Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Оптимизация осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления




 

1. Оптимизация деятельности органов государственной власти

и местного самоуправления при помощи внедрения современных

информационных коммуникационных технологий

 

В целях повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в области предоставления государственных услуг необходимо продолжить формирование единой инфраструктуры, позволяющей обеспечить взаимодействие всех информационных систем, используемых при предоставлении государственных услуг, на основании применения единых подходов и принципов такого взаимодействия (далее - инфраструктура электронного правительства).

Правовой основой создания инфраструктуры электронного правительства должен стать Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также подзаконные акты, принимаемые во исполнение указанного Федерального закона. Внедрение электронного правительства является одним из основных способов уменьшения временных и материальных затрат граждан и юридических лиц при взаимодействии с государством, а также снижения нагрузки на органы государственной власти. Достижение указанной задачи возможно при условии осуществления электронного взаимодействия граждан и юридических лиц с государством на всех стадиях предоставления государственных и муниципальных услуг.

Одним из необходимых элементов реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является создание федерального реестра, содержащего сведения о предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах (функциях), который является информационной основой единого портала.

Федеральный реестр должен являться базовым источником информации об указанных услугах (функциях), порядке их предоставления, местах предоставления, требуемых от заявителя документах (с образцами), нормативных правовых актах, регламентирующих их предоставление (исполнение), иной необходимой справочной информации.

Должна быть обеспечена юридическая значимость размещаемой в федеральном реестре и предназначенной для публикации на едином портале информации. В дальнейшем одним из условий предоставления соответствующих услуг (функций) должно стать размещение полной и достоверной информации о них в федеральном реестре.

 

Предоставление государственных и муниципальных услуг

в электронной форме

 

Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено право заявителя на получение государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Предоставление (исполнение) государственных услуг (функций) в электронной форме должно осуществляться с использованием единого портала. Государственные услуги (функции) в электронном виде должны предоставляться при условии однозначной идентификации заявителя.

Доступ к информации, размещенной на едином портале, а также возможность получать государственные услуги в электронном виде должны быть предоставлены через центры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и о предоставляемых (исполняемых) ими государственных услугах (функциях) (далее - центры доступа). Центры доступа должны быть установлены в шаговой доступности для населения во всех городах. В других населенных пунктах Российской Федерации должен быть установлен как минимум 1 центр доступа.

Необходимо обеспечить возможность для заявителей совершать платежи в электронной форме в целях получения государственных услуг (налоговые платежи, государственная пошлина, погашение задолженностей и штрафов), а также возможность использования всех разрешенных законодательством Российской Федерации платежных средств при совершении платежей.

Перевод процедур предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид подразумевает возможность получения информации об услугах посредством сети Интернет, подачу документов заявителем в электронном виде, их обработку в системах электронного делопроизводства и направление результата услуги в форме электронного документа. Для внедрения электронных услуг необходимы прежде всего изменение и принятие новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, предусматривающих возможности и порядок получения наиболее востребованных и социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Необходимо провести инвентаризацию и формирование исчерпывающего перечня государственных и муниципальных услуг, требующих личного и непосредственного посещения федерального органа исполнительной власти заявителем либо представителем заявителя, а также государственных и муниципальных услуг, требующих необходимости представления документов и (или) материальных объектов.

При предоставлении заявителем документов, формы которых размещены на официальном сайте государственного органа исполнительной власти, а также на едином портале, должна оставаться возможность выбора электронной, телефонной или письменной формы взаимодействия с государственным органом исполнительной власти.

В целях создания юридически значимого электронного взаимодействия требуется обеспечение юридической значимости и приоритета данных в электронной форме.

 

Применение системы межведомственного

электронного взаимодействия

 

В пункте 3 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрены положения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г. и обязывающие органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, представлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций такие документы и информацию.

В целях реализации указанных положений необходимо обеспечить при предоставлении государственных и муниципальных услуг получение необходимых сведений из органов власти, в том числе в электронной форме, одновременно исключив требование предоставлять такие сведения заявителями.

В целях обеспечения однозначного толкования времени формирования сообщения при использовании системы межведомственного электронного взаимодействия необходимо создать электронный сервис, предоставляющий информацию о едином времени. Должен быть определен орган власти, уполномоченный на предоставление информации при помощи указанного электронного сервиса. Необходимо обеспечить использование данного электронного сервиса при эксплуатации всех информационных систем, подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия.

 

Использование информационных ресурсов,

определенных как базовые, при предоставлении

государственных и муниципальных услуг

 

Внедрение системы электронного межведомственного взаимодействия позволяет сократить перечень документов и сведений, предоставляемых гражданами и юридическим лицам при обращении за государственной услугой, за счет исключения необходимости предоставлять документы и сведения, имеющиеся в иных органах и организациях.

Для эффективного использования системы электронного межведомственного взаимодействия необходимо из числа государственных информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления выделить государственные информационные ресурсы, сведения из которых являются исходными (базовыми) для формирования иных государственных и муниципальных информационных ресурсов и при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Для базовых государственных информационных ресурсов необходимо предусмотреть особое нормативное правовое регулирование и реализовать первостепенный принцип по обязательному использованию сведений из базовых информационных ресурсов в качестве источника информации об учитываемых в них объектах и субъектах. При определении информационного ресурса в качестве базового должны быть однозначно определены объект (субъект) учета и единый идентификатор сведений об объектах (субъектах) учета, обеспечивающий уникальность.

Для оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо провести инвентаризацию государственных информационных ресурсов (государственных реестров, регистров, кадастров, иных государственных баз данных), а также обеспечить единообразный, унифицированный и автоматизированный порядок формирования, ведения и использования иных государственных и муниципальных информационных ресурсов.

В целях унификации работ в сфере межведомственного взаимодействия необходимо также завершить создание системы нормативно-справочной информации, необходимой для использования базовых реестров, обеспечить развитие системы нормативно-технической информации для унификации требований к государственным информационным системам, в том числе к схемам данных, а также для предоставления доступа заинтересованным лицам к справочникам и классификаторам, необходимым для предоставления государственных и муниципальных услуг. В дальнейшем сведения обо всех информационных ресурсах, содержащих уникальные сведения, за которые ответствен уполномоченный орган власти, обеспечивающий функционирование соответствующей информационной системы, должны быть размещены в этой системе и приведены в соответствие с требованиями к базовым информационным ресурсам. Функционирование информационных ресурсов, не носящих внутриведомственного характера, является нецелесообразным и должно быть прекращено.

 

2. Обеспечение открытости и доступности информации

о деятельности органов государственной власти и органов

местного самоуправления и формируемых

ими информационных ресурсах

 

Серьезным достижением в области обеспечения открытости публичных органов стало принятие Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и ряда подзаконных актов. На практике положения актов, регламентирующих размещение информации о деятельности органов исполнительной власти в сети Интернет, выполнены не в полной мере.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" определило ряд требований к составу информации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти и установило необходимость регулярного мониторинга сайтов органов власти.

Размещение в свободном доступе информации о деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых ими информационных ресурсах позволяет сделать деятельность указанных органов более понятной и предсказуемой для граждан и организаций, а также уменьшить нагрузку на указанные выше органы за счет снижения количества поступающих обращений.

В указанной сфере необходимо обеспечить свободный доступ через сеть Интернет к содержимому основных федеральных государственных информационных ресурсов и систем, за исключением сведений, которые составляют охраняемую законом тайну, исключив случаи установления платы за предоставление информации из государственных информационных ресурсов в соответствии с ведомственными актами.

Необходимо расширить перечень сведений о проведении государственного (муниципального) контроля, подлежащих обязательному опубликованию на сайтах органов. Должны публиковаться результаты проведения плановых и внеплановых проверок (к примеру, публикация наименований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена или прекращена (по решению суда) либо продукция которых отозвана с рынка), а также статистика.

 

Создание сети центров телефонного обслуживания граждан

и организаций

 

Во всех федеральных органах исполнительной власти и внебюджетных фондах должны быть созданы центры телефонного обслуживания граждан и организаций или организованы "горячие линии" по вопросам предоставления (исполнения) государственных услуг (функций). В каждом субъекте Российской Федерации должен быть создан единый центр телефонного обслуживания по вопросам предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций).

Должна быть обеспечена возможность переключения входящего вызова, поступившего в любой орган власти, в центр телефонного обслуживания или на "горячую линию" того органа власти, в полномочия которого входит предоставление информации по заданному вопросу.

Необходимо обеспечить использование единой экспертной системы центров телефонного обслуживания, предназначенной для подготовки ответов на вопросы граждан, поступившие в центр телефонного обслуживания или на "горячую линию". Для этих целей в каждом органе власти должен быть определен эксперт (эксперты), подготавливающий ответы на зафиксированные в системе запросы.

 

3. Совершенствование системы оценки

регулирующего воздействия

 

Развитие института оценки регулирующего воздействия нельзя признать завершенным. Для его эффективного применения целесообразно расширить сферу оценки регулирующего воздействия. Так, в настоящее время на заключение об оценке регулирующего воздействия направляются проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проекты актов, вносимые федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации, регулирующие отношения в следующих сферах:

организация и осуществление государственного контроля (надзора);

установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции или связанных с ними требований к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации для обеспечения безопасности процессов производства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 94 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" оценка необходима и для актов, устанавливающих требования к работам и услугам;

оценка соответствия продукции или процессов производства предъявляемым требованиям. Представляется необходимым в дальнейшем включить это требование и в иные проекты актов, если они затрагивают интересы субъектов предпринимательской деятельности.

По мере становления института оценки регулирующего воздействия должен быть осуществлен переход к ведомственной системе оценки регулирующего воздействия. Проведение оценки должно обеспечиваться органом, принимающим нормативный правовой акт, на этапе его разработки. Министерство экономического развития Российской Федерации должно быть наделено полномочиями по проверке правильности проведения оценки регулирующего воздействия, выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию и координации в этой сфере.

Необходимо последующее отслеживание индикаторов достижения целей регулирования, заявленных разработчиком правового акта при его первоначальной оценке.

Должны быть созданы и обеспечены нормативные и организационные условия для распространения оценки регулирующего воздействия на региональный и муниципальный уровни публичного управления.

Необходимо создание открытого государственного информационного ресурса оценки регулирующего воздействия, показывающего в открытом доступе проекты нормативных правовых актов на ранних стадиях разработки и иные аналитические материалы. Процедуры сбора, обработки и анализа информации о мерах государственного регулирования, а также этапы оценки регулирующего воздействия должны быть автоматизированы.

 

4. Развитие механизмов досудебного обжалования

 

Наличие механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления и их должностных лиц является необходимым для обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для этого должен быть установлен специальный порядок рассмотрения административных жалоб и принятия по ним решений, отличный от порядка рассмотрения иных обращений граждан и организаций.

В случае нарушения порядка и сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных административными регламентами (а в случае их отсутствия - соответствующими нормативными правовыми актами), заявитель должен иметь возможность обратиться с жалобой в письменной, электронной форме или по телефону. Необходимо обеспечить гражданам и организациям возможность оперативно подавать жалобу в местах предоставления государственных и муниципальных услуг, в многофункциональных центрах, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования - через единый портал, официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Жалоба должна рассматриваться в сокращенные сроки.

Предполагается установление административной ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных порядка и сроков предоставления государственных услуг, а также порядка рассмотрения жалоб.

На региональном уровне должны быть приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение установленного порядка предоставления услуг.

Для обеспечения полноценной реализации механизмов досудебного обжалования должна быть создана соответствующая федеральная информационная система.

Наряду с процедурой досудебного обжалования также необходимо развитие механизмов стимулирования государственных и муниципальных служащих за качественное предоставление государственных и муниципальных услуг.

 

5. Оптимизация численности государственных

и муниципальных служащих

 

Необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию численности государственных и муниципальных служащих с целью установления обоснованной штатной численности, объективно необходимой для реализации государственных полномочий.

При этом первоочередной задачей является оптимизация штатной численности федеральных органов исполнительной власти в связи с принимаемыми решениями по оптимизации государственных (муниципальных) услуг и контрольно-надзорных и разрешительных функций.

Требуется проведение оценки потребности в кадровых ресурсах для каждого вида властных полномочий органов власти (специфические, нормотворческие и типовые). Оценка потребности должна базироваться на обоснованных нормозатратах времени на осуществление конкретных административных процедур и количестве соответствующих совершаемых административных действий.

Оценка потребности в кадровых ресурсах должна проводиться в первую очередь в отношении обладающих наибольшей численностью федеральных служб и агентств, исполняющих наиболее востребованные контрольно-надзорные функции и предоставляющих государственные услуги.

При этом необходимо учитывать влияние на потребность в штатной численности следующих факторов:

оптимизация предоставления (исполнения) государственных функций (услуг) (в том числе сокращение излишних государственных функций);

развитие системы многофункциональных центров;

повышение эффективности работы федеральных государственных служащих за счет автоматизации отдельных административных процедур и организации дистанционного взаимодействия с заявителями.

В настоящий момент в штатных расписаниях федеральных органов исполнительной власти сохраняется значительное число работников, исполняющих обеспечивающие функции. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти исполняют значительное число функций, для реализации которых не требуются властные полномочия. В связи с этим для оптимизации численности государственных и муниципальных служащих целесообразно развивать механизмы аутсорсинга в деятельности федеральных органов государственной власти.

 

VI. Отраслевые меры по совершенствованию разрешительной

и контрольно-надзорной деятельности

 

В рамках повышения эффективности государственного управления и снижения избыточных административных барьеров одной из ключевых задач является совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных сферах общественных отношений.

Указанная работа проводится в соответствии с графиком реализации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации.

Совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций по наиболее значимым и востребованным сферам общественных отношений должно существенно уменьшить временные, организационные и финансовые издержки организаций при взаимодействии с государством, в том числе:

выявить и исключить избыточные и дублирующие административные процедуры осуществления государственного и муниципального контроля (надзора);

сократить количество проверяемых документов;

усовершенствовать нормативно-правовое регулирование порядка осуществления контрольно-надзорной деятельности органов публичной власти.

В целях надлежащего решения поставленных задач необходимо детально рассмотреть сложившуюся в каждой сфере общественных отношений ситуацию по осуществлению контрольно-надзорной и разрешительной деятельности и разработать комплекс мероприятий организационно-правового характера.

Алгоритм устранения административных барьеров и совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций по сферам общественных отношений включает в себя несколько этапов.

На первом этапе обеспечивается проведение анализа сложившейся практики и порядка осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций по каждой из сфер общественных отношений, осуществляется фиксация типичных проблем и нарушений законодательства в целях выявления областей, работа по совершенствованию которых должна быть проведена в первую очередь.

На следующем этапе формируются межведомственные рабочие группы, проводится цикл совещаний с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями научных, общественных и экспертных организаций, готовятся предложения по оптимизации осуществления контрольно-надзорных полномочий, в том числе по внесению изменений в законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, а также обеспечиваются разработка проектов новых нормативных правовых актов и их публичное обсуждение. На основе подготовленных предложений формируются планы-графики их реализации, устанавливающие в том числе сроки принятия законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.

На заключительном этапе сформированные планы-графики реализации предложений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности рассматриваются на заседаниях Правительственной комиссии по проведению административной реформы и утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации.

По указанному алгоритму совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных сферах общественных отношений Правительством Российской Федерации приняты решения, затрагивающие сферы образования, сельского хозяйства, рыболовства, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия, строительства, миграции и паспортно-визового обслуживания граждан, регистрации актов гражданского состояния, транспорта, экспорта высокотехнологичной продукции, а также регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В целях выявления результата от реализации предложений по оптимизации контрольно-надзорной деятельности необходимо регулярно проводить независимый мониторинг реализации принятых решений.

Несмотря на то что ряд поставленных в 2009 - 2010 годах задач по совершенствованию контрольно-надзорной и разрешительной деятельности решен, необходимо продолжать подготовку краткосрочных и долгосрочных планов по снижению административных барьеров в иных сферах, в частности в сферах природопользования, охраны окружающей среды, промышленной безопасности, связи, транспорта и таможенного регулирования.

Дальнейшее использование аналогичного алгоритма также представляется оправданным при проведении работы по снижению административных барьеров субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. При этом очевидно, что такая работа должна вестись в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий органов государственной власти.

Результатом реализации всех указанных мероприятий должно стать устранение максимального количества избыточных административных барьеров, снижение уровня коррупции и внедрение современных механизмов управления, что позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность российской экономики и обеспечить формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.