталоном стиля выступают стильные роскошные интерьеры океанских лайнеров и дорогих отелей. Для мебельных стилей характерно применение декоративных элементов в форме зигзагов, окружностей, треугольников, солнц. В цветовой гамме используются насыщенные коричневые тона, цвета слоновой кости, все оттенки золотого.

Арт Деко - это стиль, использующий самые разные декоративные элементы в интерьере, яркие и смелые и одновременно исключительно подобранные цветовые сочетания, способный меняться вместе с фантазией дизайнера, создающего свой интерьер.

Стиль постмодернизм возник, как реакция на модернизм в конце 60-х годов XX века. Характерные черты - это сложные криволинейные формы и объемы, имитирующие динамичную живую конструкцию. Стиль допускает хаотичное и нелогичное нагромождение элементов, внезапные разрывы, иллюзорную неустойчивость, скошенные стены, мебель, изготовленную из неожиданных материалов. Сейчас этот стиль нередко используется в индустрии гостеприимства. Единственное условие его восприятия - человек, который пользуется зданием, решенном в этом стиле, должен легко привыкать к оптическим нонсенсам.

Хай-тек(в пер. с англ. языка - высокая технология). Этот стиль как бы отражает современный темп времени. Для него характерно использование современных полимерных материалов, стекла и металла. Стиль представляет собой современную модификацию техницизма. От предшествующих этапов хай-тек отличает супер-техницизм. Строительные конструкции, инженерные системы и оборудование перерастают в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии сооружение. Применение металлических конструкций и стекла, а также элементы инженерного оборудования выделяет хай-тек. Здесь правит практичность и функциональность. Излюбленные цвета: серебро, белый, черный; материалы: металл, стекло, трубы.

Стиль хай-тек называют стилем рационалистов; интерьер в этом стиле всегда отличают предельная строгость, лаконизм форм. Здесь в основе принципа формирования окружающей среды традиционно лежат сборные технические детали, стекло, металл и бетон, а также различные пластики и прочие искусственные покрытия.

В практическом смысле в сегодняшнем интерьере у этого стиля не существует строгих предпочтений. В отличие от однозначных запретов на декоративные излишества в виде, допустим, художественных паркетов, обоев в цветочек, лепных украшений, бордюров, растительных узоров и т. д.

Интерьеры в стиле хай-тек отличает четкость. Поверхности стен, пола и потолков - идеально гладкие и чистые. Мебель, ткани, посуда и прочие аксессуары также отвечают основным требованиям: практичность, отсутствие декора, четкие геометрические формы. «Все металлические элементы и фурнитура - соответственно, блестящие. В интерьере хай-тек уместно все легкое, в частности мебель, напоминающая офисную. Стулья, кресла и диваны - из пластика, хромированного металла и кожзаменителя»[40].

Кроме общего освещения, в стиле хай-тек находят применение многочисленные настенные и напольные, вмонтированные в мебель и точечные, рельсовые и прочие светильники, а также источники света на кронштейнах, тросах и всевозможных других конструкциях. Формы - простые. В основе - эргономика и функциональность.

В этом стиле, используются бумажные и тканевые салфетки, выполненные по современным технологиям, которые гигиеничны и удобны. Столовые приборы новых современных форм выполнены из металла в сочетании с цветным пластиком. Характерные черты стиля - большое количество металла, стекла и пластика в интерьере, яркие кислотные цвета, открытые коммуникации и крепеж, подчеркнутая техническая маркировка. Это стиль последних технических достижений и основное внимание уделяется именно им. Технологичный, функциональный, но достаточно холодный, роботизированный стиль.

Кантри стиль – возник в Америке в начале прошлого века. В переводе с английского «кантри» означает «деревня». Для этого стиля характерна ностальгия по тихой деревенской жизни, по быту, для которого характерны естественность и простота, отсутствие вычурности. Очень популярны ковбойские мотивы, ткани в клетку или мелкий цветочек и т.д. Цветовая гамма сдержанная: оттенки зеленоватых, бежевых, различных коричневых тонов могут сочетаться с красными и зелеными включениями.

Стилю кантри характерна многоцветность, но не яркая, а скорее густая, сочная, чуть приглушенная. В цветовом решении преобладают натуральные, чаще светлые и пастельные тона. Важен колористический баланс. Если, например, в обивке мебели сочетаются светло-голубой и светло-бежевый, то светлые пастельные тона лучше подобрать и для обоев, ковра, занавесок, скатерти.

Если стены и все большие поверхности интерьера выдержаны в одной гамме, можно сосредоточиться на аксессуарах, которых в кантри довольно много. Некоторые дизайнеры считают, что основные цвета обязательно должны сочетаться с зеленым.

Кантри - это экологический стиль. И отсюда - натуральные строительные и отделочные материалы. Для пола - мощение плиткой или декоративным камнем, массивные деревянные половицы, например, натуральная или крашеная сосна. «Для стен - декоративная штукатурка, или сочетание фрагментов отштукатуренных стен с частично сохраненной каменной или кирпичной кладкой. Или опять же дерево, причем светлых тонов. Для оформления стен подойдут и бумажные обои - с наивным цветочным рисунком, неярким и тонким»[41].

Непритязательный, домашний и очень уютный стиль кантри, символизирует устойчивость и надежность, призван передавать дух деревенской жизни, где изысканность смешивается с практичностью семейного уклада.

Стиль этот по-домашнему уютный, сознательно ориентированный на добрые старые времена. В рамках этого стиля применяются экологичные материалы: дерево, грубый камень, керамика, лоза, береста и т. д. и сложные цвета природной гаммы. В России этот стиль получил название «деревенский». В настоящее время стиль кантри пользуется популярностью в дизайне мини-отелей.

Экостиль. Основной девиз экостиля – экологический. Это новый современный стиль. Стремление к созданию особой атмосферы единения с природой достигается исполнением природных материалов, естественной цветовой гаммой. Характерно использование живых цветов и сухоцвета, композиций из них, аксессуаров их дерева, глины, янтаря, бересты и др.

В экостиле проявляется стремление к более полному, глубокому и всестороннему слиянию с природой. Экологичность - основной принцип, который, по мнению архитекторов, должен лечь в основу жилья нового типа. Максимальное применение природных материалов, не декорирование конструктивных элементов, простая окраска стен, зимний сад на балконе и т.п. Сущность этого стиля определяется конкретным способом претворения идеального в материальное, идеальных образов в конкретную материальную форму, в конечном итоге обеспечивающее постоянное стремление человека к наивысшему благу, совершенному духовному состоянию.

Фьюжн стиль– смешение различных стилей – современная модная тенденция. Например, классицизм в сочетании с другими стилями образует единство оформления и гармонию. Например, подлинные предметы старины или национальной культуры могут соседствовать с высокотехнологичными ультрасовременными аксессуарами стиля хай-тек.

Часто стиль «фьюжн» называют самой актуальной тенденцией в музыке, кулинарии, дизайне интерьера… – в общем, во всём. Это направление вкратце определяют как соединение несоединимого: старого и нового, Востока и Запада, высокого искусства и китча.

Английское слово «fusion» переводится как «слияние», или «сплав». Если говорить о внешних формах, то фьюжн предполагает сочетание, казалось бы, несочетаемого (или считавшегося таковым), неординарные решения, выходящие за рамки общепринятого и привычного. Слияние культур, технологий, стилей, мировоззрений и времяпрепровождений –главный признак современности и данного направления.

XIX век объединил с современностью чувство окончания очередной исторической эпохи и необходимость подвести итоги, ничего не забывая и не отрицая. Отсюда идёт желание соединить в одном интерьере как можно больше приёмов из разных стилей и направлений, смешение современности и ретромотивов, новых материалов, холодных технологических вещей и рукотворных, выполненных в единственном экземпляре предметов. В отличие от эклектики фьюжн не просто значительно свободнее соединяет в одном пространстве элементы разных стилевых направлений, но и создаёт на их основе свой новый стиль.

Фьюжн наиболее ярко выражает мировоззрение человека с широким кругозором, знакомого с культурой и историей разных стран и эпох. Детали интерьера должны сочетаться не происхождением и цветом, а «браком по любви». В расчёт принимаются только чувства к тому или иному предмету обстановки. Фьюжн организует пространство так, чтобы можно было путешествовать сквозь эпохи и континенты, не выходя из дома.

Этот стиль превращается в стремительно набирающее популярность направление современного дизайна, ведь он обещает неслыханную ранее свободу. Раньше считалось чем-то немыслимым сочетать синий и чёрный, красный и коричневый цвета, а теперь это совершенно нормально.

Думать о чистоте стиля не приходится, дизайнер волен не придерживаться установленных канонов и догм. Можно активно компоновать в одном интерьере тяжёлую классическую мебель и хай-тековские шторы из органзы. Смело выдвигать мягкую мебель из углов и ставьте её в центре комнаты. При этом дорогие эксклюзивные коллекции спокойно уживаются с самыми массовыми моделями. На стенах рядом с репродукциями шедевров искусства могут соседствовать дилетантские фотографии, «глухие» стены превращаются в настоящую музейную экспозицию с постмодернистским порталом.

Фьюжн предлагает всё, не отрицая ничего. Сегодня можно и нужно смешивать классическую и современную мебель, вещи старые и новые, дорогие и не очень и добавлять объекты, решительно ни к чему не подходящие, но любимые. Стоимость предмета в этом стиле не имеет значения. Создание хорошего интерьера всегда стоило немалых денег. А сотворить фьюжн очень просто, главное обладать чувством вкуса.

Таким образом, этот стиль отлично подходит для самовыражения, поскольку в нём раскрывается индивидуальный подход владельца к созданию интерьера, учитывающий только частный вкус, а не какие-то правила и установки.

Этнические стили используются в национальных стилях (русский, китайский, японский, индийский и т.д.) играют огромную роль в создании самобытной национальной атмосферы.

Чаще всего под этническим понимают стиль Африки, Индии, Марокко, Индонезии, Китая. Стилистические особенности зависят от выбранной страны. К общим чертам можно отнести насыщенную цветовую гамму, обилие национальных предметов мебели, аксессуаров и символики, в том числе предметы ручной работы. Если речь идет об Индии в интерьере должно быть резное дерево, изображения слонов, сари. Если выбрана тема Марокко, то будут присутствовать насыщенные цвета, роспись, витражные светильники. Китай - изображения драконов, характерная роспись, черный и красный, лазурный цвета - золотой декор. Европейцу жить в таком доме постоянно - тяжеловато, а для развлекательных общественных помещений -это великолепный выбор.

Индийский стиль– это сочетание роскоши, золота, изыска и тонкого вкуса с аскетизмом, скромностью, простотой линий и форм. Коктейль орнаментов, цветов, рисунков и фактур, великолепная резная и инкрустированная мебель отражают индийский стиль.

Индия – страна пряностей, специй, ароматов корицы, сандала, гвоздики, кардамона, страна, где духовная сторона жизни значит все, где вера и религия лежат в основе распорядка и организации всей жизни. Индийский стиль – это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, он немного шероховат. Мебель, выполненная в индийском стиле, низкая, выпиленная вручную, из очень прочного дерева тик. Диваны и кровати должны быть мягкими и удобными, располагающими ко сну. Для основы интерьера в индийском стиле вполне достаточно трех-четырех предметов мебели, но они должны сочетаться по цвету. Характерная особенность – легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто «меняются ролями». «Характерные материалы: дерево, слоновая кость, перламутр, серебро, латунь, кованый металл, перья. Техники: эмаль, ковка, чеканка, резьба, инкрустация»[42].

В последнее время большую популярность в России приобрел Скандинавский стиль. Оно и неудивительно. Для наших климатических условий он подходит великолепно. Не последнюю роль сыграла и характерная доступная и удобная мебель. Прочие черты, свойственные стилю, это использование светлого дерева, всевозможные оттенки белого, фисташкового зеленого, светло-голубого с ярко-красными акцентами. Обилие света, естественные отделочные материалы, мягкая цветовая гамма, функциональность - все это слагаемые уютного и комфортного интерьера без лишних изысков и эпатажа.

Таким образом, дизайн в наше время стал всеобъемлющим понятием, которое охватывает различные сферы нашей жизни. Язык дизайна стал универсальным средством. Дизайн окружает нас везде, он стал повседневным понятием. Мир, окружающий нас, ставит перед нами проблемы выбора вещей, которые основываются не только на функциональных, но и на эстетических качествах. Люди все чаще и чаще покупают новые вещи, не давая возможности выжить старым. Дизайн составляет важную часть нашей жизни. Дизайнеры же пытаясь соответствовать потребностям, ищут все новые и новые формы, при этом не редко обращаясь к исторически сформировавшимся стилям, ища вдохновения. Классические мотивы находят себя в новых формах. Такое пристальное внимание к прошлому, впрочем, всегда сопутствовало дизайнеру. Так, например, в девятнадцатом веке исторические стили играли в искусстве главную роль. В наше время стили из прошлого стали нашим «настоящим», но сейчас все чаще и чаще речь идет не об одном конкретном стиле, а об их симбиозе и грамотном слиянии. Современные дизайнеры учитывают мудрость прошлого и технические новинки настоящего в поисках будущего. «Старинные» стили в новом осмыслении играют яркими красками, обнаруживая новые грани. В данной работе авторы попытались создать фундаментальное понимание «стиля», как понятия, так и дать представление о существующих стилях. Данная тема кажется авторам актуальной, так как слово «стиль» стало очень часто использоваться, но не каждый произносящий, понимает его глубокое значение.

В обыденной жизни человек владеет двумя языками: разговорным - употребляемым повседневно и литературным. Так и в дизайне имеются различные параметры стилей, которые на самом деле тесно связаны между собой. Авторы утверждают, что «образцового» стиля нет, так как стиль ежедневно меняется, так же как и меняются нужды человека. «Стиль или стилизация» - это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов. Возможен разговор о стилях эпох. Можно обсуждать индивидуальный стиль человека, стиль интерьера и все эти разговоры будут о стиле. Автор делает вывод, что правомерно говорить не только об исторически сложившихся стилях, но и об индивидуальных. Так же хочется отметить, что не правильно определять четкие границы, как между стилями, так и между эпохами.

Исторические стили при создании интерьера гостиницы с точки зрения глубины и достоверности могут быть использованы по-разному:

1) Точное и глубокое использование стиля, не допускающее никакой исторической неточности, отступлений от традиций и правил.

2) Менее глубокое использование стиля, допускающее творческую интерпретацию, которая выражается в гармоничном вписывании в любой другой интерьер сочетания некоторых архитектурных элементов и типичных деталей данного стиля.

3) Использование лишь отдельных аксессуаров или элементов декора, влияющих на общее впечатление, производимое интерьером.

Таким образом, это уже не стиль, а своеобразная художественная стилизация. Наибольшую сложность в оформлении интерьера отеля составляет именно выбор стиля. Ведь, несмотря на достаточно свободную трактовку дизайнерских подходов, распространенное сегодня во всем мире, никто не отрицает тот факт, что не стоит сочетать под одной крышей стилистику жилища этно и новый урбанистический стиль, элегантный экспрессионизм и эпатирующий авангард. Всего должно быть в меру, и все должно смотреться органично и продуманно, с учетом не только характера заведения, но и части света, страны и даже города, в котором расположен отель.

 

Лекция 8. Разработка дизайн-проекта номерного фонда





Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2697; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 184.73.33.127
Генерация страницы за: 0.172 сек.