Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская богословская психология




Эмпирическая психология

 

Особое место занимает еще одно направление психологии, получившее название "эмпирическая психология". Оно было представлено в России такими известными учеными, как А.П. Нечаев, Г.И. Челпанов.

Для этого направления характерны, во-первых, непоследовательность, противоречивость методологической позиции; во-вторых, ориентация не на отечественную традицию в области человекознания, а на современные ей европейские идеи, прежде всего учение В. Вундта. Именно этим определялась значительно меньшая по сравнению с выше рассмотренными оригинальность данного подхода. Его противоречивость особенно ярко проявлялась в отношении к эксперименту и оценке его места в психологии.

Г.И. Челпанов как основатель психологического института в Москве, объективно способствовал пропаганде и развитию экспериментального метода в психологии. С другой стороны, рассматривал эксперимент лишь как условие улучшения интроспекции, доказывал, что значение экспериментального метода в психологии крайне незначительно и не с ним связано ее дальнейшее развитие.

 

Формированию этого направления способствовало множество этно-культурных, мировоззренческих, исторических предпосылок в общественной мысли России. Упомянем лишь, что традиция религиозно-психологических концепций восходит к началам древнерусской письменности и отечественной философской мысли и нашла отражение в посланиях Никифора, митрополита Киевского (XII век), поучениях Нила Сорского (1433-1508), Максима Грека (ок.1470-1555), Иосифа Волоцкого (1439/40?-1515), Григория Сковороды (1722-1794), Феофилакта, архиепископа Тверского (в миру - Ф.Л. Лопатинский) (70-е г. XVII в. - 1741), Паисия Величковского (1722-1794), Тихона Задонского (1724-1782), трудах Ф.А. Голубинского (1797-1854), Ю.Ф. Самарина (1819-1876), Ф.Ф. Сидонского (1805-1873), Н.Н. Страхова (1828-1896), Вл. Соловьева (1853-1900), П.Д. Юркевича (1827-1874) и многих других просветителей, духовных учителей и философов.

Как отмечалось, "все глубокие русские мыслители и философы были одновременно религиозными философами и богословами". В силу данного положения, достаточно сложно однозначно очертить круг мыслителей: ученых, психологов, богословов, философов, внесших свой вклад в формирование и развитие русской религиозно-психологической мысли.

В первую очередь именно эти особенности русского мировоззрения и составляют основу отечественной духовной психологии. В обобщенном виде, главные идеи этой психологии могут быть обозначены как психологический онтологизм и сводятся к ряду базовых положений:

· Рассмотрение душевного, души - как области исключительно внутренней реальности, познание внутреннего мира человека не снаружи, со стороны чувственно-предметных условий и закономерностей психического феномена

· Признание психического мира человека как некоторой самостоятельной сущности, живущей по своим законам, не соотносимым с законами материального мира, вернее, законам, бессмысленным и невозможным в нем.

· Признание непрерывности процесса сознания

· Признание тезиса о тождестве веры и знания как по их психологической природе, так и логическому строению, а соответственно и идеи о том, что вера возможна в качестве действительного познания, что не только внешнее восприятие и наблюдение, но и "самооткровение духа" может служить источником его познания

· Признание наличия свободы воли у человека при оригинальной трактовке самого понятия "свобода воли".

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.