Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания




Работа по гармонизации аффективной сферы, формирование и коррекция иерархии уровней базовых аффективных состав­ляющих должны лежать в основе всей работы психолога с эмоционально-личностной сферой ребенка, «выстраивания» его межличностных отношений.

Все социально-личностное становление ребенка является естественным продолжением формирования в раннем возрасте и дальнейшим «наращива­нием» базальной структуры аффективных регуляций, базовых аффективных составляющих всей психической деятельности человека.

В этой связи становится максимально актуальной не только развивающе-коррекционная работа с «верхними» феноменологическими уровнями эмоционально-личностной сферы и межличностных отношений детей и под­ростков, но и, в первую очередь, гармонизация базальной аффективной сферы как основы поведения и сознания человека.

Поэтому мы рассматриваем систему коррекционной работы О.С. Николь­ской как наиболее эффективную программу развития и коррекции эмоцио­нально-личностной сферы детей применительно не только к детям с РДА, на модели которого она и была создана, но и к самым различным катего­риям детей с отклоняющимся развитием. Фактически эта система не имеет противопоказаний к использованию, так как у любого ребенка, к какому бы типу развития он ни относился, должна быть сформирована как гармонич­ная система базальной аффективной регуляции, так и ее высшие компонен­ты — непосредственно эмоционально-личностная сфера. На наш взгляд, со­временных аналогов, сравнимых по глубине проработки и «технологичнос­ти», нет ни в нашей стране, ни за рубежом.

Теснейшим образом к данной системе регуляции аффективно-эмоцио­нальной сферы примыкает и одно из современных направлений глубинно-психологически ориентированной психотерапии, известное как «кататимное переживание образов (символдрама)». В качестве метафоры можно охарак

теризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день примерно пятнадца­ти направлений психотерапии, использующих образы, символдрама явля­ется наиболее глубоко и системно проработанным, технически организован­ным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Практика работы отдельных образовательных центров г. Москвы и не­которых образовательных учреждений коррекционного типа показала, что этот метод наиболее «интегративно» и адекватно может быть использован для работы с различными типами отклоняющегося развития, показывает хорошие результаты и, что самое главное, может быть эффективно «встро­ен» в образовательное пространство. Рассматривая его с точки зрения гар­монизации уровневой аффективной организации развития ребенка, следует отметить, что этот метод как никакой другой реализует (пусть даже в не­сколько другой системе и другом режиме) основные положения и принци­пы этого подхода. Поэтому мы сочли необходимым выделить этот метод коррекционной работы в отдельный раздел.

Основы программы по формированию базовой аффективной регуля­ции (гармонизация уровневой регуляции аффективной сферы по О.С. Никольской)

Поскольку данная программа представляет собой чрезвычайно много­гранную, развернутую и детально проработанную систему, в настоящей работе описаны лишь основные, наиболее существенные моменты ее пост­роения. В наши задачи не входит конкретное описание программы, разра­ботанной в школе К.С. Лебединской — О.С. Никольской.

В условиях психологической работы с эмоционально-личностной сферой ребенка важно обращение к базальной аффективной сфере. Таким образом, работа психолога должна ориентироваться не только на совершенствование высших личностных образований, но и на направленную стимуляцию ба-зальных механизмов, на которую опираются, в свою очередь, высшие лич­ностные структуры. И здесь можно говорить об использовании принципа он­тогенетического становления, в данном случае — аффективных структур. Подобный путь оказывается значительно более эффективным, чем «работа с феноменом».

Таким образом, одной из первых задач, решаемых в контексте уровневого подхода к работе с эмоционально-аффективными структурами, является преимущественная ориентация воздействий на собственные резервы и меха­низмы базальной аффективной сферы.

Несмотря на то, что разработано множество психотерапевтических при­емов и методов, направленных на изменение эмоционального состояния, необходимо учитывать, что любое (выделено авт.) вмешательство в аффек тивную сферу «...воздействует не только на конкретное патологическое про­явление, но ведет к изменению соотношений в целостной структуре эмоци­ональной регуляции». Поэтому второй, и важнейшей, задачей психо­логической работы является ориентация на структуру уровней в патоло­гически измененной или несформированной аффективной системе. Таким образом, психокоррекционная работа уже с самого начала ориентируется не на деактуализацию определенных эмоционально травмирующих ситуаций, купирование отдельного патологического симптома, а на определенный уровень проявления этого симптома. Ведь отработка, даже очень качествен­ная, правильных социально приемлемых эмоциональных реакций в одной конкретной ситуации не может гарантировать адекватности ребенка в дру­гих обстоятельствах.

Поэтому третья задача состоит в поиске места данного симптома в иерархии признаков аффективной дезадаптации. Правильно выбранные психокоррекционные приемы должны помочь ребенку усовершенствовать дос­тупные ему способы аффективной адаптации к окружающему (в широком смысле этого слова), обеспечить ему максимально возможный комфорт в контакте с окружающим миром, побудить к углублению этого контакта, к усложнению возникающих аффективных задач, тем самым формируя меха­низмы эмоциональной адаптации нового, более «высокого» уровня регуля­ции.

Вместе с тем выбор точных психокоррекционных приемов еще не может сам по себе обеспечить успех. Психокоррекционный подход должен сочетать прицельную «тактическую» работу над дефицитарными механизмами аффек­тивной адаптации с общим «стратегическим» воздействием на аффективную структуру в целом, то есть отладку целостной структуры базальной аффек­тивной организации. Поэтому четвертой задачей психолога в его работе с базальной эмоциональной сферой является определение синдрома имеюще­гося отклонения аффективного развития, то есть выявление «искажений» иерархии отношений внутри системы аффективной организации и связан­ная с этим разработка коррекционных воздействий, направленных на пере­структурирование данной системы.

Такая организация коррекционной работы включает, во-первых, укреп­ление смысловой иерархической связи между аффективными уровнями, в которой доминирующую роль играет четвертый уровень, организующий эмоциональное взаимодействие с другими людьми и контролирующий с этой точки зрения включение низших отделов, и, во-вторых, она предполагает стимуляцию развития тонической функции всех базальных уровней. Это способствует поддержанию активности, устойчивости, направленности ребен­ка на контакт с окружающим миром, адекватное общение с людьми, стрем­ление к преодолению трудностей.

Содействие развитию тонической регуляции эмоциональной системы, обеспечение для этого притока необходимых аффективных впечатлений является пятой задачей, решаемой в программе уровневой регуляции аф­фективной сферы. Необходимая интериоризация приемов тонизирования аф­фективной регуляции достигается отработкой приемов поведения в адекват­ных культуре играх и навыках социального поведения. Идеальной целью коррекционных программ, в основе которых лежит уровневой подход к стро­ению аффективной сферы, является формирование устойчивых поведенчес­ких механизмов, обеспечивающих на доступном ребенку уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

Программа гармонизации уровневой регуляции представляет собой оп­ределенный последовательный ряд этапов, опирающихся на выявленный характер дезадаптации или несформированности аффективной сферы, скла­дывающийся в целостный синдром аффективной дезадаптации (соответству­ющий тому или иному типу отклоняющегося развития). Точно так же выявление сохранных уровней аффективной организации, чувстви­тельность ребенка к стимулам следующего (несформированного или дезадап­тированного) аффективного уровня позволяют непосредственно актуализи­ровать ту зону ближайшего развития, которая актуальна не только в рабо­те с интеллектуальным недоразвитием, но может быть определена и по отношению к работе со сферой аффекта и эмоций.

Таким образом, основные принципы построения коррекционных про­грамм, сохраняют свою актуальность и в программе уровневой регуляции аффективной сферы. Еще раз подчеркнем, что характер, последовательность и организация каждого этапа программы отражают не только особенности работы с детьми с искаженным развитием преимущественно эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), на модели которого она и была разработана, но и могут быть «транслированы» на различные виды отклоняющегося развития.

Первоначальными условиями проведения эффективной коррекционной работы является выявление «глубины» аффективной дезадаптации и ее со­отношения с уровнем несформированности (недоразвития) познавательной деятельности.

На начальном этапе работы необходимо установить аффективный кон­такт, эмоциональное взаимодействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации. Психологическая коррекция данного типа предполагает одновременное развитие тонической основы аффективной регуляции и отработку способов аффективного приспособления к окружа­ющему. Первая тенденция должна несколько опережать вторую. Вначале не­обходимо «поднять» эмоциональный тонус ребенка за счет привычных ему впечатлений, соответствующих тому уровню аффективной организации, к которому он максимально приспособлен. Одновременно с помощью соответ­ствующих приемов должна развиваться потребность ребенка во впечатлениях доступных ему уровней, находящихся исходно в «угнетенном» состоянии, и формироваться социально адекватные способы их получения во взаимо­действии с внешним миром.

Регуляция эмоционального взаимодействия с ребенком также сначала должна происходить на основе доступного ему уровня организации. На высшем из доступных уровней проводится достаточно длительная отработ­ка взаимоотношений с окружающим, восстановление адекватной этому уров­ню аффективной картины мира, способов реагирования на его (мира) воз­действия.


Следует отметить, что любое коррекционное воздействие должно осуще­ствляться под эмоциональным контролем четвертого уровня с «настройкой» ребенка на эмоциональное сопереживание. Возможность такого эмоциональ­ного включения и сопереживания является критерием формирования адек­ватных способов тонизирования.

На основе достигнутого «благополучия» в контактах с миром становится возможным усложнение этого взаимодействия с одновременным формирова­нием механизмов следующего уровня, что способствует формированию бо­лее сложных способов поведения, соответствующих этому новому уровню. Но и эта работа не может быть изолирована от эмоционального сопережи­вания и контакта с близкими, расширения «стереотипов» взаимодействий с ребенком и форм эмоционального контакта.

Подобное «упорядочение базальной аффективной организации дает воз­можность перейти к работе по развитию самосознания, самооценки ребенка, ролевых отношений, социально-адекватных его возрасту и интересам».

Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия)

Как уже отмечалось, метод символдрамы (метод «переживания снови­дений наяву») как один из методов глубинно-психологически ориентирован­ной психотерапии оказался высокоэффективным при работе с детьми с раз­личными типами дисгармонического развития (психосоматическими заболе­ваниями, невротическим развитием личности), преимущественно интрапунитивного типа, и является наиболее глубоко, системно проработан­ным и технически организованным.

Название метода происходит от греческих слов ката — «соответствую­щий», «зависящий» и тимос — одно из обозначений «души» (в данном слу­чае имеется в виду эмоциональность). На русский язык название метода можно перевести как эмоционально обусловленное переживание образов.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером. Основу мето­да составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на за­данную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функции. Концепту­альная основа метода — глубинно-психологические, психоаналитически ори­ентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфлик­тов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а так­же его современного развития.

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символ-драме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджер­су и некоторые стратегии поведенческой терапии, например по Й. Вольпе.

Тем не менее символдрама — это не комбинация из смежных психотера­певтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме, таким образом, успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник.

Необходимость и эффективность применения этого подхода определяется тем, что психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются прежде всего на различные игровые техники и методы раз­говорной психотерапии. При помощи игры психолог, работающий с ребен­ком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного воз­раста, получает самую разнообразную информацию о бессознательных кон­фликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не при­бегая к вербальному толкованию.

Тем не менее в использовании игровой психотерапии существуют опре­деленные ограничения, связанные, с одной стороны, с возрастными грани­цами, а с другой — с определенными психическими структурами.

В работе с более старшими детьми и подростками игровая психотерапия теряет свою эффективность, и более важное значение приобретает разговор­ная психотерапия. При этом в значительной мере теряется присущая игро­вой психотерапии эмоциональная составляющая. В разговорной психотера­пии зачастую остается нераскрытой глубинная, бессознательная проблема­тика. Вступающие в действие психологические механизмы защиты и сопротивления скрывают важные бессознательные и предсознательные кон­фликты и страхи.

Хорошо зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми, например, работа со сновидениями или метод свободных ассоциаций, оказываются в основном малоэффективными в работе с детьми прежде всего в возрасте примерно от 8-ми лет до конца подросткового возраста. Эти трудности ста­новятся еще более ощутимыми в работе с детьми с дисгармоническим раз­витием различного типа. Именно в этих случаях хорошо себя зарекомендо­вала психологическая коррекция по методу символдрамы, с помощью ко­торой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в фор­ме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо суп­руги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психокоррекционной работы.

Инструментальной основой метода являются так называемые «стандар­тные мотивы».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.